Семик. Мёртвые едят с нами

От хладных вод Балтики до Урала, от чернозёмов Суздальского Ополья до Ижемской тундры простирается земля древней северной финно-угорской культуры, родственных народов, даже если большую часть из них теперь называют северными русскими. Матрица древнего финно-угорского сознания никуда не делась. Религиозные представления финского коренного населения, где культ предков занимает важнейшую часть - подтверждение тому. У пермских, волжских и прибалтийских финно-угров вся традиционная религия построена на почитании предков. Точно так-же обстоит дело в духовной культуре северных великороссов. 


Семик у коми-пермяков. Фотография конца 19 века.

В годовом цикле традиционных праздников, связанных у всех наших народов с православным христианством, существуют даты посвященные почитанию предков. Их называют "родительскими днями".


Семик у коми-пермяков. Фотография 2015 года.

Всего таких дней в православном календаре в году семь, но в народе особенно выделяются три даты. Буквально на днях был один из них - осенняя поминальная Родительская Суббота. Этот праздник замыкает годовой круг. А начинается этот цикл в начале весны, когда на Пасху живущие впервые приходят на кладбище посетить своих умерших родственников. 

Следующим, наиболее значительным и особо почитаемым поминальным днем для северян - является Семик, отмечающийся перед православной Троицей. Семик, помимо ритуального кормления умерших, традиционно включает в себя обрядовые действия: перед праздником парятся в бане, после чего на следующий день поминают родителей. 

У пермских финно-угров организация поминального стола на кладбище аналогична домашнему – его чаще всего устраивают прямо на могиле, могильный холмик накрывают скатертью, расставляют пищу и напитки; при этом отсутствуют столовые приборы. За символический стол усаживаются участники поминального застолья: по правой стороне предписывается располагаться живым, по другой (левой) – мертвым. На левую сторону не надо садиться, покойники по этой стороне ходят. В этом обряде могила отождествляется со столом. Здесь четко проявляется оппозиция: «правый–левый», «живой–мертвый».


Семик у коми-пермяков. Пермский край. Фотография 2015 года.

Круг участников семицких поминок изменяется в соответствии с местом их проведения. Если на первом этапе, в доме, поминки совершаются ограниченным кругом лиц - членами семьи, то на кладбище – в круг поминающих входят близкие и дальние родственники, соседи и знакомые. Как правило, далеко живущие родственники съезжаются на Семик. 

Бывает, что в круг поминающих включаются также и абсолютно посторонние лица. По сложившейся традиции им не отказывают в угощении. В Семик осознается единство общего родового коллектива, укрепляются социальные связи посредством взаимного угощения; за совместной трапезой упорядочиваются отношения между миром живых и миром мертвых.


Семик у северных русских. Вологодская область. Фотография 2000ых годов.

Поминовение предков у северных великороссов удивительным образом согласуется с такими же обрядами у соседних коми и удмуртов. Нашему традиционному обряду поминовения усопших так-же присущи обильные возлияния, сытная трапеза, разложенная прямо на могиле и, что не совсем обычно для южан, веселье. 

Для тех, кто не с севера от Волги, это покажется диким - смех над могилами - но им нас нужно научиться понимать. Во-первых, это происходит по сложившейся традиции, как правило северное кладбище - единственное на всю округу и хоронят здесь умерших из нескольких десятков деревень. Во-вторых, поминальные праздники для северных местностей единственные дни в году когда родственники в полном составе имеют возможность собраться только здесь. Остальное время все будет заполнено сплошной, непрерывной работой. 


Семик у северных русских. Вологодская область. Фотография 2000ых годов.

В-третьих, явно эта традиция уходит своими корнями в дохристианское время, когда еще предки северных великороссов говорили на финно-угорских языках близких к коми и саамскому.

Финал, как всегда, неизменен. Молодежь пьяна, старики стараются держаться от них в стороне, во избежание чего. Коровы по деревням мычат, не доены, несколько незначительных драк, но все довольны и есть впечатления на весь следующий год.

Фото: Александр Сорин, Геннадий Михеев

Регион: 
Автор материала: