Организация «Инкерин Лиитто» просит власти Гатчины рассмотреть проект названия одной из улиц города в честь Ингерманландии

Общественная организация «Инкерин Лиитто» обратилась к руководителям Гатчины с просьбой рассмотреть вопрос о присвоении одному из проспектов или улиц в новостройках города названия Ингерманландский или Ингерманландская.

Как написано в открытом письме, подписанным  председателем общественной организации «Гатчинское общество ингерманландских финнов «Инкери Сеура» Владимиром Яковлевым, цель обращения – сохранение истории Ингерманландии и ингерманландского народа, в частности, в городе Гатчине, как центре Ингерманландии. А также увековечивание в памяти гатчинцев, всех россиян и гостей нашего замечательного города исторических фактов, неразрывно связанных с Ингерманландией и гатчинской землей.

Отркытое письмо написано по поручению 27 Съезда общественной организации «Инкерин Лиитто» (Ингерманландский союз) и 15-й отчетноперевыборной конференции региональной национально-культурной автономии ингерманландских финнов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, состоявшейся 21 марта 2015 г. в Санкт-Петербурге, от имени правления Гатчинской общественной организации ингерманландских финнов «Инкери Сеура».

Составители этого письма просят рассмотреть на одном из ближайших заседаний Совета депутатов МО «Город Гатчина» вопрос о присвоении одному из проспектов или улиц в новостройках города Гатчины названия Ингерманландский или Ингерманландская.

«На наш взгляд, присвоение одной из улиц Гатчины – неофициальной столицы Ингерманландии – названия «Ингерманландской» явилось бы шагом в верном направлении в вопросе подлинной реабилитации российских финнов-ингерманландцев, в сохранении памяти о них для будущих поколений», - говорится в документе.

В открытом письме имеется историческая справка, рассказывающая об истории Ингерманландии:

Сегодня это понятие для многих гатчинцев является малоизвестным, не говоря уже о россиянах в целом. Территория, на которой мы проживаем, в разные времена носила разные названия: Водская пятина, Ижорская земля, Ингерманландия (Ингрия), Ингерманландская губерния, Санкт-Петербургская губерния, Петроградская губерния, Ленинградская область.

В ходе Северной войны царь Петр I в 1703 г. отвоевал Ингерманландию у шведов. До этого она почти 100 лет принадлежала Шведскому королевству, а с 1323 г. входила в состав Новгородской республики. Ништадтский мирный договор 1721 г. закрепил Ингерманландию за Россией. Начиная с 1704 г., на территории Ингерманландии формировались ингерманландские полки. История этих полков овеяна боевой славой российского оружия в Северной войне (Полтавская битва), в войне с французами (Бородинская битва), Крымской войне, в войне с Японией и Первой мировой войне. Последний ингерманландский полк был расформирован большевиками в 1918 г. Интересен исторический факт: Александр Васильевич Суворов (будущий генералиссимус) в 1754 г., получив первое воинское звание поручика, был зачислен в ингерманландский пехотный полк.

1 мая 1715 г. со стапелей Адмиралтейства в Санкт-Петербурге был спущен на воду двухпалубный трехмачтовый линейный корабль «Ингерманланд» и введен в состав корабельной эскадры Балтийского флота. Вскоре после вступления в строй «Ингерманланд» стал флагманским кораблем эскадры вице-адмирала Петра Михайлова (Петра I), который в течение нескольких лет держал свой флаг на этом корабле. Корабль активно участвовал в боевых действиях и крейсерстве в водах противника на завершающем этапе Северной войны.

…Одна из ярких страниц истории Гатчинского педагогического колледжа им. К.Д. Ушинского – история финского педагогического техникума, открытого в 1922 году. Уникальные реликвии того времени бережно хранятся в музее колледжа.

В 1920 г. в городе Тарту между Россией и Финляндией был подписан мирный договор. Делегация Российской Федерации подписывает особое «Заявление об ингерманландцах», в котором были определены права финнов

Петроградской губернии.
В 1927 г. в Ингерманландии начинается второй национальный подъем. Организуются финские сельские советы, Куйвозовский национальный район, работают более трехсот учебных заведений большинство на финском языке, финские отделения в Совпартшколах, финский рабфак при Ленгосуниверситете и финское отделение при пединституте им. Герцена, издается свыше 10 газет, Дом Просвещения, театр, издательство «Kirja» и т.д. Численность ингерманландских финнов достигла 160 тысяч.
Но уже с 1928 по 1936 год – раскулачивание, высылки, освобождение приграничных территорий от неблагонадежного населения. А в 1937-1938 годах в Ингерманландии закрыты все финские учреждения: школы, церкви, газеты. Вся ингерманландская интеллигенция уничтожена (либо сослана, либо расстреляна).
 В 1942 г. около 27 тысяч ингерманландских финнов высланы из блокадного Ленинграда в Сибирь. В 1943-1944 гг. – 63 тысячи ингерманландских финнов с оккупированных территорий отправлены немецкими оккупационными войсками в концентрационный лагерь Клоога в Эстонии. Благодаря стараниям Красного Креста и других организаций, ингерманландские финны из концлагеря Клоога были переправлены в Финляндию. На территории Ингерманландии финнов практически не осталось.

