Михаил Васютин о Всемарийском движении: "Будущее - за национально-культурной автономией"

Инфоцентр FINUGOR представляет интервью заместителя председателя правительства, министра культуры, печати и по делам национальностей Марий Эл Михаила Васютина газете "Марийская правда".

*                             *                           *

В Йошкар-Оле 27-28 марта состоялась межрегиональная конференция "Марийский форум: весенняя сессия". В рамках конференции прошел пятый пленум Всемарийского совета.

Члены Всемарийского совета, представители российских регионов компактного проживания марийцев, в частности республик Башкортостан, Татарстан, Кировской, Свердловской и Нижегородской областей, Пермского края, заслушали доклад заместителя министра культуры, печати и по делам национальностей Марий Эл Г.Ширяевой о нормативно-правовых основах национальной политики в Российской Федерации и механизме ее реализации в Республике Марий Эл. С практикой реализации Федерального закона "О национально-культурной автономии" выступили член президиума Всемарийского совета А.Радыгин (Удмуртия), председатель марийской национально-культурной автономии Республики Татарстан О.Третьяков, руководитель общественной организации "Угарман марий" И.Алтаева. С сообщением о документах, регламентирующих деятельность общественного движения марийского народа,  выступил заместитель председателя Всемарийского совета Ю.Русанов.

Федеральный закон "О национально-культурной автономии" был принят еще в 1996 году. Законом воспользовались представители различных национальностей, создав свои НКА, в том числе и марийцы в ряде регионов России. О перспективах развития марийских НКА корреспондент газеты побеседовал с М.Васютиным.

- Михаил Зиновьевич, очередной, пятый пленум показал, что марийцы, компактно проживающие в регионах России, осознают необходимость создания местной и региональной НКА. Но не всем понятно отличие НКА от других, уже существующих общественных объединений.

- По существу закон о НКА - это первый федеральный закон, определяющий правовые основы национально-культурной автономии в Российской Федерации. Он создает правовые условия взаимодействия государства и общества для защиты национальных интересов граждан России. Принятие закона обусловлено как особенностями населения нашей страны, так и требованиями Конституции РФ, в первой строке текста которой зафиксировано, что народ нашей страны многонационален.

На территории России проживают представители более ста национальностей, каждая из которых обладает уникальными особенностями культуры. Право на НКА принадлежит всем российским этносам в равной степени - вне зависимости от их численности. Особенность национально-культурной автономии - самостоятельное решение ею вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.

В отличие от норм закона об общественных объединениях в рассматриваемом законе установлены конкретные цели, для решения которых государство оказывает финансовую поддержку. В отличие от других видов общественных (национальных) объединений, финансовая поддержка НКА является обязанностью государства и местного самоуправления.

НКА - высшая ступень самоорганизации народа. Это принципиально важно для марийцев, проживающих за пределами Марий Эл, которая является единственным субъектом не только в России, но и в мире, где у государства есть обязательство по сохранению марийского языка и народа на территории республики.

НКА на сегодняшний день - единственная организационно-правовая форма в законодательном пространстве, где можно получить финансирование из федерального бюджета посредством проектов национально-культурных образований на основании соглашений. Кстати, во многих территориях этим правом уже пользуются.

Чем больше марийских общественных организаций в регионах, тем больше пользы. Это мое убеждение.

В каждом регионе есть программа национальной политики, основанная на стратегии национальной политики России, которая как раз должна способствовать работе с общественными движениями, выделять средства на проведение национально-культурных мероприятий. Марийцы Татарстана, Башкортостана, Удмуртии это поняли сразу и выстроили отношения с региональными властями. В некоторых регионах процесс осознания необходимости создания марийского культурного центра занял долгое время. Самая интересная ситуация в Кировской области. Сейчас там уже две марийских НКА.

- На пленуме было высказано мнение о том, что при формировании государственной программы национальной политики Марий Эл не учтены марийцы, компактно проживающие в российских субъектах.

- Это величайшее заблуждение, так как в рамках стратегии национальной политики РФ до 2025 года во всех регионах приняты государственные программы национальной политики. Как раз их интересы и должны учитываться в регионах, например, Удмуртии, Кировской области. В Татарстане на эти цели на 2014 год выделено 15 миллионов рублей. Это федеральные средства. Представители марийского народа должны заявить о себе так, чтобы в регионах выделялись средства на реализацию их проектов. Во-первых, эти проекты должны быть направлены на единение и укрепление российского многонационального государства. Во-вторых, поддерживаются проекты, направленные на этнокультурное развитие, например, марийцев, проживающих в Удмуртии. В-третьих, они должны удовлетворять культурные запросы населения, начиная с гастролей артистов и заканчивая проведением различных мероприятий.

- А если марийцев, например, Кировской области, не "слышат" местные власти? В таком случае они ждут поддержки со стороны Марий Эл?

- Вот как раз для этого и нужны национально-культурные автономии. Поводом к нашей встрече с лидерами в регионах Третьяковым, Радыгиным, Кудрявцевым была как раз тема образования НКА. Мы должны понимать, как устроено наше государство, как взаимодействовать с властью. На очередном пленуме было принято решение о проведении конференции в связи с созданием НКА в регионах. Для этого нужно проводить собрания, конференции. Если нужна поддержка местных властных структур, то мы можем обратиться к коллегам с соответствующим письмом. При этом активисты должны придерживаться принципа: решать проблемы там, где они живут, а не вмешиваться в дела других регионов.

- На пленуме обсуждали проект Устава общественного движения марийского народа. Полемика по поводу регистрации Устава ведется не первый год. Одни члены Всемарийского совета - за, другие - против. Ваше мнение по этому поводу.

- Тема обсуждалась не раз, и в том числе в Интернете. Если нужно регистрировать, то объясните - зачем? Устав с самого начала был очень обширным. Мы создали рабочую группу, куда вошли председатель Всемарийского совета Анатолий Николаевич Иванов, его заместители Валерий Александрович Мочаев и Юрий Петрович Русанов, председатель общественной организации "Одо Марий ушем" Удмуртской Республики Анатолий Ильич Радыгин, начальник отдела межнациональных и межконфессиональных отношений Игорь Геннадьевич Садовин, два юриста министерства и я. Вопрос обсуждали на двух заседаниях. В третий раз проект Устава вынесли на пятый пленум Всемарийского совета.

Нам нужно структурировать марийское общественное движение. "Марийушемовцы" говорят, что они старейшая организация с вековой историей. Члены ассоциации "Марийский мир 21 века" считают, что они смотрят вперед. В чем же главное отличие Всемарийского совета ("Мер Канаш") от других организаций? В России 40 зарегистрированных марийских общественных организаций, еще 20 работают без регистрации. Среди них как раз и "Марий ушем", "Марийский мир 21 века" и т.д.

"Мер Канаш" - что с регистрацией, что без - персонифицированный орган, куда избраны на съезде делегатов марийского народа не только представители тех или иных организаций, но и те, кто не состоит ни в одной из них. Делегаты съезда избирались по принципу схода народом по месту жительства, они поименно и утвердили 36 членов "Мер Канаша" на съезде. Если общественные организации имеют членство, то Всемарийский совет избирается только съездом. Если общественные организации написали Устав и живут по нему, отчитываются ежегодно перед своими членами, то у "Мер Канаша" нет другого варианта, как исполнение рекомендаций съезда. Всемарийский совет подотчетен только съезду. Вот в чем принципиальная разница между 60 организациями и "Мер Канашем". Он - единственный координирующий орган, который, хоть его регистрируй, хоть не регистрируй, работает по плану, утвержденному съездом. Как проводится съезд? В чем заключается деятельность Всемарийского совета между съездами? Эти принципиальные моменты Устава обсуждали в рабочей группе. И самый главный аргумент к вопросу регистрации и нерегистрации. Общественная организация с многолетним опытом - Финно-угорский консультативный комитет, который изначально имел регламент в один лист. За 20 лет набралось два. При этом взносы платят три государства, с участием их президентов. Причем все вопросы решаются согласно консенсусу. Без регистрации жить можно? Можно. Работать можно? Еще какие дела можно вершить! Нужны только желание, энергия. Деятельность организации совершенно не зависит от регистрации.

- По какому принципу будут выбирать делегатов на съезд?

- Это все прописано в проекте Устава. В тех регионах, где компактно проживают марийцы (их, кстати, включили в Устав), будут сходы. При этом по численности есть определенная квота. А в таких регионах, как Московская и Саратовская области, проведут региональные конференции. Не важно - "21 век", "31 век"... - соберитесь и проведите. Каждая организация может делегировать своего человека на конференцию. Должна быть нормальная конкуренция. Кто активнее, тот и будет лидером. Тот, кто сумеет собрать больше народа, тот и сильнее. Должна быть здоровая конкуренция. Это принцип демократии. Все на одной площадке.

В проекте Устава порядок проведения съезда расписан очень подробно. Работа Всемарийского съезда, его президиума тоже очень подробно. Я не вижу необходимости регистрировать Устав. У каждого - своя практика. Мы изучили устав удмуртской общественной организации "Удмурт кенеш". Ее члены сами говорят: "С таким уставом невозможно жить". Согласно уставу, мы - общественное движение марийского народа. Всемарийский совет по доверенности может предложить провести мероприятия марийским общественным организациям. По особенности, исключительности нашей организации она автоматически стоит выше, чем другие. Члены Всемарийского совета уполномочены всем марийским народом. Таким полномочием не обладает ни одна из 60 организаций. Признак регистрации еще не означает ее эффективности и значимости.

- Регистрация региональных марийских национально-культурных автономий дает право на создание федеральной НКА?

- Это очень перспективная форма организации. Вопрос сейчас обсуждается. На пятом пленуме Всемарийского совета было озвучено предложение о том, что кандидатом на должность руководителя федерального НКА можно предложить депутата Государственной думы Ларису Николаевну Яковлеву. У нее есть опыт и влияние.

- В таком случае, где должна быть зарегистрирована федеральная НКА - в Йошкар-Оле или в Москве?

- Принципиальной разницы нет. Можем это сделать как татарская НКА, которая зарегистрирована в Казани. Или как у немцев - в Москве. Важно другое. Есть новые документы в Российской Федерации - закон о НКА, Стратегия национальной политики до 2025 года, государственная программа национальной политики в регионах. Надо активно работать над реализацией данной программы, воспользоваться моментом. Для этого нужны проекты, обучающие семинары. Многие марийцы, которые приезжают из регионов, думают, что они должны критиковать только ситуацию в Марий Эл. Что от того, что он сидит в Нижнем Новгороде и критикует Марий Эл? Такая критика - не конструктивна и бесперспективна. Если ты организовал марийцев Нижнего Новгорода, то за них и должен отвечать и стоять горой за них перед местной властью. Ты отвечаешь за марийцев своего региона.

Регион: