Александр Фридом: глава Марий Эл пытается раскачать ситуацию в республике через спойлер-организации

Инфоцентр FINUGOR представляет с некоторыми сокращениями статью независимого аналитика Александра Фридома, посвященную тенденциям во Всемарийском движении и позиции правительства Марий Эл по отношению к этому движению в последнее время. Написанная в резкой форме, статья ставит вопрос о вмешательстве чиновников республики в национальное общественное движение. Не все оценки автора могут совпадать с мнением редакции, однако статья выносится на суд читателей, поскольку крайне необходимо аналитическое осмысление происходящего в национальном движении, а экспертных оценок не хватает.

*                                           *                                       *

спо́йлер, англ. to spoil — «гадить», «отравлять», «портить»:
В боксе — противник, ведущий бой вторым номером,
имеет своей целью не столько победить в матче,
сколько выставить другого боксера неумелым, неподготовленным.
В политике — кандидат который оттягивает
на себя часть голосов за другого кандидата со сходной программой,
повышая тем самым шансы на победу кандидата с противоположной
позицией по главным вопросам.

Глава Марий Эл Леонид Маркелов заявил, что мандат депутата Госдумы РФ Владимира Шемякина предлагается передать Ларисе Яковлевой, которая должна активизировать национальные процессы в Марий Эл. В это же самое время зашевелились организации-спойлеры, возглавляемые Анатолием Радыгиным и Михаилом Асессеровым. Активизация деятельности спойлер-организаций, которая началась по команде из администрации главы Марий Эл, может привести к серьезному межнациональному скандалу, который сейчас необходим Леониду Маркелову, чтобы остаться у власти в республике.

Причем эти псевдообщественники в очередной раз обратились к вопросам, в которых они не компетентны. Например, Михаил Асессеров (закончивший кафедру русского языка филологического факультета маленького регионального вуза) вдруг возомнил себя “экспертом” в области экономических процессов. “Экономист” с филологическим образованием безапелляционно заявил, что все аналитические статьи полковника Службы внешней разведки России Михаила Долгова (получившего прекрасное экономическое и юридическое образование в ведущих вузах России) не соответствуют действительности. Что тут можно сказать про “филолога-экономиста”?!

Прежде чем начать дискуссии и разрабатывать концепции деятельности национальных общественных организаций необходимо четко провести социологический и политический анализ ситуации в регионах, иначе есть большая вероятность наломать дров, т.е. раздуть очередной этнополитический конфликт.

К сожалению, руководители спойлер-организаций Яковлева, Радыгин, Мочаев, Юзыкайн, Асессеров и компания, не имеют элементарных научных и практических познаний в сфере этнополитических процессов, но зато у них есть огромное желание и амбиции строить из себя лидеров национального движения.

Кратко напомню, что такое спойлеры в общественно-политической сфере. Спо́йлер, англ. to spoil — «гадить», «отравлять», «портить»: 1) в боксе — противник, ведущий бой вторым номером, имеет своей целью не столько победить в матче, сколько выставить другого боксера неумелым, неподготовленным. 2) В политике — кандидат который оттягивает на себя часть голосов за другого кандидата со сходной программой, повышая тем самым шансы на победу кандидата с противоположной позицией по главным вопросам.

Однако в качестве спойлера в сфере политики может выступать не только человек, но и организация. Как правило, подконтрольные (спойлерные) организации создаются для выполнения определенной краткосрочной тактической задачи. Например, перехват общественной инициативы, перевод общественного мнения в другое направление, создание положительного, или отрицательного имиджа определенному политическому (культурному) событию т.д.

Одним из важных моментов в деятельности спойлерной организации является краткосрочность выполнения поставленной задачи и камуфляж реальных целей и руководства. Приведем пример: мы решаем изменить общественное мнение и направление в деятельности организации – это действия надо провести в кратчайшие сроки пока люди не поняли, что произошла смена приоритетов задач, и не начали разбираться в реальной ситуации, Изменять общественное мнение должны не мы (кто заинтересован в изменениях), а деятели, которым доверят толпа (народ).

Отметим, что к спойлерам прибегают для решения различных управленческих задач – начиная от рекламы и пиара, и заканчивая работами спецслужб. Отметим, что применение спойлеров не всегда носит отрицательный характер. Например, при использовании спойлеров для работы с радикальными, террористическими организациями удается избежать человеческих жертв.

Особо подчеркнем наш тезис (что в настоящее время в Марий Эл сложная этнополитическая ситуация), основывается на серьезных социологических исследованиях. Основными источниками при публикации данной статьи являются:

— социологические исследования Фонда “Общественное мнение” за оды, посвященные социально-политической и этнической ситуации в России “Доминанты. Поле мнений”.

— фундаментальное исследование “Финно-угорские народы: вчера, сегодня, завтра”, посвященное вопросам этнодемографического, социально-политического и культурного развития финно-угорских народов в одах.

Обратимся теперь к данным исследования “Финно-угорские народы: вчера, сегодня, завтра”. Но прежде, кратко отметим авторских коллектив данного исследования. В авторских коллектив монографии вошли:

— кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института языка, литературы и истории Карельского центра РАН Зинаида Строгальщикова;

— доктор исторических наук, заведующий кафедрой новейшей истории народов России Мордовского государственного университета и заведующий сектором этнографии Межрегионального научного центра финно-угроведения Владимир Абрамов;

— научный сотрудник Музея антропологии и этнографии (Кунсткамера) РАН Ольга Конькова;

— кандидат исторических наук, доцент Коми республиканской академии государственной службы и управления при главе Республики Коми Ольга Кузиванова [в настоящее время - директор Республиканского центра "Наследие" имени Питирима Сорокина. - прим. ред.];

— кандидат социологических наук, председатель комитета социально-политического анализа администрации губернатора Ханты-Мансийского автономного округа Сергей Малахов;

— доктор культурологии, заведующий кафедры культуры и искусств Марийского госуниверситета Галина Шкалина;

— кандидат социологических наук, заместитель директора Коми республиканского центра "Наследие" имени П.Сорокина Алексей Конюхов.

— кандидат социологических наук, заместитель министра национальной политики Республики Мордовии Александр Карьгин;

— первый заместитель министра национальной политики Республики Удмуртия Лариса Буранова;

— первый заместитель председателя Государственного Совета Республики Коми Валерий Марков;

— начальник отдела межнациональных отношений министерства культуры, печати и национальной политики Республики Марий Эл Эрик Юзыкайн.

Участие в исследовании высокопоставленных чиновников говорит о том, что региональные власти признали и согласны с итогами социологических опросов и выводов, опубликованных в исследовании “Финно-угорские народы: вчера, сегодня, завтра”.

Подчеркнем, что особое внимание было уделено вопросу социально-экономического развития финно-угорских регионов России. Согласно данным, представленным экспертами исследования “Финно-угорские народы: вчера, сегодня, завтра” у 7,3% мари не хватает денег на питание даже по традиционно заниженным региональным нормам потребления.

22,7% мари не имеют денег на покупку новой обуви и одежды; 41,8% мари не могут позволить себе купить крупную бытовую технику. И лишь 0,5% мари не испытывают никаких материальных проблем и могут позволить себе купить машину и квартиру! Таким образом, как минимум 70% марийцев в Марий Эл живут в бедности.

Еще раз отмечу, что социологические исследования и аналитические данные, которые опубликованы в исследовании “Финно-угорские народы: вчера, сегодня, завтра”, были опубликованы с согласия чиновников Марий Эл. Однако данные этих социологических исследований сознательно умалчиваются. Руководители Мер Канаша активно участвуют в политической деятельности и всецело поддерживают провальную социально-экономическую политику главы РМЭ Леонида Маркелова. Лариса Яковлева и Эрик Юзыкайн заявляли на многих форумах Мер Канаша о бурном развитии Марий Эл, хотя Э.Юзыкайн был не только знаком с этими данными, но и являлся представителем от Марий Эл в исследовании “Финно-угорские народы: вчера, сегодня, завтра”.

