Марийцы: история длинною в три тысячи лет

Своё название народ получил от адаптированного марийского «марий» или «мари», что в русском переводе обозначается как «мужчина» либо «человек». Численность населения, по данным проведённой в 2010 году переписи, составляет примерно 550 000 человек. Мари - древний народ, история которого насчитывает более трех тысячелетий. Ныне проживающий, в большинстве своём, в республике Марий Эл, входящий в состав РФ. Также, представители марийской этнической группы проживают в республиках Удмуртия, Татарстан, Башкирия, в Свердловской, Кировской, Нижегородской и иных областях Российской Федерации. Несмотря на грубый процесс ассимиляции, коренные марийцы, в отдельных отдалённых поселениях, сумели сохранить исконный язык, верования, традиции, обряды, стиль одежды и жизненный уклад.

Марийцы Среднего Урала (Свердловская обл.)

Марийцы, как этническая группа, относятся к финно-угорским племенам, ещё в эпоху раннего железа силившимся вдоль пойм рек Ветлуги и Волги. За тысячу лет до н.э. возводили марийцы свои поселения в Волжском междуречье. Да и сама река получила своё название именно благодаря жившим по берегам её племенам марийцев, поскольку слово «Волгалтеш» означает «блеск», «блестящий». Что касается коренного марийского языка, то разделяют его по трём языковым диалектам, обусловленным топографическим районом проживания. Называются группы наречий, в свою очередь, как и носители каждого варианта говора, следующим образом: Олык марий (Луговые марийцы), Курык марий (Горные марийцы), Башкир марий (Восточные марийцы). Справедливости ради, нужно оговориться, что речь не слишком различается меж собой. Зная один из диалектов другие понять можно.



До IX марийский народ проживал на достаточно обширных землях. Это были не только современная Республика Марий Эл и нынешний Нижний Новгород, но земли Ростова и теперешней Московской Области. Однако, как ничто не вечно, так внезапно прекратилась независимая, самобытная история марийских племён. В XIII веке, с нашествием войск Золой Орды, земли Волго-Вятского междуречья отошли во власть хана. Тогда получили марийские народы и своё второе имя «Черемыш», впоследствии перенятое русскими как «Черемисы» и имеющее обозначение в современном словаре: «мужчина», «муж». Стоит сразу пояснить, что в нынешнем  лексиконе данное слово не употребляется. О жизни людей и раной доблести марийских воинов, в бытность правления хана, речь пойдёт чуть далее по тексту. А сейчас несколько слов о самобытности и культурных традициях народа марий.


Обычаи и быт

Ремёсла и хозяйство

Когда живёшь возле полноводных рек, а вокруг леса без края, то естественно, что рыбная ловля и охота будут занимать не последнее место в жизни. Так было у марийских народов: добыча зверя, промысел рыбы, бортничество (добывание дикого мёда), затем окультуренное пчеловодство занимали не последнее место в их жизненном укладе. Но основным родом деятельности оставалось сельское хозяйство. В первую очередь земледелие. Выращивали злаки: овёс, рожь, ячмень, коноплю, гречиху, полбу, лён. На огородах культивировали репу, редьку, лук, иные корнеплоды, также капусту, позже начали сажать картофель. В отдельных областях разводили сады. Орудия возделывания почвы были традиционны для того времени: плуг, мотыга, соха, борона. Содержали домашний скот - лошадей, коров, овец. Изготавливали посуду и прочую утварь, как правило, деревянную. Ткали ткани из льняных волокон. Заготавливали лес, из которого потом возводились жилища.

