Историческая особенность марийского народа как его суть

Если народ не знает и не стремится понять  свою истинную сущность, свою истину о себе,  не пытаясь следовать по ней, и если у него нет сыновей, которые  ее могут высказать, дав таким образом большее чувство свободы, то такой народ, я думаю, обречен. А победа истинного развития будет за тем народом,  вера которого особенно способна сместить сомнения каждого в своей бесконечности-конечности в сторону бессмертия, что только и обеспечивает подлинное ощущение вдохновенного творчества и свободы.

 

И еще. Каждый сын своего народа должен считать свой народ избранным и особенным. Если этого не будет и если каждый не учтет то, что я сказал выше о свободе, то те, кто давно возомнили ложно, что именно они богоизбранны — такая позиция крайне кощунственна, и за нее обычно приходиться отвечать! — вас уничтожат! Уверяю, они всегда помнят, что почти все их ненавидят. Уверяю так же и в том, что они раньше всех увидят и, скорее всего, уже увидели  того и тех, кто действительно способны дать вам большую степень свободы!

Александр Зенкин

 

 

Мы живем в величайшей стране, величайшей даже не столько в силу размера, сколько в силу того, что именно ее народ, явно обладающий особым духом, попытался  построить сознательно общество социальной справедливости,  мы живем в грандиозной стране, столица которой имеет марийское название и воздвигнута на одном из сакральнейших мест древних мари. Что все это означает и как так получилось и случайно ли это? В данном мире нет случайностей, в данном мире именно случайности есть истинная закономерность, просто закон ее мы редко знаем в полной мере, а если он и открывается, то только после очень серьезных мыслительных штудий и при определенном личностном развитии того, кто над этим беспрестанно пытается думать.

Так как все это получилось? Попробуем во всем этом разобраться сначала реконструктивно-исторически и параллельно через мировоззрение народа. Мы знаем точно, что большую часть восточно-европейских равнинных территорий занимали мерянские финно-угорские племена, это истина высокой верности. Славяне стали заселять земли нынешних московской, тверской, владимирской и прочих областей позже, проникая сюда родоплеменными  группами и втираясь, видимо, достаточно мирно, в силу, в том числе и не слишком значительной плотности заселения, между мерянскими селениями и городищами. При этом, без сомнения, ознакомление-соприкосновение со столь громадными финно-угорскими, к тому же достаточно дружественными племенами — что очень располагает, а также обнаруживает знание за данными племенами своей духовной мощи, — ОНИ КАК БУДТО БЫ НЕ ВЕДАЛИ ЗЛА!  — не могло на пришлых не воздействовать. Таинственный язык мери и особенно вера, которая обеспечила существование в единстве столь огромного племени, не могут не вызвать хотя бы почтения. Всякому вдумчивому человеку — а таких и в древности было также немало, — должно быть понятно, что наличие огромного (по тем временам) мерянского племени, — а единство значительного целого это всегда признак успешности иль хотя бы значимости,  — в столь, в общем-то, не самых комфортных природных условиях может объясняться лишь одним: определенной жизненной ценностью именно разработанной данными людьми  культуры как свода правил жизни и развития и непременно единством идеи, наличием особого взгляда на мир, человека — со стороны это выглядит для язычника, что мир именно данным племенам в силу их языка-кода и культуры-веры особенно благоприятствует. И отсюда и у пришедших славян  —  а приходящие мигранты, к тому же массовые, бегут обычно на новые территории не от хорошей жизни, и это надо учитывать — явно закладывалось если не почитание святынь мери, то хотя бы уважение-опасение, стремление понять, возможно, соприкоснуться душою с ними, воспринять, уберечь в себе, что явно видно даже по тому признаку, что навсегда — как некое священство-табу — сохранились в природе данных мест многие из тех названий, которые были даны финно-угорскими племенами: собственные имена рек, озер, различных местностей и прочее, нередко входящие в названия или становясь их основой, нынешних поселений.  Но особенно отмеченное почтение выразилось в том, что русские  укреплялись и стремились обосноваться на местах наиболее развитых финно-угорских городищ и обживали городами именно их (как Ростов — Сарское городище, как Москва — Дьяково). В целом ассимиляция была мирной, восстания зафиксированы уже позже, в XI веке, и связаны они были с христианизацией, а то что, допустим,  словене-новгородцы ходили на чудь и так далее, это было уж е также позже, к тому же тут явно заметно влияние на данные северные славянские и финно-угосркие племена воинственных скандинавов, которые нередко становились во главе этих народностей, так что даже вождей славян, древнейших руссов, хоронили как конунгов в ладьях и с женами и прочим.

