Всемирный концерт финно-угорских народов, или Каковы обязанности национальных лидеров перед сородичами

Инфоцентр FINUGOR представляет размышления финна-ингерманландца, жителя Ленинградской области Сергея Парфененко, по поводу предстоящего VI Всемирного Конгресса финно-угорских народов и не решенных до сих пор статусными лидерами этих народов задач по сохранению языка, культуры, этнической идентичности финно-угров. Особую тревогу автора вызывает ситуация у финнов-ингерманландцев, подвергшихся репрессиям в 1930-1940-х годах, насильственно выселенных из родных домов - многие из них так и не обрели родины, едва ли не половина народа эмигрировала в Финляндию.

*                *              *

За финнов Суоми, эстонцев и венгров я относительно спокоен - у этих народов есть национальные государства, в которых они сами принимают решения по вопросам, которые затрагивали бы их права. Что ожидают от Конгресса финно-угорские народы Российской Федерации? Увеличения квот на вылов рыбы, подарков-снегоходов или получения зарубежных грантов?

О чем будут зачитывать доклады представители води, ижор, вепсов, карел, ингерманландских финнов? О строительстве Лужского морского порта и уничтожении водских деревень и, как следствие, уничтожении языковой среды и самого этноса? Где государственные программы по созданию и сохранению языковой среды, компактного проживания, где национальные учебные заведения, где теле- и радиостанции на национальных языках, книги, газеты, журналы? Где соблюдение Российской Федерацией конституционных прав и свобод коренных малочисленных народов России? 

Что вы будете обсуждать на Всемирном конгрессе финно-угорских народов? То, что коренные народы Российской Федерации имеют право на участие в принятии решений по вопросам, которые затрагивали бы их права, но не имеют такой возможности даже в национальных образованиях, как в Республике Карелия, а ведь многие не имеют даже национальных районов, например, водь, ижора, вепсы и инкери?

Вам не надоели Конгрессы, МАФУНы, союзы, общества-сообщества, съезды-разъезды? Что меняется в жизни коренных народов России? Какое участие кореные народы России принимают в работе Государственной Думы, правительстве России?

При существующем законодательстве в РФ только создание политической партии финно-угорских народов и участие в работе государственных органов власти может хоть что-то изменить в жизни коренных народов России! 

Я никого не хочу обидеть, но поездка в парижский Диснейленд принесет больше пользы, чем поездка в венгерский город Шиофок - незабываемые впечатления будут во Франции против призрачных надежд в Венгрии. Что, наш "национальный" лидер Путин, выслушав вас, размазывая скупые слезы по шекам, возьмет и решит все проблемы коренных народов? Построит национальные школы, садики? В лучшем случае, профинансирует очередной "клуб практикующих краеведов" води или ижор, действующий под присмотром местной администрации (как в городе Павловске Ленинградской области), - теперь это модно и, главное, не так разорительно в финансовом плане, и есть чем отчитаться перед ООН - в плане поддержки коренных малочисленных народов.

Еще относительно недавно почти в каждой деревеньке Ленинградской области (Ленинградщины?) звучала старо-финская речь, теперь даже само руководство "Инкерин Лиитто" удивляется исчезновению ингерманландских финнов как этноса. 

Это и не удивительно. Председатель петербургского отделения "Инкерин Лиитто" Владимир Кокко в каждом своем интервью, в каждой своей публикации и выступлении делает акцент на то, что ингерманландские финны не коренные жители Ленинградской области и России, а председатель Общества ингерманландских финнов "Инкерин Лиито", "по совместительству" директор Ингерманландского учебно-научного центра  Александр Кирьянен "уговаривает" правительство Ленинградской области внести ингерманландских финнов в список коренных малочисленных народов России (в котором ингерманландские финны успешно числились до 1929 года) , одновременно подготавливая ингерманландских финнов к сдаче Государственного экзамена по финскому языку в Финляндии для репатриации на "историческую родину" на базе Ингерманландского учебно-научного центра и "Инкерин Лиитто". Это что, такой финский каламбур - по калачу или покалачу? Или тонкий юмор ФСБ РФ? 

Как живется коренным жителям Ленинградской области? -

Вепсы. Древо жизни. -

Водь. Прошлое и настоящее. -

Ижора. Приносил им песни ветер... -

Ингерманландские финны. Выбор судьбы? -

В 1993 году Верховный Совет поручил правительству России подготовить программу национально-культурного возрождения ингерманландских финнов. 19 лет правительства РФ, Санкт-Петербурга и Ленинградской области саботируют выполнение этого закона!

И вот, губернатор Ленобласти Валерий Сердюков утвердил программу по поддержке этнокультурной самобытности коренных малочисленных народов, проживающих на территории области. На это власти готовы потратить 46 миллионов рублей из областного бюджета. Основная цель этой программы - поддержать уникальные языки и культуры коренных малочисленных народов региона, а также создать всяческие условия для их социально-экономического и этнокультурного развития. Как считает Ольга Конькова, председатель комиссии по межнациональным и межконфессиональным отношениям Общественной палаты Ленобласти, очень важно просвещать массы и поэтому необходимо создать интернет-портал, чтобы оповещать весь мир о реализации национальной политики. 

Сколько школ с полным обучением на языках коренных народов вы откроете? Как вы будете поддерживать уникальные языки и культуры коренных малочисленных народов в поселках Кобралово или Тайцах, в деревнях Ала-Пурская или Юля-Пурская, Ахмузи или Мута-Кюля? Оповещать будете весь мир на все выделенные 46 миллионов деньжищ о реализации национальной политики РФ?

Бывший председатель общества "Инкерин Лиитто" Леонид Гильди, автор книг «Расстрелы, ссылки , мучения», «Беда народа», «Судьба «социально-опасного» народа», «Народ-изгой в России», "Книга Памяти финнов репрессированным за национальную принадлежность в СССР" - связывал возрождение Ингрии с возвращением в Ленинградскую область финнов из восточных районов страны. Но его быстренько "сместили"...

С чем связывают возрождение Ингрии А.Кирьянен и В.Кокко - талантливые организаторы и энергичные руководители "репатриации" ингерманландских финнов в Финляндию? С горнолыжным склоном "Туутари-парка " на горе Кирхгоф на южной окраине Питера, на костях старинного ингерманландского кладбища? Ах, да - первые лица государства любят горнолыжный спорт!

В интервью американскому телеканалу CNN на вопрос Ларри Кинга, что случилось с АПЛ «Курск» Путин, все еще улыбаясь, ответил: «Она утонула». Интересно, что Путин ответит на вопрос - что случилось с инкери, вепсами, водью и ижорой? "Они уехали" или "Они умерли"? Улыбаясь, или смахивая скупую мужскую слезу? 

Как добиться выполнения постановления Верховного совета Российской федерации о реабилитации - программы национально-культурного возрождения ингерманландских финнов? 

 Каждый репрессированный, даже ребенок, родившийся в выселенной семье, получает справку о реабилитации, где говориться «о прекращении дела». Фактически, на этом реабилитация и заканчивается - в указе нет механизма его реализации, все возложено на местные власти, более того, заложено неразрешимое противоречие: «мероприятия по расселению и обустройству российских финнов, возвратившихся в места традиционного проживания… проводить без ущемления прав и законных интересов граждан, проживающих на соответствующих территориях». Шансов вернуть родной дом или землю нет.

В 1947 году Сталин лично подписал распоряжение о запрещении самовольного выезда финнов из мест спецпоселений. И потом, в 1948 году, был принят специальный указ президиума Верховного совета СССР, на основании которого за побег с мест поселения человек наказывался 20-ю годами каторги. 

Чем нынешняя власть лучше сталинского режима (или хуже?)?

К каторге, вдали от родной Ингерманландии, приговорили все поколения репрессированных ингерманландских финнов!

Вчера я получил электронное письмо из Республика Саха (Якутия) от не знакомой мне ингерманландской финки, она хочет вернуться на землю своего прадеда вместе со своим репрессированным в детстве отцом, на историческую Родину - Ингерманландию.

Уважаемые Владимир Кокко, Александр Кирьянен, Ольга Конькова, губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков, уважаемые делегаты Всемирного конгресса финно-угорских народов! 

Что вы ответите репрессированным ингерманландским финнам, желающим вернуться на Родину?

Почтовый и электронный адрес для ответа , телефон для связи с "репатриантами" я могу предоставить...

Arvo Kurvinen (Сергей Парфененко)