Марийцы, как и все народы, которые проживают в Марий Эл, крайне недовольны деятельностью региональной власти во главе с Леонидом Маркеловым. На вопрос “замечаете ли вы вокруг себя недовольство региональными властями?!” утвердительно ответили 30% мари, и лишь 9,7% мари считают, что недовольство властями уменьшается.

Согласно данным социологических исследований “Финно-угорские народы: вчера, сегодня, завтра” 35% мари считают, что с помощью акций протеста можно добиться решения многих проблем в Марий Эл, а 29,8% затруднились с ответом на данный вопрос и 35,2% считают, что акции протеста ни к чему не приведут.

41,8% мари в Марий Эл оценивают негативно деятельность региональных бюрократов. Авторы исследования “Финно-угорские народы: вчера, сегодня, завтра” пришли к выводу, что “ответы на эти вопросы свидетельствуют о наличии значительной социальной напряженности в финно-угорских регионах”.

Причины недовольства деятельностью региональной власти различны. Более трети опрошенных недовольны социально-экономической ситуацией в Марий Эл. Наиболее эмоционально “окрашенной” причиной недовольства региональной властью является кадровая и управленческая политика. 

Еще одним важным итогом исследования были данные о том, что народ крайне недоволен игнорированием региональной власти мнения марийцев при реализации наиболее важных проблем в регионе. Респондентам был задан вопрос: “На ваш взгляд заметна ли в целом роль финно-угорских народов в общественно-политической жизни своего региона?” 35,9% мари считают, что роль марийцев в общественно-политической жизни региона фактически не заметна. Лишь 11,7% мари, считают, деятельность коренного народа в Марий Эл заметна в общественно-политической жизни региона. 15% отказались (очевидно сильно испугавшись) отвечать на данный вопрос.

Согласно данным исследования 40,3% мари считают, что региональные власти должны прислушиваться и учитывать мнение финно-угорских народов при принятии всех важнейших социально-экономических и политических решений в регионе.

По мнению авторов исследования “Финно-угорские народы: вчера, сегодня, завтра”, игнорирование мнения людей, особенно в глазах национальных элит и оппозиции – это тот фактор, который реально может превратить скрытый – латентный конфликт в открытый. В финно-угорских регионах так называемое “поведение власти” уже стало конфликтогенным фактором более выраженным, чем собственно национальные проблемы.

Отдельно стоит остановиться на вопросах касающихся развития финно-угорских языков. Согласно данным исследования “Финно-угорские народы: вчера, сегодня, завтра” число детей-мари, изучающий родной язык в детских садах уменьшилось в 1,7 раза! И это нельзя объяснить лишь демографическими процессами (сокращения населения России в последние 20 лет) – налицо отсутствие грамотной национальной политики в Марий Эл. На 16,4% сократилось численность детей обучающихся на луговом марийском, и на 34,7% на горномарийском.

Позволим себе прокомментировать причины ассимиляционных процессов в финно-угорском мире. Финно-угорские народы по сравнению с русским с опозданием подошли к переходу на современный тип воспроизводства – одно-двухдетную семью, тогда как у русских этот процесс уже завершился.

С 1990 по 2000 годы произошло резкое сокращение населения России, в первую очередь в связи со сложной социально-экономической ситуацией в стране. Затронули эти процессы и финно-угорские народы, но в связи с тем, что тип воспроизводства финно-угорских народов (в нашем случае мари имели более двух детей в семье), отличался от современного, процессы сокращения были не столь сильны, как для русского народа.

По мнению, известного российского исследователя, заведующего отделом социально-экономических проблем и лабораторией демографии Уральского отделения РАН Виктора Фаузера, демографическая ситуация в финно-угорских регионах России до 2004 года имела лучшую динамику, чем в целом по России. С 2004 года естественная убыль в Марий Эл превысила общероссийские показатели. Мы считаем, что это связанно с рядом объективных и субъективных причин.

К объективным причинам следует отнести процесс перехода к современному типу воспроизводства населения у мари.

