Инязор эрзян удостоен награды президента Эстонии

Григорий Мусалев

Один из лидеров эрзянского национального движения и защитник прав эрзян Григорий Мусалев удостоился традиционной ежегодной президентской награды Эстонии. Г.Мусалев (Кшуманцянь Пиргуж) вошел в число тех, кого президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес наградил за усилия по поддержке национальных меньшинств и сохранение их национальной идентичности, сообщает Недоходное учреждение Fenno-Ugria (Таллинн). 

Г.Мусалев получит Крест Маарьямаа V степени за вклад в развитие эрзянского языка. Всего в 2014 году накануне Дня Независимости Эстонии ордена и медали за особые заслуги из рук президента Эстонии Т.Х.Ильвеса традиционно получат 99 человек. 

Г.Мусалев (1940 года рождения) является лидером эрзянского национального движения, или Инязором. В 1990 году он был среди основателей организации "Масторава". Он является председателем основанного в 1993 году общественного Фонда спасения эрзянского языка и редактором газеты "Эрзянь Мастор", выпускаемой тем же фондом.

"Эрзянь Мастор" – на сегодня единственная газета оппозиционная властям Мордовии, и Г.Мусалева не особенно приветствуют власти в его родной республике. В Мордовии принято называть эрзян и мокшан общим названием "мордва", но Г.Мусалев всегда выступал защитником эрзян как отдельного народа.

По словам Г.Мусалева, Инязор – это тот человек, который объединяет народ, встает на его защиту. Свою задачу он видит в том же – защищать эрзянскую культуру, язык, традиции, отстаивать интересы народа перед властью, организовывать ритуальные мероприятия, обряды и праздники.

По инициативе Г.Мусалева эрзяне стали с 1999 года в каждые три года проводить Всеэрзянские обрядовые моления Раськень Озкс, берущие начало примерно 400 лет назад. Это единственный эрзянский народный праздник, который получил в Мордовии статус государственного и с 2004 года отмечается официально. На моления собраются тысячи людей, но часть православного духовенства тем не менее считает это мероприятие языческим и связанным с темными силами.

Г.Мусалев неоднократно призывал своих соотечественников принять старые эрзянские имена. Свое имя Кшуманцянь Пиргуж он взял в честь основателя его родного села Кшумаци.

Представители эрзянского движения с президентом Эстонии.  Фото: Канцелярия президента Эстонии

В 2013 году Г.Мусалев посещал Эстонию по приглашению Учреждения "Фенно-Угриа" и принял участие в мероприятиях, посвященных Дню эрзянского языка. Вместе с другими представителями эрзянского национального движения они встретились и с президентом Т.Х.Ильвесом, обсуждая сохранение языкового и культурного наследия, а также сотрудничество финно-угорских народов.

