Коренные москвичи были финно-уграми (фото)

Финно-угорская москвичка

Археологи утверждают, что Москве не 864 года, а, как минимум, в три раза больше. И первыми жителями этого небольшого тогда поселения на Боровицком холме были финно-угры.

Как известно, Москва впервые упомянута в Ипатьевской рукописи: «И прислав Гюрги и рече: «приди ко мне, брате, в Москов». Святослав же еха к нему с дитятем своим Олегом в мале дружине, поима с собою Владимира Святославича; Олег же еха наперед к Гюргю и да ему пардус (барса.) И приеха по нем отец его Святослав и тако любезно целовастася, в день пяток, на Похвалу Святой Богородице и тако быша весели. На утрий же день повел Гюрги устроить обед силен, и створи честь велику им и да Святославу дары многи с любовию».

Гюрги – это шестой сын Владимира Мономаха, суздальский князь, позже названный Юрием Долгоруким. Было это в 6655 или по новому исчислению - 1147 году.

Археологические раскопки показывают, что задолго до этой судьбоносной встречи – в I тысячелетии до н.э. Москва уже была развитым поселением дьяковской культуры. Вернее, целым конгломератом селищ и городищ – в Московском регионе открыто около 40 поселений эпохи раннего железного века. В отличие от селищ городища представляют собой крепости, укрепленные чередующимися рвами и частоколами, иногда тройными.

Дьяково городище

Вид с Дьякова городища

Наиболее изученные из них – Дьяково городище в музее-заповеднике «Коломенское», городища на Боровицком холме в Кремле, Воробьевых горах, в Кунцево, Филях, Сетуни, Химках, Тушино, Нижних Котлах и Люберцах. Именно здесь и были найдены многочисленные свидетельства существования целой культуры, названной по первому открытому наукой городищу – дьяковской. Ареал ее распространения охватывал с VIII (IX)-VI в.в. до н. э. по VI-VII в.в. н.э. все Волго-Окское междуречье. Всего на территории России отмечено более 500 поселений дьяковцев.

Макет Дьякова городища

Валы Кунцевского городища

Финно-угорские топосы Москвы

Носители дьяковской культуры были финно-уграми. Об этом свидетельствуют более древняя, чем славянская, топонимика и следы материальной культуры. Считается, что дьяковцы были предками летописных мери и веси (вепсов). Отсюда версия, что и название Москвы происходит от мерянского слова «моска» - конопля, а окончание –ва практически на всех финно-угорских языках означает «вода». Москва-река в своих верховьях так и называется – Коноплевка. Названия Коломенское, Кукуй (Немецкая слобода), речка Сара – левый приток Москвы-реки, Шаболовка также содержат в себе явственную финно-угорскую основу. Чтобы город или участок, на котором стоит дом, стали привлекательными и красивыми нужно использовать ландшафтный дизайн.

Музей археологии Москвы

В Музее археологии Москвы размещены экспонаты, найденные при раскопках на Манежной площади, на территории Боровицкого холма в Кремле, в Кунцевском и Дьяковом городище. Костяные и первые железные ножи и серпы, ручная «текстильная» керамика, глиняные куклы-обереги и орнаментированные «рогатые» кирпичи – подставки для полочек возле очагов воочию рассказывают о долгом и многотрудном пути, пройденном нашими далекими сородичами с конца бронзового века. Первые поселенцы Москвы были прекрасными охотниками, рыболовами, земледельцами и ювелирами: знаменитые бронзовые шумящие привески с «утиными» лапками (по финно-угорской космологии Утка – космотворец),  умбоновидные подвески и бантики-нашивки составляют гордость экспозиции.

В сопровождении историка, этнографа Сергея Михайлова и кандидата исторических наук, старшего научного сотрудника Института археологии РАН, автора обширной монографии «Дьяково городище. Культура населения бассейна Москвы-реки в I тыс. до н.э.» Николая Кренке мы посетили и древние городища Дьяковской культуры.

Изучение этих городищ началось не так давно – например, первооткрывателем Дьяковского городища стал Зориан Доленга-Ходаковский в 1818 году. Именно он обратил внимание на необычную курганную форму мыса возле Москвы-реки (ныне это территория музея-заповедника «Коломенское»), и предположил его рукотворное происхождение. Первые раскопки, сделанные им, подтвердили, что необычайно мощный – до 4 метров – культурный слой представляет собой абсолютно неизученный пласт древнемосковской старины.

Находки с памятников дьяковской культуры

Его материалы привлекли внимание известного историка Михаила Погодина, который придал теме дьяковской культуры научную известность. Вслед за этими публикациями последовал шквал открытий: в бассейне Москвы-реки, на Волге, Оке были зарегистрированы множество памятников дьяковской культуры. Но серьезные раскопки начались только во второй половине XIX века, поразив внимание исследователей целым рядом необычных находок.

Глиняные таблички

К примеру, плакеты – глиняные пластины, украшенные точечным узором. Чем они были – первыми книгами, где в виде символов запечатлевались некие события? Или своеобразным «паспортом» - тамгой определенного рода? Столь же непонятное назначение имеют и глиняные шарики, также усеянные точками. Служили они дьяковцам реквизитом для какой-то игры или, напротив, использовались, например, в качестве своеобразного «дистанционного погоняла» для скота, чтобы вернуть животное в стадо, не обходя глубокий овраг, как это и сейчас делают в горах. Тогда почему этих шариков найдено так много и почему они украшены?

Но самые яростные споры вызвали глиняные «грузики» - маленькие конусообразные глиняные изделия, иногда простые, наскоро обработанные, иногда узорчатые, тщательно покрытые затейливым орнаментом. Как только их не «приспосабливали» к современному пониманию! Были версии, что «грузики» применялись в качестве утяжелителей для ткацких станов, что с их помощью вились веревки, что «грузики» служили игрушками, и даже – что эти «грузики» были ритуальными предметами – вместилищами душ умерших предков!

Еще одна загадка дьяковской культуры – отсутствие захоронений. Казалось бы, за тысячелетия должны остаться хоть какие-либо следы погребений. Так вот – их нет! На московских городищах найдены всего несколько обугленных костей, что дало основания предположить об обычае кремации умерших. Финно-угорские «домики мертвых», ставших прообразом домика Бабы-Яги, появились значительно позднее. Ясно одно – без тщательного изучения родственных финно-угорских культур, дьяковская культура не поддается полной реконструкции.

Глиняные шарики

Грузики

Н.Кренке рассказал также как, судя по раскопкам, был организован быт первых москвичей. Жили дьяковцы в так называемых «длинных» домах, когда под одной двускатной крышей размещались несколько родственных семей. Например, в Дьяковом городище сохранились следы двух таких домов, длина которых составляла не менее 15 метров, а ширина – 3-3,5. Перед входом в дом имелись «сени». Стены строились из горизонтально уложенных бревен и зажимались столбами и плетнем (иногда двойным), внутренние перегородки делались из тонких жердей.

