Имена финно-угорского мира

Раздел «Имена» содержит справочную информацию о выдающихся личностях финно-угорского мира. В данном разделе вы найдете сведенья, как о реальных исторических личностях, так и о легендарных героях народов уральской языковой семьи.

«Имена» - это уникальный свод описаний, составленный силами пользователей нашего сайта, в ходе конкурса «Имя финно-угорского мира», который проходил на басе сайта инфоцентра FINUGOR.RU в 2011 году.

Раздел «Имена» входит в «Народную Энциклопедию». Инфоцентр FINUGOR планирует расширять содержание «Энциклопедии».

C 16 мая по 7 декабря 2011 года инфоцентр проводил международный конкурс «Выдающиеся личности финно-угорских и самодийских народов» («Имя финно-угорского мира»). В ходе конкурса были выявлены 56 выдающихся личностей (по восьми номинациям), представляющие различные народы уральской языковой семьи. Международный конкурс проводился в России, Эстонии, Финляндии, Венгрии и других странах с целью популяризации информации о выдающихся представителях финно-угорских и самодийских народов и личностях, внесших большой вклад в изучение, сохранение и развитие языков и культур этих народов.

Будем рады, если вы внесете свой вклад. Если у вас есть уникальный справочный материал о культуре финно-угорских и самодийских народов, вы можете выслать его нам на адрес editor@FINUGOR.com

Родилась в 1937 г. на ст. Пенек Чулымского района Новосибирской области. В 1951 поступила в Сталинское (ныне Новокузнецкое) пед. училище. Окончив училище, в 1955-1958 преподавала физкультуру в средней школе № 3 Междуреченска. В 1958 г. поступила на историческое отделение историко-филологического факультет ТГУ, а в 1964 г. окончила его. С 1964 - ассистент. Кафедры археологии и этнографии, одновременно - преподаватель кафедры немецкого и французского языков. С 1968 г. - младший, с 1970 г. - старший, с 1987 г. - ведущий, с 1991 -главный научный сотрудник проблемной лаборатории истории, археологии и этнографии Сибири (ПНИЛИАЭС). В 1972 г. защитила кандидатскую диссертацию "Материальная культура ваховских хантов в конце XIX – начале XX вв.". В 1985 защитила докторскую диссертацию "Исторические формы и преемственность в традиционной культуре восточных хантов". С 1992 главный научный сотрудник НИИ обско-угорских народов (Ханты-Мансийск). С 1993 - главный научный сотрудник Ямало-Ненецкой окружной научной лаборатории этнографии и этнолингвистики Института проблем освоения Севера СО РАН (Салехард). С. 2000 г. профессор кафедры археологии и исторического краеведения ИФ ТГУ. В 1965-1990 годах руководила этнографическими экспедициями ТГУ. Н.В.Лукина изучила все группы хантов от самой южной (бассейн р.Васюган Томской области) до самой северной (тундра Полярного Урала Тюменской области). Всего ею проведено 25 экспедиций и индивидуальных поездок. Личные записи составили около 100 авт. листов, кроме того, велись фотосъемка и зарисовки, снимались научные фильмы. Все материалы хранятся в Музее археологии и этнографии ТГУ. Занимается переводами с немецкого языка и публикацией трудов зарубежных ученых по этнографии народов Севера. За годы работы 1990 – 2000 гг. ею подготовлены следующие этнографы из числа северян. Молданова Татьяна Александровна, Лапина Маина Афонасьевна, Волдина Татьяна Владимировна, Сязи Антонина Макаровна, Талигина Надежда Михайловна, сегодня они составляют элиту ханты-мансийских учёных. Создание института обскогоугорских народов также связано с её именем. Награждена медалью «За заслуги перед Томским государственным университетом» (1998).Она является действительным членом Российской академии естественных наук.   Подробная биографическая статья из словаря "Профессора Томского университета" Библиографический указатель работ 
НИШКЕПАЗ (Верепаз — э.), ШКАЙ (Вярде Шкай,Оцю Шкай, Оцю Шкайбас — м.), верховный бог в дохристианских верованиях мордвы. Произв. устного нар. творчества сохранили представление о Н. как о главе мордов. пантеона, миротворце и миродержателе, создателе, воспитателе и кормильце народа, хранителе его обычаев (песня «Земля родилась — обычай родился»). У Н. человеч. облик, но он может превратиться в быка, зайца, птицу; иногда спускается на землю и карает грешников. Почитание Н. требовало молений с жертвоприношениями. После крещения мордва стала называть именем Н. христианского бога. У мордвы был обычай во время озксов, на к-рых обращались непосредственно к Н., выбирать на эту роль наиболее уважаемого члена общины. Для него готовили медовую брагу (нишкень пуре — э., шкаень пуре — м.). Избр. человек залезал на высокое дерево в роще, где проводился озкс, и оттуда отвечал на просьбы, адресов. Н. Традиция выбирать зам. верховного бога, очевидно, возникла под влиянием широко распростран. у мордвы правила исполнять на поминках кем-то из родственников или близких роль умершего.
Лыткина Галина Питиримовна  – коми актриса, народная артистка Коми АССР, заслуженная артистка РСФСР. Лыткина и Сидорова     Богата усть-вымская земля талантами. Сколько замечательных артистов она дала профессиональному коми театру: Василий Павлович Выборов, Николай Михайлович Дьяконов, Анна Степановна Русина (Тарабукина) и среди них – искромётно талантливая  Галина Питиримовна Лыткина (в девичестве Туркина). Любители театрального искусства нескольких поколений знают эту яркую характерную актрису. Тот, кто хотя бы раз видел ее на сцене, уже никогда не забудет. В ее творческой биографии более двухсот ролей классического, советского и национального репертуара.     В Усть-Выми, в деревеньке Красная Гора, в большой крестьянской семье она родилась 20 февраля 1928 года. Здесь прошло ее детство. Она рано потеряла отца. На руках у матери осталось восемь детей: ей, самой младшенькой, всего годик, старшему – шестнадцать. На ее босоногое детство выпали все тяготы крестьянской жизни, годы коллективизации.     Впервые «артисткой» ее назвали в шесть лет за «русскую» пляску» на колхозном поле во время уборки урожая. Петь и плясать Галя с детства была большая мастерица. В школе всегда считалась заводилой, а с класса третьего стала играть в самодеятельных спектаклях. Она очень хотела стать артисткой, но в 16 лет стала учительницей – окончила педучилище, которое тогда находилось в Усть-Выми. Работать Галину отправили в Корткеросский район. Добравшись на пароходе до Сыктывкара, она случайно увидела объявление о наборе в театральную студию. Забыв обо всем на свете, девушка пошла в театр, и без всякой специальной подготовки, имея лишь исключительные способности, сдала вступительные экзамены. Ее учителями в студии были настоящие мастера коми сцены: Н.М. Дьяконов (руководитель студии), С.И. Ермолин, русские актеры  Н.Н. Шамраев, Н.М. Колокольников. Но ее кумиром на коми сцене была Анна Степановна Русина – ее землячка, одна из ведущих актрис театра.Лыткина и Данилов     С того момента, когда Г. Лыткина впервые вышла на профессиональную сцену, и до того дня, когда она сыграла свою последнюю роль, прошло более полувека, а в ее личном деле так и осталась одна единственная запись: «Зачислена в штат театра. Февраль, 1947 год». В эти несколько слов вошла вся ее жизнь – жизнь выдающейся коми актрисы, любимой народом.     Одна из первых ролей Г. Лыткиной на сцене театра – веселая, озорная Люба Бубенчикова в пьесе Н. Дьяконова «Свадьба с приданым». Как потом признался сам автор, именно со своей ученицы он списал эту роль. И на самом деле, в её Любе было столько жизнелюбия и неиссякаемой энергии, что, казалось, она может зажечь любого. За Лыткиной твердо закрепилась слава потрясающей комедийной актрисы, и это на самом деле было так. Но в ее актерской судьбе были и другие роли – глубоко драматичные и даже трагедийные: Ольга в спектакле по пьесе Г. Юшкова «Кто тогда остался жив», Мария в спектакле «Иван и  Мадонна» по пьесе А. Кудрявцева, Мирониха в спектакле по пьесе «Последний срок» В. Распутина, Валя в спектакле «Иркутская история» по пьесе  А.Арбузова, Ефросинья в спектакле по пьесе «Имя твое» П. Проскурина.     Г.Лыткина всегда играет щедрых душою людей, и даже в отрицательных ролях вызывает к образу симпатию. Актриса в самом деле убеждена, что идеальных людей не бывает: «По одной половице всю жизнь не проходишь»… В любую роль она вносит свою, «лыткинскую» лукавинку и «лыткинское» же солнечное восприятие действительности. Характерная актриса, она не боится со сцена выглядеть смешной, некрасивой, неловкой.     Для Галины Лыткиной важнее всего сыграть роль так, чтобы зрители поверили в существование ее героини, чтобы относились к ней как к человеку, которого можно встретить по жизни. В некоторых спектаклях, в «Анисье», к примеру, казалось, что она играет в роли Меланьи эпизоды из личной биографии, - настолько достоверным было ее сценическое существование.     На самом деле актриса не просто «играла себя», - она представляла зрителям очень сложный и точный по составу сплав простодушия и мудрости, ласковой строгости и безыскусного юмора. Это сплав такого свойства, что без природного таланта, без хорошей выучки и большого труда подобного эффекта добиться невозможно.     Актриса великолепно владеет родным языком. Можно стихами написать об одних только междометиях и восклицаниях актрисы в той же роли Меланьи, например. Бездна оттенков чувств за ними, огромное мелодическое богатство. И при этом – абсолютная, первозданная простота и естественность!         Вся жизнь и  творчество Г.П. Лыткиной неразрывно связаны с родной землей, ее народом. Глубокое  знание народной жизни помогло актрисе создать целую галерею женских образов в национальных спектаклях: Поля в «Квартете Николая Курочкина» Н. Дьяконова, Груша в «Сельских вечерах» В. Леканова, Нюрка в «Свиданиях у черемухи» А. Ларева, Елена в спектакле «Бывают же такие» Г. Юшкова,  Анисья в «Празднике души» П. Шахова. Ее героини не придуманы, они взяты из реальной жизни – простые женщины из обычных деревень. На таких держится земля.    Уже несколько лет актриса не играет в спектаклях, но ее помнят, ее любят, ею гордятся.       

 

__________________________________________

 

Докто филологических наук, заведующая сектором языкознания института языка литературы и истории Карельского научного центра РАН (Петрозаводск). Родилась в вепсской семье в древнем вепсском поселении Войлахта Бабаевского района Вологодской области. Окончила с отличием филологический факультет Вологодского педагогического института в 1969 году,  аспирантуру Петрозаводского университета в 1973 году. В 1975 году защитила кандидатскую диссертацию на тему "Именное словоизменение в вепсском языке (История и функционирование форм слова)". В ИЯЛИ КарНЦ РАН - с 1969 года. С 1997 года - заведующая сектором. В 2002 году защитила докторскую диссертацию на тему "Вепсский глагол. Сравнительно-сопоставительное исследование". Н.Г. Зайцева одна из инициаторов сохранения вепсского этноса, развития самобытной вепсской культуры и вепсского языка. При ее активном участии было возобновлено преподавание вепсского языка в регионах проживания вепсов, она принимала участие в подготовке школьных учебников. Совместно с М.И. Муллонен разработаны основы вепсской письменности (утверждены в 1989 году). Иностранный член Общества финляндской литературы, Общества Калевалы, Финно-угорского общества. Сама поэтесса, она перевела на вепсский язык большое количевство рассказов и стихов русских писателей. Н.Г. Зайцевой пренадлежит перевод на вепсский язык эпоса "Калевала", Детской Библии, Евангелий, и Писем Нового Завета, она автор нескольких изданий словарей вепсского языка. 
Молданов Тимофей Алексеевич родился в 1957 году в д. Юильск, Березовского района, Ханты-Мансийского национального округа в семье оленевода. Выходец из традиционной среды, он сохраняет связь с родной культурой, помогает ее сохранению и адаптации к современным реалиям. В настоящее время Молданов Т.А. является кандидатом исторических наук, ведущим научным сотрудником отдела истории, археологии, этнологии Обскоугорского института прикладных исследований. Тимофей Алексеевич – тонкий знаток и носитель обрядового фольклора казымских хантов. Он многое сделал для возрождения едва не забытого праздника «Медвежьи игрища». Наряду с научной работой, Молданов Т.А. постоянно ведет просветительскую деятельность: преподавание хантыйского языка, этнографии, промыслов, разучивание сценок из репертуара медвежьих игрищ в этнооздоровительных центрах. Сегодня его первые ученики являются полноценными носителями традиционной культуры и языка. Делу привлечения к проблемам хантыйской культуры способствуют и такие его международные проекты как чтение лекций по традиционной культуре хантов в Японии в 1999 году, за что он был награждён почётной грамотой Министерства Культуры Японии за значительный вклад в сохранение культуры малочисленных народов мира. Молданов Т.А. постоянно занимается общественной работой. Он стоит у истоков создания центров национальных культур, этнооздоровительных стойбищ, основатель серии фольклорных сборников «Земля кошачьего локотка», которая стала номинантом конкурса «Чудо финноугорских народов». Он был одним из тех, кто создавал ассоциацию «Союз оленеводов ХМАО» и в течение десяти лет являлся вице-президентом этой организации. Человек разносторонне одаренный, Молданов Т.А. - автор ряда научно-популярных фильмов. Его фильм «О чём поведал медведь на Югане» в 1995 году получил диплом на V Международном фестивале телепрограмм и телефильмов «Финно-угорский мир»., самой ценной для себя он считает золотую медаль Лиги малочисленных народов мира за сохранение культуры малочисленных народов Севера в 2002 году, поскольку сохранение культуры хантов считает своей главной задачей.
Андрус Ансип (эст. Andrus Ansip; 1 октября 1956, Тарту) — премьер-министр Эстонии и председатель эстонской Партии Реформ (эст. Reformierakond). Родился в Тарту. Окончил Тартуский университет с дипломом химика в 1979 году. В 1978 году вступил в Коммунистическую партию. В 1985 году работал инструктором отдела промышленности и транспорта Тартуского районного комитета Коммунистической партии Эстонской ССР. В 1986—1989 годы — инструктор промышленного отдела и заведующий орготделом Тартуского райкома КПЭ, в том числе и во время разгона студенческой демонстрации 1988 года в Тарту, приуроченной к годовщине подписания Тартуского мира (1920 год) между Эстонской республикой и Советской Россией (уже в бытность премьер-министром Ансип рассказал журналистам, что он не мог быть причастным к разгону данной демонстрации, так как в те часы пил чай у тёщи). До начала политической деятельности работал в банковских и инвестиционных предприятиях. Был членом совета директоров Народного банка Тарту (эст. Rahvapank), председателем Ливонской приватизационной коллегии, исполнительным директором акционерного общества Fondiinvesteeringu Maakler AS. Состоял также председателем совета Радио Тарту. Образование 1974 год — закончил 5-ю среднюю школу города Тарту 1979 год — закончил отделение органической химии Тартуского университета 1987—1989 годы — Эстонская сельскохозяйственная академия, агрономия 1992 год — Университет York, Торонто, управление бизнесом Мэр Тарту В 1998 году Ансип был избран мэром Тарту от Партии реформ и оставался на этом посту до 2004 года, при широкой популярности и неизменно высоком рейтинге по результатам опросов. 