Комментарии

  1. Поздравляем! Выше всех наград - уважение народа, и Григорий Мусалев заслужил его многолетним самоотверженным трудом. 
  2. А с каких пор у эрзя появился "царь", то есть Инязор (да еще с большой буквы)?
  3. Не скажите...Наоборот, всем очень неудобен, кроме, конечно, самого эрзянского народа.
  4. Руководству Мордовии просто необходим финно-угорский экстремизм, чтоб под это дело деньги получать, то же самое и с республиканским ФСБ.  Те, кто реально неудобен, у нас по Эстониям не разъезжают, а остаются резидентами Мордовии всерьез и надолго. Четвергов с Мусалевым выглядят и ведут себя достаточно неадекватно, чтобы пугать ими Москву и электорат, но при этом достаточно  безобидны, чтобы дать им возможность изображать непримиримых борцов с мордвой.)
  5. Просто у властей нет оснований для ограничения передвижений Мусалева с Четверговым, им прижать их нечем, ведь они действуют в рамках конституционного права. 
  6. Основания найти не проблема, раз имеют дело с деньгами, достаточно просто начать проверку, на это время заблокировать счета. Просто никому это не нужно, ребята ценные.
  7. Вот вы что сейчас хотите сказать? Естественно, М. и Ч. не оголтелые экстремалы, а твердо и настойчиво действуют в рамках закона. Обычная проверка счетов и так проходит, почитай, каждый квартал, а еще есть годовая - и всех их эрзяне благополучно проходят, п.ч. наверное их счет в порядке. Если он, конечно, есть. Но даже если и заблокируют счет - это все равно не может быть основанием для ограничения передвижения.  
  8. Я только хочу сказать, что  в своем качестве "эрзяне" весьма полезны мордовским властям. Давайте рассуждать логично - допустим завтра мордву отменят и всех заставят писаться эрзянами и мокшанами, тогда,  во-первых все неговорящие на мордовских языках, а это  на секундочку 300 тыс. человек резко станут русскими, а во-вторых далеко не факт, что оставшиеся эрзяне пойдут за самопровозглашенным инязором, мало ли кто и что о себе возомнил, таких оппереточных владык полно, всеэрзянские моления собирают ничтожный процент эрзянского народа, даром, что громко называются, да и то 90% там зеваки.
  9. Давайте... логично так логично. Было бы полезно, не стали бы препятствовать проведению Конгресса эрзян на территории Мордовии.  Потом, что значит, 300 тыс. станут русскими?? Они уже и сейчас или русские или мокшане и эрзяне. То, что они записались мордвой, это их так сагитировали. Но каждый из них знает - мокша он или эрзя.  Во-вторых, куда пойдут? Эрзяне никуда не хотят идти, а хотят лишь, чтобы были эрзянские школы, учебники, фильмы, передачи и газеты. И чтобы их перестали называть "мордвой", а называли по самоназванию народа - эрзя. Это не так уж и много, к тому же абсолютно законно и правомерно. На молениях есть и зеваки, но есть и совершенно осознанные эрзя. Тут важен сам факт проведения. Сегодня зевака, а завтра прочитает о себе больше, поговорит с просветленными людьми и сам обретет себя.  
  10. Еще раз, я только за то,чтобы каждый назывался как он хочет и эрзяне пусть будут эрзянами, только вот деятельность господ Мусалева-Четвергова никак этому не способствует, а наоборот, никто не хочет, чтобы его записали в откровенныке фрики. Объясняю, что значит, что 300 тыс. человек станут русскими. Если человек не знает языка ,то мордвой он пишется по инерции, так писались его родители и т.д., а если мордву отменить ,а то и запретить, то путь один - в русские. Теперь про просветленность - по-вашему выходит ,что в эрзяне путь один - через неоязычество, но реально это путь в никуда, несколько столетий нельзя вычеркнуть из истории народа. И давайте все же различать эрзян и "эрзян" Мусалва-Четвергова, это прямо скажем большая разница.
  11. А никто и не думает, что М. и Ч. "фрики". Напротив, нормальные люди их уважают за принципиальность и находят в них опору. Еще как способствует! Мордвой по инерции? Скорее, в силу агитации переписчиков. Или их вообще не спрашивали. Путь один - или эрзя или мокша. Но ни один из "мордвы" не станет... русским. (смешно, право))). Это не неоязычество, не путайте, а возрождение традиционной религии, к тому же имеющей многотысячелетнюю историю, сформировавшей этнос и уникальные черты эрзя. Между окружением М-Ч и другими разница, думаю, только в харизматичности. 
  12. Никто не думает? Зачем же за всех отвечать? Мордва по темпам ассимиляции впереди большинства народов страны и никто не станет русским? Возрождение того, что умерло - это и есть неоязычество в чистом виде, а то, что не умерло и в возрождении не нуждается. Эрзяне-атеисты и эрзяне-православные, а это как ни крути большинство народа, в инязорство не попадут и не спасутся? Тогда это не народ, а секта "мусалевцев-четверговцев" и регистрироваться им надо именно по этой части. И еще, почему Ильвес в современной одежде, пусть и с педерастической бабочкой, а "эрзяне" изображают туземцев?
