Продуктовый вопрос в Мордовии: заграница нас точно прокормит?

Не первый раз задумываюсь: то ли я с конкретной экономикой не в ладах, то ли она у нас как пчелы у Винни-Пуха «неправильная». Ну и «мед», то есть – конкретный результат, тоже неправильный. Особенно это чувство обостряется при посещении овощных рядов супермаркета в Мордовии.
 
Картошка здесь – со всего мира. И египетская, и белорусская, и еще бог его знает, чья. Редиска – израильская, морковь – тоже бог его знает, чья. И лишь редкими вкраплениями – овощи российские. Да и то выращенные в краснодарских или еще каких-нибудь южных теплицах. В мелких магазинчиках, правда, еще можно встретить местные, мордовские, тепличные. Но погоду они, увы, не делают. Достаточно сказать, к примеру, что 73 процента всех мордовских овощей выращивается на приусадебных участках. По картофелю ситуация вообще безрадостная. 95 процентов на частных огородах и лишь маленькая толика в сельхозпредприятиях. Стоит ли удивляться «заоблачным» ценам?
 
 
 
Мордовия, скажем прямо, в этом отношении мало чем отличается от других регионов России. Но на ее примере мы попробуем разобраться: может ли ситуация стать иной.
 
И тут нам волей-неволей придется обратиться к опыту советского хозяйствования, когда обеспечение регионов средней полосы овощами было делом, в первую очередь самих этих регионов. Есть возможность получать  хорошие урожаи картофеля в самой республике? Так зачем же возить ее, картошку,  аж за тридевять земель? Сажали ее в республике всего-то 30-40 лет назад по 100 000 гектаров. Полностью обеспечивали себя, отправляли в Москву, экспортировали в другие страны. Можете не верить, но мордовскую картошку возили даже на Кубу. Сейчас под ней занято в лучшем случае 25000 гектаров. И то, как мы уже отметили, в основном на приусадебных участках. Тут уж не до экспорта. Себя прокормить, и то не получается. Причем, сдают позиции и частники с дачниками. Выращивают лишь для собственного потребления, не больше. Ведь излишки, появись они в личном хозяйстве, еще и реализовать надо. А заготконторы потребкооперации «почили в бозе», мелкий «технический» картофель, который раньше брали на переработку крахмальные и спиртовые заводы, тоже не востребован. Так зачем же растить больше, если продать некому? Да и с качеством у «хозяйского» картофеля чаще всего проблемы. Сортообновление на частных огородах – великая редкость, про севообороты и речь вести в большинстве случаев не приходится. В итоге единственный «спаситель» картофелевода-частника – заезжие и свои коммерсанты. Первые по осени гонят в Мордовию с юга большегрузы, полные… «арбузов». Ну и меняют на картошку. Вторые – закупают ее по дешевке в селах и везут туда же, на юг, получая приличные деньги на разнице цен. Вот такой, короче, бизнес. Но и он понемногу вымирает. С крупными зарубежными производителями состязаться сложно. И объемы не те, ну и, как мы говорили выше, качество. 
 
 
 
Грустно? Да кто же спорит! Но важнее сейчас другой вопрос: что делать? Вариантов ответа, сами понимаете, два. Или смириться с существующей ситуацией, или принимать меры по исправлению положения. Какие именно? Попробуем разобраться. 
 
Говорить о том, что «все нужно сделать как раньше» по крайней мере, смешно. Бездумное копирование старых форм к успеху никогда не приводило. Да и нет уже ни потребкооперации, ни ее хранилищ в сельской местности.
 
Равным образом по нашему мнению окажутся безуспешными попытки расширить посевные площади картофеля, моркови, помидоров или капусты административно-командным путем. Можно,  разумеется, как угодно громко стукнуть кулаком по столу и потребовать. Но сколько ни говори «халва», слаще от этого во рту не станет.
 
Нужны деньги! Причем в первую очередь для налаживания четко работающей системы закупок и хранения урожая. Кстати, в госпрограмме развития сельского хозяйства республики создание специализированного центра обработки, хранения и экспедирования сельхозпродукции запланировано. Только вот толком за это дело пока не брались. С деньгами туго.
 
 
 Безусловно, для промышленного производства овощей на полях сельхозпредприятий денег им нужно еще больше. Современная техника, удобрения и технологии обойдутся в «круглые» суммы. Однако, есть же в республике опыт работы с сахарной свеклой. Напомним, как именно это выглядит в Мордовии: при производстве «сладких корней» высококачественные семена закупает перерабатывающее предприятие и предлагает их сельхозпредприятиям весной, с осенним расчетом готовой продукцией. Убирают свеклу «летучие» отряды переработчиков, оснащенные современными комбайнами, позволяющими обойтись без ручного труда. Тоже, естественно, не бесплатно. Рекомендовать такой вариант, как панацею, естественно нельзя. Однако, на первом этапе это даст возможность быстро увеличить объемы промышленного производства при относительно небольших затратах на него.
 
А частникам, собственно говоря, и особой поддержки не надо. Гарантии сбыта, приличные цены. Остальное приложится. Если только о семенах хороших сельской власти позаботиться. Поверьте, раскупят. Ведь выписывают же за «бешеные» деньги сортовой картофель кто из Челябинска, кто еще откуда-нибудь.
Надо учитывать еще и то, что возможность производства овощей на приусадебных участках с гарантированным сбытом урожая может помочь сохранить население вымирающих деревень. Тем более, что оснащенность частников средствами малой механизации, позволяющими существенно уменьшить долю ручного труда, с каждым годом все выше. Будет работа – будут жить села.
 
И, может быть, через несколько лет проблемы со сбытом моркови, картофеля, помидоров и капусты будут уже у зарубежных производителей. А на Кубе вновь появится мордовская картошка. Но пока, увы, «забугорные» овощи побеждают.
 
Регион: 
Народы: 
Автор материала: