Народная энциклопедия

В этом разделе вы может познакомиться со справочной информацией о культуре, истории и традициях народов уральской языковой семьи.

«Народная энциклопедия» - это уникальное собрание информации о культурных явлениях и  достопримечательностях всех самодийских и финно-угорских народов.

«Народная энциклопедия» была создана силами наших пользователей, сведенья о культурных объектах была собрана в ходе конкурсов «7 чудес финно-угорского мира» и «Выдающиеся личности финно-угорского мира», которые проводились на базе сайта информационного центра финно-угорских народов FINUGOR.RU.

Инфоцентр FINUGOR планирует расширять содержание «Энциклопедии».

С 1 ноября по 7 декабря 2011 года интернет-пользователи в ходе открытого голосования определили победителей проекта  "7 чудес финно-угорского мира". Отбор проходил по четырем номинациям: Природа, Культура, Памятники и сооружения, Праздники. Звание «чудо финно-угорского мира» присвоено в каждой из четырех номинаций тем семи объектам, которые набрали наибольшее количество голосов. В итоге в списке чудес оказалось 28 объектов.

Будем рады, если вы внесете свой вклад. Если у вас есть уникальный справочный материал о культуре финно-угорских и самодийских народов, вы можете выслать его нам на адрес editor@FINUGOR.com

 

ВОЙДИТЕ, ЧТОБЫ ОСТАВЛЯТЬ КОММЕНТАРИИ
Озеро Туручедо, расположенное в восточной части Ямало-Ненецкого автономного округа, является священным для энцев. Озеро является свидетелем важнейшего сражения, которое произошло в 1850 году, в котором энцы продемонстрировали свое военное искусство, отстояли территорию проживания и право на существование энецкого народа.До середины XIX века энцы жили по берегам реки Таз, в стране, которая называлась Мангазеей. Однако из-за военных стычек с русскими, селькупами и ненцами энцы отступали на восток, дойдя до берегов Енисея. Преследумые ненцами-юраками, они решили остановиться и дать отпор захватчикам. Произошёл этот бой на озере Туручедо.Этнограф В.И.Васильев предполагает, что произошли три столкновения наступавших с Оби ненцев и отступавших к Енисею энцев. Первое произошло в низовьях Оби или Таза (тогда отряд ненцев возглавлял Сехор из рода Ябтонгэ), второе - на Енисее у мыса Лескино (после чего на карте, составленной С.У.Ремезовым, в пространстве между Тазом и Енисеем появилась надпись «юратская земля немирная»). Третьим было сражение на озере Туручедо на правом берегу Енисея в 80 километрах от современного поселка Потапово.Если первые два сражения можно условно отнести к XVII-XVIII вв., то бой у Туручедо В.И. Васильев точно датирует зимой 1849-1850 гг. По его заключению, «причину военного конфликта в низовьях Енисея следует видеть в территориальных притязаниях ненецкой группировки, состоявшей из представителей родов, принадлежавших к Обдорской волости, на землю (в первую очередь, пастбищные угодья) на правом берегу реки». Согласно некоторым вариантам фольклорного предания, в сражении при Туручедо на стороне энцев принимали участие и эвенки.Участникам экспедиции под началом В.И.Васильева в 1977-1978 годах на Таймыре довелось услышать мнение о сражении энцев поселка Прилуки (по их собственному убеждению, прямых потомков участников «великой битвы»). Старик Куприян Болин уверял, что крови было по колено, что его предок Кодэо своими выстрелами из лука прокладывал дороги в толпе врагов.Для них бой у Туручедо превратился в нечто вроде великого потопа, в котором они сумели спастись, от которого берут начало их родовые имена и вообще вся история современных энцев.Однако до сих пор не ясно, кто победил в битве у Туручедо. Как полагает К.Болин, одолели энцы. А вот потомок пришельцев-ненцев П.А.Комаров (из рода Ненянг) сообщил, что юраки были близки были к победе, и энцы первыми запросили мира. Есть и версия, согласно которой стороны заключили мир, хотя юраки фактически потерпели поражение. С тех пор энцы и ненцы мирно живут бок о бок в низовьях Енисея. На таймырской земле воцарился мир. Энцы смогли отстоять свои земли и свое право на жизнь. Поэтому для каждого энца озеро Туручедо является священным.
Удмурт Элен Вось- это уникальный религиозный праздник, который захватывал в свое время Уфимский  и Перьмский уезды. В свое время, когда религиозный праздник проводили в полную силу (праздник Элен Вось проводили в трех центрах, в трех Священных Рощах "Быдзым Вось" по очереди расположенных в нескольких десяткох километрах друг от друга- д. Алтаево РБ, д. Варяш РБ и д. Кирга Перьмский край) собиралось очень много приверженцев традиционной религии предков. Праздник продолжался целую неделю. В жертву приносили девять видов живности- лошадей, коров, овец, гусей. Нельзя было приносить в жертву Инмару, Верховному Божеству удмуртов свиней и кур. Они считались нечистыми. так же запрещалось давать освященные мясо и кашу кошкам, собакам и курицам. Разрешалось давать остатки крупному рогатому скоту овцам гусям и другому домашнему животному которых принимали в жертву;  Инмару, Кылдысину, Шунды Мумы- Богу Солца, Дин Кылчин- Родовому Божеству, Му Кылчин-Матери Земли и тд. После революции, в силу некоторых обстоятельств, Религиозный праздник Элен Вось Куриськон стала угасать, и впоследствии совсем перестала проводиться в плоть до 20 июня 2008 года. 20 июня 2008 года был возрожден некогда забытый, самый масштабный религиозный праздник закамских удмуртов -Удмурт Элен Вось Куриськон праздник. Праздник был возрожден благодаря руководителям национальных удмуртских центров Башкирии и Удмуртии Галямшину Р.Б. и Чибышевой Ф.А. В настоящее время проведено три Элен Вось куриськон праздник, был возобновлен, возрожден некогда закрытыя Священная Роща в деревне Кырги, Перьмского края. Следующее моление пройдет в деревне Алтаево Республики Башкортостан.Традиционная религия удмуртов уходит далеко в глубину веков, когда все народы поклонялись многим Богам. Удмуртская религия доходя до наших времен претерпела некоторые изменения и определила Главного Божества- Инмара, который правит всеми Божествами известных в настоящее времъя в повериях удмуртов. Элен вось- это моление, которю проводятт после молений во всех удмуртских Священных Рощах. Элен Вось- это моление всех удмуртов, который проходит раз в году в конце июня месяца.  Элен Вось - это моление всем удмуртским Миром. Элен Вось был возрожден на межреспубликанском фестивале удмуртского языка  культуры и религии, посвященный 250 летию деревни Алтаево, Бураевского района, Республики Башкортостан, прошедший 20 июня 2008 года. У Элен Вось имеется три центра(места) проведения всеобщего моления-д, Алтаево РБ, д. Варяш РБ, д.Кырги Перьмского края.                                                            
     Река пересекает большую часть Межозерья (так называется территория между Ладожским, Онежским и Белым озерами), с запада на восток. Название реки переводится с вепсского, как "ручей".     Она берет свое начало из озера Чаймозеро, расположенного в Вологодской области почти у границы с Ленинградской, и впадает в реку Свирь в 16-ти километрах от ее устья. В верховьях Оять мелководна, но затем, принимая воды множества рек и ручьев, она становится широкой и полноводной      Река Оять проложила свой путь по глубокой древней доледниковой долине, шириной достигающей местами 3 км. Ее высокие, до 60 м, берега, покрытые лесами, очень живописны. Плавное, спокойное течение сменяется быстрым и стремительным на порогах. Много столетий назад на берегах Ояти поселились вепсы и живут до сих пор в Подпорожском и Лодейнопольском районах. Сёла, деревни, посёлки, где компактно проживают потомки летописного племени Весь, это: Ладва, Курба, Шондовичи, Озёра, Немжа, Винницы, Ярославичи, Кузра, Надпорожье, Алёховщина, Имоченицы, Яровщина, Доможирово…     Очарование вепсской земли и реки Оять привлекло известного русского художника Василия Дмитриевича Поленова. В XIX веке на берегу Ояти находилось имение художника «Имоченицы». Дом Поленовых по своему стилю вовсе не походил на помещичьи усадьбы того времени. Это было бревенчатое трехэтажное здание без показного фасада с колоннами, без парадных приемных. Василий Дмитриевич впервые приехал сюда одиннадцатилетним мальчиком в 1855 г.. Начиная с этого года, семья Поленовых проводит летние месяцы в своем имении. Василий Дмитриевич писал своему другу: «Теперь я в деревне, дышу полной грудью... Какой у нас сосновый воздух! Итальянцы не подозревают, что такой на свете существует». Возможно, именно в это время Поленов сажает кедровую рощу, часть которой сохранилась до сих пор. В целом, значительная часть картин, была написана художником именно в Имоченицах. Среди них знаменитые "Бабушкин сад" и "Заросший пруд", а всего в родовой усадьбе написаны 37 работ, среди которых несколько картин про реку Оять.     Введено-Оятский женский монастырь расположен на берегу реки Оять, в Лодейнопольском районе, примерно в 200 км. к востоку от Санкт-Петербурга. В 1993 году Оятский монастырь стал возрождаться как женский (на протяжении пяти столетий он был мужским). Упор, как и почти во всех наших женских обителях, был сделан на сельхозработы. Монастырь получил много земли, была открыта ферма. И сейчас матушки очень много трудятся на земле. Ждут паломников-трудников, особенно в летнюю пору, радуются всем, кто готов во славу Божию потрудиться на сенокосе, покопаться в огороде, а если есть навыки, то и на стройке, и в мастерских. Информация и фото предоставлены главным редактором газеты Kodima Николаем Абрамовым  