К субъективному фактору относится то, что резко сократилось сельское население в Марий Эл, которое являлось основной базой для воспроизводства мари (как в демографическом плане, так и в языковом – так как зачастую в городе происходит очень быстрая ассимиляция). Причины сокращения сельского населения Марий Эл и бегства из республики жителей (значительная часть населения РМЭ работает за пределами региона) связана с провальной социально-экономической политикой Леонида Маркелова.

Отдельно стоит отметить уровень владения языком среди марийского населения Марий Эл. Лишь 32,9% мари в РМЭ читают, пишут и говорят на родном языке. Эксперты исследования “Финно-угорские народы: вчера, сегодня, завтра” считают, что главная проблема марийского народа в том, что подавляющее большинство народа не владеет всеми уровнями своих языков по схеме – говорю, пишу, читаю. А читать и особенно писать учит в основном школа, а не семья, на которую пытаются взваливать не свойственную ей функцию.

Таким образом, не соблюдается одно из конституционных прав. Это особенно четко проявляется на фоне желания людей изучать свой родной язык и передавать его знание последующим поколениям.

Низкий уровень владения языками стал основой вымывания финно-угорских языков из общественного оборота, а значит, их вытеснения в семейно-бытовую сферу, он становится языком кухни. Это неудержимо уменьшает его престижность. Снижающийся уровень владения языками сужает также базу для дальнейшего изучения молодежью, для дальнейшего развития. Символическая же значимость языка в национальном идентитете является маркером ассимиляционных процессов.

Как выше отметили эксперты исследования “Финно-угорские народы: вчера, сегодня, завтра” читать и писать на родном языке должна учить школа. Но в Марий Эл отсутствует современная система обучения. Министр образования РМЭ Галина Швецова своей крайне некомпетентной деятельностью фактически провоцирует развитие межнациональных конфликтов в школе.

Зачастую в школах, вместо того, чтобы язык по современным и эффективным программ изучали лишь дети мари, вводится поголовное требование изучения языка по устаревшим программам.

Русским детям (как и другим национальностям) нет необходимости изучать марийский язык. Мы не согласны с защитниками тезиса о том, что все национальности в РМЭ должны учить марийский язык, для сохранения межнационального согласия. Проблема развития толерантности межнационального мира должны обсуждаться на уроках истории и обществознания.

Главная задача уроков марийского языка в школах состоит не в том, чтобы все (мари, татары, евреи, русские) национальности в Марий Эл знали марийский, а чтобы сами мари знали язык в полной форме (читали, писали, говорили).

Сейчас в школах сложилась ситуация, что русских детей заставляют учить язык – эффективность обучения в итоге крайне низкая, а марийские дети не могут освоить свой родной язык в полной форме. Кроме того, растет недовольство русских тем, что их заставляют учить ненужный им язык, это приводит к межнациональным конфликтам, начиная со школьной скамьи.

Нужна кардинальная реформа региональных образовательных программ в сфере национального образования. Но для реформы нужны законодательные инициативы, как со стороны депутатов Госсобрания РМЭ, так и со стороны общественных организаций. Но разве осмелится Мер Канаш критиковать деятельность правительства Марий Эл и предлагать законодательные инициативы?! Конечно, нет!

Особо подчеркнем, что социологические данные (в области социально-политической ситуации в Марий Эл), которые отражены в исследовании “Финно-угорские народы: вчера, сегодня, завтра” фактически получили подтверждение в 2011 году. По итогам социологических исследований за 2010 год (Доминанты. Поле мнений. Выпуск №48 за 2010 год), проведенных Фондом «Общественное мнение», Марий Эл вошла в двадцатку регионов России с самым высоким уровнем протестных настроений. Доля граждан, допускающих для себя возможность принять участие в каких-либо акциях протеста в Марий Эл, превышает 30%!

Отметим, что рост протестных настроений связан с постоянно ухудшающийся социально-экономической ситуацией в регионе.

Еще раз подчеркну, что активизация деятельности спойлер организаций, которая началась по команде из администрации главы Марий Эл, может привести к серьезному межнациональному скандалу, который сейчас необходим Леониду Маркелову, чтобы остаться у власти в республике.

Напомним, что Леонид Маркелов уже пытался использовать спойлер-организации в 2005 году. Тогда, в результате социально-экономического кризиса правительство Марий Эл резко сократило финансирование национального компонента (массовое закрытие школ на селе, сокращение преподавания на марийском языке).

Представители национальных движений выступили с критикой курса главы РМЭ в области национальной культуры. Проблемы в области национальных отношений в Марий Эл заинтересовали финно-угорскую общественность, не только России, но и Евросоюза (Финляндия и Эстония). Финские журналисты крупнейших СМИ (Helsingin Sanomat, YLE-radio) опубликовали серию статей не только о национальных проблемах, но и сложной социально-экономической ситуации в Марий Эл.

Вместо того, чтобы в кратчайшие сроки постараться решить назревающий национальный конфликт в регионе, Леонид Маркелов сознательно пошел на обострение данной проблемы. Хотя Управление Федеральной Службы Безопасности по РМЭ предупреждало о возможных серьезных проблемах для России, в случае дальнейшей эскалации конфликта.

Ответом руководства Марий Эл на предупреждения УФСБ стало открытое письмо (опубликованное в газете “Марийская правда”) руководителя администрации президента РМЭ Дмитрия Фролова на имя начальника Управления собственной безопасности ФСБ России генерал-майора Шишина С.В. В этом письме бюрократы из правительства Марий Эл обвиняли не только руководство, но и рядовых сотрудников ФСБ в рэкете, бандитизме и терроре против чиновников.

Подобные действия Леонида Маркелова привели к тому, что республикой заинтересовались правозащитные организации как регионального, так и общероссийского масштаба. О нарушении свободы слова, прав человека, политических репрессиях в Марий Эл заговорили не только региональные правозащитники (“Человек и закон”, “АГОРА”), но и общероссийские организации (Фонд защиты гласности, Центр экстремальной журналистики, Московская Хельсинкская Группа). О проблемах в Марий Эл вынужден был отметить в своих ежегодных докладах уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин.

В итоге национальный региональный конфликт в Марий Эл перерос в международную проблему, апогеем которого стала резолюция Европейского парламента “О нарушении прав человека в Марий Эл”.

Это вызвало резкое беспокойство в Кремле, т.к. Марий Эл стала сильным дестабилизирующим фактором в геополитической игре, которая разворачивалась тогда на постсоветском пространстве (в г. прокатились серии “оранжевых”, “тюльпановых” и “бархатных” революций на Украине, Киргизии и Грузии). А подключение к марийскому вопросу США (в лице бывшего советника президента США профессора Paul Goble) в Кремле посчитали экспортом бархатных революций в Россию.

Конфликт в Марий Эл в первую очередь рассматривался в Кремле как национальный (инициированный странами, враждебно относящимися к России – США и Эстония). Политическая, социально-экономическая и правовая сторона конфликта фактически не рассматривались. В итоге Государственная Дума и МИД России приняли резолюции, в которых опровергались данные доклада Европейского парламента, а из бюджета РФ были выделены миллиарды рублей на развитие Марий Эл. Но проблемы в регионе, вызванные крайне неэффективной политикой главы республики остаются до сих пор.

После выделения миллиардов из федерального бюджета на решение марийского вопроса правительство Марий Эл решило создать спойлер-организацию для того, чтобы поставить под контроль общественное мнение и процессы в регионе. Но, во-первых, были нарушены сроки перехвата управления в самой организации, и даже младенцу было понятно, что цели и деятельность организации поменялась. Во-вторых, реальные заказчики (правительство Леонида Маркелова) были известны с самого начала и они и не скрывали своего прямого участия в деятельности общественной организации.

Поэтому из Мер Канаша не получилось создать эффективную спойлер-организацию. Фактически общественная организация превратилась в политический труп. К характеристике Мер Канаша очень точно подходит образная метафора довольно оригинального писателя и главного редактора газеты “Завтра” Александра Проханова (с которым нам не раз приходилось дискутировать): “подобные организации – это политические трупы, зомби, источающий зловонный запах грязных денег и движимые лишь силами некромантии проворовашихся бюрократов”.

В принципе деятельность спойлера Мер Канаша и апологетов типа  Яковлевой, Радыгина и Асессерова на данный момент не имеет смысла. Мы согласны, что на региональном (местечковом) уровне Яковлева, Радыгин и Асессеров, возможно, выступают в качестве субъектов национальной политики, и оказывают определенное положительное влияние на сферу государственного управления в области национальной политики. Хотя, судя по отчетам Яковлевой, Радыгина и Асессерова, их деятельность даже на региональном уровне (если сравнивать другими национально-общественными организациями региона) выглядит крайне слабо.

Что касается работы на общероссийском уровне, то здесь Яковлева, Радыгин, Асессеров и бюрократы из Мер Канаша выступают в качестве объектов в сфере управления национальной политики и играют роль спойлеров. Выступить в роли субъектов в сфере национальной политики на общероссийском уровне им не позволят несколько причин.

В первую очередь это низкий интеллектуальный уровень. У этих “лидеров”, судя по анализу их публикаций, отсутствует элементарное представление об управлении в сфере национальной политики, политологии и теории конфликтов.

Что касается ораторских способностей Яковлевой и компании – мягко скажем демагогия на довольно примитивном уровне и желание выслужиться перед главой РМЭ Леонидом Маркеловым.

Второй причиной является сокращение кадровой базы. Марийские региональные движения базируются на людях старшего возраста, молодые и перспективные марийские кадры из регионов России пополняют московские ряды.

В заключение отметим, что в настоящее время роль общественных организаций во внутриполитических делах государства постоянно возрастает. Особую роль играют национальные общественные организации. Из объекта политического управления, общественные организации становятся полноправным субъектом и могут существенно повлиять и на международную ситуацию.

Несомненно, что в настоящее время огромное значение в стабилизации межнациональной ситуации в Марий Эл сыграло землячество республики в Москве. Землячество – это интеллектуальный и общественный клуб, в который входят представители творческой (яркий пример: президент землячества - всемирно известный композитор Андрей Эшпай), научной (профессора МГУ имени М.В. Ломоносова, МГИМО, РАГС) и военной (офицеры и генералы ФСБ, СВР, ФСО, МЧС, МО) элиты России. И что немаловажно, это многонациональная организация – наряду с мари в землячестве состоят русские, татары, евреи, всего – более 20 национальностей. 

Региональные чиновники и их подхалимы пытаются постоянно обвинить общественников Москвы в политизации, борьбе против Маркелова, подготовке к новым выборам и создание чуть ли не национальной партии. Видимо, уровень образования региональных бюрократов и их прислужников находится на столь низком уровне, что они не знакомы с основами теории управления и политической социологии.

Специально для “особо авторитетной и крайне уважаемой в особо узких бюрократических кругах” госпожи Яковлевой и компании поясняем, что в политической социологии термин «группы влияния» фиксирует отличие общественных организаций от политических партий.

Профессор кафедры мировых политических процессов МГИМО Павел Цыганков отмечает, что если партии стремятся к достижению и исполнению властных функций в обществе, то группы влияния ограничиваются стремлением, с целью защиты своих интересов, оказывать влияние на власть, оставаясь вне властных структур и институтов (например, профсоюзы, национальные организации предпринимательские объединения, женские организации и т.п.).

И поэтому деятельность общественников Москвы не направлена на политизацию национального процесса, а является попыткой диалога и конструктивной критики региональной власти в Марий Эл. Особо подчеркнем диалога, а не лизоблюдства, и откровенного заискивания и холуйства.

К сожалению, все попытки диалога были отвергнуты Леонидом Маркеловым, который крайне нервно и неадекватно воспринимает любые критические замечания в свой адрес.

Так что от назначения Ларисы Яковлевы депутатом Государственной Думы РФ мы ожидаем лишь усиления политизации этнополитического конфликтов в Марий Эл, которые на данный момент находятся в латентном состоянии, но могут в кратчайшие сроки перерасти в открытый этнополитический кризис с международным характером.

Александр Фридом