Внутри комнат были очаги с глиняным или деревянным бортиком, на дно очага насыпалась песчаная «линза». Полы в домах устраивались тщательно. Первым слоем была песчаная подсыпка, затем на нее укладывались травяные циновки. Иногда полы утрамбовывались и вымазывались глиной, образуя твердое гладкое покрытие. «Генеральную уборку» в таких домах было сделать чрезвычайно просто: когда травяные выстилки ветшали, их просто выжигали. Затем насыпался новый слой речного песка или глины и пол выстилался свежими циновками. Слоистый пол со следами золы отчетливо виден при раскопах.

Прослойки глиняных полов жилищ дьяковцев

Дьяковская текстильная керамика

Посуду дьяковцы изготавливали из глины. Вначале это была «текстильная» керамика, когда стенки сосудов украшались ямочками и прижатой к сырым изделиям тканью. Затем, уже в начале нашей эры в производство посуды пришла новая «мода» - посуда стала гладкостенной «лощеной» - то есть выглаженной специальными камнями. При раскопках найдены как столовые «сервизы», так и миниатюрные сосудики, служившие, видимо, чашечками.

Хозяйство дьяковцев состояло из жилых домов, пашен, кузнечного, железоплавильного и ювелирного производств. Земледелие было мотыжным, и на полях выращивалось просо, ячмень, пшеница и лен. Железные орудия труда изготавливались из руды, добытой в болотах, и вначале были редкостью. Поэтому железные заготовки - крицы выполняли роль денег и заготавливались для обмена.

Впрочем, в жизни дьяковцев кроме сельского хозяйства большое значение имели также охота и рыболовство. В Дьяковом городище найдено большое количество костей как диких животных, так и рыб. Есть даже кости тайменя – рыбы, живущей в исключительно чистой воде. Из костей крупных животных делали самые разнообразные орудия: шила, скребки, наконечники для стрел и даже ножи.

Изделия дьяковцев из железа

Нашивные бляшки. I-II вв. н.э.

Дьяковцы были солнцепоклонниками – солярные знаки украшают как утварь, так и ювелирные изделия. Отдельно стоит упомянуть о так называемых Синих камнях – огромных, весом в несколько тонн, валунах с углублением в форме круга или «глаза». Эти камни служили дьяковцам во время совершения ритуальных обрядов, а вода, скапливающаяся в углублениях-чашах, считалась целебной. Интересно, что и сейчас два таких валуна – «Гусь» и «Дева» рядом с Дьяковым городищем окружены деревьями, повязанными разноцветными ленточками – древний финно-угорский обычай дошел до наших дней! Такие камни есть и в Подмосковье, например, в Яхроме и, особенно, на северо-западе России, в местах расселения других финно-угорских народов: чуди, води, ижоры, финнов-ингерманландцев и саамов.

Гусь-камень

Носители дьяковской культуры были смелыми и предприимчивыми людьми – в городищах найдены следы активной торговли с соседями – стеклянные глазчатые бусы, стрелы, предметы конской упряжи (псалии и удила), пряжки, а также ювелирные украшения скифского «звериного» стиля. «Лощеной» керамике дьяковцы обязаны соседним балтским племенам – голяди, а выемчатой цветной эмали – Восточной Европе. На Троицком городище была найдена даже римская фибула I в. н. э. с надписью «avcissa» — самая северная из находок такого рода. В свою очередь, дьяковские вещи находят в ареале 300-500 километров во всех направлениях, а пушное производство имело промышленные масштабы.

Антропоморфные статуэтки

К VI-VII векам нашей эры на смену дьяковской приходит другой тип культуры – в Москву с запада идет массовое переселение славянских племен кривичей и вятичей. Современные авторы определяют мерянскую культуру VI—IX веков Волго-Клязьменского междуречья уже как метисную финско-славянскую. Бронзовый бюст древней москвички VII века, реконструированный профессором Михаилом Герасимовым и выставленный в Музее археологии Москвы, дает достаточно наглядный пример такого смешения. Древний город Москва становится центром консолидации земель, а финно-угры – одними из государствообразующих народов.

Интересно, что позднейшие культурные наслоения на том же Дьяковом городище совсем незначительны - народная память хранила «табу» на культовые места дьяковцев, оградив их от последующих застроек разнообразными легендами. К примеру, Дьяково городище, как и многие другие подобные места в России, называют «Чертовым городком». Название это к нечистой силе, конечно, не имеет никакого отношения, а основано на насаждении и противопоставлении христианства традиционным природным верованиям дьяковцев.

Не последнюю роль сыграли и любопытные природные аномалии, наблюдаемые во многих финно-угорских культовых местах, что дало основания называть их «местами силы»: говорят, здесь нередко останавливаются часы, разряжаются мобильные телефоны и другая техника, отклоняются компасы, есть рассказы и о путешествиях во времени. К примеру, есть свидетельства, как в XVII веке в Коломенском появился отряд татарских воинов хана Девлет-Гирея, за 50 лет до этого предпринявшего поход на Москву. Туристов, прикладывающих ухо к земле, можно и сейчас увидеть на Кунцевском городище – говорят, в тихую безветренную погоду здесь слышен звон и чьи-то голоса.

Как бы то ни было, для археологов эти легенды – выдуманные или подлинные сыграли весьма положительную роль – нетронутость городищ дьяковской культуры позволила спустя тысячелетия по крупицам начать восстановление подлинной истории Москвы и российского государства.