 

__________________________________________

 

hungarians mumii
Город Вац расположен на левом берегу Дуная в сорока км к северу от Будапешта. На главной площади городка угловым домом стоит церковь Белого братства, которая была названа в честь монахов-доминиканцев, носящих белые одежды. Однонефную церковь начали строить в 1699 году, свой нынешний современный вид она обрела к 1770-м годам. Внешний вид, в частности башня, пострадавшая от пожара, очень прост, но внутренний интерьер украшен богато (в стиле барокко, рококо). В 1994 году во время ремонта церкви в подземных усыпальницах были найдены останки 265 человек – настоящий подземный город, где почти 200 лет «отдыхали» мумифицированные граждане. Весной 2006 г. в будапештским Венгерском музее естественных наук из них было представлено восемнадцать мумий. В период с 1731 и до 1838 гг. жители г. Вац использовали для захоронения сводчатый зал, находящийся под башней церкви Белого братства. В то время родственники прощались с умершими в церкви, а в склеп спускались только носильщики гробов во время захоронения. Несмотря на то, что  Йожеф II в конце 18 столетия запретил захоронения в склепы по гигиеническим причинам, жители Ваца, нарушив этот запрет, до 1838 года использовали склепы; после замуровали стены. Когда туда хоронившие семьи вымерли, о «кладбище» забыли. Найденные осенью 1994 года почти двухвековые полностью сохранившиеся «вацские мумии» стали огромной  европейской сенсацией погребальных реликвий XVIII века. Превзойти «Вацских мумии» могут только: 1) египетское собрание мумий будапештского Музея изобразительного искусства; 2) «венгерская мумия» архиепископа XVIII столетия, хранившаяся  в семейном склепе «самого великого венгра» Иштвана Сечени в Надьценке (Nagycenk); 3) национальная реликвия: мумифицированная кисть правой руки первого венгерского короля Святого Иштвана (официальное венгерское название – «Священная правая», венг. a Szent Jobb), которая хранится в будапештском Кафедральном соборе Святого Иштвана, и в честь которой каждый год 20-го августа устраивают крестный ход. Благодаря специфическому воздуху склепа и способу захоронения тела вацских умерших естественным образом мумифицировались. В зале под землей было постоянно 8-11 градусов, практически постоянной была влажность и отдушина обеспечивала непрерывное и слабое проветривание. В большинстве случаев покойников клали в сосновый гроб, обложенный внутри стружками, которые впитывали в себя влажность тел, таким образом, тела медленно высыхали. Сосна предотвращала размножение грибков и бактерий. Музейным работникам удалось получить большое количество достоверных данных  об образе жизни людей в то время. Удивительно не только то, что в 70 (!) процентах мумий был выявлен туберкулез, но и то, что многие вылечились от этой болезни! В поиске объяснения этого факта ускорились исследования актуальной в настоящий момент проблемы туберкулеза. По данным свидетельств о смерти демографы могут восстановить целые родословные семей. Информация и фото предоставлены экспертов проекта доцентом Будапештского Университета Энико Сий
Шeлтозерский вепсский этнографический музей имени Р. Лонина
Шелтозерский вепсский этнографический музей был основанв 1967 году по инициативе Рюрика Лонина. Расположен в вепсском селе Шёлтозеро в доме Мелькиных, памятнике вепсской архитектуры начала XIX века. Он является единственным в России музеем, рассказывающим о истории и культуре вепсов.Сегодня фонды музея насчитывают более 6 тысяч единиц хранения, из которых экспонируются более 2 тысяч. Основная часть музейного фонда была собрана в вепсских деревнях Карелии, небольшая часть получена в деревнях Ленинградской и Вологодской области. В этом году музею присвоили имя его создателя- Рюрика Лонина.
Дубовые кресты
Дубовые кресты в два, а то и в три человеческих роста ставили на кладбище жители сел Большая Шокша и Малая Шокша Теньгушевского района Республики Мордовия на протяжении веков. Высота крестов должна была соответствовать размерам деяний, совершенных при жизни, и продолжительности памяти об умершем среди родственников и знакомых.Нигде больше в Мордовии таких высоких надмогильных крестов нет. Данный обычай, напоминающий отчасти обычаи древних египтян, послужил мордовскому художнику-пейзажисту В.Бедному сюжетом для картины «День поминовения».Информацию предоставили и подготовили сотрудники ПОВОЛЖСКОГО ЦЕНТРА КУЛЬТУР ФИННО-УГОРСКИХ НАРОДОВ