Так постепенно меря, иные финно-угорские народности — чудь, весь, водь и др. — и славянские всеразличные племена — вятичи, кривичи, словене и так далее —  стали синтетически формировать русский народ. Почему именно название русские, русы, росы сейчас трудно сказать, здесь существует много версий, но для нас и выбранной темы в данный момент это не столь важно. Для нас важно другое: почему мари, как составная часть мери и в созвучии названия наиболее близкие к ним, оказались у Волги, слившись с финно-угорскими племена ананьинской культуры и закрепившись именно на обоих ее берегах (заселении Урала нами началось заметно позже и также из-за христианизации), явно не допустив или крайне ограниченно допустив проникновение сюда славян? Полагаю, как одну из наиболее вероятных версий, то, что мари — это самая консервативная часть, а значит, это именно жреческая каста мери, это племя, которое не захотело совершенно терять особенность своей веры, которая в сочетании с языческими идеями славян наверняка трансформировалась бы. А в религии, как известно, это неприемлемо! Трансформация веры и обрядов всегда воспринимается верующим как потеря языка с богом, богами! А язык мери и мари был очень-очень древним, он во многом явно сохранил сущность протоязыка, о котором ныне говорят лингвисты, высчитав даже количество этих протоязыков человечества. Откуда об этом можно судить? А как, допустим, объяснить, что древнегреческое слово «икона»  близко к «иконга» марийцев, что переводится «одна доска», причем оба слова имеют прямое отношение к одному и тому же физическому предмету. При этом наше чуть язвительное «одна доска» характеризует и позицию мари по отношению к данному священному фетишу христиан. Тут также надо понимать и то, что вряд ли мы слова «ик» и «онга» взяли исходя из знания слова «икона» у греков. А вот греки «иконга» могли взять у того народа, который создал это слово, родив образ на доске. И это, видимо, уходит в древний Египет и к царству шумеров и Междуречья, а может, и к государству Мари и некоего Лами-мари, были, как известно, и такие…

Культура мерянских племен была явно хорошо развитой и потому относительно самодостаточной, и языческие верования пришлых славян вряд ли на нее могли сильно воздействовать, чего не скажешь о самой вере славян, и это заметно хотя бы из анализа  следующего общеизвестного факта. Киевская Русь (ее существование сейчас уже ставят под сомнение, но мы пока исходим из классического курса истории), то есть приднепровье, где мерянских и финно-угорских племен, как известно, не было (поэтому-то там не русские, а украинцы!), в X веке начало массово и революционно, преследуя явно тут выгоду (а как иначе это явление объяснить, и это тоже характеризует данную народность!) менять свою веру на греческую христианскую, при этом проблема утверждения новой религии становилась тем сложнее, тем дальше от Киева подобные новшества пытались внедрить новоявленные византийские проповедники и мыслители, их ученики, а Новгород и северные земли, допустим, чья культура особенно крепко стояла на финно-угорской основе и культуре словен, были особенно категорически, что зафиксировано летописями, против данного насаждения, и Добрыне с Путятою пришлось тут  яростно поработать мечом и огнем, а потом еще и рубили волхвов топорами (история Глеба). Здесь язычество было очень развито и в XII и даже последующих веках. Огромнейшее упорство! Оно хорошо прослеживается и у марийцев, которым не смогли привить христианство подлинно даже до сегодняшнего времени! Да что там у марийцев, язычествуют гордо ныне и соседние чуваши (нация очень героическая в силу триединой своей сути), считающиеся тюркским народом, хотя они ближе к нам в своем мировоззрении и даже языке — настолько велико было наше влияние! То, что это именно наше, мари-мерянское, влияние — это без сомнения, ибо тюрки пришли сюда позже, и  мы в определенной мере — да-да, не удивляйтесь и примите! — в основе и чуваш, и волжских булгар, и даже татар, живя под стенами Казани и владея всем Арским полем еще в XVI веке.

