Урмас Варблане: Эстонии нужна стратегия для снижения зависимости от поддержки ЕС

Представляем вашему вниманию статью профессора в области международного бизнеса и инноваций из Тартуского университета, начальника отдела гуманитарных и социальных наук в Академии наук Эстонии Урмаса Варблане. Данная статья основана на докладе, сделанном им на XIV Балтийской конференции по интеллектуальному сотрудничеству, проходившей в Латвии с 20 по 21 апреля сего года, она была опубликована на портале ERR NEWS. По словам  профессора, Эстонии необходимо признать проблемой свою зависимость от поддержки Европейского Союза.

***

Идею структурной помощи отстающим регионам стали развивать в начале 1970-х годов. С вступлением в ЕС стран с ограниченными ресурсами - Греции (1981 г.), Испании и Португалии (1986 г.) - региональное финансирование стало основным средством повышения благосостояния этих государств до среднего европейского уровня.

В 1994 году был создан Фонд сплочения с целью стимулирования экономического сближения государств-членов ЕС. В настоящее время три страны Балтии находятся среди основных получателей средств из структурных фондов ЕС. В течение следующего периода финансирования (2014-2020 гг.) Эстония получит наибольшую финансовую поддержку на душу населения. Литва занимает третье, а Латвия – четвертое место. Еще более важной является поддержка со стороны ЕС, связанная с ВВП стран Балтии. В 2012 году они получили помощь, которая в чистом выражении составляет практически 5 процентов их ВВП. Следовательно, для них финансовая помощь от структурных фондов ЕС могла бы стать стимулом, схожим с планом Маршалла для Западной Европы после Второй мировой войны.

Страны Балтии получили ощутимую поддержку от структурных фондов ЕС. Она позволила Эстонии, например, пережить недавний экономический кризис без роста государственного долга. Сокращение поступлений в Эстонии от налогов на 400 млн евро в 2009 году возмещалось более интенсивным использованием структурных фондов на ту же сумму. Структурные фонды играют центральную роль как источник финансирования инвестиций в государственный сектор. С 2010 по 2012 гг. на средства ЕС пришлось 79% литовских, 70% эстонских и 61% латвийских инвестиций в государственный сектор.

С 2008 по 2014 гг. в Эстонии государственное финансирование научных исследований выросло почти в два раза (с 80 до 150 млн евро), однако доля в этих инвестициях структурных фондов ЕС возросла с 12% в 2008 году до 54% в 2014 году или 59%, если добавить запрошенное со-финансирование. Следовательно, область финансирования научных исследований находится в сильной зависимости от поддержки из-за рубежа.

В период финансирования ЕС с 2014 по 2020 гг. страны Балтии получат очередную долю финансирования, которое впоследствии иссякнет. Крайне необходимости думать сейчас о стратегии снижения зависимости таких стран от финансовой поддержки ЕС. Первая и насущная потребность -  улучшить качество использования средств поддержки со стороны ЕС во всех трех странах. Следовательно, нам нужно размещать средства поддержки в районах, которые поддерживают рост производительности в долгосрочной перспективе, и повышать конкурентоспособность стран Балтии.  Предварительное условие заключается в том, что вместо краткосрочной цели в коалиционных соглашениях правительств стран Балтии необходима долгосрочная стратегия о том, как двигаться к наукоемким экономикам. Одного упоминания об этом в качестве цели недостаточно, поэтому среди приоритетов бюджетов должны указываться финансирование исследований и мероприятия по развитию и инновациям.

Регион: 
Народы: