В краю погибших вепсских деревень

Когда-то в этих благодатных, словно отмеченных Богом местах, жили люди: трудились, охотились и рыбачили, рожали и растили детей… Теперь от этих вепсских сел и деревень остались, в лучшем случае, отдельные полуразрушенные дома.

По старой военной дороге

Нажмозеро

Когда ранним сентябрьским утром автор этих строк отправился из села Ладва Подпорожского района Ленинградской области в сторону вологодской границы, промелькнула мысль, что путь будет нелегким: заросшая лесом, старая военная дорога не оставляла надежды на то, что догонит попутная машина. Да и годы уже не те, чтобы пешком преодолевать десятки километров. Но попутка все-таки догнала – самый надежный в этих краях автомобиль УАЗ, который в народе прозвали буханкой, вез на делянку бригаду лесозаготовителей из поселка Курба. Работники одного из лесопромышленных предприятий района, узнав, что я журналист, жаловались на низкую зарплату – в пределах 10 тысяч рублей. В это даже трудно поверить, ведь лесной бизнес считается весьма прибыльным делом. Видимо, хозяева предприятия знают, что в удаленных поселках и деревнях царит безработица, и всегда найдутся желающие трудиться в лесу даже за такие деньги.

Проехав с лесозаготовителями 5-6 километров, далее отправился пешком, уже с полной уверенностью, что теперь могу надеяться только на свои ноги – дальше проехать могла техника только на гусеничной тяге.

Три часа быстрого, без долгих перекуров пути по заросшей ольхой, изредка заваленной упавшими деревьями дороге, и глазам открылись нескошенные пожни, за которыми голубела гладь большого озера.

Здесь жили люди

Народ жил в этих краях столетиями. Да и как не жить, когда такие благодатные места были: полные дичи леса, реки и озера, богатые рыбой. Да и само месторасположение – ни землетрясений, ни наводнений, ни песчаных бурь, ни смерчей как не было, так и не предвидится. Но, увы, в конце 1950-х годов людей отсюда принудительно начали выселять. Власти посчитали, что дешевле будет выселить население многочисленных вепсских поселений Вытегорского района Вологодчины, чем строить и ремонтировать дороги, линии электропередач, сельскую инфраструктуру…

Села и деревни, полностью заселенные потомками древнего племени весь — Шимозеро, Кривозеро, Шатозеро, Нажмозеро, Линжозеро, Кленозеро... Увы, теперь на месте этих поселений, в лучшем случае, осталась лишь пара домов, в которых останавливаются рыбаки и охотники. А люди разбрелись по городам и весям.

Здесь когда-то стояли дома...

Более полутора десятка деревень были выселены в 1958 году из Вытегорского района Вологодской области. Сейчас их нет на картах России.

Великое «переселение» вепсов началось внезапно. Через партийные органы колхозов разнеслась страшная весть – в течение года уехать всем... Старики и пожилые люди хотели остаться на родной земле, но была команда «освободить территорию». Сейчас трудно представить, какой шок переживали жители деревень, покидая обжитые места. Люди бросали все: дома, пристройки, сараи, огороды, домашнюю утварь... Дорог в этом районе практически не было. Кому-то даже лошади не досталось для переезда и люди уходили пешком, с котомками на плечах.

Было несколько слухов о выселении:

1) на освобожденной территории будет военная база;
2) ввиду нерентабельности местных колхозов, переселить население для укрупнения соседних колхозов.

Часть населения изгнанных деревень перебралась в Ошту, Вытегру другие – в Карелию и Ленинградскую область.

Брошенные деревни естественно начали разрушаться. Многие приходили в свои деревни посмотреть любимые места, посетить кладбища, на рыбалку...

С каждым годом строений становилось меньше, зарастали поля кустарником. Снимались двери, окна, уносились иконы...

Так как освобожденная территория никак не использовалась, сюда стали пригонять на откорм молодых бычков и телят. И вот за 15-20 лет от деревни не осталось и следа. Нет ни одного строения, поля заросли кустарником, а где и лесом.

Живописные пейзажи озер остались такими же, а деревень нет. Только старые фотографии напоминают нам - здесь жили люди...

Снятся неспроста заповедные места…

Нажмозеро… Одна из бывших деревень Вытегорского района Вологодской области. В детстве и молодости, в 1970-80-е годы, я здесь бывал довольно часто. Более-менее проходимая для транспорта дорога в Нажмозеро была проложена из Ленинградской области – порядка 23 километров от села Ладва. В 1970-80 годах, когда деревня уже была нежилой, здесь оставалось несколько сохранившихся домов. По договоренности с властями Вологодчины, в летний период здесь осуществлялся выпас скота, а если говорить человеческим языком – в Нажмозере летом пасли совхозных телят. Мой дядя, Михаил Терентьевич Абрамов был одним из пастухов. Благодаря этому обстоятельству, значительная часть моих летних школьных каникул прошла именно в этой заброшенной деревне.

Кроме телят, в Нажмозере все лето паслись и лошади. До сих пор помню их имена: Партизан, Буян, Рыжко, Минутка… Помню, что вороной Партизан, оправдывая свое имя, все старался свернуть с дороги в чащу, невзирая на седока и поклажу. А красный конь моего детства – кобыла Минутка, мне, как не очень искусному наезднику, нравилась больше других лошадей в силу своего мирного характера. Где-то в архивах хранятся снимки Минутки, сделанные первым школьным фотоаппаратом «Смена 8»…

Лошади здесь, в отличие от деревни, где их заставляли трудиться, чувствовали себя весьма вольготно. Мы, мальчишки, пешком, а это более 20 верст от ближайшей деревни, приходили сюда на рыбалку. Ловили рыбу, а тогда это нетрудно было сделать – не нужно было никаких навороченных спиннингов, достаточно было прицепить какую-нибудь худенькую блесенку к толстой леске, и на утренней зорьке прокатиться по озеру. После этого днище лодки-долбленки было завалено крупными, красноперыми окунями. Трудность была в доставке улова к месту проживания. Тогда и начиналась операция по ловле лошади, заранее была припасена уздечка. Иногда легко, иногда с большим трудом коня удавалось поймать. Тогда грузили на него мешки с рыбой, садились сами, естественно о седле и речи не шло, и отправлялись в многочасовой путь. Перед самой деревней лошадь отпускали, и она с радостью, галопом неслась обратно, в заповедные места…

Заросли ольхой могилы…

Дома нет, лишь только стены,
Гнезд не вьют весною птицы.
Чую – врезанные вены,
Вижу – мертвые глазницы…

Увы, стен домов тоже не осталось, их разобрали на дрова и сожгли на дрова рыбаки, благо дорога теперь подходит к самому озеру, можно хоть на «Жигулях» подъехать.

Побродив по берегу озера, пришел к тому месту возле вековых елей, где, еще в начале 1980-х стояла часовня. Здесь, даже после того, как последние жители покинули деревню, оставались иконы, затем их не прибрали к рукам городские «ценители живописи». Но часовня еще долгое время оставалась целой, пока сюда не проложили дорогу вологодские лесозаготовители. Рыбаки, целыми автобусами приезжающие сюда из близлежащих вологодский поселений – Бабаева, Пяжелки, Колошмы – попросту раскатали храм божий на бревна и сожгли в кострах.

Несколько лет назад один мой знакомый, житель Подпорожья по имени Михаил, попросил проводить его в Нажмозеро, где у него похоронена бабушка. Добравшись до урочища, мы пришли на то место, где когда-то стояла часовня, возле которого и было небольшое кладбище. Но поиски какой-либо могилки успехов не принесли – только ольха, крапива, да малинник…

Именно после этого похода в Нажмозеро, к затерянной могиле, и родилось это стихотворение «На родине».

У земли иссякли силы
И рожает – только беды.
Заросли ольхой могилы,
Где лежат отцы и деды.
Плата – слишком дорогая…
А могло все быть иначе.
И земля лежит – нагая,
Журавлиным криком плачет…

От Вытегры и до Чукотки

Налюбовавшись осенними красотами, пошел дальше по берегу – нужно было искать пристанище на ночь. Вдали, на другой стороне озера, виднелось зеленого цвета сооружение – то ли домик, то ли будка. Отправившись к нему, вскоре наткнулся на джип «Тойота Ленд Крузер» с московскими номерами, возле которого двое молодых людей готовили на костре обед. Познакомились. Москвичи уже не первый раз приезжают сюда отдыхать и охотиться на уток. Но в этот раз жарили не дичь, а припасы, привезенные с собой. Пожаловались, что все утки разлетелись по другим озерам после того, как здесь, в день открытия охоты устроили настоящую пальбу.

По дороге к зеленому домику узнал знакомые очертания пастбищ и пожен. В одно лето мы с отцом на мотоцикле ездили сюда на сенокос. Тогда все сенокосные угодья вокруг деревни были совхозные, и частникам, чтобы прокормить свою буренушку, приходилось искать пожни вдалеке. И вот однажды соседи разрешили нам заготавливать сено в Нажмозере, на угодьях, которые принадлежали им. Сейчас, именно на этих пожнях, рядом с озером и стоял красивый, ухоженный домик с цифрами 2004 на стене.

Видно, что хозяева этой «дачи» не «временщики» и часто наведываются сюда. Вокруг домика все говорило о хороших хозяевах: скошенная трава, навес от дождя над кострищем, ступеньки и перила на спуске к озеру… На дверях не было замка, а внутри домика также все было ухожено, на стенах висели репродукции картин в довольно приличных рамках, а на столе лежала своеобразная «книга отзывов». Вечером, под приятный гул растопленной кирпичной печки, я посмотрел записи в этой тетради. Здесь, в основном были комплименты по поводу местной природы и слова благодарности в адрес хозяев домика – Александра и Татьяны. Некоторые авторы записей живут весьма далеко от этих мест, одна семья приезжала отдыхать сюда… с Чукотки. Опять же задумаешься – почему власти заставили народ покинуть эти благодатные края?!

Иногда заглядывают инопланетяне

Утром, спустив на воду лодку, отправился осматривать окрестности. Немного проплыв вдоль берега, на каменистом мысу увидел другой домик, который, при ближайшем рассмотрении, оказался баней, также ухоженной, отделанной вагонкой. Рядом обнаружил пожарище – домик по какой-то причине сгорел. Остались, кроме бани, что-то вроде беседки и довольно приличный туалет с матовой стеклянной дверью. И это в глуши, в десятках километров от ближайшего жилья!

Проплыв вдоль берега еще километр, увидел еще одно свежее пожарище… да что же это такое, война какая-то прошла!

Возвращаясь к зеленому домику, услышал шум лодочного мотора, затем увидел и вынырнувшую из-за мыса резиновую лодку с двумя пассажирами на борту. Кажется, сегодня мне придется искать другое место для ночлега.

Татьяна и Александр Баданины – хозяева домика, оказались весьма благодушными и гостеприимными людьми. Сами они – «молодые пенсионеры», живут в городе Бабаево, это районный центр в ста километрах от Нажмозера. Эти места им очень понравились, и в 2004 году решили построить домик на берегу озера.

– Позвали на помощь родственников, друзей, привезли машину бревен, досок, обшивочного материала и за пару дней подняли домик, – рассказывает Александр. Уже позже территорию вокруг благоустроили. Хорошо, что дорога есть, прямо до воды доехать можно.

– Теперь все свободное время здесь проводим. Дети и внуки также полюбили Нажмозеро, часто бывают, особенно летом, – добавляет Татьяна. – Летом – рыбалка, дети и внуки еще под водой с аквалангом плавают – вода в озере светлая очень. Осенью – грибы, ягоды. Зимой Новый год здесь встречаем, на лыжах катаемся, рыбу ловим… Благодатная земля, словно кусочек рая! Я, как однажды НЛО здесь увидела, так с тех пор верю, что это – Богом отмеченное место.

Татьяна и Александр Баданины и их гостеприимный домик

(Интересно, что уже в городе, рассматривая фотографии с этого путешествия, на одном из снимков нажмозерских пейзажей, автор этих строк обнаружил странное пятнышко, которое, при значительном увеличении, стало напоминать силуэт летающей тарелки)

Во время ужина хозяева домика рассказали историю сгоревших домиков. Оказывается, их построили москвичи, которые также, в течение многих лет, отдыхают здесь. А кто поджигал – история умалчивает, но, скорее всего, жители близлежащих деревень, недовольные тем, что домики возвели «чужеземцы», да еще и двери на замок закрывают.

