Алексей Цыкарев: "Можно ли отказывать в поддержке языкам коренных народов из-за социальных и экономических проблем?"

Алексей Цыкарев, член Совета представителей карелов, вепсов и финнов при главе Республики Карелия, член правления молодежной организации «Nuori Karjala» («Молодая Карелия») дал эксклюзивный комментарий Инфоцентру FINUGOR по поводу непринятия Законодательным Собранием Карелии поправок в республиканский закон «О государственной поддержке карельского, вепсского и финского языков».

*                       *                      *

На январском заседании Законодательного Собрания Карелии рассматривались поправки к республиканскому закону «О государственной поддержке карельского, вепсского и финского языков», предполагающие конкретизацию возможностей использования в сфере официальных отношений карельского, вепсского и финского языков. 

Законодательное Собрание Карелии не только не поддержало своевременные поправки главы республики, но силами депутатов фракции ЛДПР даже подвергло сомнению необходимость самого закона. С большой озабоченностью общественность восприняла заявление заместителя председателя Законодательного Собрания г-на Пирожникова о скором внесении им альтернативного документа, призванного отменить основы выстраданного в 2004 году закона.

Оставляет желать лучшего степень осведомленности некторых депутатов о работе их предшественников и о состоянии дел в области развития языков и культур коренных народов республики. Некоторые законодатели не в курсе, например, что существуют и развиваются карельская и вепсская письменности. Сам же г-н Пирожников был искренне уверен, что благотворительный фонд его имени финансировал в прошлом году издание первого учебника карельского языка. Сама по себе поддержка депутатом издания одного из учебников нового поколения характиризует его с положительной точки зрения. Однако это не может и не должно подменять системную государственную поддержку языков и не может служить козырем в парламентских дискуссиях о смысле предлагаемых поправок.

В целом сложилось впечатление, что депутатам нужна была всего лишь площадка для критики правительства и конкретных министров, для озвучивания политических лозунгов. И как нельзя кстати пришлись поправки в пресловутый закон о господдержке языков коренных народов, поскольку, как известно, в национальной политике у нас разбирается каждый. Это утверждение подкрепляет тот факт, что почти ни одна законодательная инициатива главы на этом заседании не была рассмотрена положительно.

Риторика ЛДПР не вызывает удивления, поскольку мы давно привыкли к высказываниям ее лидера об укрупнении регионов, ликвидации национальных республик и отмене обучения на других языках кроме русского. За неуважительно отношение к коми народу Владимира Жириновского объявил персоной нон грата глава Коми Вячеслав Гайзер. Поэтому позиция ЛДПР в Законодательном Собрании Карелии легко объяснима. Сначала они требуют нивелировать закон о государственной поддержке языков коренных народов, а завтра будут агитировать за ликвидацию республики и присоединение к Ленинградской области, прикрываясь экономической целесообразностью и «угрозой» сепаратизма. Да и некоторые карельские «жириновцы» – выходцы из Санкт-Петербурга. Они молодые и амбициозные, нуждаются в постоянном и активном пиаре.

Зато немалое удивление вызывает прозвучавший из уст местного и уважаемого мной политика, лидера «справедливороссов» г-жи Петеляевой тезис о том, что поправки могут внести разлад в установившиеся мир и согласие в нашей толерантной республике и даже могут ненароком вызвать к жизни вторую Кондопогу. То есть возможность издания наиболее важных законов, наличие вывесок и бланков на карельском или вепсском языках может привести к межнациональным конфликтам? К слову, к кондопожским событиям карелы, вепсы и финны не имеют никакого отношения, да в межэтнический конфликт этот чисто криминальный инцидент перерос силами политиков и журналистов.

Также фракция «Справедливая Россия» считает, что обсуждение такого рода вопросов в разгар экономического коллапса и социального неблагополучия в республике неуместно. Этот аргумент всегда приводят те силы, которые либо не хотят, либо не знают - как решать национальные проблемы. Убежден, что нельзя замалчивать и оставлять без внимания поддержку коренных народов, прикрываясь социальными проблемами. Одно не мешает другому.

Позиция «эсэров» тем более удивительна, что в их рядах очень много людей, сочувствующих коренным народам и национальной культуре, в том числе бывший много лет руководителем республики этнический карел Виктор Степанов, который почти подписал в свое время закон о втором государственном языке. Но почти не считается.

