В Латвии стартовал проект «Каждому свой народный костюм»

В Латвии, в рамках государственного проекта «Каждому свой народный костюм» планируют изготовить и представить региональные наряды национальных меньшинств и субэтносов латвийского народа со всеми региональными особенностями.

Реализацией этой инициативы занимается Латвийский центр национальной культуры, совместно с компанией «Lattelecom». Проект приурочен к подготовке 100-летия провозглашения Латвийской Республики.

Можно ли считать особым месседжем это или нет, но одним из первых мероприятий в рамках проекта "Каждому свой ​​народный строй» стала демонстрация реконструированного костюма финского народа «водь». Число тех людей, кто по-прежнему идентифицирует себя как «водь», на сегодняшний день  в мире едва превышает 100 человек. В старину они обитали в западной части современной Ленинградской области (Исторической Ингерманландии). В Латвии их традиционно называют «крэвини» по имени латышского названия русских «криеву».

История появления вожан в Латвии такова - Когда ландмейстер «Ливонского ордена» Финке фон Оверберген в  15 веке решил построить замок Бауска, оказалось, что не хватает рабочей силы. Он послал своих рыцарей в военную экспедицию. Крестоносцы вторглись в земли Псковской республики и угнали в полон мирных жителей для строительных работах в замке Бауска. Этими жителями оказались представители народа «водь». Позже они укоренились на территории вблизи Бауска и дожили там до 19-го века, когда и были обнаружены этнографами.

Исторически «водь» заселяли земли вокруг современных Кингисеппа (Ямбург) и Санкт-Петербурга. В соседней Эстонии «вожане» проживали на территории мааконда «Vaiga» («Waiga», «Wayga»), где, по данным археологических раскопок, этнографии и лингвистических исследований в основном жили «водь». «Водь» также упомянуты в карело-финской национальной эпической поэме «Калевала».

В связи с проектом "Каждому свой ​​народный строй" министр культуры Латвии Дацэ Мэлбардэ сказала:"Этот проект показывает, что мы - нация с глубокими культурными  и этническими корнями, мы гордимся своим культурным наследием и желаем передать народные традиции следующим поколениям. Я радуюсь, что благодаря нашему движению «Праздника песен и танцев» народный костюм в Латвии переживает ренессанс ".

Председатель правления "Lattelecom" Юрис Гулбис в общении с журналистами отметил: "Познавая культурное наследие нашего народа, мы имеем возможность испытать чувство единства, а также в этом разнообразии найти для себя близкое и особенное, свою связь с духом народа. Этот проект позволит каждому открыть для себя свой народный строй и познать прошлое своих мест ".

Национальный костюм «крэвини»
Не смотря на то, что к середине 19-го века «водь» в Латвии были почти ассимилированы, их язык исчез, самосознание не сохранилось, следы их материальной культуры до сих пор существуют в Земгале.  Сохранился до наших дней водский орнамент - возможно благодаря сложным рисункам, в основе которых лежит древний солярный знак «ugunskrusts».

Кроме «ugunskrusts»  для культуры современных латышских потомков «krievini» характерны цветочные мотивы и яркие цвета. Земгале единственная земля Латвии, где в народном костюме используются серебряные шарики-бубенчики, которые характерны для многих финно-угорских народов.

 

Текст и перевод с латышского: Андрей Малышев
Фото:  Monika Ozoliņa, biedrības «Zemgales Mantojums»

Регион: 
Народы: