Имена финно-угорского мира

Раздел «Имена» содержит справочную информацию о выдающихся личностях финно-угорского мира. В данном разделе вы найдете сведенья, как о реальных исторических личностях, так и о легендарных героях народов уральской языковой семьи.

«Имена» - это уникальный свод описаний, составленный силами пользователей нашего сайта, в ходе конкурса «Имя финно-угорского мира», который проходил на басе сайта инфоцентра FINUGOR.RU в 2011 году.

Раздел «Имена» входит в «Народную Энциклопедию». Инфоцентр FINUGOR планирует расширять содержание «Энциклопедии».

C 16 мая по 7 декабря 2011 года инфоцентр проводил международный конкурс «Выдающиеся личности финно-угорских и самодийских народов» («Имя финно-угорского мира»). В ходе конкурса были выявлены 56 выдающихся личностей (по восьми номинациям), представляющие различные народы уральской языковой семьи. Международный конкурс проводился в России, Эстонии, Финляндии, Венгрии и других странах с целью популяризации информации о выдающихся представителях финно-угорских и самодийских народов и личностях, внесших большой вклад в изучение, сохранение и развитие языков и культур этих народов.

Будем рады, если вы внесете свой вклад. Если у вас есть уникальный справочный материал о культуре финно-угорских и самодийских народов, вы можете выслать его нам на адрес editor@FINUGOR.com

