Деревня Карамас-Пельга буквально притягивает к себе туристов. В чем ее секрет?

Местные жители готовят священную пищу, молятся в семейных святилищах и рассказывают о жрецах, которые обладают мистическими способностями, пишет газета «Удмуртская Правда». К тому же в этой деревне находится старинная удмуртская усадьба, посетив которую, вы можете узнать о своих предках так-о-о-о-е, что дух захватывает.

Свое интересное название деревня получила не случайно. Карамас – это имя татарского юноши. Он батрачил в семье зажиточного крестьянина удмурта. И угораздило же Карамаса влюбиться в хозяйскую дочь Пельгу. Родители категорически были против такого союза – куда бедняку до их красавицы-дочки, да к тому же татарину (смешанные браки тогда не приветствовались).

Но недолго влюбленные горевали, взяли и сбежали. Нашли полноводный родник, решили обосноваться там. С тех пор и пошел род карамас-пельгинцев. Между прочим, родник сохранился до сих пор. Нынче неподалеку поставили скульптуру Карамаса и Пельги. А деревне между тем исполнилось уже 305 лет!

Эту легенду вам с удовольствием расскажет каждый житель Карамас-Пельги. Неудивительно - гордиться им действительно есть чем. К тому же на территории деревни находится старинная усадьба, ее в народе называют «удмуртской избой». Елена Петровна Белослудцева является творческим вдохновителем, директором Центра удмуртской культуры. Именно ей пришла идея о создании места, в котором бы совмещалась и культура, и традиции народа:

— Я из семьи Мазитовых. Моя тетя Зоя Алексеевна знаменитая ковровщица. Когда наша республика стала открытой, всех туристов привозили к ней, чтобы показать удмуртские традиции. При всем при этом и я участвовала, внимательно наблюдала. Спустя несколько лет пришла идея самой создать центр, в котором бы размещались все культурные ценности нашего народа. Мы приняли целевую программу развития въездного туризма. И надо было с чего-то начинать. Тогда я решила воссоздать усадьбу, где раньше жил мой род, в доме, в котором прошла жизнь моих предков. Постепенно мы стали восстанавливать наши обряды. Прошло пять лет, поток туристов не иссякает. Мы сотрудничаем уже с 10 туроператорами, которые предлагают наши туристические маршруты в Карамас-Пельгу, - рассказывает об истории усадьбы Елена Белослудцева.

Она и пригласила нас на одну из экскурсий, чтобы познакомиться с культурой удмуртского народа, обрядами и традициями, памятниками народной архитектуры и быта.

Всех гостей встречают у ворот дома с песнями и угощениями. Такого приема туристы явно не ожидали:

— Только успели из автобуса выйти, а тут уже веселье. Нас ждут. Это очень приятно!

Елена Петровна одета в традиционное удмуртское платье, главным украшением являются мониста. Она бойко приветствует гостей, интересуется:

— Кто вы, откуда к нам?

— Москва, Казань, Уфа, Самара… - туристы наперебой перечисляют города, из которых приехали.

Такая обширная география хозяйку усадьбы нисколько не удивляет. Она привыкла к большому потоку гостей. В день «Удмуртская изба» иной раз принимает по пять туристических групп.

А Елена Белослудцева уже рассказывает о воротах. Раньше по ним можно было определить род семьи:

— На воротах вырезался солярный знак для того, чтобы показать, какому роду принадлежит семья. Например, сейчас у нас вырезана лошадь. И место у нас священное, и животное. Если ворота красивые, добротные и расписные, то живет в этом доме умелец, если ворота кривые, значит, живет лентяй.

Затем всех провожают на территорию усадьбы. Туристов, конечно, интересует быт удмуртов. Елена Белослудцева начинает культурный обзор с кеноса – летнего домика:

— Раньше удмурты жили большими семьями в одной избе. Летом для молодых супругов строили дом, в котором они жили вдвоем до тех пор, пока не наступят холода. Например, у нас в усадьбе раньше таких домиков было пять. Для каждой пары свое жилище.

