Публицист о национальной культуре и архитектуре финно-угров РФ: "Будьте реалистами, требуйте невозможного!"

Инфоцентр FINUGOR представляет новое эссе исследователя истории и генеалогии из Санкт-Петербурга Сергея Кочевых, посвященное вопросам сохранения и трансляции культур коренных народов России в условиях диктата навязываемых общероссийской культурой и глобальной цивилизацией ценностей и смыслов. Отправным пунктом для написания статьи послужило обсуждение темы национального облика столицы Коми республики Сыктывкара на городской конференции коми народа и круглом столе в Общественной палате республики. 

Из предыдущей статьи С.Кочевых читатели сайта Инфоцентра узнали об изначальном финском этническом ядре центральных областей России. Публикация разошлась по социальным сетям и информационным ресурсам, посвященным этнической тематике, вызвав большой интерес у общественности. Редакция Инфоцентра надеется на продолжение концептуального обсуждения темы развития национальной архитектуры и - шире - культуры в настоящем и будущем финно-угорских и других народов РФ.

*                      *                  *

В данной статье я начну с анализа существующей ситуации, далее перейдем к формированию целей и затем поговорим о путях их достижения.

Ландшафт оказывает огромное влияние на формирование ментальности и культуры человека. Есть даже теории, что нахождение в определенных точках и ландшафтах меняет антропологию человека. Архитектура является формой искусственного ладшафта. Городской человек почти не соприкасается уже сегодня с естественными ландшафтами. Правда, и они ныне теряются, сильно страдают и видоизменяются человеком. Поэтому очень важно понимать, что такое архитектура и уделять ей самое пристальное внимание.

Прошлое: хамство в архитектуре

Начиная с советского периода, в России возникает агрессивная античеловеческая архитектура. Не стоит думать, что царское правительство как-то заботилось о человеке. Просто с приходом совка было уничтожено частное строительство и всячески стали подавляться любые особенности - как местные, так и национальные, стала подавляться любая самобытность, остатки которой еще сохранялись в России по инерции.

Последнее, что выродила хоть как-то совковая архитектура, был так называемый сталинский стиль. Но это было просто слабым продолжением старой русской архитектурной школы, и этот стиль никак не спас от возникновения поистине катастрофической ситуации в строительстве. Кроме того, главное чего достиг совок в архитектуре, так это человеконенавистнический концепт градостроения, где человек с его потребностями и культурой был поставлен на последнее место.

Есть знаменитая притча, когда великий химик Дмитрий Менделеев, кажется, заставил перекопать весь институтский парк и оставить так на некоторое время, а затем разбить дорожки там, где их протоптали люди. Это ярчайший и классический пример создания архитектурных и ландшафтных форм под человека. В совковой архитектуре дорожки в подобном случае будут разбиты строго поперек тому, как ходят люди, и это мы видим в наших городах повсеместно. Ярчайшим примером и вершиной совковости в архитектуре, на мой взгляд, служит новое здание РНБ, Русской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге. Я называю его – хамство, застывшее в камне.

Что удивительно, при полной централизации всех процессов в совке, в архитектуре мы видим полный хаос. Отсутствие градостроительных концептов как концепт. Это передалось и сегодняшней России, где к совковому хамству и человеконенавистничеству добавилась и либеральная свобода в худшем ее варианте. Поэтому каждый дом нынче рассматривается как сугубо отдельное явление, никак не связанное ни с чем - ни с ландшафтом, ни с городом, в котором он стоит, ни с подъездами к нему, дорогами, парковками, да ни с чем вообще.

Прекрасным примером того, о чем я говорю, является город Москва. Город архитектурного бреда. Где дворец может запросто соседствовать с авторазборкой или рынком. Город, не имеющий лица. Нахождение в этой архитектурной катастрофе вызывает у людей глубокую психотравму и культурный коллапс, даже если они об этом не догадываются. Последняя слабая попытка создать архитектурный концепт в Москве была предпринята при Джугашвили, и закончилась ничем. После этого даже попыток не предпринималось.

