Национально-культурные объединения: от огосударствления к разгосударствлению, часть 2

Инфоцентр FINUGOR представляет вторую часть статьи исполнительного директора московского землячества Марий Эл Юрия Ерофеева, посвященной анализу деятельности национально-культурных объединений. Первая часть была опубликована ранее.
 
***
 
Образцовым (со знаком минус) примером огосударствления является ООД АФУН РФ, во главе которого в разные годы, начиная с 1992 г., стояли Валерий Марков из Сыктывкара, Михаил Мосин из Саранска, а в настоящее время находится его земляк Петр Тултаев – люди разной типологии и подготовленности для руководящей общественной работы. С каждым из них я имел накоротке встречи, но никто из них так и не проявил заинтересованного желания выслушать мою аргументацию в интересах модернизации общероссийского движения с громким (незаконным, по сути) названием «Ассоциация финно-угорских народов РФ».
 
Никто из них, несмотря на неоднократные, коллективные просьбы, не соизволил встретиться с руководителями национально-культурных и земляческих организаций Москвы. В последний раз я разговаривал с Петром Николаевичем осенью 2012 г. и очень просил выкроить время, чтобы разобраться с ситуацией, когда нас – москвичей в Совете ООД АФУН представляют люди, не имеющие весомого авторитета в столичном ф/у сообществе, но находящиеся под полным контролем Торшина – высокопоставленного чиновника, сенатора от РМЭ в Совете Федерации. Однако до мозга костей ангажированный властью мордвин Тултаев ничего до сих пор не предпринял, хотя уже нет в Федеральном собрании ни Александра Порфирьевича, ни «бежавшего» вместе с ним помощника – полуудмурта Виктора Бабинцева, президента объединения финно-угорских народов Москвы (?), созванного вопреки интересам зарегистрированных организаций мокши, эрзи, коми, мари.
 
Чиновничья кондовость, помноженная на ореол мнимой славы лидера финно-угров России, не позволяет Тултаеву как бы снизойти до уровня московских активистов. Для меня же это объясняется провинциальной чванливостью, обыкновенной чёрствостью, трусливостью, боязнью острых вопросов с нашей стороны.
Тултаев, как и Мосин, выстроил работу общероссийского финно-угорского объединения не как общественного движения, а как своего рода межнациональной общественной палаты при президенте РФ, возвышающейся якобы над финно-угорским миром как части России в форме некоего общественного наднацпарламента с правом «рулить» органами госвласти на уровне регионов, местного самоуправления и всеми национально-культурными общественными структурами и особенно полюбившимися ему автономиями. 
 
И чтобы не быть голословным, сошлюсь на итоговые отчёты за 2014 год возглавляемых им Совета и Президиума ООД АФУН.
 
При изобилии разного рода личного участия Петра Николаевича на заседаниях Президентского совета по делам национальностей, созданного 05.06.2012г. (указ №776), и его комиссией, перечисления фактов присутствия членов руководства Ассоциации на многочисленных международных, общероссийских, межрегиональных и региональных мероприятиях, проводимых, в основном, властными структурами, собственных-то дел у Ассоциации набирается не так уж и много. И в большинстве своём – это заседания президиума и Совета ООД АФУН, которые всегда отличает тиражируемый один  и тот же главный вопрос повестки дня – «О поддержке этнокультурной самобытности коренных малочисленных (или финно-угорских) народов, проживающих на территории той или иной области» (?!)
 
Такие выездные заседания с аналогичной повесткой состоялись в Ленинградской (14.03.2014г.), Мурманской (18.06.2014г.) и Нижегородской (31.10.2014г.) областях, где докладчиками по основному вопросу были чиновники разных уровней: зам. губернатора; министр внутренней региональной политики; глава районной администрации; председатель Комитета по местному самоуправлению,  межрегиональным и межконфессиональным отношениям и т.д. А содокладчиками выступали сотрудники музеев, завкафедрами национальных языков и литературы ВУЗов, а также руководители ряда общественных объединений финно-угорских этносов, включая МНКА мордвы и марийцев Нижегородской области, что свидетельствует о том, что ООД АФУН в плане организационного своего построения видится Тултаеву не в качестве общественного движения (согласно Уставу), а больше рыхлой ассоциацией под прикрытием якобы «целых народов». Что же касается национально-культурных автономий, то они организационно по закону никаким боком не обязаны подпадать под диктат ООД АФУН, а тем более отчитываться. Будь у мордвы и марийцев официальная ФНКА, то их руководство могло затребовать совместного проведения такого слушания (!) на Нижегородчине или вообще отказать в участии.
 