Елена Минилбаева - для Инфоцентра FINUGOR

Комментарии

  1. Вот что пишет о происхождении Москвы В. Белинский, автор романа - исследования "Страна Моксель"http://ukrlife.org/main/evshan/moxel.htmЧем то статья Минилбаевой прекликается с романом В.Белинского. Новое - только фотографии. Вот отрывки, подтверждающие, что Москве не 864 года, а, как минимум, в три раза больше. И первыми жителями этого небольшого тогда поселения на Боровицком холме были финно-угры.Переписывание истории - норма в РоссииРоссийские историки внушают своим читателям мысль-аксиому об основании Москвы князем Юрием Долгоруким в 1147 году. Однако весь парадокс этого утверждения состоит в том, что нас заставляют поверить русскому истеблишменту на слово. До начала XIX века в существовавшей на то время исторической литературе нельзя было разыскать год основания "белокаменной". Можно было бы и согласиться с историками Империи, если бы само событие не меняло принципиально историю Московии. Возможно, в 1147 году у реки Неглинной или Яузы в одном из снежных сугробов и ночевал, а то и ставил сруб, представитель славных чудских племен. Князь же Юрий Долгорукий отношения к сему действу не имел. "...Взгляните на москвича XVI въка: онъ кажется съ ногъ до головы одътъ по-самаркандски. Башмакъ, азямъ, армякъ, зипунъ, чебыш, кафтанъ, очкуръ, шлыкъ, башлыкъ, колпакъ, клобукъ, тафья, темлякъ - таковы татарскiя названiя различныхъ предметовъ его одъянiя. Если, поссорившись съ товаришемъ, онъ станетъ ругаться, въ его репертуаръ неизмънно будетъ фигурировать дуракъ, а если придется драться, въ дъло пойдетъ кулакъ. Будучи судьей, онъ надънетъ на подсудимаго кандалы и позоветъ ката дать осужденному кнута. Будучи правителемъ, онъ собираетъ налоги въ казну, охраняемую карауломъ и устраиваетъ по дорогамъ станцiи, называемыя ямами, которые обслуживаются ямщиками. Наконецъ, вставъ изъ почтовыхъ саней, онъ заходитъ въ кабакъ, замънившiй собой древнюю русскую корчму. И всъ эти слова азiатскаго происхожденiя. Въ этомъ безъ сомнънiя есть знаменательное указанiе, хотя и относится только къ внъшней формъ. Но гораздо важнъе то, что извъстная примъсь монгольской крови способствовала такой быстрой и покорной ассимиляцiи". "жили тогда...: Меря вокруг Ростова и на озере Клещине, или Переславском; Мурома на Оке, где сия река впадает в Волгу; ... Чудь в Эстонии и на Восток к Ладожскому озеру; Нарова там, где Нарва; ... Весь на Белеозере; Перьм в Губернии сего имени;... Печора на реке Печоре. Некоторые из сих народов уже исчезли в новейшие времена или смешались с Россиянами..." / Н.М. Карамзин "История".., том I, стр. 45./ И подытожил в своей книге профессор В.О.Ключевский на стр. 44: "...Наша великорусская физиономия не совсем точно воспроизводит общеславянские черты... (что) с большой вероятностью ставят на счет финского влияния". "В области Оки и верхней Волги в XI- XII вв. жили три финские племени: мурома (по его имени город Муром.-В.Б.), меря и весь. Начальная киевская летопись довольно точно обозначает места жительства этих племен: она знает мурому на нижней Оке, мерю по озерам Переяславскому и Ростовскому, весь в области Белоозера. Ныне в центральной Великороссии нет уже живых остатков этих племен; но они оставили по себе память в ее географической номенклатуре. На обширном пространстве от Оки до Белого моря мы встречаем тысячи нерусских названий городов, сел, рек и урочищ. Прислушиваясь к этим названиям, легко заметить,... что некогда на всем этом пространстве звучал один язык, которому принадлежали эти названия, и что он родня тем наречиям, на которых говорят туземное население нынешней Финляндии и финские инородцы среднего Поволжья, мордва, черемисы". /В.О.Ключевский "Исторические портреты", стр.41-42./ "Так и на этом пространстве и в восточной полосе Европейской России встречаем множество рек, названия которых оканчиваются на ва: Протва, Москва, Сылва, Косва и т.д. У одной Камы можно насчитать до 20 притоков, названия которых имеют такое окончание. Va по-фински значит вода. Название самой Оки финского происхождения: это- обрусевшая форма финского joki, что значит река вообще. Даже племенные названия мери и веси не исчезли бесследно в центральной Великороссии: здесь встречается много сел и речек, которые носят их названия. Уездный город Тверской губернии Весьегонск получил свое название от обитавшей здесь веси Егонской... Определяя по этим следам в географической номенклатуре границы расселения мери и веси, найдем, что эти племена обитали некогда от слияния Сухоны и Юга, от Онежского озера и реки Ояти до средней Оки, захватывая северные части губерний Калужской, Тульской и Рязанской. Итак, русские переселенцы, направлявшиеся в Ростовский край, встречались с финскими туземцами в самом центре нынешней Великороссии". /В.О.Ключевский "Исторические портреты", стр.42./ "К северу от этой области (за Перекопом.- В.Б.) лежит Руссiя, имеющая повсюду леса; она тянется от Польши и Венгрии до Танаида (Дона.- В.Б.)". /Вильгельм де Рубрук "Путешествие в Восточные Страны". Алма-Ата, 1990, стр.85./ Никакой иной земли к "Руссiи" посланник короля Людовика IX не "подсоединил", даже речи о подобном не вел. Как понимает читатель, сию истину Вильгельм де Рубрук познал на месте из личных бесед в ставках Сартака и Батыя. Сомневаться в знании обстановки Рубруком - нет ни малейших оснований. О земле и народе будущей Московии у Рубрука также существовало в те времена вполне определенное мнение. Послушаем: "О стране Сартаха и об ея народах". "Эта страна за Танаидом (Доном.- В.Б.) очень красива и имеет реки и леса. К северу (от ставки Сартака, где пребывал Вильгельм де Рубрук в августе месяце 1253 года, ориентировочно северо-восток Воронежской области.- В.Б.) находятся огромные леса, в которых живут два рода людей, именно: Моксель, не имеющие никакого закона, чистые язычники. Города у них нет, а живут они в маленьких хижинах в лесах. Их государь (князь из династии Рюриковичей.- В.Б.) и большая часть людей были убиты в Германии (поход Батыя в Европу в 1240-42 годах.- В.Б.)... В изобилии имеются у них свиньи, мед и воск, драгоценные меха и соколы. Сзади них (Восточнее.- В.Б.) живут другие, именуемые Мердас, которых Латины называют Мердинис (мордва.- В.Б.) и они - Саррацины (мусульмане.- В.Б.). За ними (Восточнее.- В.Б.) находится Этилия (Волга.- В.Б.)". / Вильгельм де Рубрук "Путешествие...", стр.88./ Читатель уже понял, как в 1253 году называли будущий народ Московии. Именно так - Моксель! - "Мордва, ...делится на 2 основные группы: Мордву-эрзю и Мордву-мокшу. Каждая группа сохраняет свое самоназвание (эрзя и мокша)...Эрзянский и мокшанский языки составляют особую группу финно-угорских языков... Впервые Мордва под названием Морденс упоминается у готского историка Иордана (6 век). Данные языка и материальной культуры указывают на автохтонность Мордвы в междуречье рек Оки и средней Волги...". /БСЭ (третье издание), том 16, стр.565./ - "Мокша, этнографическая группа мордвы". /БСЭ (третье издание), том 16, стр.423./ - "Мещера, древнее племя... Говорило на языке финно- угорской группы. По археологическим данным, с Мещерой связаны могильники и городища 2-12 вв., расположенные по среднему течению Оки...Большая часть Мещеры к 16 в. обрусела...". /БСЭ (третье издание), том 16, стр.205./ - "Меря, племя, предки которого в ...1-м тысячелетии новой эры жили в районе Волго-Окского междуречья. Впервые Меря (merens) упоминаются в 6 в. готским историком Иорданом... Язык Мери относился к финно-угорской семье...". /БСЭ (третье издание), том 16, стр.101./ - "Мурома, племя, родственное мордве, жившее на берегах Оки...Язык Муромы относится к финно-угорской группе...В 10 - 11 веках Мурома платила дань Руси (Киевской Руси.- В.Б.), в 12 в. полностью обрусела". /БСЭ (третье издание), том 17, стр.127./ - "Мордва, ...делится на 2 основные группы: Мордву-эрзю и Мордву-мокшу. Каждая группа сохраняет свое самоназвание (эрзя и мокша)...Эрзянский и мокшанский языки составляют особую группу финно-угорских языков... Впервые Мордва под названием Морденс упоминается у готского историка Иордана (6 век). Данные языка и материальной культуры указывают на автохтонность Мордвы в междуречье рек Оки и средней Волги...". /БСЭ (третье издание), том 16, стр.565./ - "Мокша, этнографическая группа мордвы". /БСЭ (третье издание), том 16, стр.423./ - "Мещера, древнее племя... Говорило на языке финно- угорской группы. По археологическим данным, с Мещерой связаны могильники и городища 2-12 вв., расположенные по среднему течению Оки...Большая часть Мещеры к 16 в. обрусела...". /БСЭ (третье издание), том 16, стр.205./ - "Меря, племя, предки которого в ...1-м тысячелетии новой эры жили в районе Волго-Окского междуречья. Впервые Меря (merens) упоминаются в 6 в. готским историком Иорданом... Язык Мери относился к финно-угорской семье...". /БСЭ (третье издание), том 16, стр.101./ - "Мурома, племя, родственное мордве, жившее на берегах Оки...Язык Муромы относится к финно-угорской группе...В 10 - 11 веках Мурома платила дань Руси (Киевской Руси.- В.Б.), в 12 в. полностью обрусела". /БСЭ (третье издание), том 17, стр.127./ . Основой становления русского народа явились финно-мордовские племена, обитавшие в глухих лесных массивах от Тулы, Рязани и Пензы, до Беломорья. Называли тот народ в старину- народ Моксель! Сегодня уже нет необходимости в сокрытии факта происхождения Московского княжества в составе Золотой Орды, как татарского Улуса. Татаро-монголы, действительно, стали "крестными отцами" Московской государственности/ Но сама Москва и Московия, как княжество, возникли во времена татаро-монгольского владычества над Суздальской землей, по велению Хана Менгу-Тимура. Только Хан имел право подарить землю и разрешить создать поселение. Вот что История донесла нам: которого пошло племя великороссов. "Проявив в молодости на юге столько боевой доблести (обрати, читатель, внимание - уничтожение Киева и его святынь у великороссов считалось за великую доблесть! - В.Б.) и политической рассудительности, он потом, живя сиднем в своем Боголюбове, наделал немало дурных дел: собирал и посылал большие рати грабить то Киев, то Новгород, раскидывал паутину властолюбивых козней по всей Русской земле из своего темного угла на Клязме. (Пока еще даже профессору стыдно называть "Суздальский темный угол" - Русской землей! Но осталось ждать недолго! - В.Б.). Повести дела так, чтобы 400 новгородцев на Белоозере обратили в бегство семитысячную суздальскую рать, потом организовать такой поход на Новгород, после которого новгородцы продавали пленных суздальцев втрое дешевле овец, - все это можно было сделать и без Андреева ума". / В.О.Ключевский "О русской истории", стр.112./ Послушаем как сами великороссы излагают события произошедшие в Суздальской земле к концу ХII века, т.е. накануне нашествия монголо-татар. "Вместе с Юрием Долгоруким, т. е. в начале ХII в., водворились в Суздальской земле и бояре, старшая дружина... Являясь в Суздальскую землю, пришельцы встретились здесь с туземным финским населением, которое... составляло низший класс местного общества. Таким образом, колонизация давала решительный перевес низшим классам, городскому и сельскому простонародью, в составе суздальского общества... Низшие классы местного общества, только что начавшие складываться путем слияния русских (дежурная ложь великороссов, мол, с князем "потек" славянский люд и он уже русский. - В.Б.) колонистов с финскими туземцами, вызванные к действию княжеской распрей, восстали против высших (очень не многочисленных. - В.Б.), против давнишних и привычных руководителей этого общества, и доставили торжество над ними князьям, за которых стояли... Итак, одним из последствий русской (неуместное ложное утверждение. - В.Б.) колонизации Суздальской земли было торжество общественного низа над верхами... общества". /В.О.Ключевский "О русской истории", стр. 115-117./ "Эта страна за Танаидом (Доном) очень красива и имеет реки и леса. К северу (от Воронежа) находятся огромные леса, в которых живут два рода людей, именно: Моксель, не имеющие никакого закона, чистые язычники. Города у них нет, а живут они в маленьких хижинах в лесах. Их государь и большая часть людей были убиты в Германии. Именно Татары вели их вместе с собою (после завоевания. - В.Б.) до вступления в Германию, поэтому Моксель очень одобряют Германцев, надеясь, что при их посредстве они еще освободятся от рабства Татар". /Вильгельм де Рубрук "Путешествие в Восточные страны". С.-Петербург, 1911 год, стр.88./"На первых порах (после 1147 года.- В.Б.) этот новый город (Москва.- В.Б.) был лишь походным лагерем переселенцев". Напомню читателю, что именно в 1272 году была произведена очередная перепись населения во владениях Золотой Орды, где и было зафиксировано появление поселения Москва Российские историки внушают своим читателям мысль-аксиому об основании Москвы князем Юрием Долгоруким в 1147 году. Однако весь парадокс этого утверждения состоит в том, что нас заставляют поверить русскому истеблишменту на слово. До начала XIX века в существовавшей на то время исторической литературе нельзя было разыскать год основания "белокаменной". Можно было бы и согласиться с историками Империи, если бы само событие не меняло принципиально историю Московии. Возможно, в 1147 году у реки Неглинной или Яузы в одном из снежных сугробов и ночевал, а то и ставил сруб, представитель славных чудских племен. Князь же Юрий Долгорукий отношения к сему действу не имел.