После ужина Александр проводил меня на мыс, где стояла банька, бензопилой напилил дров, и я вполне комфортабельно провел здесь ночь, в одиночестве напевая, благо никто не слышит, строки Высоцкого «растопи-ка мне баньку, хозяюшка». Поздно вечером, перед тем как лечь спать, вышел к озеру и увидел вдали лучи фар, скользящие по водной глади. Современные рыбацкие технологии оставляют все меньше и меньше шансов рыбе выжить и размножаться. Возможно, кололи острогами нажмозерских щук именно те люди, которые и поджигают домики на берегу озера.

Здесь берет начало река Оять

Утром моросил мелкий дождь, но нужно было возвращаться домой. Простившись с Баданиными, отправился в дальний путь. Решив немного срезать, заблудился – знакомая с детства дорога заросла и походила скорее на мелколесье. Пришлось доставать компас и по азимуту выходить на близлежащее знакомое озеро. Им оказалось Чаймозеро, в названии которого угадываются даже не вепсские, а, скорее – саамские мотивы. Расположенное на Вологодчине, но всего в нескольких километрах от границы с Ленинградской областью, озеро, в первую очередь известно тем, что из него вытекает Оять, если процитировать участника одного из форумов в Интернете, «великая вепсская река Оять».

Действительно, в 20-30 километрах отсюда, вниз по течению Ояти, на ее берегах расположены первые вепсские деревни: Ладва, Курба, Шондовичи… Но эти поселения, их жители, это уже тема другого материала. А пока что, зафиксировав на фотокамеру Чаймозеро поры «бабьего лета», исток Ояти (река начинается не с голубого ручейка, а в 2-3 метра шириной), автор этих строк отправился в дальний путь. Уже затемно, валившийся с ног от усталости – за день отмахал порядка 30 километров, добрался до родного дома в селе Ладва.

Вместо эпилога

Санкт-Петербург, Петрозаводск, Подпорожье, Лодейное Поле, Алеховщина, Надпорожье, Вознесенье, Винницы, Ошта, Вытегра … вот неполный перечень городов и сельских поселений, где сейчас живут люди, которые, волею судьбы и приказу властей, покинули благодатные места. Впрочем, многих «переселенцев» уже нет в живых, время, увы – неумолимо. Но остались их дети и внуки, многим из которых, небезразличны названия уже не существующих деревень, которых однажды, по разнарядке сверху, признали «неперспективными». Хочется, чтобы память и них сохранилась. И кто знает – что здесь будет через 30-40 лет, ведь история развивается по спирали...

Николай АБРАМОВ - для Инфоцентра FINUGOR,
фото автора

Комментарии

  1. Как жаль... мои дедушка и бабушка родом оттуда. Стыдно, но ни разу не была на их родине
  2. Предки вепсов, известные по летописям как «чудь» и «весь», образовали вместе с Русью племенной союз, ставший основой русского государства. Они являлись участниками совместных с Русью дальних военных походов. Русь и Весь одновременно приняли христианство. Один из самых почитаемых святых Православной церкви — Александр Свирский — был чудянином, вепсом с реки Ояти.
  3. Кстати, Александр Свирский представлен от вепсов в конкурсе "ИМЯ". И автор этого материала - писатель Н. В. Абрамов также присутствует.
  4. Ох, прочитала на одном дыхании! История переселения в Мурманской области такая же. Как же мне хочется найти документы, которые одним росчерком пера вычеркивали жизни людей, переселяли с насиженных мест! Когда у нас организовываются поездки бывших переселенцев, (а их осталось очень мало), без слез и тоски смотреть нельзя, как прижимаются они к порожкам бывших домов, целут кресты, где захоронены предки! И каждый раз удивляюсь: КОМУ это пришло в голову!? Жили люди на земле, ее кормились, КОМУ!? Хотя ответ понятен и прост, но ... ведь и сегодня поднимаются бредовые идеи и, так же, пытаются людей убедить, что нужно освоение, нужен газ, нефть, нужно золото и ЧТО!?СПАСИБО за статью, где слеза, где тихая радость, изумительно, но как будто в своей деревне побывала!!!
  5. В краю погибших деревень живет лишь только тень - двойник души заброшенной моей . А может все наоборот -  и там душа моя живет  , а я двойник ,   в чужом краю брожу и смысл в жизни все ищу .... 
  6.  Белочка , это сложно назвать творчеством... :-)   Статья  касается  души ....Бывает , что деревня живет , но нет людей , которые раньше жили и дома твоего давно уж нет , а ты живешь -  вокруг да около....Печально....
  7. Спасибо, Arvo, за строки, и правда очень емко сказано. У наших саамских поэтов есть чудесные строки, особенно те, которые касаются оставленных родных мест. К сожалению не могу все написать, но... попробую(фрагментами):"Исток жизни" Аскольд Бажанов (родился в Ристикенте (Нотозеро))Только став окончательно взрослым,помирившись вконец с сединой,понимаешь - все лучшее в прошлом......Впереди за пологою сопкойЖдет меня голубая вода.И, болотом, предательски топким,Проскочу, не оставив следа!Вот и домик - столетние стены,Окна зорко глядят на восход.Это детство, здесь все неизменно,Это жизни священный исток!Здесь начало моей родословнойМилым холмиком в скорбном ряду.Видит прадед меня , безусловно,Я же в гости к нему иду!... 
  8. Живу в Выборге, но родственники со стороны жены родились именно там. Деревня назвалась Кривозеро. Хочу летом съездить. Может, кто-то откликнется родом из тех мест, расскажет - можно ли проехать и вообще.
  9. Хоть и старый коммент, но малоли - кому пригодиться. проехать на легковом авто не возможно (от д Ладва) - только на Ниве, до недавнего времени проехать вообще было невозможно,только 7 -9 км, затем 14км пешком, но с Нажмозера начали возить лес, так что дорога вроде как есть но тока для джипов.Да со стороны вологодской обл доехать без проблем - обычная щебенка...Самой деревни и даже ее останков найти я думаю не реально, мне лет 20 назад мой тогда еще живой дед показывал старые бараки на оз Чаймозере, так там вообще не понятно что даже какое-то строение было - просто холмик покрытый травой и мхом. Так что те кто мог бы точно указать место боюсь что уже и в живых нету, либо если и живы то дальше собственной калитки уже не в состоянии передвигатьсяДа кстати вода в Нажмозере абсолютно прозрачна и само озеро довольно большое, но вот рыбалка мне больше по душе в Чаймозере, там меньше рыбаков, заодно посмотреть на исток р.Оять всего 2метра :), да и попробывать порыбачить в ней можно (ловили на хвостик щук - штук 5-6 за раз, если берет)
  10. Хоть и старый коммент, но малоли - кому пригодиться. проехать на легковом авто не возможно (от д Ладва) - только на Ниве, до недавнего времени проехать вообще было невозможно,только 7 -9 км, затем 14км пешком, но с Нажмозера начали возить лес, так что дорога вроде как есть но тока для джипов.Да со стороны вологодской обл доехать без проблем - обычная щебенка...Самой деревни и даже ее останков найти я думаю не реально, мне лет 20 назад мой тогда еще живой дед показывал старые бараки на оз Чаймозере, так там вообще не понятно что даже какое-то строение было - просто холмик покрытый травой и мхом. Так что те кто мог бы точно указать место боюсь что уже и в живых нету, либо если и живы то дальше собственной калитки уже не в состоянии передвигатьсяДа кстати вода в Нажмозере абсолютно прозрачна и само озеро довольно большое, но вот рыбалка мне больше по душе в Чаймозере, там меньше рыбаков, заодно посмотреть на исток р.Оять всего 2метра :), да и попробывать порыбачить в ней можно (ловили на хвостик щук - штук 5-6 за раз, если берет)
  11. Здравствуйте ! у меня тоже родня с Кривозеро по линии прабабушки ! хотелось бы узнать фамилию ну и вообще пообщаться , свяжитесь со мной вот ссылка на мою группу в контакте http://vk.com/club112499676
  12. Вепсы из Питера, подскажите. По переписи 2002 года в С-Петербурге насчитали 319 вепсов. Сколько сейчас живёт в Питере?
  13. мой папа из деревни Ладва   Павлов Александр Семенович , поевилось желание узать все о д,Ладва когда основана ну и т.п
  14. В Карелии находиться  Ладва — посёлок в Прионежском районе Карелии и есть Ладва — деревня в Подпорожском районе Ленинградской области. в данный момент на карте обозначенна как д. Казыченская 
  15. В Карелии находиться  Ладва посёлок в Прионежском районе Карелии и есть Ладва деревня в Подпорожском районе Ленинградской области. в данный момент на карте обозначенна как д. Казыченская 
  16. Ладва-Ветка находиться в Карелии а в Ленинградской области д.Ладва но на картах ее обзывают Каыченская