А в целом ситуация такова, что на данных выездных заседаниях в числе основных докладчиков и содокладчиков не было ни одного председателя базового регионального отделения ООД АФУН, что говорит о крайней запущенности оргработы в рядах существующего всероссийского финно-угорского движения. На это, в частности, указывает и принятое в рамках состоявшегося заседания запоздалое решение о создании в июле 2014 г. мурманского отделения ООД АФУН РФ. Видать, все эти годы там и в помине не было обязательного структурного подразделения, призванного выступить главным организатором и координатором всех практических дел в данном регионе по линии финно-угорского движения.
 
Интересно и другое: в составе ныне функционирующего Совета числятся 27 членов, делегированных 13 субъектами РФ: Башкирия (2), Карелия (2), Коми (2), РМЭ (4), Мордовия (5), Татарстан (1), Удмуртия (4), Чувашия (1), Пермский край (2), Владимирская область (1), Удмуртия (4), Чувашия (1), Пермский край (2), Владимирская область (1), Кировская область (1 – Яковлева Л.Н.), Ленинградская область (1), Московская область (1). 
Все они расписаны по 14 направлениям работы (культура; молодёжь; изучение национальных языков в школах и вузах; ф/у научные исследования; информационно-аналитическая работа; взаимодействие с органами госвласти; межнациональное сотрудничество; межрегиональное сотрудничество; работа с малочисленными народами; взаимодействие со СМИ; традиционная бытовая культура; взаимодействие с некоммерческими организациями и фондами). Однако там нет ответственного за оргработу (?!)
 
Марийцам поручено заниматься (кроме М.З.Васютина – он зам. Тултаева) следующими вопросами: Мочаев В.А. – информационно-аналитическая работа; Иванов А.Н. – межрегиональное сотрудничество; Яковлева Л.Н. – взаимодействие с некоммерческими организациями.
 
Если скрупулезно изучить работу Совета и его Президиума за 2014 г., то легко можно заметить то, что в ней практически отсутствует рассмотрение вопросов острого, проблемного характера, касающихся в целом всего российского финно-угорского мира, с тем, чтобы уровень глубины обсуждения заставил принять его во внимание  президента В.В.Путина, и председателя правительства Д.А.Медведева, и профильные министерства, ведомства, и глав субъектов РФ. Чтобы, более того, об этом узнали и другие российские народы и граждане – финно-угры.
 
Не видно Тултаева и его сподвижников и в дискуссионных и иных передачах основных каналов Центрального ТВ. За прошедшее десятилетие в Москве по инициативе ООД АФУН не проведено ни одного значимого обсуждения в рамках «круглых столов», научно-практических конференций с участием федеральных органов власти, академических институтов, депутатов Госдумы и членов Совета Федерации. За истёкший год на заседаниях Совета и Президиума по сути прозвучала всего одна тема – самобытность культур финно-угорских народов на примере вышеназванных трёх областей (сфера ответственности – Ю.А. Механошиной из г. Перми). А где другие направления?
 
Безусловно, когда заслушиваются доклады чиновников, то трудно без вмешательства в дела органов власти формулировать решения. Поэтому Тултаев по итогам вынужден обращаться к эпистолярному, бюрократическому жанру в форме направления писем-обращений к губернаторам с различными просьбами, в том числе касающимися ремонта дорог, включения коми-ижемцев в разряд северных оленеводов и даже об оказании помощи в создании общественных объединений мордовского народа (мокшан и эрзян). При этом иногда случаются и казусы. Так, оказалось, что принятый в Мурманской области закон «О северном оленеводстве» изначально распространялся и на коми-ижемцев. А начатый ремонт дороги до с. Ловозера того же региона обязан был и без того завершиться через шесть месяцев.
 
Излюбленным методом решения проблем стали обращения Тултаева на имя некоторых федеральных министров, в частности, науки и образования по вопросам подготовки специалистов по финно-угорским языкам на контрактной основе с последующим возвращением их в регионы. 
 
В целом данный стиль работы ООД АФУН РФ слепо копируется и в регионах, в частности МОД «Марий мер каҥаш». В этом смысле действия псевдообщественных структур в пределах возможного гарантируют стабильность местных исполнительных органов, спасают их от возможных потрясений, особенно в период избирательных кампаний, заставляя активистов выполнять порой несвойственные им функции.
 
Таким образом, огосударствление национальных общественных объединений позволяет властям рассматривать их как составную часть государственной системы управления. Как долго это будет продолжаться? Думаю, пока будут сохраняться в сознании чиновников и граждан «пережитки имперского и советского прошлого», воплощённые в различные страхи, в неумение и нежелание оторваться от монополии государства, полагая, что только оно и способно обеспечить полнокровное удовлетворение политических, экономических, социальных и языковых потребностей граждан различных национальностей.
 
Что касается разгосударствления, то важным его условием является изменение отношения государства, органов управления и общества к национальному аспекту, создание условий для возникновения и функционирования развитой системы национально-культурных объединений, которые не должны испытывать на себе принудительную политику и практику государства в разной форме. Совершенно ясно, что самоорганизация граждан – это степень зрелости демократии и что «разгрузка» национальной сферы от чрезмерной опеки чиновничества – это и есть магистральный путь для развития общественного сектора, включая и марийское национальное движение.
 
Есть, правда, ещё одна вскользь упомянутая тема в ФЗ «Об общественных объединениях» (ст. 51), которая называется «Об общественных объединениях, созданных с участием государства». Там всего четыре строчки: «впредь до принятия федеральных законов о государственно-общественных или общественно-государственных объединениях указанные объединения создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти».
Как известно, в стране уже функционируют частно-государственные объединения. Но тех, о которых сказано выше, пока нет.
Лично мне кажется, что ФЗ «О национально-культурной автономии», если его «нагружать» ответственностью за состояние дел в сфере этнокультуры и этнообразования, в развитии и сохранении национальных языков и духовных традиций, требующих постоянной финансовой и иной государственной поддержки, то всё это дело можно успешно осилить только в рамках наличия общественно-государственных или государственно-общественных объединений!!!
А кроме того, в новую законодательную статью вполне можно было бы оформить и правовое обоснование широко распространённых съездов народов (этносов), организуемых обществом совместно с государством.
 
Инициаторами данной законодательной идеи могли бы стать, скажем, депутаты Госсобрания РМЭ и общественные объединения граждан мари.
 
P.S. 
Данная публикация написана с расчётом, что, возможно, она станет для меня последней. Через несколько месяцев мне стукнет 75 лет. Пятнадцать лет тому назад один из моих знакомых, как говорят, обронил фразу: «Неужели Ерофееву не надоело ещё дурью маяться?» Я на это не обиделся, потому что было интересно создать в Москве полноценную земляческую организацию, собрав под флагом Марий Эл патриотов – выходцев из Республики и других регионов. И сегодня честно скажу, что мне не стыдно за неё. Она мне не менее дорога, чем прошлая общественная деятельность. Насколько долго продержится Землячество? Если не будет форс-мажорных обстоятельств, то кадрового потенциала и духовного запала хватит как минимум на 10 лет! По крайней мере, до 100-летия Республики, что станет свидетельством нашей преданности и верного служения своей исторической Родине!
 
Regions: 
Народы: 
Автор материала: 
Читайте также:
ВОЙДИТЕ, ЧТОБЫ ОСТАВЛЯТЬ КОММЕНТАРИИ