Хелимский Евгений Арнольдович

Евге́ний Арно́льдович Хели́мский (15 марта 1950, Одесса — 25 декабря 2007, Гамбург) — русский лингвист (в последние годы жизни работавший в Германии), доктор филологических наук (1988), профессор. Труды по самодийским и финно-угорским языкам, проблемам уральского и ностратического языкового родства, языковым контактам, теории генетической классификации языков, культурной истории Северной Евразии и шаманизму. Один из ведущих мировых специалистов по самодийским языкам.

Ича (Ия, Итте)

В селькупских фольклорных сюжетах главным культурным героем выступал Ича (Ия, Итте) — сын Неба (младший сын Творца-Нума). Он предстает божественным охотником, мчащимся в погоню за Небесным Лосем, он смел и осторожен, беспощаден и хитер в борьбе с демонами и богатыми оленеводами. Для северных селькупов в борьбе за выживание на новых землях «хитрый и беспощадный» Ича стал духовным наставником и образцом для подражания.

Ириков Сергей Иванович

Сергей Иванович Ириков (11.06.1935-06.02.2003 гг.) - один из ярких представителей селькупской интеллигенции, последовательный борц за социальное и национальное возрождение малочисленных народов Крайнего Севера, родился вблизи с. Кикки–Акки, Красноселькупского района Тюменской области. Его детство совпало с войной.

Князь Воня

Было время, когда сибирской тайгою правил могущественный князь Воня, обладавший воинским искусством. Все народы, живущие по берегам Оби, несли ему дань соболями и рыбой. Воня умел превратить любое подношение в прибыль. Подвластная Воне территория называлась Пегой ордой.

Летнее платье селькупской женщины

В настоящее время национальный тип одежды селькупов восстановить довольно трудно. Некоторые детали одежды известны только по устным рассказам и фотографиям. Некоторые части старинной одежды бытуют и в настоящее время. Но даже при условии использования всех известных источников сведения о старинной одежде селькупов носят фрагментарный характер.

Верхне-Тазовский заповедник

История создания

Предложения об организации заповедника в верхнем течении Таза – тогда почти не изученной и таинственной реки – появились в 60-х годах, а сам заповедник был создан в 1986 году, площадью 631 тысяча га. Он охраняет уникальные экосистемы находящейся под угрозой исчезновения ненарушенной северной тайги в верховьях Таза. Территория заповедника важна также для охраны сокращающейся популяции таежного северного оленя и перспективна для реакклиматизации Сосьвинского бобра.

Физико-географические особенности

Камлание шамана в темном чуме

Камлание подобного рода происходило в жилище, где был обязательно потушен огонь в очаге. Входная дверь плотно завешивалась, создавалась полная темнота. Шамана, который был одет в повседневную одежду, сородичи связывали по рукам и ногам и сажали на медвежью шкуру посередине жилища. Перед ним ставились: железная опрокинутая миска, котел или ведро. Иногда в стороне от шамана клали бубен. Этим заканчивались все приготовления. Некоторое время в чуме царила тишина, с того места, где сидел шаман не было слышно ни шороха.

Камлание шамана в светлом чуме

Едва наступают сумерки, к чуму, где остановился шаман для камлания, собираются жители окрестностей. Все рассаживаются вдоль стен, оставляя свободным середину жилища и священное место против входа. В чуме горит костер, освещая его. Шаман садится справа от входа позади костра на подосланную мехом верх оленью или медвежью шкуру. Рядом с ним, ближе к входу, садятся его помощники, подпевалы (обычно двое), помогающие шаману во время камлания. Пока шаман молча сидит, курит либо жует табак, один из помощников готовит ему бубен: греет его над огнем костра.

Праздник прилета птиц

На этот весенний праздник люди съезжались к месту проведения священных ритуалов, разбивали стойбище, устанавливая временные чумы и шалаши . Жилье было необходимо, поскольку праздник длится в течение семи дней.

«Ангальский Мыс»

«Ангальский Мыс» - культовое святилище коренных малочисленных народов Севера Ямало - Ненецкого автономного округа.

«Ангальский Мыс» в переводе на русский язык означает «Мыс деревянных идолов», издревле это место является культовым святилищем коренных малочисленных народов Севера, оно расположено в семи километрах к западу от города Салехард - столицы Ямало-Ненецкого автономного округа.

Красноселькупский историко-краеведческий музей

Дата создания: 23 февраля 1989 года.

Краеведческий Музей был создан по инициативе журналистаи краеведа В.В.Рудольфа (1937-1991гг.)

Единиц хранения: 8550, из них 1925 научно-вспомогательный фонд

Основные экскурсии:

Традиционная культура тазовских селькупов Религиозные представления селькупов Русский заполярный город Мангазея Сталинская железная дорога История Красноселькупского района Животный мир реки Таз

Наиболее ценные коллекции:

Обряд оживления бубна

Интересный обычай, связанный с почитанием оленей, существовал в старину у селькупов. В соответствии с давней традицией считалось, что бубен шамана — это олень, на котором посредник между людьми и духами совершает путешествия на небо. Однако, прежде чем отправиться в путь, шаман должен был «оживить» бубен. Этот обряд совершался весной, когда прилетали птицы. Время для проведения обряда было выбрано не случайно. Селькупы считали птиц своими ближайшими родственниками и себя нередко называли орлиными или тетеревиными людьми. Церемония оживления бубна продолжалась десять дней.