Имена финно-угорского мира

Раздел «Имена» содержит справочную информацию о выдающихся личностях финно-угорского мира. В данном разделе вы найдете сведенья, как о реальных исторических личностях, так и о легендарных героях народов уральской языковой семьи.

«Имена» - это уникальный свод описаний, составленный силами пользователей нашего сайта, в ходе конкурса «Имя финно-угорского мира», который проходил на басе сайта инфоцентра FINUGOR.RU в 2011 году.

Раздел «Имена» входит в «Народную Энциклопедию». Инфоцентр FINUGOR планирует расширять содержание «Энциклопедии».

C 16 мая по 7 декабря 2011 года инфоцентр проводил международный конкурс «Выдающиеся личности финно-угорских и самодийских народов» («Имя финно-угорского мира»). В ходе конкурса были выявлены 56 выдающихся личностей (по восьми номинациям), представляющие различные народы уральской языковой семьи. Международный конкурс проводился в России, Эстонии, Финляндии, Венгрии и других странах с целью популяризации информации о выдающихся представителях финно-угорских и самодийских народов и личностях, внесших большой вклад в изучение, сохранение и развитие языков и культур этих народов.

Будем рады, если вы внесете свой вклад. Если у вас есть уникальный справочный материал о культуре финно-угорских и самодийских народов, вы можете выслать его нам на адрес editor@FINUGOR.com