21 ноября 2004 года Ансип стал председателем Партии реформ, так как основатель и неизменный председатель партии, бывший премьер-министр Сийм Каллас стал вице-президентом комиссии Европейского союза и, оставив свою прежнюю должность, переехал в Брюссель. Ансип переехал в Таллин и 13 сентября 2004 года стал министром экономики в правительстве Юхана Партса, сменив на этом посту Меэлиса Атонена. Премьер-министр 31 марта 2005 президент Эстонии Арнольд Рюйтель поручил Ансипу сформировать новое правительство, что явилось следствием отставки правительства Юхана Партса. Ансип сформировал коалицию своей партии с Центристской партией и Народным союзом, следствием чего стало представление 12 апреля 2005 года нового правительства в Рийгикогу и на следующий день правительство приступило к работе. После победы своей партии на выборах в Рийгикогу 4 марта 2007 года, Ансип, набравший 22 540 голосов, образовал коалицию с партией социал-демократов и объединением Союз Отечества-Рес Публика (эст. Isamaa ja Res Publica Liit (IRL)). 8 июля 2006 года на выступлении перед ветеранами 20-й эстонской дивизии СС Ансип положительно оценил деятельность эстонских эсэсовцев: «Я не могу согласиться с теми, кто считает вашу борьбу бессмысленной. Как можно считать бессмысленным то, что люди исполняли свой долг перед своим народом и государством?» Борьба против памятника советскому Воину-освободителю («Бронзовый солдат») Ансип выступил инициатором законопроекта «О сносе запрещённых сооружений», который, однако был отклонен президентом Эстонии Ильвесом и не вступил в силу. Но парламент принял «Закон о защите воинских захоронений», который давал основание для перезахоронения останков солдат, похороненных в неподходящем месте (например, в парке), а также в местах, где воинские захоронения невозможно обеспечить надлежащим уходом. По мнению многих политических комментаторов, премьер-министр Эстонии Андрус Ансип в ходе предвыборной кампании пообещал перенести памятник Воину-освободителю, чтобы завоевать голоса избирателей, прежде традиционно голосовавших за маргинальные националистические партии, не представленные в парламенте, и тем самым набрать недостающие для получения полномочий сформировать правительство проценты. Перед началом эксгумации останков премьер Ансип несколько раз публично гарантировал порядок и безопасность гражданам страны. 26 апреля 2007 года Бронзовый солдат (памятник павшим во Второй мировой войне) был демонтирован и позднее перенесён на Военное кладбище Таллина. По официальным данным, в ходе вспыхнувших в результате этого волнений в городах страны было ранено 156 человек, один погиб. Поддержка народа Получивший на выборах рекордный результат Андрус Ансип за полгода правления добился у народа самой большой по сравнению со всеми предшественниками поддержки. Фирма Emor по заказу газеты Postimees измерила уровень поддержки правительства и парламента по 10-балльной шкале, на которой 10 баллов означают полную поддержку и 1 балл — полное отсутствие таковой. Средний балл правительства Марта Лаара (1999—2002) 4,67, правительства Сийма Калласа (2002—2003) и Юхана Партса (2003—2005) имели по 5,17 балла. Средний балл правительства Андруса Ансипа — 5,87. 6 марта 2011 года прошли очередные парламентские выборы. Право-центристская коалиция, состоящая из партии Андруса Ансипа и Союза Отечества-Рес Публика получила большинство голосов избирателей, что позволит коалиции занять 56 из 101 места в национальном парламенте. Интересные факты Премьер-министр Эстонии Андрус Ансип был награждён орденом канадских эстонцев за участие в переносе памятника Воину-освободителю. Как заявил на церемонии вручения почётный консул Эстонии в Канаде Лаас Лейват, при переносе монумента правительство действовало «умело и уверенно». 7 февраля 2008 года на пресс-конференции правительства Андрус Ансип заявил о наступающем экономическом кризисе: «Если это кризис и крах, то только в таком кризисе и крахе я бы хотел жить». Суммарное падение ВВП Эстонии за 2008—2009 год составило 17,2 %. Награды Великий офицер ордена Трёх звёзд (Латвия, 30 марта 2009 года) Личная жизнь Супруга Андруса Ансипа Ану Ансип по профессии врач-гинеколог. В семье три дочери — Реэт, Лийса и Тийна. Ансип постоянно занимается велоспортом, а также увлекается лыжным спортом. В 1996 году во время велосипедной прогулки Ансип попал под машину. Он перенес 11-часовую операцию и 3 месяца был прикован к постели. Восстановление заняло у него 14 месяцев. Спустя годы Ансип признался, что после аварии «было бы лучше покинуть этот мир». http://ru.wikipedia.org/wiki/Ансип,_Андрус

 

__________________________________________

 
  • вера в добро
    Удивительные картины и графика Виталия Онькова. Так может видеть.. челоловек верящий не в зло , любящий родную природу , творящий сказку сердцем , своим желаемым видением. Красивые , добрые , умные , мудрые работы , некоторые с болью , с болью в сердце. Виталий Оньков ушел 13.10.2008. оставив после себя добро и добрую память.
  • DanSIDE
    На последнем фото картина "Пера" художника Виталия Онькова, встречался с ним не раз в своем детстве, он жил в соседнем доме. А вообще, вся эта история с Кудым-Ошем выдумана специально, чтоб народ не чувствовал себя обделенным после того как Стефан-Пермский увел Коми-Пермяков в веру Христову огнем и мечом. У каждого народа должна быть своя история для сказок детям.
  • Алексей

    Здравствуйте, Владимир! С Рождеством Вас! Если Вас ещё интересует книга "Слепые и зрячие", то могу Вам её предложить.

       С Уважением. Алексей.

  • Гость

    куда делись?