С давних пор у бесермян празднуют окончание сева - Кырбан

Кто-то их называет удмуртами, кто-то чувашами, а некоторые татарами. А сами же они с гордостью отмечают – мы бесермяне. Их на земле всего около 8 тысяч человек. Но они до сих пор сохранили свои национальные обычаи. Давным-давно жили-были два батыра - Шамардан и Ежгурт. Один охотник, другой земледел. Понравились им эти богатые места, и обосновались они здесь жить надолго. Кто же эти люди, и откуда появились в наших краях – споры об этом идут до сих пор. По говору, очень похожи на удмуртов, а по одежде – скорее чуваши. «Это отдельная национальность. Она возникла очень давно, в русской историографии у Карамзина встречается в 973 году это написано - бесермяне, - там 2 “с” правда. Они произошли, видимо, из арабских сарацинов, сарацины – это кочующие в пустыне люди», - поясняет Валерьян Сабреков, председатель общества бесермянского народа в Удмуртии. Сейчас их на земле осталось всего около 8 тысяч человек, в наших краях проживает почти половина. И что самое удивительное, они смогли сохранить свои обычаи. Юртты милемлы зеч няньмес, емышмес басьтыны, санэ пон мтлесьтым куронъесмес. Осто. Так повелось с давних пор праздновать окончание сева - Кырбан. Молиться богам, просить хорошего урожая. Затем сжигать чучело-идол – своеобразный символ зла, болезней и несчастий. После очищения всей деревня угощается ритуальной кашей. Обычаев было много, вспоминает Зоя Невоструева. Но они, к сожалению, исчезают. О жертвоприношениях языческим богам воды, земли, воздуху она знает только из рассказов своей мамы. «Гусей же осенью тоже в воду резали, ходили резать в воду. Зачем-то, ну мы уже не знаем, мы ведь современные люди. Так понаслышке немножко знаем. Людей других никого не звали, не пускали, только одни ели эту гусиху. Вот такой обычай», - рассказывает Зоя Невоструева (бабушка в национальном наряде). А вот наряд сохранился на удивление хорошо. В незамысловатом переплетении разных цветов можно увидеть мировоззрение бесермян: красный – жизнь, желтый – радость, и совсем немножко черного, чтоб о плохом тоже не забывали. «Наряд замужней женщины это, праздничный наряд замужней женщины. А есть еще вот синие наряды, они повседневные, красный – зимний наряд. А синий наряд, который в клеточку – это повседневная одежда. Этому наряду где-то 200-250 может быть даже лет», - говорит Людмила Невоструева. Это тоже старинная народная забава. В нее с давних пор играют только самые ловкие и смелые парни деревни. Нужно обязательно дойти до конца бревна, и не упасть. Бултых в воду… Да, игра не простая. Но пытаться стоит – ведь подарок не маленький – победителю теленок. "Izhevsk.RFN.ru"