  2. Название реки и города Москва в древних  книгах и на древних картах писалось как: moscow  и произносится это МОСКУ. По мордовски моску- петляющий извилистый непостоянный А теперь откройте гугл карты, увеличьте до размеров Московской области и посмотрите, как течет петляя и извиваясь Москва-река   И не надо придумывать всяческую хрень То Медведицус Марийского языка приплетут,- где Мари и где Подмосковье, то Конопля, никогда в нас в Подмосковье не культивировавшаяся- у нас ведь тяжелые глины с мореной и песок на Востоке области. А один "историк" догадался, что Москва- это Мостки  Вы все здесь владеете мордовскими языками Опровергните меня? Не опровергните Просто все историки и писатели тяжело больны "груповщиной2 Один сказал А и все его тусня будет за ним повторять А, хотя на само деле все видят, что В  Итак Москва- Моску- извилистая, непостоянная
  3. Топоним «Москва» балто-славянского происхождения. Именно поэтому она в других языках „Моску”. Это праславянское склонение на *u долгий.А то, что Москва-река петляет, так она такая не одна.
  4. Moscow-Мэс-кы Мэс-корова,кы-язык,это с коми,Коровий язык,длинный-заплетается,можно по вашему и так интерпритировать,река напоминающая коровий язык???)))
  5. ...Moscow-Мэс-кы Мэс-корова,кы-язык,это с коми,Коровий язык,длинный-заплетается,можно по вашему и так интерпритировать,река напоминающая коровий язык???)))..."Ну да. А по-китайски это вообще гора в Гималаях Давайте не будем подбирать слову "Москва" перевод со всех языков мира. Всё же надо   серьёзнее относится к топонимике Вначале надо определить какой народ проживал в данной географической местности Например, это можно  определить по вышивке на женской верхней одежде А у всех этносов, даже внутри финно-угорской группы фасоны платьев, вышивка - рисунок,  цвет , стиль , техника   различны. Одни вышивают "гладью", другие "крестом" и т.п. И передаётся это по женской линии из поколения в поколение  Бабушка учит внучку, а та свою внучку и т.д.  Зная  какой народ, этнос, проживал на данной территории,  уже можно пытаться объяснить тот или иной топоним с точки зрения языка  или диалекта этого народа.   Ареал нынешней  Московии был заселён Мокшей Даже Москва- река ниже  Коломны называлась ранее Мокша. До сих пор для многих  москвичи - это Москали, то есть испорченное великоросским произношением Мокшали или Моксали  - "люди бога".  ("Мокша"- Мокей (Моисей) бог.  Аль или Эль, Иль  -древнее название бога. Сравните-   Аллах, Эллада, Илия. Последний много веков был одним из языческих богов местных жителей- москалей Именно он, Илия-пророк, то есть "роковой", в легендах  Москалей  поражал с неба молнией Змия, то есть Зло, аналогично др. греч. Зевсу.  Идеологи Романовской эпохи переделали его из Ильи в Георгия Победоносца с копьём. И долгое время Москвичи насмешливо называли Св. Георгия "сидельцем")  Видимо из той эпохи  существует древнее поверье, что москали-народ богоносец.  В Мокшанском диалекте финно-угорских языков МОСКУ означает "извилистая, петляющая"  Бред о реке "Коноплянке" мог родиться только у иногородца, не знающего что основной почвенный слой Московии- это песок на Востоке области и галечники-морены и  глины – на Западе.    В средние века Московия была вытянута вдоль Москва-реки и Клязьмы на восток, в более холодную зону «рискованного земледелия» И , конечно, никакая теплолюбивая конопля здесь не произрастала. Западнее Можайска (100 км от Кремля) было уже Великое княжество Литовское. А это уже другой этнос со своей культурой,  диалектами произношения. Так, что давайте придерживаться логике и топоним Москва переводить с языка ( диалекта), проживавшей здесь Мокши или в мягком финнском произношении Мокси. В Мокшанском диалекте финно-угорского языка, Москва-река переводится  именно, как "петляющаяя, извилистая, кручённая". 
  6. Вы правы , гость...В одной языковой группе , но у разных языков , одно слово может нести разные значения...  В финском языке "Москва" , по смыслу - от "коровьей лужи (реки)" до "коровьей лепёшки"...
  7.  Увы, придется вас разочаровать - дьяковская культура - основа формирования народов меря и веси. А значит, и топонимика и гидронимика - мерянская. Народы мокша и эрзя сформировались на основе городецкой культуры, юго-восточнее Москвы, в среднем и нижнем течении Оки, в бассейне рр. Мокша и Цна и Среднего Поволжья. При этом нужно отметить, что дьяковская и городецкая культуры, несомненно, были родственными, т.к. подтверждена общность орудий труда, охоты, земледелия, керамики.     ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА Экологические характеристики Москва-реки подробно описаны Быковым, Григорашем и многими другими исследователями. Я же пользовался учебно-методическим пособием МГУ 1986 года. И ссылки я буду делать только на профессоров этого учебного заведения. Москва-река – левый приток Оки, впадающий в неё у города Коломны. По длине (502 км) Москва-река занимает третье место среди рек Окского бассейна после Клязьмы (721 км) и Мокши (698 км). Площадь москворецкого бассейна равна 17640 км2. Верхняя часть бассейна расположена на восточных склонах Среднерусской возвышенности, нижняя – значительно большая – в центральной московской котловине. Истоком Москва-реки считается река Коноплянка, вытекающая из болота, зажатого между морёнными холмами Смоленско-Московской возвышенности на абсолютной высоте 256 м. Отсюда река течёт в узком глубоком русле по полувысохшему болоту, известному с древности под названием Москворецкая лужа. Выйдя из болота, река расширяется и на 12-ом километре от истока впадает в озеро Михалёвское, расположенное на отметке 234,7 м над уровнем моря. Это озеро имеет около 200 м ширины и 500 м длины. Его глубина достигает местами 13 м, берега очень сильно заболочены. А когда река выходит из озера, то только тогда и получает собственное название – река Москва.  
  8. " Увы, придется вас разочаровать - дьяковская культура - основа формирования народов меря и веси. " заметьте , это только основа .
  9.   С чего это вы взяли, что Москва писалась Moskow и произносится это как Моску? Никогда не работали с историческими документами?   Возьмем первоисточник - Ипатьевскую летопись. "В лѣт̑҂s҃  [6655 (1147)] Иде Гюрги воевать Новгорочкои волости. и пришедъ взѧ Новъıи Торгъ. и Мьстоу всю взѧ а ко Ст҃ославоу присла. Юрьи повелѣ емоу Смоленьскоую волостъ воевати . и шедъ Ст҃ославъ . и взѧ люди Голѧдь верхъ Поротве .  и тако ѡполонишасѧ дроужина Ст҃ославлѧ .  и приславъ Гюргии . реч̑ приди ко мнѣ брате въ Московъ. Ст҃ославъ же ѣха к нему съ дѣтѧтемъ своим Ѡлгомъ в малѣ дружинѣ .  поима со собою Володимира Ст҃ославича . Ѡлегъ же eѣха  напередъ къ Гюргеви .  и да е пардоусъ .  и приѣха по немъ ѡц҃ь его Ст҃ославъ . и тако любезно цѣловастас̑ въ дн҃ь пѧтокъ на Похвалоу ст҃ѣи Бц҃и и тако бъıша весели . на оутрии же дн҃ь повелѣ Гюрги оустроити ѡбѣдъ силенъ и створи чeть великоу имъ и да Ст҃ославоу даръı многъı .  съ любовию и сн҃ви его . Ѡлгови и Володимироу." (Стр. 236;ПОЛНОЕ СОБРАНІЕ РУССКИХЪ ЛѢТОПИСЕЙ. С.-ПЕТЕРБУРГЪ Типографія М.А.Александрова (Надеждинская, 43) 1908).    Итак, с самого начала Москва писалась и произносилась Московъ или Москова.      