ВОЙДИТЕ, ЧТОБЫ ОСТАВЛЯТЬ КОММЕНТАРИИ
Ко́ткас Йоха́ннес Йоха́ннесович (3 февраля 1915, волость Кодувере, Юрьевский уезд, Лифляндская губерния, Российская империя — 8 мая 1998, Таллин, Эстония) — эстонский и советский борец классического стиля, олимпийский чемпион, Заслуженный мастер спорта СССР (1943), Заслуженный деятель физкультуры и спорта Эстонской ССР (1964), Судья всесоюзной категории (1965).Йоханнес Коткас родился в 1915 году в волости Кодувере (Юрьевский уезд). После окончания начальной школы, выучившись на слесаря, занимался ремонтом судов на Чудском озере, позднее переехал в Тарту, а затем в Таллин. Спортом занимался с юности, однако борьбой занялся только в 20-летнем возрасте в Таллине, где получил возможность тренироваться с известным эстонским борцом, двукратным олимпийским чемпионом Кристьяном Палусалу.В 1938 году, после всего трёх лет занятий борьбой, выиграл чемпионаты Европы по борьбе в составе сборной команды Эстонии, а в 1939 году подтвердил звание. После вступления Эстонии в СССР летом 1940 года начал выступления в советских чемпионатах.Во время войны числился в составе войск 8-го Эстонского стрелкового корпуса.В 1947 году побеждает на чемпионате Европы, причём со сломанным ребром.На Летних Олимпийских играх 1952 года в Хельсинки боролся в весовой категории свыше 87 килограммов (тяжёлый вес). В предварительных схватках:в первом круге не участвовал (неявка соперника);во втором круге на 3-й минуте тушировал Берндта Фальквиста (Швеция);в третьем круге на 5-й минуте тушировал Гвено Фантони (Италия);в четвёртом круге на 3-й минуте тушировал Тауно Кованена (Финляндия);По существовавшим тогда правилам трое борцов, набравших наименьшее количество штрафных баллов в предварительных схватках, выходили в финал, где разыгрывали награды между собой.в пятом круге не участвовал;В последней схватке на 5-й минуте тушировал Йозефа Ружичку (Чехословакия) и стал олимпийским чемпионом;После Олимпийских игр имела место интересная сцена:Отличившихся олимпийцев чествовали в Кремле. Чемпионов поздравлял и пожимал им руку сам Сталин. Когда очередь дошла до Коткаса, Сталин заметил:— Мне сказали, что Вы самый сильный человек в мире. Это так? Это обращение нисколько не смутило Коткаса: — Да, товарищ Сталин. После рукопожатия он мгновенно ловким движением подхватил «великого вождя всех народов» и, как малого ребёнка, на вытянутых руках поднял на уровень груди. Сталин опешил и не сопротивлялся. Все окружение, в том числе личная охрана, от неожиданности онемела и оцепенела. Никто не знал, что делать, то ли спасать товарища Сталина, то ли не вмешиваться и ждать, что будет дальше. А могучий Коткас меж тем, повернувшись на 360°, бережно опустил на пол слегка побледневшего вождя. Сталин быстро пришёл в себя и, добродушно усмехнувшись, заметил: — Сильные люди живут в Эстонии!http://www.wrestrus.ru/users/1155/О манере борьбы Й.Коткаса:…в схватках он не выжидал, когда соперник ошибется или устанет, а атаковал с первых же секунд стремительно, мощно. Соперников он просто сокрушал своей силой, ловкостью, техникой.Серебряный призёр чемпионата мира 1953 года, обладатель Кубка мира 1956 года, чемпион Европы 1938, 1939, 1947 годов, чемпион СССР 1940, 1943, 1944, 1945, 1946, 1948, 1950, 1951, 1952, 1953, 1955, 1956 годов, из них в 1940, 1943, 1944, 1945 — абсолютный чемпион СССР, 22-х кратный чемпион Эстонии.Йоханнес Коткас также является семикратным чемпионом и рекордсменом СССР (1943) в метании молота, чемпионом Эстонии в метании молота, чемпионом СССР по вольной борьбе (1947), двукратным чемпионом СССР по самбо.Умер в 1998 году в Таллине. Входит в число 100 великих людей Эстонии XX столетия.Материал из Википедии — свободной энциклопедии.  