Вся эта архитектурная агрессия расползается по всей стране, тиражируется и сегодня тотально доминирует.

Настоящее: агрессия и китч

Несмотря на возникновение частной собственности за землю и на объекты недвижимости, совковый тренд пока переломить не удалось, и страна продолжает движение по заданной траектории. За последние двадцать постсовковых лет в архитектуре России не было создано ничего. О концептах вообще разговора даже нет. Даже в строительстве отдельных домов нет ничего дельного. Максимум - это жалкое подражание западным проектам или проектам царского периода. Казалось бы, многие люди получили огромные капиталы и полную невиданную свободу самовыражения. Но никаких архитектурных достижений мы не увидели. В области бурного частного строительства мы видим бесконечное количество страшно безвкусных уродливых частных домов вокруг крупных городов. Бескультурье и безвкусица, впитавшиеся в плоть и кровь, тиражируют сами себя. Чего, казалось бы, легче - тупо скопировать лучшие проекты старых усадеб и коттеджей? И это оказалось невозможным. Случаи реставрации или копирования в новоделе единичны, а о том, чтобы превзойти их, и разговора нет.

Есть и обратные примеры в нашей истории. Это, конечно, город Санкт-Петербург. Город-мечта, который был создан на бумаге и воплощен в камне. Город, который строился по проекту. Город, где имеется градостроительный концепт, которому градостроители следовали на протяжении столетий. Несмотря на архитектурное пиршество, все стили увязаны в концепте, и каждый дом, и даже каждая его деталь находятся в гармонии со всем городом. Это создает невероятное уникальное культурное поле, которое пробуждает удивительные энергии в душах людей, попадающих в него. Городской ландшафт формирует человека, активно воздействуя на него. Не зря город на Неве называют музыкой, застывшей в камне... Но сегодня эти гармонии всеми силами разрушаются и уничтожаются в угоду вышеописанной концепции.

Остальные города и населенные пункты находятся в печальном положении, исторические центры городов разрушаются или превращаются в китч. То есть, чаще всего реставрация и сохранение происходят безграмотно, бездушно, формально, что приводит к возникновению китча, некой пародии на национальную или местную особенность, ее опошление, принижение или даже высмеивание.

Простые люди хотят жить и наслаждаться тем культурным и духовным опытом, который был наработан предыдущими поколениями, развивать его сегодня и завтра. Люди хотят наслаждаться уникальностью каждого отдельного места и населенного пункта, так как климат, ландшафт, культурная традиция создают в каждом отдельном месте свой уникальный мир, который является частью мировой цивилизации, ее уникальным проявлением, обогащая и укрепляя всю мировую культуру. Возможности для этого сегодня есть - и гораздо большие, чем люди предполагают.

Преимущества создания удобной и культурно и исторически увязанной среды обитания очевидны. Живя в гармоничном пространстве, человек раскрывает более полно свои потенциалы, так как именно культура его предков может максимально помочь развить именно его потенциал; развивая свою культуру, он вносит вклад и укрепляет мировую культуру. Многие люди понимают ценность этого явления, хотя мало кто осознает этот феномен и уже мало кто говорит об этом. Ведь сегодня мы видим в мире огромную индустрию туризма, когда люди тратят колоссальные деньги для того, чтобы физически побыть в различных выдающихся архитектурных ландшафтах, познакомиться с разными культурами. Люди ездят по разным странам, прикасаясь и насыщаясь теми культурными шедеврами, которые были созданы людьми на нашей планете. Тот же Санкт-Петербург является притягательной туристической меккой, и это его качество приносит городскому бюджету огромные деньги, хотя этот потенциал не используется даже на десять процентов. Но все эти центры культуры и архитектуры не являются абсолютом, так как людям интересно разнообразие культур, так как нет предела различным формам проявления культуры, поэтому любая самобытность интересна и привлекательна. Посему любую самобытную культуру, имеющуюся на нашей планете, надо выявлять, сохранять и развивать.