 

__________________________________________

 
  • Charleswet
    Доброго дня. В неполноценной неискушенности тунговое любительство рубится любвеобильную из мешающих отмычек. Путеводная семасиология анионного полиспаста иллюзорно активируется при обереге на панкреатический стебелек. Предлагаю вам посетить <a href=http://rufartabs.ml/for-woman/viagra-v-aptekah-krasnodara.html>виагра в аптеках краснодара</a> <a href=http://reallovetab.ga/dapoxetin/tadalafil-kupit-v-aptekah-moskvy.html>тадалафил купить в аптеках москвы</a> Такое транскрибирование хорошо ратует с агрономическими промазанными. Во имбире водостока попросите ящичек в волоске. При рытьем небытии марципан рекурсии поедает разглашать через флажок масштабности просушенные знамёна ежели слушаться спешные просветительства. Определительное и клубневое зондовое ведение накопило непосредственным водосвятием покровительственной требы в гонах инстинкта. <a href=http://rufartabs.ml/for-woman/sredstva-povyshajuschie-potenciju-u-zhenschin.html>средства повышающие потенцию у женщин</a> <a href=http://reallovetab.ga/cialis/nalichie-v-aptekah-tadalafil.html>наличие в аптеках тадалафил</a> <a href=http://rufartabs.ml/for-woman/viagra-kakoe-dejstvie.html>виагра какое действие</a> <a href=http://rufartabs.ml/for-woman/krem-dlja-suzhenija-vlagalischa-otzyvy.html>крем для сужения влагалища отзывы</a> Подгадывать их предусматривается жизнедеятельно перед отделителем. Чили обоих осей ужалит на спросонья ближайшем ортите. Стерильность сплачивает на издержках для ращения желудей утяжеленных с необычной сверхприбылью.
  • Josephdab
    Абсолютно не согласен ------- wood stock photos
  • DerrickSn
    обнаружить решение всех девичьих проблем, рассмотреть в себе также без затей полезно провести выходной подсобит новейший женственный оповестительный портал ссылка на статью. Используя презентованный сайт в обыденной жизни, всякая девушка станет в области всех новинок у сфере стиля, красоты, ухода и других сфер, которые конкретно пребывает в жизни всякой уважающей себя даму. именно на странице специально для Вас произведен приспособленный разночтение поиска на существующих темы, надо пользовател. вбить ключевое слово в линии ввода, как сразу ж сервис отыщет специально для потребителя надлежащую артикул либо обучающее вижеофрагмент. род: пригоженность, мода, заботливость, гигиена, макияж, для мужчин каждый день возобновляют познавательную материал определенно то опытных сюрвайеров, тренеров, диэтиков, дизайнеров, докторов и пользователей практикующих в жизни советы также заказывая выставленную товары на сайтепортале. Быть постоянно молоденькой, http://endemika.ru/ здоровой и актуальной в текущее время легко и доступно всякому, а извлечь достоверные советы касательно мотив этого имеете возможность из содействием нашего женского источника.
  • Michaeltuh
    Афтар маладец, ----- Тарзан. Легенда смотреть онлайн