Владимир Алексеевич Мазин (01.01.1951) живёт в городе Нижневартовске, родился в посёлке Ларьяк Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа в семье ханты-отца и русской матери. В 1967 году, после окончания национальной школы-интерната, В. Мазин поступает в Тобольское культпросветучилище на дирежёрско-хоровое отделение, затем переводится на хореографическое. Закончив учёбу, воз-вращается в Ларьяк и работает художественным руководителем Ларьякского Дома культуры. Создаёт свой ансамбль “Сибирячка”, имевший ярко выраженную этнографическую направленность.  В 1974 году поступает в Лениградскую Высшую профсоюзную школу, а в 1992 году начинается новый виток в судьбе В. Мазина – он поступает в Ишимский педагогический институт им. П. П. Ершова на филологический факультет и уходит с должности Директора КСК “Радуга” – преподавать курс Мировой художественной культуры в средней школе. Более десяти лет преподавал он русский язык и литературу, культурологические дисциплины в средних школах. Ныне– доцент кафедры культорологии Нижневартовского педагогического института В. Мазин известен в научной среде, как автор интересных исследований по культуре обских угров.Стихи В. Мазин начал писать с детских лет. Первое стихотворение напечатал в 1967 году в нижневартовской газете “Ленинское знамя”. Автор поэтических сборников “Судьба, надежда и любовь” (1996), “Пристань радостей и печалей” (1997), “Ларьякский голос” (1998), “Вихрастое золото” (2000), “Бубен и скрипка” (2001). О творчестве В. Мазина двумя изданиями вышел очерк Л. В. Ханбекова “Дар живой струны” (2000, 2001).Культурологическая, научно-педагогическая и литературно-художественная деятельности В. Мазина плодотворны и успешны. Он награждён знаком “За отличную работу в культпросветучреждениях профсоюзов”, становился лауреатом трёх праздников народного творчества “Человек. Труд. Искусство” в Новосибирске, в 1999 году за развитие творческих способностей школьников и большой вклад в эстетическое воспитание молодёжи мэр города Нижневартовска Ю. И. Тимошков наградил В. Мазина Благодарственным письмом.Член Союза писателей России с 1998 года.
Айно Акте ( Aino Ackté, Achte 1876 —  1944) — финская певица (сопрано). Стала первой из оперных певиц Финляндии, достигших мировой известности. Была дочерью дирижёра и певицы. Училась первоначально у матери, с 1894 г. — в Парижской консерватории. Дебютировала в 1897 г. в парижской Гранд Опера. Её выступление в «Фаусте» имело успех, и она получила шестилетний контракт в Париже. Позднее выступала в нью-йоркской Метрополитен Опера и лондонском театре Ковент-Гарден. Международная карьера певицы продолжалась до 1913 г., прощальное выступление в Финляндии состоялось в 1920 г. В 1911 г. Айно Акте вошла в число основателей оперного театра в Хельсинки (с 1956 г. — Финская национальная опера ) и в 1938-39 гг. была его директором. В 1912 г. организовала международный оперный фестиваль в Савонлинне. С 1919 г. была замужем за финским государственным деятелем Б. Яландером.Айно Акте умерла в августе 1944 года от рака поджелудочной железы. Имя Айно Акте носит улица в столице Финляндии; на её вилле сегодня проводятся культурные мероприятия и встречи. Бронзового монумента Айно Акте пока не поставили. Но имя и дело ее живет: настоящий памятник знаменитой певице – самый известный в мире оперный фестиваль в Савонлинне. Ежегодно в июле двор крепости Олавинлинна перекрывают навесом и превращают в зрительный зал на две с лишним тысячи человек. Целый месяц в толстых стенах XV века звучат чарующие голоса лучших оперных певцов мира – всякий год разных. А впервые крепость на скалистом острове между озерами Хаапавеси и Пихлаявеси стала оперной сценой в 1912 году. И затеяла это она, Айно Акте, первая финка в ряду мировых оперных звезд.

 

__________________________________________

 

Докто филологических наук, заведующая сектором языкознания института языка литературы и истории Карельского научного центра РАН (Петрозаводск). Родилась в вепсской семье в древнем вепсском поселении Войлахта Бабаевского района Вологодской области. Окончила с отличием филологический факультет Вологодского педагогического института в 1969 году,  аспирантуру Петрозаводского университета в 1973 году. В 1975 году защитила кандидатскую диссертацию на тему "Именное словоизменение в вепсском языке (История и функционирование форм слова)". В ИЯЛИ КарНЦ РАН - с 1969 года. С 1997 года - заведующая сектором. В 2002 году защитила докторскую диссертацию на тему "Вепсский глагол. Сравнительно-сопоставительное исследование". Н.Г. Зайцева одна из инициаторов сохранения вепсского этноса, развития самобытной вепсской культуры и вепсского языка. При ее активном участии было возобновлено преподавание вепсского языка в регионах проживания вепсов, она принимала участие в подготовке школьных учебников. Совместно с М.И. Муллонен разработаны основы вепсской письменности (утверждены в 1989 году). Иностранный член Общества финляндской литературы, Общества Калевалы, Финно-угорского общества. Сама поэтесса, она перевела на вепсский язык большое количевство рассказов и стихов русских писателей. Н.Г. Зайцевой пренадлежит перевод на вепсский язык эпоса "Калевала", Детской Библии, Евангелий, и Писем Нового Завета, она автор нескольких изданий словарей вепсского языка. 
Молданов Тимофей Алексеевич родился в 1957 году в д. Юильск, Березовского района, Ханты-Мансийского национального округа в семье оленевода. Выходец из традиционной среды, он сохраняет связь с родной культурой, помогает ее сохранению и адаптации к современным реалиям. В настоящее время Молданов Т.А. является кандидатом исторических наук, ведущим научным сотрудником отдела истории, археологии, этнологии Обскоугорского института прикладных исследований. Тимофей Алексеевич – тонкий знаток и носитель обрядового фольклора казымских хантов. Он многое сделал для возрождения едва не забытого праздника «Медвежьи игрища». Наряду с научной работой, Молданов Т.А. постоянно ведет просветительскую деятельность: преподавание хантыйского языка, этнографии, промыслов, разучивание сценок из репертуара медвежьих игрищ в этнооздоровительных центрах. Сегодня его первые ученики являются полноценными носителями традиционной культуры и языка. Делу привлечения к проблемам хантыйской культуры способствуют и такие его международные проекты как чтение лекций по традиционной культуре хантов в Японии в 1999 году, за что он был награждён почётной грамотой Министерства Культуры Японии за значительный вклад в сохранение культуры малочисленных народов мира. Молданов Т.А. постоянно занимается общественной работой. Он стоит у истоков создания центров национальных культур, этнооздоровительных стойбищ, основатель серии фольклорных сборников «Земля кошачьего локотка», которая стала номинантом конкурса «Чудо финноугорских народов». Он был одним из тех, кто создавал ассоциацию «Союз оленеводов ХМАО» и в течение десяти лет являлся вице-президентом этой организации. Человек разносторонне одаренный, Молданов Т.А. - автор ряда научно-популярных фильмов. Его фильм «О чём поведал медведь на Югане» в 1995 году получил диплом на V Международном фестивале телепрограмм и телефильмов «Финно-угорский мир»., самой ценной для себя он считает золотую медаль Лиги малочисленных народов мира за сохранение культуры малочисленных народов Севера в 2002 году, поскольку сохранение культуры хантов считает своей главной задачей.
Заслуженная артистка Российской Федерации Елена Ивановна Кондулайнен родилась  09.04.1958 под Ленинградом, в поселке Токсово. В этом поселке с давних пор жили выходцы из Швеции, Финляндии, Германии, Англии. Во время войны многие из соображений безопасности поменяли свои фамилии. Отец Елены, по национальности ингерманландский финн, этого делать не стал. Кондулайнены жили на хуторе посреди леса. У них было собственное хозяйство - коровы, свиньи, овцы, кролики, куры. Хозяйством занималась и Елена. Она пасла овец, помогала матери сажать картошку и морковь. Ближайшее жилье было за три километра, и Елене приходилось мало общаться со сверстниками. Общение происходило лишь в школе, куда она ходила несколько километров через лес. Там же она впервые столкнулась с расовой неприязнью. Как и многих финнов ее называли «чухной поганой». С ранних лет проявился артистический талант Елены. Она без конца кого-то пародировала, танцевала на столе, прекрасно пела. Родители, видя это, отдали девочку в музыкальную школу. Окончив школу, Елена собиралась поступать в консерваторию, но случилось так, что она поступила в Институт культуры (ЛГИТМиК) на дирижерско-хоровое отделение. Тогда же она впервые попала в кино - в массовку, а затем и не небольшие роли (мелодрама «Путешествие в другой город»). На нее обратили внимание и переманили на актерское отделение, в мастерскую А. Кацмана. Так Елена стала актрисой. Тогда же в студенческом спектакле «Ах, эти звезды» Елена Кондулайнен сыграла свою первую эротическую роль - очаровательную Марлен Дитрих. Спектакль имел бешеный успех. Рекламные афиши, на которых она была изображена в платье с глубоким декольте, висели в городе недолго. Их быстро сорвали поклонники... В 1990 году Елена Кондулайнен впервые снялась в кино полностью обнаженной. Это была социально-психологическая драма Хусейна Эркенова, по мотивам одноименной повести Юрия Полякова «Сто дней до приказа», раскрывающая социальные проблемы в советской армии. Картина вызвала грандиозный скандал. Властные структуры, возмутившись многими сценами из фильма, долгое время не пускали его на экраны. Елена Кондулайнен признается, что и сама была шокирована съемками. Именно после этой картины Елену Кондулайнен впервые назвали <секс-символом>. Для страны, где тема секса многие десятилетия была табу, это было подобно революции. Конечно, секс-символы существовали и раньше, но чтобы вот так - со страниц газет... В 1993 году Кондулайнен эпатировала общественность тем, что создала «Партию любви». Вступить в нее не посчитали зазорным такие публичные персоны, как Александр Панктаров-Черный, Михаил Звездинский, Борис Хмельницкий, Мария Арбатова, Алексей Глызин и другие. А что за фракции были в этой партии: «Любви к блондинкам», «Любви к брюнеткам», «Бывших бабников», «Свободной любви».

 

__________________________________________

 
  • вера в добро
    Удивительные картины и графика Виталия Онькова. Так может видеть.. челоловек верящий не в зло , любящий родную природу , творящий сказку сердцем , своим желаемым видением. Красивые , добрые , умные , мудрые работы , некоторые с болью , с болью в сердце. Виталий Оньков ушел 13.10.2008. оставив после себя добро и добрую память.
  • DanSIDE
    На последнем фото картина "Пера" художника Виталия Онькова, встречался с ним не раз в своем детстве, он жил в соседнем доме. А вообще, вся эта история с Кудым-Ошем выдумана специально, чтоб народ не чувствовал себя обделенным после того как Стефан-Пермский увел Коми-Пермяков в веру Христову огнем и мечом. У каждого народа должна быть своя история для сказок детям.
  • Алексей

    Здравствуйте, Владимир! С Рождеством Вас! Если Вас ещё интересует книга "Слепые и зрячие", то могу Вам её предложить.

       С Уважением. Алексей.

  • Гость

    куда делись?