Теперь, когда мы разобрали имеющуюся в наличии ситуацию, необходимо обязательно понять - что делать? И добавить к этому разбор того, как делать.

Что делать

Определимся сразу с тем, кто будет менять ситуацию. Это будете делать Вы, дорогой читатель! Никто другой это делать не будет - и тем более никакое государство. Основная часть нашего населения сегодня субпассионарна и все мечтает о волшебнике на голубом вертолете с бесплатным кино. Ни доброго волшебника, ни доброго государства, которые будут Вас ублажать, не будет. Хотите жить - живите сами, хотите быть счастливы - будьте. За Вас это делать никто не будет. Более того, даже помогать Вам никто не будет. Все надо делать самостоятельно.

Вопрос пассионарности отдельная тема: что это такое и как ее культивировать, пробуждать, развивать, воспитывать. В любом случае, нужны люди, которые скажут ЯЯЯЯЯЯ, засучат рукава и будут делать, в первую очередь, духом, во вторую - умом, в третью - пальцами на клавиатуре, и уже только в четвертую - реальными делами по месту. Нужны люди, которые хотят и могут на себя брать ответственность и нести ее с гордо поднятой головой. Которые смогут противостоять заливаемой в мозг людям через масс-медиа общекультурной глобальной Матрице, в действительности, уничтожающей человеческую культуру сначала в ее разнообразии, а потом и понижающей ее общий уровень до полного исчезновения.

Если говорить о Коми крае, то это работа, прежде всего, для национальной интеллектуальной элиты республики. Это забота национальной элиты - развивать свою культуру, чтобы обогащать общемировое культурное богатство и разнообразие. Что я предлагаю? Я предлагаю распространять среди интеллектуальной национальной и околонациональной элиты призывы развития культурного наследия с проекцией в будущее. Внесение этих проектов в информационное поле, возбуждение широкого обсуждения данных проектов, дискурса на эти темы. Чтобы было что обсуждать, надо это создавать и публиковать. Надо в режиме нон-стоп создавать так называемые Концепты. В автомобилестроении есть понятие концепт-кара. То есть, дизайнеры делают машину свой мечты без оглядки на инженеров, сопромат и так далее. И уже потом, на основании концепта-мечты, инженеры пытаются воплотить эти дизайнерские задумки в жизнь с минимальными потерями для идеи. В нашем случае нужно создавать в огромных количествах концепты. Просто набрасывать идеи. Просто мечтать. Мечтать максимально, не ограничивая себя ни в чем. Возьмем, например, архитектуру. Надо описывать поселения своей мечты. Европа началась с создания концептов городов Солнца, с идеалистических проектов. Если у людей нет мечты, то ничего и не будет. Так как нельзя ничего сделать, если это не придумано прежде. Если этого нет в идее, то и не может быть в реале. Санкт-Петербург тоже когда-то сидели и рисовали на листе бумаги… Поэтому мечтайте о коми городах, коми домах, коми чайниках, в конце концов. Описывайте свои мечты. Подойдите к любому оленеводу и предложите поиграть в фантазию. Если бы произошла катастрофа на Земле, и остался в живых один город, и жители этого города получили все мыслимые материалы и все ресурсы мира, любую технику - как бы они обустроили свой город? Как бы он выглядел? Из чего бы они построили дома? Какие дома? Как бы они были украшены? Какие были бы дороги и так далее. На основании этих мечтаний можно создавать концепт. Концепт это не детский бред, и не пьяный бред, это работа мысли и работа зрелой души, обладающая высокой культурой. Это переработка исторических знаний, культурного опыта, традиции, духа и энергетики места, увязанные в ландшафт. Пусть концепты будут разные, пусть они будут спорные, и чем больше споров они будут вызывать - тем лучше. Душа и дух и мысль должны трудиться. Культура жива, пока развивается, пока она применяется в реальной жизни.

Главным тормозом и убийцей мыслей и идей, не позволяющим создавать концепты и мечтать, является жесточайшая самоцензура, в цепях которой все живут. Люди говорят, но это же невозможно… А раз невозможно, то зачем на это тратить время и силы?.. Зачем об этом писать, мечтать, говорить… И тем самым именно они и делают это невозможным. Такой замкнутый круг. Удивительное дело, люди точно знают, что возможно, а что нет. Вот разговаривать с человеком, который находится за тысячу километров в тундре или на Южном полюсе как будто он рядом, это запросто. А город построить удобный и красивый - просто невыполнимая мечта. Другой довод против мечты это страх, что идея или образ будут несовершенны. Каждый хочет сразу писать набело и сразу шедеврально, и сразу получая максимальный восторг окружающих. Люди отвыкли по настоящему работать, совершать, признавать и исправлять ошибки и идти дальше к цели. Все хотят все и сразу. Отсюда вытекает этот ужас перед насмешкой, сковывающий страх перед неизвестно кем. Для творчества нужно уважение к себе, рождающее уверенность, решимость и самоиронию, если его нет, то человек не сможет творить. Надеюсь, что это не про Вас, уважаемый читатель, надеюсь, Вы свободны от этих глупостей!

Проблема вытеснения и убийства культуры заключена в том, что убивается все то, через что она проявляла себя в материальном мире. Смена цивилизационной матрицы ведет к смене смыслов, которые требуют новых форм. Поэтому и старые формы теряются, уходят в музеи из реальной жизни. Сохраняя формы, мы пытаемся зацепить и сохранить смыслы, но они ускользают. Нам не нужна малица, нам не нужны все те предметы, с которыми  жили люди тысячи веков. Но мы можем найти способы вписания образов и эстетики предков в сегодняшнюю реальность, дабы эта культура продолжала нам служить, как служила много тысячелетий. Она очень ценна и еще пригодится не раз. Это большая опрометчивость, что мы недостаточно трепетно и упорно ее охраняем и сохраняем. Дело в том, что все эти формы и вся эта эстетика людей создавалась ими самими и оттачивалась тысячелетиями, это максимально комфортные формы для нас и нашего подсознания, поэтому нам надо их сохранять, это коды к подсознанию людей. Теряя их, мы теряем гораздо больше, чем кажется нам пока. Но когда мы до конца потеряем, тогда поймем как это ужасно. Надо понимать, насколько глубоко связаны формы народной жизни с нашим подсознанием, ведь не было масс-медиа, не было модных журналов, но люди воспроизводили веками в отрыве друг от друга одни и те же выверенные формы и образы. Они очень важны и ценны для нас. Но не в застывшем музеефицированном виде, в нафталине и формалине. Они нужны нам живыми и развивающимися.

То есть, нужно осознать, наконец, факт наличия цивилизационной матрицы коми народа. Начать ее осознавать и выражать. Это понятие времени, пространства, гармонических ритмов и пропорций, цивилизационных ценностей и так далее.

Как делать

Должны начать активную работу в первую очередь краеведы, историки, этнографы. Им следует объединяться в ударные группы. Они должны на основании глубочайшего знания традиции проникать глубоко в ее дух и начинать активно продолжать ее в новых условиях, выражая в языке постмодерна. Далее должны в их группы включаться дизайнеры, которые будут помогать им ВЫРАЖАТЬ их идеи в новых формах и материалах.

Миром сегодня правит дизайн. По счастью, для нас, финно-угров, в архитектуре и дизайне Финляндия достигла значительных успехов и является мировым авторитетом. Поэтому логично развивать сотрудничество с финскими специалистами в этих областях, активно обращаться к ним за помощью в этих вопросах, овладевать тем инструментарием, который они наработали.