  10. Археолог, москвовед Г.П. Латышева в своей книге "Москва и Московский край в прошлом. Железный век"пишет о дьяковцах: Под посев, видимо, выбирали лесные и прибрежные поляны. Землю обрабатывали мотыгой с наконечником, сделанным из рога лося, урожай убирали серпами. Сеяли рожь, пшеницу, коноплю (зерна этих растений найдены на некоторых городищах). Коноплю, видимо, выращивали не только для семян, но и ради волокна". 
  11. http://voicenet.blog.tut.by/2010/08/16/slavyane-samaya-drevnyaya-rasa-na-zemle-artefakty/См. по ссылке  , интересная статья.Мне как Москвичу, смешно, читать, что я потомок финнов!....Бред редкий. Кстати , Славяне , были в землях Германии , много раньше - самих Германцев..их племен.Однако мы этим не бравируем. Автор же сошел с ума!....Лечение ему треба!
  12. И вы правы , примерно две трети населения не имеют никаких " финских " родственников по отцу по крайней мере  а являются дофиноугорским , добалтскими обитателями восточной европы . 
  13. Эй, чей там голос из туалета? Закройте дверь, оттуда пасёт! Ну сподобился ,но зачем всем  сообщать об этом?
  14. Уважаемый Юрий Агещев  , а кто говорит , что Вы "потомок финнов" ? Статья о том ,  на сколько древняя Москва ! Славяне , были в землях Германии ? Какие именно ? На сколько "они" оставили свой "след " ? Да и важно ли все это , кто раньше кого где был ? Суть не в этом ! Впрочем , что спорить.... Это наша с Вами общая История ... 
  15. Юрий Агещев из СПб пишет : "Мне как москвичу смешно читать что я потомок финнов..."     Питерский москвич ?))), возможно, и не потомок финнов. Или точнее, финно-угров. Ну и что? Мало ли залетных гостей побывало в Москве за эти тысячелетия?)))   Пожалуйста, вот очередное археологическое доказательство: в июне 2011 года директор Института археологии РАН обнаружил при раскопках в Суздальском ополье финно-угорские могильники периода дославянской Руси: репортаж "Вестей" можно посмотреть здесь: http://merjamaa.ru/news/asdasd/2011-06-17-270    С ума, знаете ли, не сходят коллективно! )))
  16. А что было на этом месте до этих товарищей ? это вы содите сума коллективно , народа с названием " финны " не были в то время и даже не разродились , именно поэтому русские источники не говорят нам о финнах , а говорят о племенах хамь , ямь и тому подобное . 
  17. Загляните в раздел " народы " там " финоугры " появляются почемуто раньше чем к ним пришли " финны " , это говорит о том что наши были угризированы как и те  , вторшемеся к нам племенем сеймотурбинской культуры , которые добивали потом остатки европейцев , но сами растворились , поэтому :  А к автохтонам проторусского (европеоидного) происхождения 4 – 2-го тыс. до н.э. антропологи и археологи уверенно относят носителей волосовской культуры Окско-Волжского междуречья [2250]. Которые, в свою очередь, явились генетическим наследием такой же автохтонной культуры Окско-Волжского региона – верхневолжской. Последняя уходит своими корнями также в автохтонные, т.е. местные, культуры европеоидов  – иеневскую (с центром в Москве, 10 – 6-е тыс. до н.э.), вышедшею из рессетинской культуры (так же округи Москвы, 11 – 9-е тыс. до н.э.), в свою очередь развившейся из юдиновской (13-е тыс. до н.э.), авдеевской и зарайской (близ Москвы, 21 – 20-е тыс. до н.э.), сунгирской, гагаринской, елисеевической (35 – 30 тыс. до н.э.) и, в конце концов, произошедших от первой культуры неоантропов
  18. И боже упаси , пользоваться сайтами " merja ru @  лучше ишите археологические сайты и читайте , так как " уграведы " на таких сайтах , перепичатывают информацию и удоляют ненужную им информацию или просто выдают то чего нет за действительное . 
  19. Вести это просто программа , чего туда вставят то и будет , хоть финны , хоть тумба юмба или Марсиане . 
  20. А ты чего думал? конечно у нас же везде свои "агенты" - и в Вестях, и на всём 1 канале, и в правительстве , чего им скажем, то и будут говорить ... Вот про марсиан что-то раньше тебя не додумались!
  21. Учите матчасть! "Повесть временных лет", Ипатьевская летопись и т.д. - там уже указаны практически все финно-угорские народы Восточно-Европейской равнины.    Что было на их месте? Раскопки дьяковской культуры в Москворечье заканчиваются абсолютно пустым материком. Т.е. следов иной культуры там (увы! для вас!) не найдено.  
  22. Вы решили занятся геноцидом ? где еще 40 000 лет ? где названия тех плёмён ? В разделе "  народы " http://finugor.ru/node/879предки почти всех финны всех самодийцев и части балтов являются народами китая недавно мигрировавшими в вост европу . 
  23. Может, вы и с Нестором спорить будете? )))"На Бѣлѣ озерѣ сѣдять вѣсь, а на Ростовѣ озерѣ меря, а на Клещинѣ озерѣ сѣдять мѣря же. А по Оцѣ рѣцѣ, кде втечеть въ Волгу, языкъ свой — мурома, и черемиси свой языкъ, и мордва свой языкъ." ("Повесть временных лет")Перевод: "А на Белом озере сидит весь, а на Ростовском озере — меря, а на Клещине озере сидит также меря. А по реке Оке — там, где она впадает в Волгу, свой народ — мурома, и черемисы — свой народ, и мордва — свой народ.". Далее: "Словеньску же языку, якоже ркохом, живущю на Дунаи, придоша от скуфъ, рекше от козаръ, рекомии болгаре, и сѣдоша по Дунаеви, насѣлницѣ словеномъ бѣша." ("Повесть временных лет")Перевод: "Когда же славянский народ, как мы говорили, жил на Дунае, пришли от скифов, то есть от хазар, так называемые болгары, и сели по Дунаю, и были поселенцами на земле славян". 
  24. И что ? Я здесь обсуждаю  современные достижениями науки в плане происхождения населения и соответствие , конечно Нестор не мог знать что было  тысячилетия назад . "А на Белом озере сидит весь, а на Ростовском озере — меря, а на Клещине озере сидит также меря. А по реке Оке — там, где она впадает в Волгу, свой народ — мурома, и черемисы — свой народ, и мордва — свой народ.". А где же финны , а много ли их пришло ???
  25. А наука как раз подтверждает тот факт, что к тому времени как славяне пришли с Дуная и Скифии, от хазар, и пошли на восток в VII-IX в.в. н. э. на Восточно-Европейской равнине уже сидели и меря, и весь, и мурома, и мари, и мордва. К вашему сведению, это и есть финно-угорские народы.))) 
  26. Бррр ... наука подтверждает что , " финоугры " пришли из Алтая , в 2-4 тыс до н.Э а фины появись путём асимиляция балтскими культуры боевых топоров , а до " финаугроф " обиталя генетические предки восточноевропейцев . а под " славянами " и 80 процентами населения скрываются  те  кто ведёт своё родство с людьми за долго до " финоугров " пришедших из китая в урал и далее в европы , и жили и 8 и 10 тыс лет назад на территории областей европейской части рф .  
  27.  " К вашему сведению, это и есть финно-угорские народы.))) "Я знаю конечно , научный термин .  если тут все финны .. а может коренные жители - французы ? только потому что индо - европейский язык сушествовал здесь до прихода финоугров  ... ? билиберда , потому то и нужен новый научный подход . а старый , уже устарел .  
  28. Ахинею и вздор нести изволите! Ваш подход и есть устарелый, времен идеологического империализма, это мы уже, пардон, проходили. Это я вам как истинный француз говорю!))) А времена-то изменились, околонаучная болтовня уже не проходит, нужны твердые доказательства - археологические, желательно, - единственные, которые невозможно переписать и отредактировать под политический заказ... Хватит заниматься отсебятиной, хотите что-то возразить - приводите ссылку на первоисточники, а не на всякие там сомнительные форумы и псевдо-ученого тюняева!    
  29. А я читаю именно первоисточники . причём здесь Тюняев ? он тоже читает первоисточники , при этом делает соответствующий вывод . Вот обратитесь на форум DNa генетики , к гарвардскому лидеру в этой области рускоязычному фину Клёсову , он вам чесно скажет , что то что " финоугры " складывались под влиянием пришлых 3000 лет назад монголойдов Северного китая , и даже предков там генетических нашли в китае  , исходную точку всех " финов " . Я тоже сделал тест и оказась что мой первый предок жил перед этим моментом , ненужно мне рассказывать ваши устарелые басни про " идеологический империализм " . мне бесполезно . я пользусь достижениями науки в этом вопросе . И то что я сказал знают весь научный мир . Так чято , Китайские туристы ,  ищите новую продину . 
  30. Не пытайтесь приписать Клесову вашу пургу о китайских предках финно-угров!))) Но  вот что он пишет: "даты жизни общих предков группы R1a1 по всей Европе, найденные в настоящем исследовании с помощью ДНК-генеалогии, приходятся в большинстве своем на 4200-4800 лет назад, то есть на III тысячелетие до н.э., и это поразительно совпадает с данными историков. Как они пишут, именно в это время «закончилась индоевропеизация Центральной Европы земледельческими племенами индоевропейцев». Правда, не «индоевропейцев», а ариев, гаплогруппы R1a1. Те, кто пошли на восток, стали праславянами." То есть и он говорит о том, что прародина славян - Балканы, Днепр.    А теперь сравним с историей саами - самого древнего по ДНК-генеалогии народа Европы: "Самые древние пирамиды мира, обнаруженные на Кольском полуострове, подтверждают существование легендарной Гипербореи. Кольский полуостров может оказаться прародиной одной из самых древних мировых цивилизаций. Это утверждают ученые, совершившие научную экспедицию к заброшенным пирамидам русского Севера. По их данным, возраст рукотворных строений составляет не менее 9000 лет, а это значит, пирамиды Кольского полуострова в два раза старше египетских".http://vz.ru/society/2008/1/30/141351.html    Вот и сделайте выводы - 4,5 тыс. и 9 тыс. лет! И это если не учитывать раскопок финно-угорской стоянки на Сунгире (Владимирская обл.), которое датируется 22-28 тыс. до н.э. 
  31. "финоугорской стоянки сунгирь " а вы с дуба рухнули ???? я еще такого не слашал , тагда еще и языков то" финоугорских не распалось и не сложилось . выходит дело , почти всё населения Земли " финооугры " ??? Да ктому же саамы не финоугры , а угризированные подмешавшимися из разных родов " уграфинами " так как " финоугорская " геномика " не является для них родной . финоугры здесь "коренные " только потомучто смешались с европейским населением , и заимствовали культуру , никаких генетических корней у финоугров здесь нет , и на этом сайте также есть статьи про то как и откеда " финоугры " притопали , из алтая , где начали складыватся . 
  32. Тем более как я сказал , саамы по своей сути , являлись низкорослым народом  , так же как японцы например , то есть те кого называют " палеонароды " с низким ростом , а кромагнон имел рост 180 и выше . тем самым саамы никак не могут быть прямыми потомками кромагнона и теперь как выяснилось не являются по происхождению  " финоурами " .Все вы угористы только присваеваете наше европейское , только на том основании , что некий поп сделал о них упоминание , конечно поп не был знаком с археологией и генетикой .  
  33. " На ареал расселения восточных саамов «наступали» предки современных финнов и карелов, которые и поглотили их со временем. Остались только западные саами. Современное оленеводство появилось в 16. веке, а не всё саамское население занималось оленеводством. Большая часть саамов получала пропитание, ловя рыбу в морях, озёрах и реках. А охотники били лесного зверя, например, лосей. "от сюда 
  34. Кстати, "с дуба рухнули" - это финно-угорское выражение.))) - означающее "вы что, с того света вернулись?". Ф-уг. часто устраивали "домики мертвых" на нижних ветвях деревьев.    Да, антопологические характеристики строений черепов по раскопкам палеолитических стоянок в Сунгире (25 тыс. лет до н.э) и Маркиной горе (Костенки, 30 тыс. лет до н.э.) говорят одно: россияне верхнего палеолита были европеидами со слабо выраженной монголоидностью. Жаль, нельзя привести фото реконструкции черепов академика М.М. Герасимова, но вы и сами можете посмотреть - очень похожи на дьяковцев, особенно мальчик.  Далее, реконструкция одежды погребений. Описание одежды сунгирского мужчины. "Бусы, по-видимому, были нашиты на одежду. Можно полагать, что это была меховая одежда, состоявшая из рубахи типа совр. сев. малицы и меховых штанов, сшитых с обувью; на голове была шапка. Одежда имеет много общего с одеждой совр. арктич. народов и является древнейшим ее образцом" . При реконструкции сунгирской одежды ученые использовали одежду нганасан (финно-угры), но ближе к ней все же наряд саами. 
  35. Да ? А я вот слышал утверждение от американцев  , что они негройдами оные были ... только знаетели , нагасане почемуто из китая генетически происходят и расселились то  недавно , чего то тут не совпадает , да и к тому в то время все шкуры носили в таком климате и таких " одинаковых " одежд по миру , пруд пруди "   
  36. Что ты врёш ? Загляни в " народы " , там сказано что нганасаны - самодийские народы , да к томуже в ту эпоху остальное население  на Земле были неандертальцами в том числе месте там где и живут нганасаны , здаётся мне что они были осамодиедчины китайскими товарищами .  
  37. Эх, ты, нёвы, до чего же темный! ))) Нганасаны или, точнее няа - народ самодийской группы уральской языковой семьи. Родство финно-угорских и самодийских языков доказал еще Э. Н. Сетяля. Был сделан вывод о существовании в прошлом уральского языка-основы и происхождении из него финно-угорских и самодийских языков. Анализ археологических данных дает основание полагать, что нганасаны сложились на основе древнего палеоазиатского населения Таймыра, неолитических охотников на дикого северного оленя, смешавшегося с самодийскими и тунгусскими племенами.
  38. Что и доказывает древность финно-угорских народов! )))Все мы родом из Африки, с этим, надеюсь, вы не будете спорить. В том числе и славяне. ))) Но те группы, которые образовали затем ф-уг. народы, двинулись на освоение планеты и, в частности, Восточно-Европейской равнины много раньше других, на несколько десятков тысячелетий. Негроидный прогнатизм (выступающая верхняя губа), действительно отмеченный у реликтовых черепов лаппоидного (финно-угорского) типа палеоевропейцев, доказывает, что древние финно-угры еще сохраняли черты всех трех рас. Сунгирский, костенковкий и дьяковский ( и еще множества древнейших захоронений на терр. РФ) типы относятся как раз к лаппоидам. Отсюда и негроидный прогнатизм, и восточная скуластость, и европеидность в одном флаконе. Из антропологии: "Лаппоидный тип принадлежит к большой верхнепалеолитической группе, и, вероятно, с одной стороны родственен европейским кроманьидам, с другой - монголидам (т.е., как эволюционно промежуточный тип, а не результат смешения)".    Тот же прогнатизм - как дань проценту североафриканских генов присутствует в незначительном количестве и у славян.    Ученые тоже не просто так взяли за основу одежду нганасан. Значит, расположение бусин, солярные знаки, вообще тип украшения одежды соответствовал этому типу.    
  39. Вот цитата из труда основоположника советской антропологии, профессора, доктора биологических наук В. В. Бунака: "Сторонники второй гипотезы (В.В.Бунак и др.) полагают, что население у. р. унаследовало черты древнейшего "недифференцированного" антропологического комплекса (типа), существовавшего еще до разделения человечества на европеоидный и монголоидный расовые стволы. Подтверждением этой позиции является своеобразное сочетание "европеоидных" и "монголоидных" признаков (например, светлой пигментации волос и уплощенности лица), а также проживание нек-рых относимых к у. р. народов (скандинавских саамов) вне территории традиционных контактов европеоидов и монголоидов." " По данным расовой соматологии, нет веских оснований говорить о сибирской монголоидной основе лапоноидного типа, так как в нем преобладает европейский градиент изменчивости антропологических черт. Более вероятно, что лапоноидный тип - это автохтонный на Северо-Западе Европы комплекс какого-то палеоевропейского, аборигенного в северных широтах населения. Исходя из данных расовой соматологии, данный тип, по мнению В.В. Бунака, имеет все основания быть признанным автохтонным в Европе носителем черт древней антропологической формации" (Бунак, 1965; 1980) "Формирование лапоноидного типа логично связать с ослабленно европеоидным, мезо-брахикранным, относительно низколицым и широколицым палеоевропейским населением Восточной Европы эпохи мезолита-неолита. На Северо-Западе Европы особенности этого древнего европейского населения наиболее полно сохранились, видимо, не только в современном лапоноидном типе (к настоящему времени уже очень специализированном), но и в составе восточнобалтийского типа. Формирование лапоноидного типа, распространенного в саамских популяциях, связано с балтийской зоной расообразования. На этом основании В.П. Алексеев предложил рассматривать лапоноидную группу популяций в составе северных европеоидов, с чем можно согласиться" (Алексеев, 19746; Бунак, 1980) "Мы склонны придерживаться той точки зрения, что "монголоидность" в саамских популяциях — это в большей степени наследие черт протоморфного ("недифференцированного") комплекса, чем результат смешения с азиатскими монголоидами. Видимо, уже на субарктических территориях лапоноидный тип включил в свой состав какой-то восточный по происхождению компонент, скорее всего из северо-уральского региона" (Бунак, 1965; Аксянова, 1991; Шумкин, 1991; Аксянов, Аксянова, 2000) 
  40. ну ну , а финны это и есть генетически  по отцу азиатские монголойды как подавляющее большенство " финоугров " и " распространялись по торговым путям 3000 тыс лет назад  , в Китае так и живёт их родня до сих  , и ненужно обзывать языковыми терминами . Будут иш , ходить тут разные туристы и присваивать историю развития угризированных имиже  народов , типа саамов , кыш , кыш . не ваша здесь генетика исконная .   
  41. " что древние финно-угры еще сохраняли черты всех трех рас. Сунгирский, костенковкий и дьяковский ( и еще множества древнейших захоронений на терр. РФ) типы относятся как раз к лаппоидам. "-  ну конечно , за 3 тыс лет метизации в европах , китайские туристы приобрели много черт автохонов . А надоже  буржуи то этого не знают что они были " финоугры "  !  
  42. Вам говорят , " финоугры " произошли из Китая и генетика Китайская  . что оно и есть , нечего воздух сотрясать . а сунгири , дьяковцы , саамы , и современное население рф и вост европы и являются теми кеми и были  , за исключением финоф половины " балтов " " финоугров " и самодийцев которые происходят из Китая и " черты и часть местной генетики "автохонов вост европы , приобрели только в результате метизации . 
  43. Я нигде не видел в том числе и у буржуев никиких теорий которые вы выдали , смотрел фильм кромагнон vs неандерталец , никаких " финоугров " там небыло и в помине   , вообще несусветная чуш  ,  у вас всё в кучу свалено . Дело обстаит так , сначала образуется хомо сапиенс сапиен и живет в окружении неандертальцев , потом после скрещивания между ними и образования некоторых не жизниспособных особей всётаки начинают распространятся по свету мигрируя во все стороны , в ближайших местах где они появляются еще нет современных людей , после проходит время , образуются палеонароды в разных уголках частей света и к ним доходят те  первые потомки людей хомо сапиенс сапиенс , причум в вот европе среди населения в том числе и у нашего до сих пор сохранилась та генетика , хоть и приобрела другие мутации - нормальный процесс , здесь и живёт , потом по прошествии десятитысячилетий палеонароды из китая начинают распространятся на запад то есть генетические предки разных " финов " , тут то и возникла метизация и предки финов появились и прочих " балто - финоу-угров " которые заимствовали  всё такое что имеют от людей с которыми метизировались  .. А появление "финской " в волго окском районе , начинается с убийства совершённым вторгающемися сеймотурбинцами а потом и угризация региона и метизации  . 
  44. Эй, полегче там с "туристами"! Этак можно и славян назвать "киргизскими" или "таджикскими туристами", у них там тоже 62% родня живет с исконной генетикой! Не веришь? Погляди в Вики! :))) 
  45. не получится , дело в том " славянская " R1а мигрировала туда как и к предкам индусов и метизировалась , тем более что прошла резкое сокращение и вновь разростание и делако не в тех местах  , а " финская " имеет чёткое происхождение - Китай . 
  46. А кто знает, мигрировала она туда или все-таки оттуда? И как она вернулась обратно - через запад что-ли? С четким происхождением Африка. Че та здесь не складывается! ))) А финская - автохтонные гипербореи, и тоже могли мигрировать параллельно с ледниками.  R1a - в Тоджикистан и к кыргызам, а потом к индусам, а мы пошли ближе - в Китай, весело осваивать Поднебесную! 
  47. Страницы