Жилые и не жилые постройки

Дома древних марий представляли собой традиционных бревенчатый сруб. Изба, разделённая на жилое и хозяйственное помещения, с двухскатной крышей. Внутри клалась печь, служившая не только для обогрева в холода, но и для приготовления пищи. Часто большую печку добавляли удобной для готовки плитой. На стенах располагались полки с различной утварью. Мебель была деревянная, резная. Занавесками для окон и спальных мест служила искусно вышитая ткань. Помимо жилой избы в хозяйстве имелись и иные строения. Летом, когда наступали жаркие дни, вся семья перебиралась жить в кудо, эдакий аналог современной летней дачки. Срубной домик без потолка, с земляным полом, на котором, прямо по центру строения, устраивался очаг. Над открытым огнём подвешивали котёл. Кроме этого в хозяйственный комплекс входили: баня, клеть (что-то наподобие закрытой беседки), сарай, навес под которым располагали сани и телеги, погреб и кладовая, хлев для скота.

Пища и предметы обихода

Хлеб был основным блюдом. Выпекался он из ячменной, овсяной, ржаной муки. Помимо пресного хлеба пекли блины, лепёшки, пироги с разной  начинкой. Пресное тесто шло на вареники с мясной или творожной начинкой, а также в виде не больших шариков кидалось в суп. Называли такое кушанье «лашка». Изготовляли самодельные колбасы, солили рыбу. Из напитков были излюбленными пуро (крепкая медовуха), пиво, пахта.

Луговые марийцы

Вещи для обихода, одежду, обувь, украшения делали сами. Мужчины и женщины одевались в рубахи, штаны и кафтаны. В холодное время носили шубы, тулупы. Дополнялась одежда поясами. Женские предметы гардероба отличались богатой вышивкой, более диной рубахой и дополнялись передником, а также балахоном из холщовой ткани, назывался который шовыр. Конечно же женщины марийской национальности любили украшать свой наряд. Носили изделия из раковин, бусин, монет и бисера, замысловатые головные уборы, называвшиеся: сорока (своеобразный колпак) и щарпан (национальный платок). Мужскими головными уборами были шляпы из войлока, шапки из меха. Обувь шили из кожи, бересты, валяли из войлока.

Традиции и религия

В традиционных марийских верованиях, как и в любой европейской языческой культуре, основное место занимали праздники, связанные с сельскохозяйственной деятельностью и сменой времён года. Так ярким примером являются Ага пайрем – начало посевной, праздник сохи и плуга, Кинде пайрем – сбор урожая, праздник новых хлебов и плодов. В пантеоне богов верховным значился Кугу Юмо. Были другие: Кава Юмо — богиня судьбы и неба, Вуд Ава — мать всех озёр и рек, Илыш Шочын Ава — богиня жизни и плодородия,  Кудо Водыж — дух охраняющий дом и очаг,  Кереметь — злой бог, которому, на особых капищах в рощах, приносили в жертву домашнюю скотину. Религиозным лицом, проводившим моления, был жрец, «карт» на языке марий.



Что касается брачных традиций, то браки были патрилокальнымы, после обряда, обязательным условием которого было внесение выкупа за невесту, а самой девушке родителями давалось приданное, становившееся её личной собственностью, невеста уходила жить в семью супруга. Во время самой свадьбы накрывали столы, приносили во двор праздничное дерево — берёзку. Уклад в семьях устанавливался патриархальный, жили общинами, кланами, называемыми «урмат». Однако, непосредственно сами семьи были не слишком многолюдны.

Марийские жрецы

Если пережитками семейных отношений давно забыты, то многие стародавние традиции погребения сохранились по сей день. Усопших своих марийцы хоронили в зимних одеждах, тело на погост везли исключительно на санях, во всякое время года. В дорогу покойник снабжался колючей веткой шиповника, дабы отгонять собак и змей, сторожащих вход в загробное царство.
Традиционными музыкальными инструментами, при проведении праздников, ритуалов, обрядов были гусли, волынка, различные трубы и дудочки, барабаны.

Немного об истории, Золотой Орде и Иване Грозном

Как уже упоминалось ранее, земли на которых исконно жили марийские племена были, в XIII веке, подчинены золотоордынскому хану. Марийцы стали одной из национальностей, входивших в Казанское ханство и Золотую Орду. Существует отрывок из летописи времён, где упомянуто, как русские проиграли крупное сражение марийцам, черемисам как их тогда называли. Упоминаются цифры в тридцать тысяч убитых русских ратников и говориться о потоплении практически всех их кораблей. Также летописные источники указывают, что в то время черемисы были в союзе с ордынцами, совершая вместе набеги, как единая армия. Сами татары, к слову сказать, умалчивают данный исторический факт, приписывая себе всю славу завоеваний.



Но, как говорят русские летописи, марийские воины были отважны и преданны делу. Так в одной из рукописей приводится случай, произошедший в XVI веке, когда русская армия окружила Казань и татарские войска понесли сокрушительные потери, а остатки их во главе с ханом бежали, оставив город на завоевание русским. Тогда именно марийское войско преградило им путь, несмотря на значительное преимущество русской рати. Марийцы, которые могли спокойно уйти в дикий лес, выставили против 150 тысячной армии своё воинство в 12 тысяч человек. Сумели дать отпор, заставили отступить войско русских. В итоге состоялись переговоры, Казань была спасена. Однако, татарские историки умышленно умалчивают о данных фактах, когда их войска во главе с предводителем позорно бежали, черемисы вступались за татарские города.

После того, как Казань была уже завоёвана Грозным царём Иваном IV, то марийцы подняли освободительное движение. Увы, русский царь решил проблему в своём духе - кровавыми расправами и террором. «Черемисские войны» - вооруженное восстание против московского правления, были названы так, потому что именно марийцы являлись организаторами и основными участниками бунтов. В конце концов, всякое сопротивление было жестоко подавлено, а сам народ марий вырезан едва ли не полностью. Оставшимся в живых ничего не оставалось, как сдаться и принести победителю, то-есть царю московскому, присягу на верность.

День нынешний

Сегодня земля народа мари - это одна из республик, входящая в состав Российской Федерации. Марий Эл граничит с Кировской и Нижегородской областями, с Чувашией и Татарстаном. Проживают на территории республики не только коренные народы, но иные национальности, численностью более пятидесяти. Основную массу населения составляют мари и русские.

В последнее время, с развитием урбанизации и процессами ассимиляции, остро встаёт проблема вымирания национальных традиций, культуры, народного языка. Многие жители республики, являясь коренными мари, отказываются от исконных наречий, предпочитая разговаривать исключительно на русском, даже дома, среди родных. Это проблема не только крупных, индустриальных городов, но и маленьких, сельских населённых пунктов. Дети не учат родную речь, утрачивается национальная самобытность.

Конечно, в республике развивается и поддерживается спорт, проводятся конкурсы, выступления оркестров, награждения писателей, осуществляются природоохранные мероприятия с участием молодёжи и много чего полезного. Но не следует на фоне всего этого забывать об исконных корнях, самобытности народа и его этнической, культурной самоидентификации.

Источники:

Олык марий йомак-влак 

ХРОНОС 

МИНКУЛЬТУРЫ ЧУВАШИИ ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ 

Balto-Slavica

Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева 

 

Народы: 

Комментарии

  1. Здоровья вам, земляки. Мои дедушки, бабушки и родители все марийцы. Отец не говорил на марийском никогда и с матери потребовал, чтобы не учила языку детей (нас четверо). И воспитывали нас как русских. В Пермский край мы переехали когда мне - самой старшей- было 8 лет. Благодаря моим расскосым глазам, меня всегда спрашивали о моей национальн­ости, при этом будь то татарин или узбек, все принимали за свою. Я говорила что марийка, но языка не знаю, а по паспорту русская. Сама не знала к какой нации себя причислять, особенно после того, как повстречавшись с марийцем, услышала от него: - Ну раз ты языка не знаешь, то какая ж ты марийка. Мне стало обидно: русские за свою не принимают- разрез глаз не устраивает, а марийцы отвергают из-за незнания языка. Но в конечном итоге каждый человек сам решает кто он и где его корни. Я- МАРИЙКА! И теперь всегда и всем отвечаю только так. 

    А вообще нет плохой нации, главное чтобы человек обладал человеческими качествами, которые его делают Человеком. 