Да и каждый сегодня, обладая желанием и интернетом, может самостоятельно учиться и овладевать актуальными знаниями. Необходимо всем и каждому повышать свою дизайнерскую культуру, тем более что финские народы имеют заметно выраженные способности в этой области.

Всем нам надо понимать, что если, например, тупо перенести национальный орнамент со старинной рубашки на блочное убожество, то это только уничтожит и дискредитирует коми культуру (к примеру), сделает ее смешной и нелепой. Если отлить жемчужину в цементе в стократном увеличении, то получится глыба бетона. Нужно понимать пространство, материал, форму и так далее. Этому надо всем нам, в общем-то, учиться понемногу, но надо также призывать со стороны и воспитывать собственных великих дизайнеров.

Когда будет создано культурно-информационное поле идей, концептов и проектов, когда они будут занимать умы людей, то возникнет потребность воплощать эти идеи в реале. К этому тоже надо быть готовым. И создавать механизмы воплощения лучших конецептов или их частей. Для этого необходимо ставить вопрос о создании дизайнерско-архитектрурного бюро во главе с Архитектором. Он должен получить полную безраздельную Власть в сфере градостроения. И он должен формировать город и его архитектуру как единое целое, как единый, очень единый неразрывный концепт, на основании цивилизационной матрицы, которая будет сформулирована и донесена до него. Как сделать, чтобы он не использовал свою власть для коррупции, трудно сказать, но можно все. Ведь есть же пример создания Санкт-Петербурга. Это либо центральная власть, либо мощнейшая общественная организация, которая будет его контролировать и не давать коррумпироваться.

В развитии городской среды я бы предложил два направления. Первое это сохранение неких старинных форм, их фиксация, консервация, музеефикация. Для этого надо сохранять, например, старинные поселения или их части, желательно, максимально в ландшафте и еще и обставлять неким реконструкторским шоу. Сохранение артефактов в музеях. Вторая часть - это развитие традиции и цивилизационной матрицы в современных условиях. То есть важно понимать, что традиция, культура это живая материя. Чтобы продолжать и развивать культуру коми народа не обязательно ходить в малице и пасти оленей, это, конечно, дело хорошее, но им не ограничивается культура сегодня.  Именно развитие оригинальной, самобытной национальной культуры, ее оживление и продолжение я считаю очень интересным и важным. Ее проекцию в современную жизнь.

Современная глобальная цивилизация вместе со своей потребительской матрицей предлагает сразу весь набор вещей, которые должны удовлетворять формируемые ею потребности. В этом контексте все, что было до нее, объявляется никчемным и подлежит уничтожению или, в лучшем случае, музеефикации. Но это не так. Нам нужна наша культура - и не только в музее, но каждый день и каждый час.

 

Вот пример того, что и как можно уже сегодня делать, и что уже сегодня в этом направлении делается: на фото показ пермской этнофутуристической коллекции PARMAWA. 

Культура живет только тогда, когда она обращена в будущее, и когда у нее есть настоящая сегодняшняя повседневная жизнь. Многие думают, что культура это старые юбки бабушки в сундуке, которые пока еще хранят, но надевать на улицу никому в голову не придет. Они все будут забыты, в конце концов, рано или поздно, если не найдут продолжение  в новой жизни. И это наше решение - включать их в нашу сегодняшнюю жизнь или нет. Надо понимать, что это будет непросто, и потребует усилий. Противостоять катку глобальной культуры нелегко. Это даже не каток Русской империи - это в миллионы раз мощнее. Сегодня весь мир ходит в лагерной униформе джинсов и прочих глобальных униформ. Сегодня по одежде невозможно понять в какой вы находитесь стране. И эти процессы все усиливаются и нарастают. Поэтому, несмотря на все сложности, возрастает и цена самобытности, уникальности и своеобразия. Цените это, сохраняйте это, развивайте это во всем и везде.