Философ Александр Зенкин: "Марийцы и все финно-угры должны самостоять на своей культуре, духовности - против мира потребления"

Инфоцентр FINUGOR представляет второе эссе марийского философа Александра Зенкина, посвященное вопросам существования марийского и других финно-угорских народов, их духовной культуры.

Если народ вымирает, виновата не культура,

а виноваты те, которые занимают места деятелей культуры

О ЧЕЛОВЕКЕ, О МАРИЙСКОМ ЧЕЛОВЕКЕ, О ЧЕЛОВЕЧЕСТВЕ

Готовя материалы выступления об уникальности марийской культуры для человечества, автор совершенно не планировал предложить их для публикации в Интернете и рассчитывал достаточно камерно поделиться своими мыслями только с марийским землячеством в Москве. Но руководство землячества предложило опубликовать данный материал на сайте финно-угорских народов. То, что данная статья столь заинтересовала читателя и количество посещений перевалило аж за две тысячи, просто поразили автора, в результате чего он решил не только продолжить данную тему, но и развить ее в нескольких важнейших направлениях, которые особенно беспокоят сегодня, а именно: заметное сокращение численности народа, и это касается не только марийского этноса, но и многих других, в том числе и русского. Что может обеспечить остановку данного сокращения? Какова ценность и значимость национального языка, необходимость его не то, что сохранения, но и именно развития для этноса, для того чтобы он не исчезал, и т. д.

Итак, начнем в целом с человечества, с того, что значит спасти человечество и от кого его спасать? Спасти человечество в свете сегодняшнего его развития, когда оно стремительно разрушает среду собственного обитания, то есть, по сути, идет на осознанное самоубийство, значит только одно — изменить суть современного человека, человека-обывателя, человека-потребителя. Как это можно сделать, зная, что в целом внутри каждого человека много и прекрасного, нежного, ранимого, любящего, всеотзывчивого? Это можно только одним путем — изменением его отношения к своей конечности!

Что есть суть всякого человека, если глубинно заглянуть в нее, откуда в ней такие огромные пласты эгоцентризма? В глубинной сути всякого человека есть Сомнение: на самом ли деле он конечен в этом безграничном и бесконечном Мире и может ли быть в нем вообще конечность? Это сомнение гложет каждого человека, и каждый по-своему пытается его разобрать, но решение этого вопроса крайне не просто, ибо оно самораскрывается в личности только при его подлинно правильном творческом развитии как Пути к озарению. Так вот, задача подлинного Мыслителя состоит в том, чтобы своими идеями, творениями попытаться хоть немного сместить это сомнение в людях в сторону осознания бесконечности, безграничной стадиальности жизни; именно это смещение радикально способно преобразить человека и его отношение как к себе, так и к людям вокруг, ко всему Миру. Данное смещение при этом никогда не должно исключать полностью наличие Сомнения, поскольку именно сомнения о своей конечности-бесконечности является высшей формой свободы человека, так как и твердое знание о своей конечности, и абсолютное знание о своей бесконечности делают человека мгновенно не свободным, а значит, глубоко несчастным: абсолютная конечность сводит жизнь каждого к абсурду, а тянуть бесконечность — неимоверная для человека нагрузка!

С точки зрения всего вышесказанного мировоззрение марийского человека ценно тем, что Сомнение в целом в результате сложнейшего исторического развития у него уже смещено в сторону понимания бессмертия, о чем мы уже говорили в предыдущей статье. В результате это уже не столько Сомнение, сколько внутреннее убеждение как суть личности. Во всех своих действиях истинный мариец исходит из нее, и ею корректирует свои планы и намерения, действия. Эта суть — во всем творчестве марийского народа, она хорошо прослеживается и у других угро-финских народов. Так вот, данной Сути надо учить пока не поздно.

Этой Сутью и смещением сомнений в человеке в сторону большей степени чувства бесконечности, бессмертия в XVIII и особенно XIX веке  — в веке рационализма и самомнения ума, — была занята вся русская литературная культура данного периода. Именно это преодоление как внутренний протест особенно заметно в творчестве Н. Гоголя, Ф. Достоевского, Л. Толстого, и даже не столько в творчестве, сколько в характере его преображения по мере роста этих величайших мастеров, Титанов Слова. Гоголь, как известно, начал со сказок на этнографические украинские темы и закончил «Выбранным местами из переписки с друзьями» и незавершенными «Мертвыми душами», в которых хотел показать путь преображения человека. Достоевский начал с «Бедных людей» и закончил Пушкинской речью о Всечеловеке. Толстой, начав с «Севастопольских рассказов», в результате пришел даже к новому переводу евангелиев.

Обо всем этом развитии мною подробно рассказывается в четырехтомном романе «Проклятие гениев», предварительными набросками к которому послужили этюды о выдающихся самоубийцах в истории.

Так почему автору данных книг было столь важно разобрать все это? Почему самоубийство среди марийского народа и вообще угро-финских этносов более частое явление? (иль они этим и призваны показать Миру, что именно все человечество движется к пропасти?..) Почему мариец в прошлом не убивал своего обидчика, а вешался на его воротах? Почему столь безжалостен и сегодня к себе мариец, удмурт, коми, русский? Почему он не способен найти в себе равновесие? Куда пропала гармония у марийцев, несмотря на анимизм? Как это ни странно, она никуда не пропала, просто циничный рационализм второй половины XX века (это особенно началось с поколения, родившегося незадолго до Второй мировой войны) и начала XXI века, массированный натиск лжи о сути и смысле жизни средств массовой информации спровоцировали, создали и продолжают развивать страшный конфликт в человеке, глубинно верующем в бессмертие. Дело в том, что такой человек не способен изменить себя, то есть деградировать, ему проще в такой обстановке убить себя!

Для того чтобы не идти по пути самоуничтожения — а поголовное пьянство среди народов России — все то же самоубийство! — есть только один путь: самостоять на своей внутренней Культуре, и не просто удерживать ее, а именно развивать, преодолевая направленность к разрушению Человека Духа Миром потребления. Этому может способствовать только личное Творчество и изучение подлинного творчества! Для этого, допустим, марийскому народу давно пора готовить Канон Веры для воспитания по нему своих детей и для представления его всему Человечеству. Для этого давно пора возвести в центре столицы Республики Марий Эл памятник Чумбылату — патыру, взламывающему гроб во имя спасения своего народа (как работает замечательно Мать Чувашия у наших соседей!), а возле него священную рощу. Не помешает и создание пантеона выдающихся марийцев, которых у нас пока, к сожалению, единицы (не зря татарский народ вывез прах Николая Фешина к себе, хотя этот художник по сути своей живописи был явно марийского корня!). Очень важно и системное развитие декоративно-прикладного искусства, культуры массовых национальных гуляний-карнавалов и т.д.

Но это только частичные внешние механизмы решения проблемы, на самом деле действиям по укреплению своего истинного знания как устойчивого самосознания надо учить с раннего детства — для этого должна быть подобрана, создана соответствующая литература! — надо учить с пеленок и системно духовности всего сущего, способам убеждения в этом других, способам четкой последовательной, незыблемой аргументации в абсолютной своей правоте в истинности подобного мировоззрения. Дело в том, что знание об этом есть в каждом человеке, европейском, американском, африканском и т.д., но они давно уже находятся под гнетом иного понимания действительности, удобного тем, кто сделал деньги и прибыль, гонку за удовольствиями единственной ценностью жизни, что, конечно, нелепо, а главное явно преступно.

Теперь о национальном языке. Часто принято говорить о том, что надо развивать свой язык, что пока есть свой язык, есть и народ, и для того, чтобы это обеспечить, надо  сделать, допустим, так, чтобы марийский язык — фактически! — хотя бы в марийской республике был первым государственным языком. Все это верно, конечно, но этого мало, слишком мало. Ибо обучение языку и его культуре, культуре своих духовных традиций, материальных искусств имеет подлинную ценность лишь тогда, когда народ в силу благоприятных экономических условий растет и множится в количестве и все более процветает, иначе кого обучать, если не будет самого народа или он находится в таком положении, что его как бы и нет уже. И зачем засылать государством закупленные книги во все библиотеки, если не будет тех, кто их желает посещать, если у них нет времени для этого и они вынуждены уезжать куда-то, чтобы заработать на жизнь!

Кроме того, надо ясно понимать, что ценность языка того или иного этноса определяется не только и не столько тем, сколько людей в мире на нем говорят, но и, прежде всего, тем, что на этом языке написано, насколько труды на данном языке имеют личностно-жизненно важное, а значит, общечеловеческое, мировое и даже вселенское значение. В данном постулате нетрудно убедиться, допустим, зная о существовании мертвых языков, к примеру, все той же латыни, где мы имеем факт того, что народа нет, а язык остается нужным, так почему?.. Формулировки на латыни носят очень четкий, глубинно сосредоточенный, постулятивный характер, позволяющий максимально емко и объективно характеризовать человека, человечество и действительность. В этом плане способности данного языка и сила воздействия просто невероятны. А кому нужен язык болтунов, не желающих в силу собственной униженности и раболепия даже понимать друг друга?..

Марийское мировоззрение, анимизм — и я не боюсь повториться, ибо это крайне важно — может и должен быть источником и основанием планетарного мышления! Вот на что надо направить усилия марийской культуре и литературе. Здесь надо отметить, что марийский письменный язык и марийская литература, его развивающая, с данной точки зрения еще находятся на стадии становления, ибо народ получил письменность чуть более двухсот лет назад. Письменный язык мари молод, но и это вовсе не недостаток, а наоборот, потенциальная возможность смелости, решительной, вдохновенной, вселюбящей всеохватности. Этнографизм в национальной литературе уже пройден, пора приступать к фундаментальному реализму! И ученым-гуманитариям, да и техническим специалистам, марийских ВУЗов следует над этим крепко призадуматься, поскольку прежде всего они готовят основные кадры марийской интеллигенции, готовят, к сожалению, слабо, поэтому есть необходимость на государственном уровне самых талантливых из марийского юношества направлять даже уже и не в столичные ВУЗы — глубина преподавания в них сегодня заметно снизилась! — а в ведущие университеты мира. Самый высший, наиважнейший капитал всякой нации — и данный закон для человечества всегда будет незыблемым — это высокообразованная, подлинно  интеллектуально развитая юность! Юность, жаждущая познавать и развивать истину, а с нею нравственность и справедливость! И значительное развитие именно данного направления является решающим, сегодня даже судьбоносным для каждого из народов России, да и для всего человечества.

Александр ЗЕНКИН - для Инфоцентра FINUGOR