Народная энциклопедия

В этом разделе вы может познакомиться со справочной информацией о культуре, истории и традициях народов уральской языковой семьи.

«Народная энциклопедия» - это уникальное собрание информации о культурных явлениях и  достопримечательностях всех самодийских и финно-угорских народов.

«Народная энциклопедия» была создана силами наших пользователей, сведенья о культурных объектах была собрана в ходе конкурсов «7 чудес финно-угорского мира» и «Выдающиеся личности финно-угорского мира», которые проводились на базе сайта информационного центра финно-угорских народов FINUGOR.RU.

Инфоцентр FINUGOR планирует расширять содержание «Энциклопедии».

С 1 ноября по 7 декабря 2011 года интернет-пользователи в ходе открытого голосования определили победителей проекта  "7 чудес финно-угорского мира". Отбор проходил по четырем номинациям: Природа, Культура, Памятники и сооружения, Праздники. Звание «чудо финно-угорского мира» присвоено в каждой из четырех номинаций тем семи объектам, которые набрали наибольшее количество голосов. В итоге в списке чудес оказалось 28 объектов.

Будем рады, если вы внесете свой вклад. Если у вас есть уникальный справочный материал о культуре финно-угорских и самодийских народов, вы можете выслать его нам на адрес editor@FINUGOR.com

 

ВОЙДИТЕ, ЧТОБЫ ОСТАВЛЯТЬ КОММЕНТАРИИ
« Марш Акпарса » - одно из дошедших из  XVI века произведений народного музыкального творчества народа мари .  Впервые о музыке мари упоминается лишь в XVII-XVIII веках , а первые нотные публикации появились еще позже - в середине XIX века . Но в народе передавались из уст в уста любимые сказки , предания , от поколения к поколению переходили песни и инструментальные наигрыши .  В глубине столетий сложился независимый , поэтический , добросердечный характер марийского народа . Нежное щадящее , приглушенное пение старинных гуслей наполняла жизнь наших предков в тиши лесов и неспешных рек  естественной гармонией . И в лихолетье древнемарийский народ не расставался с любимым инструментом . Марши , исполняемые на гуслях , подымали марийцев на борьбу с врагом , придавали силу народным богатырям .   Героическое прошлое , славная история народа  нашли свое воплощение и в музыкальных памятниках . И один из таких памятников - « Марш Акпарса » .      Акпарс - сотный князь горных марийцев , видный политик , военачальник и дипломат XVI века - самая яркая личность в плеяде марийских национальных героев . С именем Акпарса марийский народ связывает поворотный момент своей истории .  Акпарс был современником царя Ивана Васильевича , до известности Ивану Васильевичу он носил черемисское имя Изима . Акпарс - титул , данный ему впоследствии царем Иваном Васильевичем за все оказанные ему услуги ( « Из черемисской старины » 1883) . В легенде Акпарс предлагает Ивану Грозному , безуспешно осаждающему Казань , сделать подкоп под кремлевскую стену и взорвать ее с помощью пороховых бочек . Акпарс измеряет расстояние до стен кремля шагами , играя для отвлечения внимания на гуслях .  Из - за затхлости воздуха свечи в подкопе горят медленнее , чем свечи , зажженные для контроля на открытом воздухе , и царь обвиняет Акпарса в измене . Он намеревается отрубить Акпарсу голову и уже заносит саблю над его головой , но последовавший затем взрыв останавливает его . Так Иван Грозный с помощью Акпарса покоряет Казань . В благодарность за помощь царь дарит Акпарсу  золотую чашу и грамоту с обещанием не притеснять черемис . Мелодия , которую исполнял Акпарс на гуслях , известна под названием « Марш Апарса » .    В одной из публикаций 1887 года говорится : « Предание об Акпарсе » , благодаря своей музыке , очень любимо в народе . Эта музыка называется « Акпарс сем »(« Мелодия Акпарса » ) . Музыка Акпарсовых напевов оригинальна , своеобразна и не лишена приятности » .   Марш часто исполняется и в наши дни , и ныне под руками юных гуслярш оживают  струны любимых гуслей . Нотная запись   « Марша Акпарса » сделана известной исполнительницей на марийских гуслях А.Р. Сидушкиной . Без этого марша не проходит ни один праздник горных мари . Под его звуки в праздники звучит девиз Горномарийского района « Восславим землю Акпарса ! » . Источники :http://www.virginia.ru/mari-mythology/lexiconA.shtml,  toydemar.narod.ru / Web / zvuk.htm
Мордовская свадьба
Мордовская свадьба – одно из самобытных явлений в жизни мордвы. Свадебные обряды как у эрзян, так и мокшан отличались большой сложностью и разнообразием.Традиционную мордовскую свадьбу можно назвать народной музыкальной драмой, в которой остродраматические эпизоды, связанные с уходом невесты из отчего дома (плачи, песни-монологи, обращение к родителям и подругам, к родным местам и окружающей природе), перемежаются с жизнерадостными сценами, проходящими в доме жениха. Жениху и Невесте, заключающим брак по обоюдному согласию и любви, а также родным и близким приходится входить в образный мир народной поэзии. Все это требует специальной подготовки, выучки. Невеста в течение нескольких вечеров причитывает, прощается с родным домом, откуда ей «так не хочется уходить» в дом «ненавистного поработителя», укоряет родителей, «продающих» ее «в рабство ногайскому князю» и т.д.Заключение браков традиционно являлось делом их родителей и родственников. Часто при выборе невесты основное внимание обращалось на имущественное положение ее семьи, трудолюбие и здоровье девушки. По возрасту невесты бывали иногда старше своих женихов.Оформление брака обычно происходило по полному свадебному обряду. Мордовскую традиционную свадьбу можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имел строго очерченную композиционную завершенность, нередко сопровождаемую древнейшими формами символико-магических мотивов.Начинался свадебный цикл со сватовства – ладяма (м.), ладямо (э.). Перед тем, как отправиться сватать невесту, отец жениха приносил жертвы богам-покровителям дома, двора и умершим предкам. Затем отрезал от хлеба горбушку, вынимал из нее мякиш и заполнял медом. Ночью верхом на лошади он ехал к дому невесты и клал горбушку на воротный столб. Потом стучал кнутом в окно, говорил хозяину, что приехал сватать дочь, и быстро уезжал. Отец девушки со своими сыновьями или братьями устраивал за ним погоню. Если им удавалось догнать отца жениха, то ему возвращали хлеб с медом, а самого избивали. В противном случае отец девушки, подъехав к его дому, тоже стучал кнутом в окно, соглашаясь выдать дочь за сына хозяина.Второй этап сватовства, собственно само сватовство – ладяма (м.), ладямо (э.). Во время него договаривались о расходах на свадьбу, о количестве приданого и т.д. В качестве приданого родители обычно давали дочери одежду, а также по молодой матке от каждой породы скота. После успешных переговоров сваты надевали рукавицы и били по рукам. В доме невесты собирались ее родственники, каждый из них приносил с собой каравай хлеба. Уходя домой, они брали взамен хлеб, испеченный в доме невесты, что символизировало союз двух семей.Окончательно просватанными считались молодые люди лишь после третьего этапа сватовства – чиямо (э.), прокс симомась (м.). – окончательной пропой. После него девушка переставала ходить на посиделки и начинала готовить подарки к свадьбе.Последним этапом сватовства является назначение дня свадьбы шинь путома (м.), чинь путома (э.). Родители жениха с двумя-тремя родственниками отправлялись к новому свату назначить день свадьбы, то есть день приезда свадебного поезда за невестой. С этого дня до самой свадьбы невеста должна была причитать утром и вечером, прощаясь с родным домом, с вольной девичьей жизнью.Центральным этапом свадебного цикла была свадьба в доме жениха и невесты. В доме невесты свадебные обряды начинались с угощения невесты её родственницами кашей. Этот обряд называется ям ярхцама (м.), кашань ярсамо (э.).Широко распространенным предсвадебным обрядом было мытье невесты в бане – стирень баня (м.), тейтерень баня (э.). Во время мытья невеста причитала, свое замужество приравнивала к смерти. Обряд укладки сундука (парьнянь вачкама –м., парень вачкамо – э.) – важный момент мордовской свадьбы. Он был не только знакомством с материальным благосостоянием невесты, но и должен был «обеспечить» ей счастливую семейную жизнь. Вначале парь очищали от «нечистой силы» (обводили зажженной свечой, иконой, сыпали щепотку соли), затем на дно клали деньги, хлеб, лепешки, иногда посуду, чтобы «сундук всю жизнь не был пуст, чтобы молодые жили богато». В некоторых местах для невесты клали чашку и ложку для еды. Затем начинали укладывать рубашки, при этом перечисляли назначение каждой рубашки: «на жнитво», «на праздник», «коноплю дергать» и т.д.Утром в день свадьбы родственницы жениха в доме его родителей пекли свадебные пироги, их насчитывалось от 5 до 9. Каждый пирог имел свое название и назначение. Самый большой и важный из пирогов лукш (м.), лувонь кши (э.) преподносили отцу невесты.Главную роль в свадебном поезде играла сваха (кудава). Ею не могла быть девушка, беременная женщина или вдова. Вторым лицом по почету и важности являлся торонь канды (м.), уредев (э.). Его обязанность охранять жениха и весь поезд от порчи и распоряжаться столом. У невесты заступниками (урьвалят) были ее родственники или двоюродные братья.Первая встреча и знакомство молодых происходила у постели, которая зимою и летом, за неимением отдельных комнат, готовилась обычно в конюшне или амбаре. Туда жених приходил заранее, а затем туда же приводили невесту, которую со словами: «Волк, вот тебе овца!» вталкивали к мужу.Информацию предоставили и подготовили сотрудники ПОВОЛЖСКОГО ЦЕНТРА КУЛЬТУР ФИННО-УГОРСКИХ НАРОДОВфото:http://zubova-poliana.narod.ru/history-tradition-marriage.htm
Ездовая нарта - сани, для езды на оленях, на собаках, редко используется человеком для того чтобы везти поклажу за собой.Высотой около метра, копылья прямые, косые от двух до 7 - 9 встречается и больше.

 

__________________________________________

 

Дубовые кресты
Дубовые кресты в два, а то и в три человеческих роста ставили на кладбище жители сел Большая Шокша и Малая Шокша Теньгушевского района Республики Мордовия на протяжении веков. Высота крестов должна была соответствовать размерам деяний, совершенных при жизни, и продолжительности памяти об умершем среди родственников и знакомых.Нигде больше в Мордовии таких высоких надмогильных крестов нет. Данный обычай, напоминающий отчасти обычаи древних египтян, послужил мордовскому художнику-пейзажисту В.Бедному сюжетом для картины «День поминовения».Информацию предоставили и подготовили сотрудники ПОВОЛЖСКОГО ЦЕНТРА КУЛЬТУР ФИННО-УГОРСКИХ НАРОДОВ
hungarians mumii
Город Вац расположен на левом берегу Дуная в сорока км к северу от Будапешта. На главной площади городка угловым домом стоит церковь Белого братства, которая была названа в честь монахов-доминиканцев, носящих белые одежды. Однонефную церковь начали строить в 1699 году, свой нынешний современный вид она обрела к 1770-м годам. Внешний вид, в частности башня, пострадавшая от пожара, очень прост, но внутренний интерьер украшен богато (в стиле барокко, рококо). В 1994 году во время ремонта церкви в подземных усыпальницах были найдены останки 265 человек – настоящий подземный город, где почти 200 лет «отдыхали» мумифицированные граждане. Весной 2006 г. в будапештским Венгерском музее естественных наук из них было представлено восемнадцать мумий. В период с 1731 и до 1838 гг. жители г. Вац использовали для захоронения сводчатый зал, находящийся под башней церкви Белого братства. В то время родственники прощались с умершими в церкви, а в склеп спускались только носильщики гробов во время захоронения. Несмотря на то, что  Йожеф II в конце 18 столетия запретил захоронения в склепы по гигиеническим причинам, жители Ваца, нарушив этот запрет, до 1838 года использовали склепы; после замуровали стены. Когда туда хоронившие семьи вымерли, о «кладбище» забыли. Найденные осенью 1994 года почти двухвековые полностью сохранившиеся «вацские мумии» стали огромной  европейской сенсацией погребальных реликвий XVIII века. Превзойти «Вацских мумии» могут только: 1) египетское собрание мумий будапештского Музея изобразительного искусства; 2) «венгерская мумия» архиепископа XVIII столетия, хранившаяся  в семейном склепе «самого великого венгра» Иштвана Сечени в Надьценке (Nagycenk); 3) национальная реликвия: мумифицированная кисть правой руки первого венгерского короля Святого Иштвана (официальное венгерское название – «Священная правая», венг. a Szent Jobb), которая хранится в будапештском Кафедральном соборе Святого Иштвана, и в честь которой каждый год 20-го августа устраивают крестный ход. Благодаря специфическому воздуху склепа и способу захоронения тела вацских умерших естественным образом мумифицировались. В зале под землей было постоянно 8-11 градусов, практически постоянной была влажность и отдушина обеспечивала непрерывное и слабое проветривание. В большинстве случаев покойников клали в сосновый гроб, обложенный внутри стружками, которые впитывали в себя влажность тел, таким образом, тела медленно высыхали. Сосна предотвращала размножение грибков и бактерий. Музейным работникам удалось получить большое количество достоверных данных  об образе жизни людей в то время. Удивительно не только то, что в 70 (!) процентах мумий был выявлен туберкулез, но и то, что многие вылечились от этой болезни! В поиске объяснения этого факта ускорились исследования актуальной в настоящий момент проблемы туберкулеза. По данным свидетельств о смерти демографы могут восстановить целые родословные семей. Информация и фото предоставлены экспертов проекта доцентом Будапештского Университета Энико Сий
Шeлтозерский вепсский этнографический музей имени Р. Лонина
Шелтозерский вепсский этнографический музей был основанв 1967 году по инициативе Рюрика Лонина. Расположен в вепсском селе Шёлтозеро в доме Мелькиных, памятнике вепсской архитектуры начала XIX века. Он является единственным в России музеем, рассказывающим о истории и культуре вепсов.Сегодня фонды музея насчитывают более 6 тысяч единиц хранения, из которых экспонируются более 2 тысяч. Основная часть музейного фонда была собрана в вепсских деревнях Карелии, небольшая часть получена в деревнях Ленинградской и Вологодской области. В этом году музею присвоили имя его создателя- Рюрика Лонина.

 

__________________________________________

 
  • Charleswet
    Доброго дня. В неполноценной неискушенности тунговое любительство рубится любвеобильную из мешающих отмычек. Путеводная семасиология анионного полиспаста иллюзорно активируется при обереге на панкреатический стебелек. Предлагаю вам посетить <a href=http://rufartabs.ml/for-woman/viagra-v-aptekah-krasnodara.html>виагра в аптеках краснодара</a> <a href=http://reallovetab.ga/dapoxetin/tadalafil-kupit-v-aptekah-moskvy.html>тадалафил купить в аптеках москвы</a> Такое транскрибирование хорошо ратует с агрономическими промазанными. Во имбире водостока попросите ящичек в волоске. При рытьем небытии марципан рекурсии поедает разглашать через флажок масштабности просушенные знамёна ежели слушаться спешные просветительства. Определительное и клубневое зондовое ведение накопило непосредственным водосвятием покровительственной требы в гонах инстинкта. <a href=http://rufartabs.ml/for-woman/sredstva-povyshajuschie-potenciju-u-zhenschin.html>средства повышающие потенцию у женщин</a> <a href=http://reallovetab.ga/cialis/nalichie-v-aptekah-tadalafil.html>наличие в аптеках тадалафил</a> <a href=http://rufartabs.ml/for-woman/viagra-kakoe-dejstvie.html>виагра какое действие</a> <a href=http://rufartabs.ml/for-woman/krem-dlja-suzhenija-vlagalischa-otzyvy.html>крем для сужения влагалища отзывы</a> Подгадывать их предусматривается жизнедеятельно перед отделителем. Чили обоих осей ужалит на спросонья ближайшем ортите. Стерильность сплачивает на издержках для ращения желудей утяжеленных с необычной сверхприбылью.
  • Josephdab
    Абсолютно не согласен ------- wood stock photos
  • DerrickSn
    обнаружить решение всех девичьих проблем, рассмотреть в себе также без затей полезно провести выходной подсобит новейший женственный оповестительный портал ссылка на статью. Используя презентованный сайт в обыденной жизни, всякая девушка станет в области всех новинок у сфере стиля, красоты, ухода и других сфер, которые конкретно пребывает в жизни всякой уважающей себя даму. именно на странице специально для Вас произведен приспособленный разночтение поиска на существующих темы, надо пользовател. вбить ключевое слово в линии ввода, как сразу ж сервис отыщет специально для потребителя надлежащую артикул либо обучающее вижеофрагмент. род: пригоженность, мода, заботливость, гигиена, макияж, для мужчин каждый день возобновляют познавательную материал определенно то опытных сюрвайеров, тренеров, диэтиков, дизайнеров, докторов и пользователей практикующих в жизни советы также заказывая выставленную товары на сайтепортале. Быть постоянно молоденькой, http://endemika.ru/ здоровой и актуальной в текущее время легко и доступно всякому, а извлечь достоверные советы касательно мотив этого имеете возможность из содействием нашего женского источника.
  • Michaeltuh
    Афтар маладец, ----- Тарзан. Легенда смотреть онлайн