В кеносе все полки уставлены предметами быта. У директора Центра удмуртской культуры большая коллекция:

— Тут предметы обработки льна, а это подобие современного термоса, который брали собой в поле. Вот это форма для выпекания хлеба и деревянная тарелка из цельного дерева. А это утюг. Вот таким образом гладили одежду, - наглядно демонстрирует процесс утюжки белья Елена Петровна.

— А может, нам такой же смастерить? Будем по командировкам возить, - шутят гости.

Кенос становится для туристов не самым удивительным местом в усадьбе. Пожалуй, больше всего впечатляет куала – священный дом, где проходили все обряды удмуртов.

— Священному месту назначали жреца, который следил за порядком. Всех ставили в круг, бросали вверх нож и перед кем он упадет, тот и становился жрецом. Этот человек, можно сказать, выбранный свыше, молился в доме, освящал обрядовую пищу во все языческие праздники: Ильин день, акашка – пасха удмуртская, - объясняет роль куалы наш экскурсовод. - Последней жрицей нашего рода была бабушка. У нее имелся дар лечить людей. Это важно, чтобы каждый жрец имел какую-то способность.

К такому месту нельзя отнестись несерьезно. Иначе священная куала накажет.

— Раньше рядом с куалой стояли старые деревья. Председатель позвал молодежь, чтобы березы срубили. Юноши спилили деревья, но не докололи: оба парня пальцы себе повредили. С тех пор, когда деревья засыхают и нужно их спилить, мы проводим целый обряд поклонения березе и подношения: просим прощения, обещаем посадить на этом месте новые деревья, подаем кумышку и выпечку, - рассказывает все более захватывающие истории Елена Петровна.

В куале хранится воршуд - святыня семьи. Весь род молится здесь. Даже для ребят-призывников каждый год устраивают специальный обряд. Парни, которые уходят в армию, оставляют в священном месте свое полотенце. Сделано это для того, чтобы юношам легко служилось. Сюда же приходят молодожены, чтобы их брак был крепким и счастливым.

Обойдя все достопримечательности, гостей ведут в дом, где угощают блюдами удмуртской кухни: квас из калеги, калиновый кисель, перепечи, табани. Затем все дружно поют знаменитую песню «Ой ты, чебер нылъес» под предводительством фольклорного ансамбля «Инвожо».

— Все понравилось, мы рады здесь быть. Нам дали возможность вспомнить детство, проведенное в деревне. Я еще летом приеду. Сюда обязательно надо везти иностранцев, пусть познают культуру народов России, - делится своими впечатлениями Светлана.

Желающие могут поучаствовать и в других программах, разработанных Еленой Белослудцевой:

— Особой популярностью пользуется программа «Форд Боярд» – мистический маршрут. Дети приезжают к удмуртской избе. Во дворе их встречает опечаленный Карамас: Пельгу заколдовали злые духи, надо ее спасти. Ребята сначала ищут карту. Потом идут по указанному маршруту. В каждом месте выполняют задания и получают ключи. А в конце находят Пельгу и расколдовывают ее.

Поэтому одного посещения «Удмуртской избы» в деревне Карамас-Пельга недостаточно. Елена Белослудцева готова предложить своим гостям множество программ. Интересно будет всем.

— Я приехала сюда в командировку, решила не терять время и узнать больше о культуре и обрядах соседнего народа. Посетив удмуртскую избу, пришла в полный восторг. Теперь о вашей республике у меня останутся только самые приятные воспоминания, - с улыбкой на лице говорит Сильвия Яруллина из Уфы.

***Удмуртская усадьба начала функционировать с 2010 года благодаря целевой программе въездного туризма и стараниям Елены Белослудцевой.

В день приезжает 5-6 групп.

Желающие могут снять домик на сутки, а также баню и мангал.

Помимо обзорной экскурсии действуют и другие туристические программы, например, мистический маршрут «Форд Боярд», «Народная медицина»

В деревне в равном количестве живут и удмурты, и татары, поэтому многое в культуре карамас-пельгинцев пришло из соседней республики.

Регион: 
Автор материала: