Акпарс

АКПАРС: ЛИЧНОСТЬ И ЭПОХА

                                                  Гордиться славою своих предков не только



Укко

Укко (фин. Ukko) — верховный бог, громовержец в карело-финской мифологии. Соответствует небесному богу эстонского пантеона — Уку. Представлялся стариком с седой бородой, разъезжающим по небу на колеснице, мечущий молнии и производящий гром. Известен как покровитель скота и урожая. Михаэль Агрикола описывает священный брак Укко и богини Рауни. Первоначально Укко (старец) был всего лишь эпитетом Юмалы — древнейшего небесного божества, но со временем Юмала стало обозначение бога вообще, в том числе христианского, а Укко стал изображаться как бог грома.



Яг Морт

Яг-Морт – герой преданий народов Севера. На языке коми-зырян «яг» – лес, лесной, «морт»– человек. «Яг – Морт» означает «лесной человек». На самом деле из преданий следует, что Яг-Морт – это не просто лесной человек, а лесное чудовище.



Юмоу

В связи с ранней христианизацией у вепсов сохранились лишь самые общие черты их древних пантеистических верований и эпоса. В основном вепсский фольклор сохранил значительный пласт представлений о духах, нечисти, зачастую сильно переплетённых с христианской тематикой. Лингвистические реконструкции позволяют утверждать, что верховных богом вепсского пантеона был Юмоу (вепсск. Jumou), первоначально являвшийся богом грома, грозы и других небесных явлений.



Села-ней

Средний мир является домом для людей и мифологических существ, во многих случаях сверхъестественных. Существуют призраки лесов и водоёмов, пугающие людей. Они имеют разные названия в разных местах. В венгерской мифологии существует представление о Шелло (русалке), которая живет в воде, имеет туловище человека и хвост рыбы. Ветер управляется старухой Села-ней (матерью ветра) или Селкираем (королем ветра). Шаркань — дракон со змеевидным телом и крыльями, он является врагом героев в мифах и сказках.



Иштен

Боги и добрые души людей живут в верхнем мире. Боги равны между собой, хотя и наиболее важной фигурой из них является Иштен (что по-венгерски означает «Бог»). Он управляет миром, формирует судьбу человека, следит за Средним миром с неба, а иногда и испускает молнии. Иштен создал мир с помощью Эрдёга («дьявола»). Другие божества: Иштенанья («Божья Мать») и Хадур («Бог Войны»). Солнце и Луна также находятся в Высшем мире. Небо в венгерской мифологии представлялось как большой шатёр, поднятый на Мировом Древе. Звезды представлялись отверстиями в шатре.



Хадур

Хадур, или Ходер — бог войны и кузнецов у древних венгров. Происходит от Хадак Ура, что в переводе с венгерского означает "Господь войны" или "Армия Господа". В венгерской мифологии он был третьим сыном золотого отца (Arany Atyácska) и матери рассвета (Hajnal Anyácska). Он носил доспехи и оружие из чистой меди, что являлось священным металлом и было сказано, что он сделал Меч Бога (Isten kardja), который был обнаружен у Аттилы и обеспечивавший его правление. До начала битвы мадьяры приносили в жертву Хадуру белого жеребца.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Хадур



Калевипоэг

Калевипоэг (сын Калева) в эстонской мифологии богатырь-великан, сын богатыря Калева, а также эстонский героический эпос о нём. Первоначальный образ Калевипоэга — великан, с деятельностью которого связывались особенности географического рельефа: скопления камней, набросанных Калевипоэгом; равнины — места, где Калевипоэг скосил лес, гряды холмов — следы его пахоты, озёра — его колодцы, древние городища — ложа Калевипоэга и т. п. Калевипоэг также борец с нечистой силой, с притеснителями народа и с иноземными врагами.



Большой Тылль

Большой Тылль (тж. Большой Тылл, Суур Тылл, эст. Suur Tõll) — персонаж эстонской мифологии, живший на острове Сааремаа; великан-земледелец, богатырь, сражавшийся с врагами своего народа.

Сюжеты преданий



Так Молупси

Так Молупси

 

Жил был человек. Кто он родом, откуда?

Сегодня и мы не узнали покуда.

Наверно, его наградила тайга

Весёлым характером, силой в руках,

Умом, красотою, в работе сноровкой.

За что бы ни взялся, всё делал он ловко.

Один уходил за добычею в бор.

И промысел был ему легок любой.

Однажды, проверив слопцы на полянах,

Он был изумлён неудачею странной:

В надёжных слопцах не нашёл глухаря.

Неужто приманка положена зря?



Йиркап

Йиркап - легендарный персонаж коми преданий.

Смастерив лыжи из "ас пу" (Своего дерева), он стал самым удачливым охотником, от которого не смог убежать даже быстроногий голубой олень.

Существует немало преданий о нем. 



Нейминьг

В мифах нганасан культурным героем выступает Нейминьг. В нганасанской мифологии ей отведено исключительно важное место - создание традиции шить меховую одежду.

Нет необходимости говорить о том, какое значение в Заполярье имеет меховая одежда. Наличие хорошо приспособленной к арктическим условиям одежды является непременным условием, позволяющим людям жить в высоких широтах. Поэтому присутствие в пантеоне нганасан особого персонажа, связанного с изготовлением одежды, вполне понятно.



Ича (Ия, Итте)

В селькупских фольклорных сюжетах главным культурным героем выступал Ича (Ия, Итте) — сын Неба (младший сын Творца-Нума). Он предстает божественным охотником, мчащимся в погоню за Небесным Лосем, он смел и осторожен, беспощаден и хитер в борьбе с демонами и богатыми оленеводами. Для северных селькупов в борьбе за выживание на новых землях «хитрый и беспощадный» Ича стал духовным наставником и образцом для подражания.



Дюба-нга

В обширном произведении энцев в поэтической форме мифологического характера «Звездный миф» (по-энецки – «Фонсэй-дёре») рассказывается о происхождении главного покровителя энцев Дюба-нга (по-нганасански Дейба-нгуо), названного здесь Сиды-нэ бадаси нга, т е. «нас воспитавший бог».



Куллерво

Куллерво (иногда Каллерво) — персонаж карело-финского эпоса Калевала, впервые опубликованного Э. Лёнротом, герой-мститель. Сказание о Куллерво было записано у ижор, в западной части Петербургской губернии, и не встречается среди эпических рун других прибалтийско-финских народов.

Страницы