Священную для народа ханты Шаман-гору хотят сделать достопримечательностью

В деревне Русскинской состоялись общественные слушания по обоснованию достопримечательного места Эвыт-Ики (Шаман-гора), сообщает МК-Югра. Обсуждение выдалось бурным, звучало много вопросов от представителей коренных малочисленных народов Севера (КМНС).

Основными докладчиками выступили представители историко-культурного научно-производственного центра «Барсова гора» — директор Дмитрий Бочкарев, архитектор Григорий Ведмидь, этнолог Алексей Рудь, эколог Олег Тюрин. Открыл встречу старший инспектор службы государственной охраны объектов культурного наследия Югры Алексей Дозморов.

— Во-первых, хочу поприветствовать всех собравшихся, — начал встречу Алексей Сергеевич. — Хочу выразить благодарность администрации Сургутского района и компании «Сургутнефтегаз» за то внимание, которое они оказывают проблеме сохранения культурного наследия.

Далее докладчики рассказали о проекте по созданию достопримечательного места Эвыт-Ики (Шаман-горы).

Размеры впечатляют

Эвыт-Ики находится в 60 километрах от Сургута. Территория, остающаяся священной для местных жителей, составляет ни много ни мало 209 гектаров.

Никто не будет отрицать тот факт, что наследие коренных народов представляет огромную ценность с точки зрения истории культуры, государства и общества в целом. Поэтому нужно предпринять усилия для сохранения культурных объектов.

— Как это сделать? — задался вопросом Алексей Сергеевич. — В рамках действующего законодательства Российской Федерации это можно осуществить путем придания статуса данным объектам как объектам культурного наследия. Один из видов объектов культурного наследия — достопримечательное место. В это понятие включаются, в том числе, и места совершения религиозных обрядов.

После проведения всех необходимых процедур эта территория должна быть включена во все схемы территориального планирования и иметь статус особо охраняемой.

— Наша работа заключалась в том, чтобы обосновать юридически, а также с точки зрения истории и науки сохранение традиционного образа жизни и почитаемых мест коренных малочисленных народов Севера, — вступил в разговор директор центра «Барсова гора» Дмитрий Бочкарев.

Шаман-гора представляет собой действительно уникальное место в Сургутском районе. Это центральное святилище коренных народов Севера. Сюда съезжается много представителей народа ханты с разных территорий нашего округа. Кроме того, здесь находятся памятники археологии, самые старые из которых относятся к раннему железному веку.

Зачем фото в Интернете?

Представители коренных малочисленных народов Севера выразили недовольство происходящим на территории Шаман-горы.

— Нас только и спрашивают, где находится Шаман-гора, — сокрушаются они. — Пилят деревья, повсюду костры и мусор.

Но сильнее всего аборигенов возмутило появление в Интернете проекта с фотографиями обрядов.

— Мы могли обойтись без выкладывания проекта в Интернет, обсудив его с вами на встрече, — ответил Дмитрий Бочкарев. — Но современное законодательство обязывает нас это делать. Участники проекта лишь выполняют требования закона.

Специалисты отметили, что в современной жизни даже религиозные обряды нельзя проводить, полностью отстранившись от всего мира.

А бездействие чревато тяжелейшими последствиями. Этнолог Алексей Рудь привел пример воздействия на священное место.

— В марте на реке Большой Юган в ходе сейсмологических работ было практически уничтожено святилище «Яон ики мых», — сказал Алексей Анатольевич. — В ходе прокладки сейсмопрофилей были спилены деревья с прикладами.

После этого было письмо от коренных жителей с просьбой оформить данную территорию как особо охраняемую. Эта работа запланирована на следующий год.

— «Черные» археологи и туристы — это мелочи, — считает этнолог. — Когда по такой территории будет проложен, допустим, магистральный нефтепровод или линия электропередачи — вот тогда будут проблемы.

В свою очередь представители ОАО «Сургутнефтегаз» сообщили, что никаких работ на этой территории не планируется.

Как сохранить?

— У моих сородичей, как и у меня самой, душа болит, — высказала мнение представителей КМНС Аграфена Сопочина. — Да, вам приказано свыше опуб­ликовать проект в Сети. Но некоторые фотографии вы могли убрать или сделать что-то другое. Вы прекрасно владеете всей этой технологией. Эти ошибки сейчас оказались на поверхности. Вы вроде как защищаете эти места, но, с другой стороны, разрекламировали их.

Ценители реликвий сегодня выпиливают рога, крадут монеты, оставляемые в священных местах. Иными словами, на протяжении последних лет отмечается все больше случаев вандализма.

А ведь это, можно сказать, единственное место преклонения представителей коренных народов, куда приезжают со всех территорий. И местные жители опасаются, что Шаман-гора повторит судьбу Барсовой горы. Туда, по их сведениям, стали наведываться сектанты.

В том, что территория Шаман-горы действительно является священной, убеждена одна из представительниц КМНС Надежда Покачева.

— Я росла на этой территории, на Шаман-горе, где был поселок Ермаково. Нам тогда не разрешали туда заезжать, — вспоминает Надежда Ивановна. — Даже зимой, когда на оленях проезжали через озеро, не разрешалось. И останавливаться, если что-то в упряжке отвяжется, тоже не позволялось — священные места.

Папа Надежды Покачевой в начале 1960-х годов возил продукты из Сургута в Ермаково. Он тогда рассказал о поразительном случае.

— Мы жили чуть подальше от этих мест, в чумах, — продолжила Надежда Ивановна. — Видимо, корма стало меньше, и папа с напарником по работе решили перебраться ближе к Шаман-горе. И вот мы, дети, приехали на новогодние каникулы, пошли к оленям и увидели необычную картину: одно из животных находится на дереве. Непонятно, как оно там очутилось, и не было никакой возможности его снять. Папа позвал маму, решили дерево спилить. Потом уже мой старший дядя сказал отцу: «Зачем здесь поселились? Это священное место. Уезжайте от греха подальше». Та картина у меня до сих пор перед глазами стоит.

Охрана необходима

Директор Сургутского краеведческого музея Марина Селянина, также присутствовавшая на встрече, высказала свое видение ситуации.

— Меня тоже волнует будуще Шаман-горы, — обратилась Марина Юрьевна к представителям КМНС. — Я за вас переживаю всей душой, так же как и за археологию, и за весь Сургутский район.

Директор музея предложила внести изменения в процесс презентации информации о священных местах. Другим предложением стало обращение к губернатору с перечнем священных мест с тем, чтобы осуществлять их защиту.

— Реальная охрана этих мест — серьезная задача, — подключился к теме директор центра «Барсова гора» Дмитрий Бочкарев. — Сейчас на уровне округа ведутся разговоры об организации историко-культурных заповедников, в пределах которых могла бы сохраняться традиционная культура, обряды и проводиться исследования.

Оптимальный вариант — историко-культурный заповедник с охраной. Это может быть штат охранников или егеря, которые будут контролировать территорию, возможно, совместно с коренными жителями. Такая система защитила бы священные места от сектантов, грабителей культурного наследия и других нежелательных лиц. В охрану можно трудоустроить представителей КМНС. Это решило бы проблему с жильем.

— Наш округ — впереди планеты всей, — поведал Алексей Доз­моров. — Такого рода прецеденты случаются, по-моему, только у нас. Все началось, насколько я помню, со священного озера Имлор, обсуждение сохранности которого началось несколько лет назад. Барсова гора тоже считается достопримечательным мес­том. Сейчас готовится документация по святилищу «Эвут рап» в Нижневартовском районе. На следующий год запланирована аналогичная работа на Большом Югане. Работа ведется планомерно и будет вестись, пока в этом есть необходимость. 

Главное, что дело сдвинулось с мертвой точки и возражений не последовало ни со стороны нефтяников, ни со стороны коренных жителей.

Консенсус найден

Несмотря на споры, все сошлись во мнении, что особый статус территории необходим.

— Основная задача — это сохранение данной территории, выведение ее из хозяйственного оборота, — резюмировал Алексей Дозморов. — Чтобы эту территорию сохранить, ей нужно придать юридический статус объекта культурного наследия, а именно — достопримечательного места. Это понятие включает в себя, помимо прочего, и места совершения религиозных обрядов. Что в данном контексте как раз ложится в канву законодательства.

Алексей Сергеевич считает, что присвоение такого статуса позволит обезопасить эти места. Статус достопримечательного места послужит юридическим основанием для исключения на этой территории не только хозяйственной деятельности, но и массовых мероприятий.

Что дальше? Историко-культурная экспертиза запланирована на третий квартал текущего года.

— Деньги на оплату работы запланированы именно на третий квартал, — пояснил Алексей Дозморов. — После экспертизы будет издан приказ нормативно-правового характера о создании достопримечательного места.

Руководители проекта уверены, что к концу года процедура может быть завершена. На сегодняшний день это место считается территорией, обладающей признаками культурного наследия. С одной стороны, уже имеющийся статус позволяет запретить хозяйственную деятельность, с другой стороны, он не может воспрепятствовать различным массовым мероприятиям, в том числе туристическим. Однако все участники общественных слушаний выразили надежду, что присвоения статуса достопримечательного места осталось ждать недолго.

Регион: 
Народы: 
Читайте также:
ВОЙДИТЕ, ЧТОБЫ ОСТАВЛЯТЬ КОММЕНТАРИИ