В ЯНАО установили православный чум

Вот уже несколько лет весенний марафон спортивных и праздничных мероприятий, посвященных Дню оленевода в Пуровском районе на Ямале, открывают общерайонные соревнования по национальным видам спорта на кубок главы района, проходящие в фактории Кар-Нат - рассказывает "Приход.ру". В это день на берег Айваседо-Пура приезжают лесные и тундровые ненцы, коми-зыряне, южные ханты и северные селькупы. Праздник проходит два дня, и если посчитать количество чумов, то можно с уверенностью сказать, что в этот день в нем принимает участие вся пуровская тайга и тундра.

В 2016 году соревнования по национальным видам спорта в Кар-Нате проходили 21 и 22 февраля, и среди улицы чумов, стоящих среди вековых кедров и лиственниц, особо выделялся чум с установленной над входом иконой святителя Николая Чудотворца. Этот православный святой хорошо знаком коренным жителям Севера, они считают, что Старик-Миколай (так они называю святого) всегда приходит на помощь всем, кто в ней нуждается, борется с несправедливостью, помогает детям, содействует  тем, кто трудится.

По информации сайта Салехардской епархии, создание православного чума на центральной площади импровизированного стойбища стало общим проектом комитета культуры районной администрации, миссионерского отдела Никольского храма города Тарко-Сале и казаков Пуровского станичного казачьего общества. Непосредственно этой работой занимались специалисты парка культуры и отдыха «Северный очаг» из Тарко-Сале, имеющие специальные навыки в установке переносного северного жилища.

Чум – это древнейшее жилище ненцев, оно по всем параметрам отвечает кочевому образу жизни тундровиков и суровым условиям Севера. Железная печка посреди чума – практически единственное отличие, которое претерпело традиционное жилье коренных северян за последние триста лет; во всем остальном чум остался без изменений.

Чум для ненца – это не только жилье, но и культовое сооружение, определяющее и несущее в себе массу обрядов и запретов, регулирующих кочевую жизнь. К примеру, в чуме есть женская и мужская половины, есть место для хранения только мужских или только женских вещей. И при установке икон, подсвечников, столика для свечей и религиозной литературы казаки и настоятель Никольского храма города Тарко-Сале протоиерей Алексей Падылин постарались, при обязательном соблюдении всех православных канонов, максимально учесть обычаи и правила коренных жителей в размещении вещей и походной мебели внутри чума. Например, походный иконостас был размещен на противоположной от входа стороне чума – у ненцев эта часть их традиционного жилища считается священной. Для этого и сам чум был установлен так, чтобы его выход был ориентирован на западную сторону, тогда подставки для икон заняли восточную сторону чума.

Богослужение в православном чуме началось с водосвятного молебна, и к его окончанию в чум зашли первые посетители из числа коренных жителей. Это были две семьи лесных ненцев из стойбища Медвежья гора. Отец Алексий не раз бывал у них на стойбище, и увидев его в церковном облачении, ненцы поспешили к батюшке на встречу.

Общение с коренными жителями в православном чуме предусматривало не только проведение церковных треб, но и простое чаепитие, правда, хозяевам чума редко удавалось сесть за стол – порой в чум заходило столько народу, что даже перейти с его одной на другую половину было затруднительно. Особенно много было детей, многодетных семей и молодых мам с совсем маленькими детьми. Для общения со священником выстраивалась очередь, и пока одни общались с отцом Алексием и ставили свечи, другие пили чай. Так продолжалось весь первый день, пока не стемнело. Тогда жизнь в импровизированном стойбище затихла.

Как рассказал заместитель атамана Обско-Полярного отдельского казачьего общества подъесаул Петр Колесников, по просьбе коренных жителей на второй день была освещена целая фляга воды, для ее раздачи отец Алексий привез с собой литровые пластиковые бутылки.

Как и в первый день, главными посетителями православного чума были дети и многодетные семьи.

Православная вера близка и понятна лесному народу, во многих семьях в священных нартах издревле хранятся старинные иконы Пресвятой Богородицы и святителя Николая Чудотворца. Сегодня уже не у кого не вызывает сомнения, что принятие ненцами, ханты и селькупами христианства не только не противоречит их мировоззрению, но может быть важнейшим фактором, который поможет им сохранить свой образ жизни и сохраниться как народам. Посещая в сентябре 2015 года ненецкое стойбище на полуострове Ямал, Святейший Патриарх Кирилл отметил: «Там с этими людьми Господь вместе. Они по своей простоте душевной, чувствуют это Божье присутствие и бесхитростно, но ясно свидетельствуют о своей вере. И воспитывают детей, и из тундры уезжать не хотят. То есть делают, то, что абсолютному большинству нашего народа не под силу! Не можем мы этого совершить, для нас это подвиг, а для них – радостная и спокойная жизнь, вместе с этой Богосозданной красотой, которую можно только здесь увидеть».

 

Народы: 

Комментарии

  1. Русификация через церковь... интересно...меня беспокоят казаки - что им вообще надо! это русское военное сословие беглых крестьян и бандитов (им в Карелии дают бесплатно землю и лес, а коренным жителям Карелам и Вепсам отказывают на свое!)... вроде приисков там нет, ах да (!) газ с нефтью... как уничтожить людей живущих на триллионах долларов и не дать ни цента (или дать, но с такой русской натяжкой и физиономией - н-ну на-а, не сдохни) - дать выбор: водка или икона... просто вот так, загнобить, не получается - зорко смотрят и в Европе и в Азии на этот кусок планеты... я не против конечно публичной правовой корпорации под названием Церковь, но это уже не вера в Бога а вера в золотой рубль......