Какие предварительные выводы можно сделать из озвученной исторической реконструкции. А только те, что в основе веры, прежде всего мари, — наиболее глубинные связи и открытия веры меря. Мы сохранили, видимо, в наиболее чистом виде их кровь и поэтому являемся не просто старейшим, но и наиболее глубинно несущим в себе память о былом величии, то есть родовитейшим  народом Европы, но а старость и потомственное величие, как известно, гораздо менее страшится ухода туда! Мы, мари, сохранили за собой в ближайшем созвучии (как известно, «черемисы» не наше самоназвание, это, скорее всего, тюркское прозвище, означающее, как считают некоторые специалисты по языку, «воинственный»), почти в точном виде и первоназвание своего некогда огромного племени! Ни мордва как часть того же племени, ни удмурты, ни коми и другие не смогли посягнуть на это, хотя все они отсюда и все впитали культуру данного величайшего племени европейской равнины. И все это тоже вовсе неслучайно, ибо закрепилось и утвердилось исторически, и странно было б сказанное отрицать. Но данное утверждение вовсе не означает, что автор вдруг возвеличил среди других финно-угров именно свой народ мари, никто ничего этими высказываниями не возвеличивает, а только пытается разобраться, что в основе сути всего этого? Как все сказанное разобрать? И почему случилось именно так, а не иначе? И какие выводы на будущее можно сделать отсюда? Вера меря, как особое мировоззрение, то есть взгляд на мир и человека, сумела сплотить, обеспечив чувство родства, множество людей на огромной территории. Очевидно, для этого были причины. И союз мерянских племен создал именно такую глобальную веру, которая позволяла им быть хотя бы в языке и обычаях в единстве, чувствовать свое кровное родство. Здесь надо понимать, что родственность вообще различных племен обеспечивается именно единством Идеи, языка, на котором она привносится, — не товаро-денежные взаимоотношения, они были ничтожными тогда!  —  а именно единство кода-веры как единство памяти и общность сути (это очень важно, допустим, есть народы, которые никак и никаким образом не могут быть объединителями, за примером далеко ходить не надо, украинцы, допустим, которые в силу именно своей сути не способны даже на свою государственность без других!).

