Юлия Никитина: «пипл схавал» то, что было в молодежном финно-угорском движении 20 лет назад, - нужны новые задачи и менеджеры

Юлия Никитина

XI Конгресс Молодежной ассоциации финно-угорских народов (МАФУН) пройдет с 5 по 7 августа 2013 года в Хельсинки.  Один из представителей делегации от Республики Удмуртия - член правления МАФУН с 2011 года, член Удмуртской молодежной общественной организации «Шунды» (экс-председатель «Шунды»), исполнительный директор АНО «Институт стратегии развития региона» Юлия Никитина в эксклюзивном интервью Инфоцентру FINUGOR поделилась своими ожиданиями от предстоящего Конгресса, а также рассказала о насущных проблемах финно-угорского движения и о том, как их можно решить.

— Юля, расскажи, какие, на твой взгляд, проблемы стоят перед молодежным финно-угорским  движением в плане самоорганизации,  деятельности по сохранению этничности, родного языка и культуры?

— Говоря о проблемах общественного движения, чаще всего возникает непосредственное чувство «барьерности», поскольку вопросы, требующие решения, существуют всегда, но не всегда управляемы.

На сегодняшний день я  вижу три основные проблемы молодежного  финно-угорского движения.

Во-первых: актуальность проблем с 90-х годов по настоящее время и приверженность механизмов в их решении. Как сохранить язык и культуру финно-угорских народов? Как сформировать финно-угорскую идентичность? Как повысить национальное самосознание молодых финно-угров? Эти и многие другие вопросы стояли перед финно-угорским сообществом в начале 90-х годов, результатом обсуждения которых и стало создание в Удмуртии – «Шунды», в Марий Эл – «У Вий», в Коми – «Ми», в финно-угорском мире – МАФУН. Безусловно, мы вынуждены обращаться к данным вопросам в условиях динамично изменяющегося мира. Однако, те механизмы, которые были актуальны 15-20 лет назад, «пипл схавал» и требует уже нового потребления. Для массового общества мы должны ставить более конкретные, измеримые цели и задачи, возможно, изначально в количественном измерении, поскольку любое количество рано или поздно переходит в качество.

Во-вторых: разобщенность и аморфность финно-угорского движения. Нужно признать, что потребителей финно-угорского движения как общественного становится всё меньше, ряды молодежных финно-угорских организаций заметно снижаются. Быть представителем той или иной организации – оставляет равнодушие и бесперспективность:  общественное движение - все более неактуально среди молодежи, чаще они тусуются в каких-либо неформальных группировках, либо же формируют свои мини-сообщества, и общественная деятельность становится для них незначимой.

— Как ты считаешь, как в таком случае организациям  стать привлекательным для молодёжи?

— Я думаю, в целом финно-угорское движение должно быть привлекательным и прибыльным. Нам стоит отойти от традиционных стереотипов образа национально-культурных «продуктов» как особо сверхъестественных, а придать им статус и роль доступного для потребления, но при этом не утрачивая ценности своего культурного наследия.

Собственно, третья проблема молодежного финно-угорского движения – это интеллектуальный дефицит среди финно-угорской молодёжи. Ментально большая часть финно-угров – «люди земли», селяне. Однако в рыночных условиях финно-угорское движение нуждается в грамотных и компетентных управленцах, проектных менеджерах. Обыденные стереотипы, связанные с ассоциациями финно-угорских народов... К примеру, марийцы – это пляски, вышивка, язычество, или удмурты – перепечи, ткачество. Необходимо ломать это, но «вкусно» креативить. Молодой финно-угр должен обладать всеми качествами для того, чтобы умело позиционировать себя в конкурентоспособной среде, защищать свои права как представителя финно-угорской общности, лоббировать интересы, продвигать финно-угорское в любом доступном месте.

— Есть какое-то  универсальное решение этих трех  проблем?

— Для решения этих проблем нужны ресурсы: время, люди, деньги, технологии. Откровенно, доступ ко многим ресурсам в молодежном финно-угорском движении имеется. Однако требуемые управление и рациональное распределение ресурсов «хромает».

То, что сегодня МАФУН  серьезно подходит к вопросу стратегирования и ребрендинга организации, думаю, является абсолютно положительным и верным шагом в развитии молодежного финно-угорского движения.

— Что ты ждешь  от предстоящего Конгресса?

— Надеюсь, что работа XI Конгресса МАФУН станет эффективной как в плане разработки, так и выработки механизма реализации стратегии организации, поскольку финно-угров должно отличать умение и навык не просто грамотного изложения мыслей, но умелого претворения мыслей на практике.

Беседу вела Елена Кожина