  13. Некоторые могут думать все, что угодно, но против фактов не попрешь: "За межпереписной период (1989-2010) численность мордвы в республике увеличилась (!) на 49,3 тыс. человек, что следует считать положительным моментом. Это объясняется не столько демографическим прорывом, сколько количеством этнической мордвы, которая решила вернуться к своим истокам".  В этом, неоспоримо, есть и большая заслуга М. и Ч. А традиционная религия и не умирала, как может умереть то, что составляет часть духа народа? Просто не проводились масштабные моления. А сейчас благодаря М.и Ч. и другим духовным лидерам проводятся. Инязорство - это не религия, а институт народного управления, через него не спасаются, а обустраивают свою жизнь на местах, в соответствии с укладом и потребностями. Сектой это назвать  невозможно, поскольку здесь решаются важные жизенные вопросы народа эрзя. А Ильвес, между прочим, тоже надевает национальную одежду - по эстонским народным праздникам. 
  14. Это объясняется фокусами с математикой, помнится именно в Мордовии Единая Россия набирала больше 100% голосов. И уж точно нельзя объяснить рост численности мордвы деятельностью борцов с ней, неутомимых "эрзян". А инязорство секта, существует на деньги верующих, бессменный пророк имеется, молния проводятся. Я ничего не имею против традиционной одежды, но все должно быть уместно. Не ходит же Путин на международные встречи в картузе, косоворотке и лаптях.
  15. Запись национальности и выборы - это разные вещи, тут их нельзя равнять. Эрзяне борются не против "мордвы", а против того, чтобы и мокшан и эрзян гребли под одну гребенку и называли чуждым и оскорбительным экзоэтнонимом. Это и способствовало пробуждению национального самосознания, в том числе и у осознанных мокшан. Что и показали цифры переписи.  Пророков в инязорстве нет (к счастью), есть выборный глава - инязор, уважаемый и просвещенный человек, на которого возлагают большую ответственность, а не хлебную должность. Путин не ходит, вот и Ильвес тоже не ходит. А эрзянам можно, они не гос. чиновники, а представители народа, могут надеть и наш традиционный красивый и праздничный наряд.
  16. Равнять можно, если считают нечестные люди. Ничего оскорбительного в слове "мордва" нет, от того же корня удмурты и коми "морт". Кто выбирает инязора? Все 500 тыс. эрзян или только члены секты? Кстати, чем закончился инцидент с деньгами на памятник Пургазу?
  17. от корня, да не совсем от корня. Примерно так, как "татарва" - оттенок уничижительный. Инязор выбирается Советом старейшин на Раськень Озкс. Это единственный эрзянский народный праздник, который получил в Мордовии статус государственного и с 2004 года отмечается официально...- Что вам, старики, ответить? Самым древним и богатым, Дать какой совет могу я? К тем семи идите селам, Что на месте гор поставил Кудадей*, ваш вещий предок. Там эрзянские истоки. Там ищите инязора, Средь потомков Кудадея. Мудреца средь них найдете Вы такого удалого, Что страной сумеет править, Сможет управлять народом... 
  18. Татарва, литва , мордва - с собирательным суффиксом, обозначающим множественное число. Уж такие-то вещи надо было узнать.
  19. Ну а вам было бы приятно, если б вас называли за глаза немчура или русьва?
  20. Давайте оставаться в рамках адекватности, как я уже объяснил в слове "мордва" нет ничего оскорбительного, да он не сильно точен этнологически, но когда предки русских встретили предков эрзян и мокшан, не разобрались, что это разные племена. Сплошь и рядом бывает так, что тот или иной этнос в чужом языке имеет этноним не имеющий ничего общего с самоназванием. Искать в этом повод для обид могут только глубоко закомплексованные люди.
  21. Более адекватным будет признать, что это все-таки - прозвище. Следовательно, имеет оскорбительный оттенок. Бытовой шовинизм не перестает быть шовинизмом, даже если ему четыреста лет. Настало время очистить язык и принять самоназвания народов. Вот это будет самое правильное. 
  22. Еще раз, лично я ничего против упразднения мордвы и Мордовии не имею, но решаться подобные вещи должны на референдуме ,а не на тусовке сектантов, представляющих мизерную часть народа. А вот очищать пусть каждый будет свой язык, хорошо? 
  23. Нет, не хорошо. Русский язык - не просто язык русских, а еще и язык межгосударственного общения. Значит, чистить его можно и нужно. Очистили официальный язык от "лиц кавказской национальности", значит, надо очистить и от других подобных проявлений бытового шовинизма. Да, конечно, референдум. Но кто туда соберется, если не будет осознанных эрзян и мокшан? Поэтому и проводится народное собрание Раськень Озкс. 
  24. Граждане соберутся. И если уж решат не по-вашему, то самораспускайтесь.
  25. Не распускаться, а просто рассказывать до тех пор и делать это снова и снова, пока не дойдет до каждого.
  26. Яка там мордва, я вас перепрошую, який там Ерзямас? Я вас питаю. У всіх присутніх, окрім Томаса Хендрика Ільвеса, виключно москальскі пики. Москалі - вони і в Африці москалі. Москалей геть!СВН! Слава Великій Неньці!