Но не будем более о других, хотя это и крайне важно — например, понимание данной сути и ее приятие могло б спасти очень много все тех же украинцев, в целом замечательный и яркий народ, — но хватит, теперь лучше поговорим о тех аспектах древней веры мари, которые, в моем представлении, точно исходят из мерянского мировосприятия и миропонимания, из их явно природной сущности или сущности, очень сильно развившейся и привнесенной очень-очень давно. И прежде всего это, конечно, реальная — именно реальная! — одухотворенность всего сущего, Природы, Мира, отсюда, второе, большая внутренняя — не осознанная! как некое точное знание почти! — смещенность в дилемме «что же ждет тебя: точная конечность или явная бессмертность?» в сторону признания бессмертия, а это есть ОСНОВАНИЕ ПОВЫШЕННОГО ОЩУЩЕНИЯ СВОБОДЫ!. Данное  качество вообще характерно для финно-угров в целом. Страх смерти, конечно, есть, но он преодолевается с меньшими усилиями, чем у большинства народов. То есть страх смерти как забота о личной жизни очень может быть и вовсе не заботой, а лишь формой эгоизма! СТРАХ тем более никак не может быть заботой о тебе! Самой же смерти нет, ведь, умерев, ты не знаешь, что умер, а если тот мир есть, тем более смерти нет! То есть ее в любом случае нет (и эта истина на интуитивном уровне живет  в каждом мари, финно-угре!), она, смерть, есть как реальность только для твоих близких — для их исправления! Здесь призыв смерти внутри может быть расценен с большей вероятностью как необходимость-жертва для Одухотворенности Мира!  Одухотворенность всего сущего как реальность обеспечивает веру в Бесконечность, неуничтожимость духовности! Необходимость смерти твоей в данном случае  есть питание данной всеобщей духовности, вклад в нее! В этом смысле очень интересны легенды и сказки мари, где нередко реальная смерть присутствует. При этом, допустим, в легенде «О злом Канае и бледной Луне» люди убивают смерть, утопив ее в озере, и избавляют от нее мир, но начинаются такие страдания в народе, ибо старые люди хотят покоя и устали, измучились от болезней и бесконечности…То есть реальность «сказки» о смерти и потустороннем у мари в какой-то мере даже выше, чем у многих народов. Подлинный язычник — это вообще тот, кто совершенно верит, что у каждого дерева есть душа, у каждого озерца и так далее. Заговорив с деревом, ты его тоже и точно  услышишь! Весь Мир наполнен Смыслом! И даже поэтому, возможно, у марийцев, как и у русских, — и этому наверняка есть объяснение — не было глобального сказочного эпоса типа «Калевалы» (если б он был, то непременно б сохранился!), потому что весь мир реальный и все вокруг были для них сказочными (это как бы с точки зрения современных «реалистов»), — так зачем творить еще словом, если всё уже и так есть и живет, действует в реальности! Зачем путать себя, к тому же, возможно, это необходимо держать в тайне от прочих, иначе теряется сила… Мари очень скрытны. Они как раз не язычники от слова «язык». Когда всё вокруг слышит, с языком надо быть предельно аккуратным! Отсюда немногословность марийцев, отсюда их скромность, внутренний такт. Порою это смахивает даже на слабость и малодушие, что совсем не так. Но в силу обывательского давления со стороны обычно русских  — в каждом народе таких безмозглых националистов хватает, с национализмом вообще надо быть крайне аккуратным и взвешенным! — эти качества действительно у определенной части  мари приводили к малодушию. В результате такие мари стали стесняться самих себя и своей принадлежности к родному народу, что немыслимо и крайне деструктивно для личности! (Особенно это сложно преодолеть детям-мари, воспитывающимся среди большинства ребятишек, допустим, русских, тут надо, чтобы твой отец иль дед были очень мощными духом, чтоб внушить тебе именно Силу марийца!) Вот для того чтобы уметь преодолевать свою скромность и даже застенчивость, когда надо, я и утверждаю всюду веру в мощь мари и его силу! Как силу потомков великих меря, ставших истоком и основой Силы России! Да, каждому россиянину надо точно знать данную Истину, и этому надо обучать во всех школах страны, при этом надо обучать и нашей прекрасной Вере, и особенно тому, что, беря, допустим, воду из источника, проси разрешения — это один из важнейших аспектов правильного саморазвития как способа спасения Жизни! Да-да, каждый русский должен знать, кто его предок и во что он верил, чтобы уважать его, почитать и даже поклоняться, прислушиваясь к тем, кто сегодня сохранил Истину этого предка. Да, русские лишь потому такие  русские и сумели дерзнуть в истории на такое по мощи, как Общество социальной справедливости, что это именно финно-угры и славяне в единстве, причем у меня есть серьезное подозрение, что единство тут обеспечивалось не столько завязывающимися  родственными кровными отношениями — ибо родственная близость нередко центробежна, простой пример: русские и те же украинцы иль русские и болгары, русские и поляки!.. — сколько общением и духовным содружеством-соучительством, что особенно могуче по воздействию и взаимовоздействию! Данную мысль я более пока не стану никак пояснять, всему свое время, но в заключение лишь еще четче скажу-подчеркну, не страшась критики и уж тем более скрытой озлобленности некоторых интернет-хулиганчиков. Если б здесь,  как принято говорить, на центральной русской равнине, не было б мери, веси и прочих, вероятнее всего, не было б ни такой России, ни уж тем более Союза ССР как оплота множеств народов под единой созидательной Идеей. Да, да, не удивляйтесь, это именно так, и я буду всегда утверждать  данную, пусть пока и слишком голословно-спорную, истину. Без мери и финно-угров, как платформы, существование и вообще даже образование России, именно такой России, пускай как сейчас есть (потенциальное могущество ее по-прежнему огромно — не сомневайтесь!), было б невозможным, и именно через мерю, то есть, получается, в первую очередь, скорее всего, через  мари, возможно, выявится наиглавнейшая суть программы, вселенской цели России, и в этом всем, ныне живущим, без сомнения, придется удостовериться, причем очень-очень скоро. Почему я так говорю и снова утверждаю это аж как будто почти мистически, хотя сам не мистик?! Еще раз поясню это для тех, кто еще не осознал в полной мере сказанное, но теперь  как бы зайдя в размышлениях чуть с иной стороны; вообще-то, это бы надо изложить в другой статье, так как данная тема сама по себе очень серьезна и глобальна, особенно сегодня, среди нищеты духа и отсутствия подлинных социальных идей, но я все-таки кое-что, чтобы не забыть, обозначу  сейчас.

Каждому сегодня, да и всегда  надо ясно осознавать вот что. XXI век, впрочем, как и предыдущие века, особенно два предпоследних, будет страшной — в силу возможной близости глобальной катастрофы от деградации природы! — по своей мощи ареной борьбы мифов и идей. В XX столетии лидирующим тут был, как известно, марксизм, являющийся  в сути своей на самом деле всего лишь формой православного протестантизма, поэтому  Владимира Ленина лучше не закапывать, как предлагают якобы верующие, а выкопать Иосифа Сталина, который, думаю, в силу качественного бальзамирования, неплохо сохранился, и положить его возле, как издревле лежат столпы христианской и особенно православной  веры в раках во храмах! Но сейчас не о них! Сейчас об ином.  Обратите пристальное внимание сегодня вот на что, в последние годы Интернет просто пестрит множеством разнообразных реконструкций древних верований, обрядов и преданий. Особенно активизировались ныне, в силу потери Россией идеи, новые язычники-славяне, — чего они только не напридумывали о своей прошлой культуре, чтобы возвеличиться! А главное, чтобы  отбросить связь с библейством! Неославяне начинают развивать ныне самые неожиданные мысли, к примеру (их сейчас полно), что у Святогора (Святовита, внука Матери Земли, это  одна из богинь славянского пантеона) единственную дочь звали Мерей (что это, случайное совпадение?..), Марией и именно она вышла замуж за дикого человека Вана, Хана-Ноя, и от нее пошли якобы все рожденные не от богов, а из праха и ребер библейские народы, в том числе и иудеи… Так нынешние апологеты от религии хотят выдвинуться и утвердиться на стезе древних своих верований, которые когда-то бросили и попрали. Но подобное мифотворчество вообще, конечно, крайне наивно, к тому же нередко это полная чушь, почти такая же, как и сами библейские ветхозаветные истории, и  у таких новоявленных апологетов древнерусского язычества очень мало реальных археологических сведений и построение истории основано больше на художественном вымысле и древних сказаниях, а также на создании подложных артефактов с рунами и так далее. Но нельзя ничего и упрощать, упускать, резко говоря и про чушь, тут надо учитывать то, что и яркий, очень талантливый  художественный вымысел крайне силен, взять ту же записанную легенду  или скорее предание о Христе. И борьба будет вестись как раз именно в этой плоскости, поскольку яркий миф, нередко выглядящий как грамотное социальное Учение-реальность, ясная научная теория, которую нередко в миф и закладывают или, наоборот, миф в теорию, является основанием для серьезного социального и внутреннего развития людей, по крайней мере, способна очень сильно тут  влиять. Почему это именно так? А дело все в том, что миф очень образен, символичен и  этим чувственно пленит, к тому  же он очень доступно излагает сокровеннейшие детали сути человека, то есть позволяет учиться жизни, но не это еще главное в том, что мифы — именно Мифы! — правят нашим миром! Миф правит миром, потому что смерть есть главный миф, который преодолевается лишь Мифом! И  так было всегда. И будет! Только Талантливейший Миф позволяют сместить чувство своей бессмертности в каждом от сомнения в конечность чуть-чуть к беспредельности. Таким образом они и обеспечивают чувство свободы как подлинное творчество и сотворчество. Они дают чувство осознания свободы! При этом миф, учение тем лучше и сильнее, чем глубже и тоньше данное чувство дает! Поэтому-то всегда побеждало именно  то учение, пусть и мифическое (поверьте в нашей даже самой передовой науке также выдумки полно!), на основе мифа, которое в тот или момент истории давало наиболее высокую степень ощущения свободы каждым! Именно за это учение борются в итоге люди! Именно то Учение, которое лучше всех и чувственней всех это способно сделать, и завладеет, завладевает  умами большинства людей данного мира, их душами, и народы снова пойдут именно за таким.  И здесь указанная мною смещенность у мари, у финно-угров вообще становится, да и всегда являлась наипервейшим, фундаментирующим  качеством! (ИЗМЕНЯЮТ МИР ТОЛЬКО БЕССТРАШНЫЕ и БЕССМЕРТНЫЕ, УВЕРОВАВШИЕ В БЕССМЕРТИЕ ГЕРОИ!) Именно оно в определенной мере перешло и к русским от нас! С помощью него они потом и пошли к другим народам… — кто же не хочет большего чувства Свободы?!.. от смерти! Отсюда и получается, что  у нас имеется самое большое основание, чтобы стать в этом столетии окончательно (в прошлом веке через социализм мы уже пробовали и у нас и тут есть опыт!) Учителями-спасителями  Мира!

Так что учите своей верой и своей вере весь мир! Учите! И усваивайте, пожалуйста, то, что я вам говорю, не слушая тех лживых пророков, которые на полном серьезе говорят о скорой кончине мари, — на полном серьезе они так всего лишь говорят о своей собственной кончине! — а вы, несмотря ни на что, усваивайте свое истинное Величие и Мудрость. Усваивайте и даже впитывайте, читайте и внушайте это своим марийским детям! Твердите везде мое мнение о мари, прославляя Мир! К тому же вы сами уже, наверное, понимаете, что  вряд ли еще пока есть и найдется кто-то среди нас, что такое и так же способен высказать.

 

 

Regions: 
Народы: 
Читайте также:
ВОЙДИТЕ, ЧТОБЫ ОСТАВЛЯТЬ КОММЕНТАРИИ