Складывается впечатление, что некоторые депутаты не вникали или не хотели вникать в суть закона, на обсуждение поправок в комитете не пригласили специалистов, а представителям общественных организаций не дали слово на пленарном заседании. Это продемонстрировало уровень политической культуры и стремление к диалогу с избирателями некоторых народных избранников. Решение парламента может нанести урон имиджу республики в финно-угорском сообществе, которое предстоит принимать в 2014 году в Петрозаводске на большой международной конференции по мониторингу исполнения решений Всемирного конгресса финно-угорских народов.

Законопроект совсем не предполагает повальный перевод всех издаваемых документов на три языка. Речь идет о наиболее значимых документах, вывесках и бланках. В местах компактного проживания карелов и вепсов, в национальных районах, будут применяться те наречия, которые там бытуют. Спорным остается только город Петрозаводск, как столица республики и место проживания большого числа карелов, вепсов и финнов. Если бы депутаты взглянули на схему использования наречий карельского языка по районам, им бы многое стало понятно. А хорошо продуманный порядок применения языков окончательно закрыл бы все вопросы.

Поправки не противоречат федеральному законодательству. Проголосовав за них, депутаты сделали бы конкретный шаг в сторону поддержки коренных народов, которым в XX веке создали все условия для утраты языков и идентичности. Это решение могло бы стать вкладом Законодательного Собрания в проведение Года карельского языка и культуры, объявленного в Карелии. 7 июня, накануне Дня Республики Карелия, в Пряже состоится VII Всекарельский съезд, на котором представители всех районов республики и многочисленные гости, безусловно, дадут оценку действиям всех ветвей власти.

Сегодня Карелия – единственная республика в составе России, в которой только один государственный язык – русский. В других национальных республиках совершенно гармонично сосуществуют русский и местные государственные языки, а население и все ветви власти уважительно относятся к ним. Сложно представить, чтобы в Мордовии или Коми депутаты могли бы себе позволить назвать местные языки неактуальными, как позволил себе г-н Пирожников на сессии карельского парламента.

Г-н Пирожников требовал уважение к себе, говорил, что уже много лет живет в Карелии и считает себя вправе судить о вопросах, которые шаг за шагом, потом и кровью ковались общественностью два десятилетия. Был утвержден алфавит карельского и вепсского языков, созданы термино-орфографическая комиссия, финно-угорская школа, центр национальных культур, газеты Oma Mua и Vienan Karjala. На карельском и вепсском языках существует литература, разработана современная терминология, переведены тексты международных документов, таких как Всеобщая декларация прав человека.

ЛДПР прикрывается 50 тысячами избирателей, проголосовавших за партию на выборах в Законодательное Собрание. Не думаю, что все эти люди, отдавшие свои протестные голоса за оппозиционную партию, хотели бы, чтобы от их имени проявляли неуважение к народам, стоявших у истоков создания республики.

Как раз наоборот, все опросы, проводимые общественностью, СМИ или учеными, обнажают положительное отношение жителей республики всех национальностей к преподаванию карельского, вепсского и финского языков, а также к большему позиционированию национального имиджа Карелии.

Негодование вызывает и вопрос депутата Сергея Пирожникова о том, как финский язык мог попасть в список поддерживаемых в республике. Считаю, что карельский законодатель должен знать историю появления финнов и ингерманландских финнов в Карелии, об их вкладе в культуру и государственность Карелии. Не говоря уже о том, что многие годы именно финский язык, а не карельский, являлся языком обучения в школах и языком карельской литературы.

Хотелось бы отметить, что карелы, вепсы и финны – это, прежде всего, не бренд республики, а наш потенциал, реальные люди, которые хотят видеть свой язык развивающимся. Толерантность в Карелии нельзя построить за счет сбрасывания с себя ответственности за сохранение языков и культуры коренных народов. По данным переписи, представителей этих народов действительно становится меньше. Именно поэтому нужны конкретные и эффективные меры по расширению сферы использования языков. Когда люди увидят, что их язык уважает и использует власть, когда они поймут, что эти языки востребованы, появится новый импульс для их развития и сохранения.

Не исключаю, что общественные организации карелов, вепсов и финнов могут воспользоваться правом законодательной инициативы и от своего имени внести доработанные поправки в парламент уже в самое ближайшее время. Общественность надеется также, что ее пригласят участвовать в работе созданной согласительной комиссии. Известно, что Молодежная ассоциация финно-угорских народов по просьбе карельских организаций-членов уже направила обращение председателю Законодательного Собрания Республики Карелия с просьбой вовлекать общественные организации карелов, вепсов и финнов в обсуждение поправок к закону о государственной поддержке языков.