МОКШИН Николай Фёдорович (22.6.1936, с. Иванцево ныне Лукояновского р-на Нижегородской обл.), историк, этнограф. Д-р историч. наук (1987), проф. (1989). Засл. работник культуры РСФСР (1990). Лауреат Гос. пр. РМ (1995). Член СЖ России (1961). Мордвин (эрзя). Род. в семье учителя. Окончил Лукояновское пед. уч-ще (1954), Мордов. гос. ун-т (1959), аспирантуру (1962). С 1962 — в Мордов. гос. ун-те: доцент, зав. кафедрой всеобщей истории (1970—86), декан историко-геогр. ф-та (1978—81), проф., зав. кафедрой дорев. отеч. истории, археологии и этнографии (с 1989). Исследует проблемы этногенеза и этнич. истории, семейного быта, духовной культуры, этногенетич. и этнокультурных связей мордов. народа. Автор более 300 науч. и учеб.-метод. работ, в т. ч. 10 кн. по этнографии, истории, религиоведению, ономастике. Член Междунар. ассоциации фольклористов Фин. АН (1995). Действит. член РГО (1965), пред. Мордов. отделения РГО (1969), обществ. орг-ции «Краеведы Республики Мордовия» (2002). По инициативе М. в Мордов. гос. ун-те открыт этнографич. музей (1979). Награждён орденом Дружбы. Опыт работы:1959-2010 гг. – аспирант, старший преподаватель, доцент, профессор, заведующий кафедрой всеобщей истории МГУ им. Н.П. Огарева (1970-1982), заведующий кафедрой дореволюционной отечественной истории (с 1982), декан историко-географического факультета (1978-1981).Ученые степени и научная деятельность: доктор исторических наук, заведующий кафедрой дореволюционной отечественной истории. Опубликовал более 300 научных и учебно-методических работ, в том числе 10 монографий.Достижения: создатель и куратор этнографического музея МГУ им. Н.П. Огарева (с 1979), лауреат Огаревской премии (1979), заслуженный работник культуры РСФСР (1990), лауреат Государственной премии Республики Мордовия в области науки и техники (1995), премии Главы республики Мордовия (2005), заслуженный деятель науки республики Мордовия (2001), победитель конкурса Мордовского университета “Профессор года – 1999″.Экспедиционная деятельность: этнографические экспедиции в Мордовии и Среднем Поволжье.Работа с молодежью: учебная, научная и воспитательная работа на историко-социологическом факультете и в общеобразовательных школах Мордовии.Благодарности и государственные награды: награжден орденом Дружбы (1996), медалью “За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения” (2002).Увлечения: краеведческая работа.
Ле́мбиту или Ле́мбит (эст. Lembitu, Lembit, погиб 21 сентября 1217 года) — эстонский старейшина и вождь, известный исключительно по хронике Генриха Латвийского.Лембиту правил в северной части исторической области Сакала (юго-запад Эстонии). Его крепость Леоле (ныне городище Лыхавере) находилась неподалёку от современного Сууре-Яани. С 1211 г. он противостоял проникновению в эстонские земли православных миссионеров и, по сведениям немецкого хрониста, даже совершил набег на Псков (в русских летописях не отмечен).С началом Ливонского крестового похода Лембиту возглавил борьбу против Ордена меченосцев (предтечи Ливонского ордена). В 1215 г. рыцари овладели его крепостью. После двух лет плена Лембиту был отпущен на свободу. В 1217 он заключил союз с Новгородом против рыцарей. Лембиту собрал шеститысячное войско эстов и повёл его против оккупантов. Погиб 21 сентября в бою с рыцарями при Пярсти близ Вильянди.Почитается в Эстонии как народный герой; в Таллине существуют парк и улица Лембита. Также в честь его были названы:    * Лембит (канонерская лодка)    * Лембит (подводная лодка)    * Лембит (танковая колонна)http://ru.wikipedia.org/wiki/Лембиту
Геннадий Степанович Райшев родился 1 ноября 1933 года в деревне Сивохрап близ села Самарово Остяко-Вогульского (ныне Ханты-Мансийского) автономного округа на притоке Оби Салыме в семье охотника-ханты Степана Мироновича Райшева и жены его чалдонки (русской коренной сибирячки) Евгении Федоровны, урожденной Коневой. В 1937 году отец был репрессирован и вскоре погиб. Воспитание Геннадия, его младших сестры и брата выпало на долю бабушки по материнской линии Афанасеи Михайловны.После окончания в 1944 году начальной школы пришлось на три года прервать обучение и помогать семье охотничьим промыслом. В начале зимы 1948 года Райшевы вместе со многими односельчанами покинули родную деревню, вскоре опустевшую, и переселились в село Лемпино. Здесь Геннадий возобновил учебу в школе, а осенью того же года оказался в Сургуте, небольшом городке Тюменской области, в интернате. Одним из его учителей стал Аркадий Степанович Знаменский, потомок известного художника и этнографа М.С. Знаменского. В интернате Райшев продолжал заниматься рисованием, к которому пристрастился с раннего детства. Для заработка писал на клеенке популярные в то время коврики.В 1954 году Геннадий уехал в Ленинград и поступил на северное отделение Педагогического института им. А.И. Герцена, где в 1959 году получил диплом преподавателя русского языка и литературы и где занимался на вечернем отделении художественно-графического факультета. Одновременно посещал натурные классы Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина и методично изучал собрания Эрмитажа и Русского музея.В 1959 году женился на своей сокурснице Галине Алексеевне Ивановой. Вернувшись в Сургут, вел уроки рисования в средней школе, которую в свое время окончил. В Сургуте родился сын Аркадий. Оказавшись через год на родине Галины Алексеевны в Шугозере Тихвинского района Ленинградской области, Райшевы в течение двух учебных лет преподавали русский язык и литературу. К этому времени относятся первые профессиональные живописные полотна и рисунки Геннадия Степановича.В сентябре 1962 года художник переехал в Карпинск, городок на севере Свердловской области, где живет и поныне. Вначале поселился в бараке, получившем название «Берлин», поскольку в нем в послевоенные годы жили высланные и пленные немцы. Поступил работать оформителем в местный кинотеатр. Вскоре в Карпинске обосновалось все семейство.С 1965 года Райшев начал совершать поездки в родные сибирские края. Много писал с натуры. В 1966-68 годах занимался в Московском заочном народном университете искусств под руководством Ю.Г. Аксенова. Постепенно устанавливались контакты с московскими, ленинградскими и свердловскими художниками.В середине 1960-х годов Райшев обратился к техникам авторской печати: линогравюре, офорту, монотипии. Тогда же дебютировал на художественных выставках в Свердловской и Тюменской областях. Летом 1968 года работал в доме творчества «Челюскинская» под Москвой. В 1969 году в издательстве «Советский писатель» вышел сборник стихов мансийского поэта Ювана Шесталова «Песня последнего лебедя» с иллюстрациями Геннадия Райшева – первая значительная работа художника в области книжной графики. В этот же период появились живописные полотна, навеянные хантыйским и мансийским фольклором.В 1974 году Райшев был принят в Свердловское отделение Союза художников СССР (ныне Екатеринбургское отделение Союза художников России), но возможность участвовать в больших выставках, устраивать персональные экспозиции возникла лишь десятилетием позже. За треть века творческой работы созданы монументальные циклы картин и графических серий, посвященных России, угорским этносам, сотни иллюстраций по мотивам мировой и русской литературной классики. Во второй половине 1980-х – 90-е годы вышли в свет статьи, книги и кинофильмы, посвященные творчеству Райшева. Художник был удостоен первых наград и званий: Лауреата премии «Звезда утренней зари» Депутатской ассамблеи народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (1993), Заслуженного деятеля культуры Ханты-Мансийского автономного округа (1996), Почетного гражданина города Карпинска (1997), Почетного академика екатеринбургской Академии искусств и художественных ремесел имени Демидовых (1998). В 1998 году издательство Уральского университета выпустило книгу Г.С. Райшева «Отчего мучается художник: вопросы творчества». Основная литература: 1. Шесталов Ю.Н. От загадки к искусству // Тюменская правда. – 1972. 23 июня.2. Айпин Е.Д. Ханты, или Звезда Утренней Зари: Роман. – М.: Молодая гвардия, 1990. 336 с., илл.3. Геннадий Райшев: Хантыйские легенды / Авт. вступит. статьи, сост. Г.В. Голынец. – Свердловск: Средне-уральское кн. изд. , 1991. – 192 с., с илл. – резюме на англ. яз.4. Геннадий Райшев: Живопись, графика / Сост. Н.Н. Федорова. Научн. ред. Ю.Я. Герчук. - М.: изд. журнала «Наше наследие», 1998. – 142 с., илл.5. Голынец Г. Цветные символы Райшева // Русская галерея. – 1998. - № 1.-С. 54-55, илл.6. Геннадий Райшев: Живопись. Каталог выставки в Йоэнсуунском художественном музее / Авт. вступит. статьи и сост. Г.В. Голынец. Йоэнсуу, 1999.- 48 с., илл. – На финск. и англ. яз.

 

__________________________________________

 

Молданов Тимофей Алексеевич родился в 1957 году в д. Юильск, Березовского района, Ханты-Мансийского национального округа в семье оленевода. Выходец из традиционной среды, он сохраняет связь с родной культурой, помогает ее сохранению и адаптации к современным реалиям. В настоящее время Молданов Т.А. является кандидатом исторических наук, ведущим научным сотрудником отдела истории, археологии, этнологии Обскоугорского института прикладных исследований. Тимофей Алексеевич – тонкий знаток и носитель обрядового фольклора казымских хантов. Он многое сделал для возрождения едва не забытого праздника «Медвежьи игрища». Наряду с научной работой, Молданов Т.А. постоянно ведет просветительскую деятельность: преподавание хантыйского языка, этнографии, промыслов, разучивание сценок из репертуара медвежьих игрищ в этнооздоровительных центрах. Сегодня его первые ученики являются полноценными носителями традиционной культуры и языка. Делу привлечения к проблемам хантыйской культуры способствуют и такие его международные проекты как чтение лекций по традиционной культуре хантов в Японии в 1999 году, за что он был награждён почётной грамотой Министерства Культуры Японии за значительный вклад в сохранение культуры малочисленных народов мира. Молданов Т.А. постоянно занимается общественной работой. Он стоит у истоков создания центров национальных культур, этнооздоровительных стойбищ, основатель серии фольклорных сборников «Земля кошачьего локотка», которая стала номинантом конкурса «Чудо финноугорских народов». Он был одним из тех, кто создавал ассоциацию «Союз оленеводов ХМАО» и в течение десяти лет являлся вице-президентом этой организации. Человек разносторонне одаренный, Молданов Т.А. - автор ряда научно-популярных фильмов. Его фильм «О чём поведал медведь на Югане» в 1995 году получил диплом на V Международном фестивале телепрограмм и телефильмов «Финно-угорский мир»., самой ценной для себя он считает золотую медаль Лиги малочисленных народов мира за сохранение культуры малочисленных народов Севера в 2002 году, поскольку сохранение культуры хантов считает своей главной задачей.
Заслуженная артистка Российской Федерации Елена Ивановна Кондулайнен родилась  09.04.1958 под Ленинградом, в поселке Токсово. В этом поселке с давних пор жили выходцы из Швеции, Финляндии, Германии, Англии. Во время войны многие из соображений безопасности поменяли свои фамилии. Отец Елены, по национальности ингерманландский финн, этого делать не стал. Кондулайнены жили на хуторе посреди леса. У них было собственное хозяйство - коровы, свиньи, овцы, кролики, куры. Хозяйством занималась и Елена. Она пасла овец, помогала матери сажать картошку и морковь. Ближайшее жилье было за три километра, и Елене приходилось мало общаться со сверстниками. Общение происходило лишь в школе, куда она ходила несколько километров через лес. Там же она впервые столкнулась с расовой неприязнью. Как и многих финнов ее называли «чухной поганой». С ранних лет проявился артистический талант Елены. Она без конца кого-то пародировала, танцевала на столе, прекрасно пела. Родители, видя это, отдали девочку в музыкальную школу. Окончив школу, Елена собиралась поступать в консерваторию, но случилось так, что она поступила в Институт культуры (ЛГИТМиК) на дирижерско-хоровое отделение. Тогда же она впервые попала в кино - в массовку, а затем и не небольшие роли (мелодрама «Путешествие в другой город»). На нее обратили внимание и переманили на актерское отделение, в мастерскую А. Кацмана. Так Елена стала актрисой. Тогда же в студенческом спектакле «Ах, эти звезды» Елена Кондулайнен сыграла свою первую эротическую роль - очаровательную Марлен Дитрих. Спектакль имел бешеный успех. Рекламные афиши, на которых она была изображена в платье с глубоким декольте, висели в городе недолго. Их быстро сорвали поклонники... В 1990 году Елена Кондулайнен впервые снялась в кино полностью обнаженной. Это была социально-психологическая драма Хусейна Эркенова, по мотивам одноименной повести Юрия Полякова «Сто дней до приказа», раскрывающая социальные проблемы в советской армии. Картина вызвала грандиозный скандал. Властные структуры, возмутившись многими сценами из фильма, долгое время не пускали его на экраны. Елена Кондулайнен признается, что и сама была шокирована съемками. Именно после этой картины Елену Кондулайнен впервые назвали <секс-символом>. Для страны, где тема секса многие десятилетия была табу, это было подобно революции. Конечно, секс-символы существовали и раньше, но чтобы вот так - со страниц газет... В 1993 году Кондулайнен эпатировала общественность тем, что создала «Партию любви». Вступить в нее не посчитали зазорным такие публичные персоны, как Александр Панктаров-Черный, Михаил Звездинский, Борис Хмельницкий, Мария Арбатова, Алексей Глызин и другие. А что за фракции были в этой партии: «Любви к блондинкам», «Любви к брюнеткам», «Бывших бабников», «Свободной любви».
Докто филологических наук, заведующая сектором языкознания института языка литературы и истории Карельского научного центра РАН (Петрозаводск). Родилась в вепсской семье в древнем вепсском поселении Войлахта Бабаевского района Вологодской области. Окончила с отличием филологический факультет Вологодского педагогического института в 1969 году,  аспирантуру Петрозаводского университета в 1973 году. В 1975 году защитила кандидатскую диссертацию на тему "Именное словоизменение в вепсском языке (История и функционирование форм слова)". В ИЯЛИ КарНЦ РАН - с 1969 года. С 1997 года - заведующая сектором. В 2002 году защитила докторскую диссертацию на тему "Вепсский глагол. Сравнительно-сопоставительное исследование". Н.Г. Зайцева одна из инициаторов сохранения вепсского этноса, развития самобытной вепсской культуры и вепсского языка. При ее активном участии было возобновлено преподавание вепсского языка в регионах проживания вепсов, она принимала участие в подготовке школьных учебников. Совместно с М.И. Муллонен разработаны основы вепсской письменности (утверждены в 1989 году). Иностранный член Общества финляндской литературы, Общества Калевалы, Финно-угорского общества. Сама поэтесса, она перевела на вепсский язык большое количевство рассказов и стихов русских писателей. Н.Г. Зайцевой пренадлежит перевод на вепсский язык эпоса "Калевала", Детской Библии, Евангелий, и Писем Нового Завета, она автор нескольких изданий словарей вепсского языка. 

 

__________________________________________

 
  • Удивительные картины и графика Виталия Онькова. Так может видеть.. челоловек верящий не в зло , любящий родную природу , творящий сказку сердцем , своим желаемым видением. Красивые , добрые , умные , мудрые работы , некоторые с болью , с болью в сердце. Виталий Оньков ушел 13.10.2008. оставив после себя добро и добрую память.
  • DanSIDE
    На последнем фото картина "Пера" художника Виталия Онькова, встречался с ним не раз в своем детстве, он жил в соседнем доме. А вообще, вся эта история с Кудым-Ошем выдумана специально, чтоб народ не чувствовал себя обделенным после того как Стефан-Пермский увел Коми-Пермяков в веру Христову огнем и мечом. У каждого народа должна быть своя история для сказок детям.
  • Алексей

    Здравствуйте, Владимир! С Рождеством Вас! Если Вас ещё интересует книга "Слепые и зрячие", то могу Вам её предложить.

       С Уважением. Алексей.

  • Гость

    куда делись?