В 1944 г. по соглашению между Финляндией и Советским Союзом 55 тысяч ингерманландских финнов возвращаются назад, но их расселяют не в Ингерманландии, а в центральной России.

В 1947 г., согласно постановлению Совета Министров, ингерманландским финнам запрещено проживать в родной Ингерманландии. Впоследствии тысячи ингерманландских финнов нанялись на тяжелые работы в Эстонию и Карелию.

В 1954 г., после смерти Сталина, началось возвращение ингерманландских финнов в Ингерманландию. Всего в родные края возвратилось около 30 тысяч человек.

В 1976 г. в Ингерманландии зарегистрирован первый финский лютеранский приход в городе Пушкине. Нельзя не отметить и тот факт, что на территории Гатчины и Гатчинского района имеется три действующих лютеранских прихода:

1.Гатчинский Евангелическолютеранский приход Святого Николая (г. Гатчина, пр. 25 Октября).

2.Скворицкий Евангелическолютеранский приход Святой Екатерины (Пудостьское поселение).

3.Колпанский Евангелическолютеранский приход Святого Петра (Большеколпанское поселение).

15 октября 1988 г. в поселке Тайцы было учреждено общество «Инкерин Лиитто» (в переводе Ингерманландский союз).

В 1994 г. в Гатчине создана самостоятельная общественная организация «Гатчинское общество ингерманландских финнов «Инкери Сеура».

С точки зрения истории, ингерманландские финны достаточно молодой народ (в 2011 г. церковь Ингрии отметила свое 400-летие), сформировавшийся на территории Ингерманландии с 17-го века. В своем развитии финны-инкери впитали в себя культуру окружавших их славян (русских), культуру финских племен (водь, ижора, вепсы, карелы) и сохранили самобытную культуру собственно финнов.

Ингерманландские финны (в отличие от граждан Финляндии) были социально интегрированы в систему российского общества: крепостнические отношения, воинская обязанность, столыпинская аграрная реформа, налоги и т.п.

Первая национальная школа с преподаванием на финском языке была открыта в 1785 г. в деревне Малые Колпаны – значительно раньше, чем в самой Финляндии, задолго до образования понятия государственности Финляндии. Открытие финской учительской семинарии в Малых Колпанах в 1863 г., высокие темпы школьного строительства, в том числе и государственных школ, печать на финском языке (с 1870 г.), массовые народные праздники способствовали закреплению этничности ингерманландцев, которых иногда называли петербургскими финнами.

Судьба ингерманландских финнов – это судьба заложников истории, ставших таковыми в силу внешнеполитических событий и места проживания, расположенного между Финляндией, Россией и Эстонией. Сегодня это единственный финно-угорский народ, живущий рассеянно в четырех государствах: России, Швеции, Финляндии, Эстонии, а также в местах бывших ссылок на территории России (Север, Сибирь). В настоящее время финнов-ингерманландцев, живущих на исторической родине по последней переписи 2010 г., не более 12 тыс., что составляет 0,18% всего населения СанктПетербурга и Ленинградской области.

 

Читайте также:

Комментарии

  1. опаньки
    Таки да. Гатчина относится к той части Ленобласти, что не находилась под пятой финских фашистов в 1941-44гг., а пользовалась Лееб-Кюхлеровцами да орлами из Голубой дивизии. Результатом голода в окруженном гитлеровцами Городе на Неве стали более 600 тыс. человеческих жизней, среди которых, кроме русских, славян, евреев и многих других были тысячи водян, карелов, вепсов, возможно и финнов. Может быть и прав был ВС СССР, запретивший компактное проживание ингри на водских территориях Гатчины?- опаньки не знает. опаньки знает только, что не все народы Ленобласти были сосланы после ВОВ. ПС. Но если и переименовывать, то Хохлово Поле, тогда хоть исторический смысл и символизм не очень поменяютя. ПостПС И сколько сейчас ингри в Гатчине?)
  2. укроп
    опанька живёт в Гатчина ? опаньку просто разорвало на части - он везде и всюду. видимо в психушке всё же есть интернет.
  3. опаньки
    Нет. опаньки не живёт в Гатчине. ))) А что, Виття, тя смутило? )))
  4. Павел 1
    Просто года три тому назад был тут на Финугоре деятель один - карел из Гатчины , служил надзирателем в ИТК. Видимо это и есть - опаньки.)))
  5. опаньки
    Как ты, Виття, ошибся!.. ) ПС. Сам ты, Виття, не из Коми, канешна? В смысле: гатчинский ты сам, Виття? )))
ВОЙДИТЕ, ЧТОБЫ ОСТАВЛЯТЬ КОММЕНТАРИИ