«Отец у него черемисин...» - о национальности патриарха Никона

В истории России XVII в. патриарх Московский и Всея Руси Никон (1605 - 1681 гг.) сыграл одну из ключевых ролей. Хотя его патриаршество длилось всего шесть лет (1652 - 1658 гг.), тем не менее, оно было ярким, насыщенным многочисленными событиями. Именно в этот период Никон провел широко известную церковную реформу, вызвавшую церковный раскол.

Необыкновенной была его судьба. В самом деле, удивительно уже то, что он, крестьянский сын, оказался вознесённым на вершину церковной иерархии, стал ближайшим другом и советчиком царя Алексея Михайловича, носил титул «великого государя», как и царь. В церковных делах он требовал абсолютного подчинения себе, жёстко, а то и жестоко карая своих противников. Он полагал, что власть духовная стоит выше власти мирской, царской, а потому считал своим долгом вмешиваться в государственные дела. Церковные иерархи и бояре трепетали перед ним. Неудивительно, что он нажил себе множество врагов, да и царь к нему со временем охладел. В 1658 г. Никон был вынужден удалиться в монастырь, при этом он заявил, что оставил лишь московский престол, но не отрёкся от патриаршего сана. Лишь в 1666 г. церковный собор с участием патриархов Александрийского и Антиохийского низверг Никона из патриаршего сана. Бывший патриарх был сослан в монастырь простым монахом, коим он и оставался до конца своих дней...

Незаурядная личность и уникальная судьба патриарха-реформатора до сих пор привлекают внимание учёных и писателей. Однако некоторые сведения о его происхождении, утвердившиеся в литературе о нём, требуют, по нашему мнению, пересмотра. Во многих статьях и исследованиях, посвящённых патриарху Никону, авторы пишут, что по национальности он был мордвином. Этот факт сообщается как нечто само собой разумеющееся и не требующее пояснений. Документальных же свидетельств, подтверждающих это, нигде не приводится. Показательна в этом отношении работа С.К. Севастьяновой «Материалы к «Летописи жизни и литературной деятельности патриарха Никона», изданная в Санкт-Петербурге в 2003 г. Автор книги на основе обширного корпуса источников и исследований воссоздает биографию патриарха Никона. Избранный С.К. Севастьяновой научно-литературный жанр «летопись жизни и деятельности» позволяет читателю проследить судьбу Никона по годам и даже по дням. Материалы, представленные в книге, дают возможность познакомиться не только с фактами его биографии, но также со сведениями о современниках патриарха - его единомышленниках и противниках. Итак, обратившись к книге С.К. Севастьяновой и ознакомившись с собранными ею материалами о рождении Никона в мае 1605 г., мы можем убедиться, что здесь ничего не говорится о национальности родителей будущего патриарха.1 Следовательно, можно сделать вывод, что С.К. Севастьянова не обнаружила источников, где прямо говорилось бы об этом. Так откуда же проникло в литературу утверждение о том, что Никон по национальности мордвин? Вероятно, начало этой традиции положил известный историк и писатель П.И. Мельников-Печерский. В 1867 г. были опубликованы его «Очерки мордвы», где он, в частности, сообщал, что «Никон сам был мордовского происхождения, сын обруселого мордвина Мины, крестьянина села Вельдеманово».2 При этом он не привёл никаких ссылок на источник, который подтверждал бы его утверждение.

Сообщая об этнической принадлежности Никона, почему-то мало кто из исследователей обращается к свидетельствам протопопа Аввакума (1620/21 - 1682 гг.), талантливого писателя, одного из лидеров староверов, сыгравшего одну из ключевых ролей в расколе Русской православной церкви в середине XVII в. Аввакум лично знал Никона: вначале как соратника и единомышленника в деле исправления церковных «нестроений»; затем, когда Никон взошёл на патриарший престол и начал проводить церковную реформу, они стали непримиримыми врагами. В своих сочинениях Аввакум не раз упоминает Никона. В частности, он сообщает о том, что отец Никона был марийцем. По какой-то причине эти свидетельства не использовались С.К. Севастьяновой при написании своей книги.

Так в одном из своих писем, так называемом «Послании «отцу» Ионе», протопоп Аввакум, отвечая на вопрос Ионы о том, является ли патриарх Никон антихристом, писал: «Я Никона знаю: недалеко от моей родины родился, между Мурашкина и Лыскова, в деревне; отец у него черемисин, а мати русалка, Минка да Манька...»3. Точность определения места рождения и национальности родителей Никона была продиктована важностью поставленного перед протопопом вопроса. Ответ на него должен был быть точным, чётким и однозначным, т.к. антихрист, по словам Аввакума, должен был родиться «от Галилеи, от колена Данова, от жены жидовки»4. Таким образом, по Аввакуму, Никон не являлся «последним антихристом», а был лишь его предтечей. В другом своём сочинении он писал: «Мы с Никоном ис тех мест... Я от попа родился, а Никона черемисин Минька добыл в деревнишке...»5. Из приведённых отрывков следует, что Аввакум с Никоном земляки (оба уроженцы Нижегородского края), их сёла, где они родились, находились рядом, что Аввакум сын священника, а Никон, сын крестьянина (жителя деревни), что родителей его звали Миной и Манькой (уменьшительное от имени Мариам), и что отец Никона был марийцем. Что касается его матери, предстающей мифическим существом «русалкой», то это, скорее всего, описка переписчиков послания Аввакума (его сочинения ходили по рукам староверов в виде списков). Также считал биограф протопопа Аввакума А. Бороздин. Он полагал, что в рукописи слово «русалка» явилось в замену слова «русачка», то есть русская.6 Здесь следует также заметить, что маловероятно, чтобы Аввакум, родившийся в краю, где встретить мордвина или марийца было обычным делом, не различал их между собой. Поэтому вопрос о том, что Аввакум, называя отца Никона «черемисином», просто путал его с мордвином, отпадает сам собой.

Особый интерес вызывает сообщение Аввакума о том, что Никон родился между «Мурашкина и Лыскова», недалеко от «родины» Аввакума. Известно, что Никон родился в с. Вельдеманово, а Аввакум в с. Григорове. Если взглянуть на карту Нижегородской области, то мы увидим, что действительно села Вельдеманово и Григорово расположены относительно близко друг от друга. Однако Вельдеманово находится южнее не только Лыскова, но также и Большого Мурашкина, то есть оно никак не может быть между ними. Неужели Аввакум ошибся в определении географического положения места рождения Никона? Возможно, что и нет, если предположить, следуя свидетельству Аввакума, что будущий патриарх родился не в с. Вельдеманово, а в некой «деревне», название которой, к сожалению, осталось неизвестным, располагавшейся как раз где-то между Мурашкино и Лысково. Не исключено, что деревня была марийской, так как в начале XVII в. марийцы ещё жили в этих местах.7 В село же Вельдеманово, которое по этническому составу, вероятно, было мордовским, отец будущего патриарха вместе с семьей, как мы полагаем, переселился уже после рождения Никона.

Такая версия не выглядит необычной, если учитывать то обстоятельство, что Никон родился в мае 1605 г., когда Россия уже погружалась в хаос Смутного времени. Тысячи и тысячи людей были вынуждены покидать насиженные места, опасаясь за свои жизни, и переселяться в более или менее безопасные районы России. Дороги, судоходные реки, бывшие источниками благосостояния окрестных сёл и деревень, теперь приобрели зловещее значение. Не ровён час, придут по ним ватаги разбойных людей, ограбят, разорят хозяйство, покалечат или убьют. Вероятно, руководствуясь подобными соображениями, отец Никона принял решение переселится в с. Вельдеманово, удалённое от больших трактов и крупных рек.

В с. Вельдеманово Никита (таково было его имя в миру) хорошо освоил русскую речь (он уже в ранние годы научился читать) и, возможно, мордовский язык. Марийский же язык Никита, по-видимому, не знал. В окружении не марийского населения необходимости в знании родного языка не было.

Таким образом, свидетельства протопопа Аввакума ставят под сомнение распространенную в настоящее время версию о том, что патриарх Никон был мордвином и, вероятно, сочинения Аввакума являются единственным источником XVII в., в котором совершенно определённо называется национальность родителей шестого Патриарха Московского и Всея Руси Никона. Также свидетельство Аввакума о родине Никона, находившейся где-то между «Мурашкина и Лыскова», заставляет усомниться в том, что патриарх родился в с. Вельдеманово.

Александр Акшиков.
Журнал «Марийский мир», №1, 2010, 42-43 с.

Примечания:
1. Севастьянова С.К. Материалы к «Летописи жизни и литературной деятельности патриарха Никона». СПб, 2003. С. 7.
2. См.: Мельников П.И. (Андрей Печерский). Очерки мордвы. Саранск, 1981. С. 40.
3. Житие Аввакума и другие его сочинения / Сост., вступ. ст. и коммент. А.Н. Робинсон. М., 1991. С. 212.
4. Там же. С. 212, 213.
5. Цит. по: Робинсон А.Н. Борьба идей в русской литературе XVII в. М.: Наука, 1974. С. 29.
6. Бороздин А. Протопоп Аввакум. Ростов-на-Дону, 1998. С. 333.
7. О расселении марийцев в Нижегородском Поволжье см.: Нижегородские марийцы. Йошкар-Ола, 1994. С. 23 -27; Сепеев Г.А. История расселения марийцев. Йошкар-Ола, 2006. С. 69.

Mari-el.name