    Всем всех благ! 

     

     

     

     

  2. я сама марийка, живу на Урале. и не понимаю, что такого ужасного, что русские захватили казань и марийцы, и татары стали частью России? а то, что русские радости не получали от постоянного нашествия монгольских войск, в которые входили и марийцы: убивали их сыновей, забирали в рабство дочерей и жен, грабили и сжигали города, это как-то не учитывается? а золотая орда, что цветочки дарила русским, хлебом-солью встречала? естественно, русские мечтали разбить татаро-монгольские войска, захватить столицу, снять с себя ярмо дани. судить нужно справедливо, честно, безпристрастно, навремя забыть о национальных предрассудков. куда отделяться марий-элу, татарстану, они ведь внутри страны? зачем сеять межнациональную вражду, обвинять друг друга, почему нельзя жить дружно, вместе, считать Родиной одну страну. моя Родина Россия, Русь, и другой не представляю, и только лишь за нее буду биться

  3. русские никогда не мечтали разбить татаро-монгольские войска. хоть историю читала некарамзинскую или в васькинской школе училась?

  4. то есть, вы не верите, что не было татаро-монгольского ига. извините, но я не встречала ни одного научного, серьёзного опровеждения этому историческому явлению.

  5. может, предоставите ссылку. и пожалуйста, отсебятину псевдоисториков гумилева и левашова не предлагать

  6. Вот выплеснула.. чего.. сама не поняла..

    А им это надо.?.. твоё отношение к истории...

    Я конечно понимаю.... рассказы предков .... ну ни как не стыкуются с оффициальной историей..

    А правда жизни ни кому не нужна...

     

  7. а зачем вам надо было этот набор пустослов писать? от нечего делать? причём тут моё-твоё отношение истории. люди высказывают своё мнение, я - своё. что в этом плохого? с интересом прочитаю ваше мнение, поделитесь, не стесняйтесь. а рассказы предков не всегда противоречат официальной версии истории. нередко по фольклорам, сказам, былинам, легендам, песням можно составить жизнь наших далёких предков. устное наследие является одним из тех составляющих, благодаря которому и пишется история народа, страны, как, например, археологические раскопки, национальные костюмы, архитектура и т.д.

  8. Вот читаю, ваши коменты и удивляюсь, кто то говорит рабы, кто говорит отделяться, грызуться между друг другом. Причём видать именно те кто называет себя русским пробует задеть марийцев. Для чего? Комент марийки с Урала, вообще не понятен, время такое было кровавое с монгольским игом. Ты считаешь на войне белые и пушистые все. Ты не слова не написала как страдал марийский народ, да и мало кто тут понимает это. То что популяции осталось совсем мало. Некоторые вообще стали стесняться своей нации, верой, называть себя русским. Вы задаумайтесь разве это с проста?  Но дело не в этом, это прошлое которое нужно помнить изучать и рассказывать детям. Ни слова не сказано что нужно восстанавливать нацию марийскую, веру, и традиции. Нужно расцветать. Вставать на ноги, быть сильнее, и жить дружно с народами этой великой и большой страны. Дарить любовь детям и ростить их в любви к своей нации, своему языку и своей стране!!

  9. Республиканская пресса вновь намекает, что Вениамин Васильев один из кандидатов на пост Главы РМЭ http://7x7-journal.ru/post/58419 Перед первомайскими праздниками в политической жизни Марий Эл вновь появилась интрига. Местная газета вспомнила гипотетического претендента на должность губернатора региона Вениамина Васильева.
  10. Быть чистокровным представителем определенной нации невозможно. Потому что этого никогда и не было - чистокровного представителя. Но возможно сохранить обычаи и традиции. Марийцы, мужчины, женщины, люди, если вы хотите сохранить культуру займитесь делом, организацией выставок, ансамблей, культурных национальных праздников. И это позволит не только укрепить знания о культуре, но и привлечь финансы в регион. Для жителей региона, для интересующихся и для иностранцев это будет весьма интересно.
  11. Страницы