Народная энциклопедия

В этом разделе вы может познакомиться со справочной информацией о культуре, истории и традициях народов уральской языковой семьи.

«Народная энциклопедия» - это уникальное собрание информации о культурных явлениях и  достопримечательностях всех самодийских и финно-угорских народов.

«Народная энциклопедия» была создана силами наших пользователей, сведенья о культурных объектах была собрана в ходе конкурсов «7 чудес финно-угорского мира» и «Выдающиеся личности финно-угорского мира», которые проводились на базе сайта информационного центра финно-угорских народов FINUGOR.RU.

Инфоцентр FINUGOR планирует расширять содержание «Энциклопедии».

С 1 ноября по 7 декабря 2011 года интернет-пользователи в ходе открытого голосования определили победителей проекта  "7 чудес финно-угорского мира". Отбор проходил по четырем номинациям: Природа, Культура, Памятники и сооружения, Праздники. Звание «чудо финно-угорского мира» присвоено в каждой из четырех номинаций тем семи объектам, которые набрали наибольшее количество голосов. В итоге в списке чудес оказалось 28 объектов.

Будем рады, если вы внесете свой вклад. Если у вас есть уникальный справочный материал о культуре финно-угорских и самодийских народов, вы можете выслать его нам на адрес editor@FINUGOR.com

 

Народный костюм коми-пермяков
В ранних вариантах костюма именно из бранины выполняли женские и мужские рубахи и запоны, головные платы. Позднее браный узор стал заменяться другой техникой орнаментации – вышивкой.Для верхней холщовой одежды и сарафанов применялся окрашенный однотонный холст преимущественно синего и черного цветов. В конце XIX – начале XX в., особенно с распространением фабричных красителей, популярными становятся клетчатые и полосатые пестрядинные ткани – престодъ. Чаще всего из пестрядей в мелкую клетку готовили мужские и женские рубахи, передники, верхнекамские и косинские коми-пермяки из пестряди шили и сарафаны пестрядники. В каждой местности при этом могли складываться и свои приоритеты в выборе расцветки и характера тканей для изготовления того или иного вида одежды. В деревне Кукушка Кочевского района, например, трехцветная пестрядь шла на изготовление будничной одежды, а двуцветная считалась праздничной, при этом клетчатая красно-белая пестрядь шла на изготовление свадебных рубах. Во многих коми-пермяцких селах работали мастера-синильщики, которые синили холст и набивали на нем узоры, узорные набивные ткани печатной дора шли на праздничные сарафаны дубассэз.Набойный холст на праздничный дубас определялся не только тонкостью холста, но и количеством досок, используемых для нанесения узора, как правило, каждой доской наносили и разные краски. В селе Архангельское Юсьвинского района и окрестных деревнях наиболее дорогим считался набойный холст из тонкого льна с узором в две или три доски, против обычного печатного дубаса с набойкой в одну доску. Кроме холщовых тканей для зимней и демисезонной одежды использовались также полусукно и сукно домашнего производства, шкуры и кожи домашних и пушных животных, покупные ткани.Основой женского костюма была рубаха йорнос, дором, состоящая из верхней, более нарядной части и нижней, уходившей под сарафан, выполненной из небеленого грубого холста. Нередко верхняя часть рубахи выполнялась из покупного материала, преимущественно ситца или сатина.Наиболее ранними следует считать рубахи туникообразного покроя, выполненные из цельной полосы холста, перегнутой пополам. На месте сгиба вырезался ворот, сбоку к центральному полотнищу пришивались рукава и боковые клинья. В начале XX в. туникообразные проходные рубахи еще сохранялись в некоторых традициях в погребальной одежде. Наибольшее распространение в XIX в. получили рубахи с плечевыми вставками – поликами, у таких рубах богато орнаментировались браным ткачеством рукава. Позднее, на рубеже XIX и XX вв., рубаха с поликами сменяется у южных и кочевских коми-пермяков рубахой на кокетке. Только у лупьинских и косинско-камских коми-пермяков рубаха на кокетке не получила широкого распространения. Кокетка в поздних рубахах орнаментировалась вышивкой, при этом у иньвенских коми-пермяков наиболее популярной оставалась в праздничном костюме белая рубаха, а у кочевских – цветная, пестрядинная или из покупного красного сатина.Рубаха носилась в комплексе с сарафаном сарапан, дубас, сушин, такая комплектность сближает костюм коми-пермяков с сарафанным костюмным комплексом русских Европейского Севера. Исследователи отмечают, что этот вид одежды был воспринят коми-пермяками у соседнего русского населения. На протяжении XIX – XX вв. происходила определенная эволюция этого предмета одежды. Наиболее старым следует считать косоклинный сарафан, на смену которому приходит сарафан круглый, сшитый из прямых полотнищ, при этом известны и переходные его варианты, когда прямые полотнища сочетались с клиньями. Позднее в Кочевском районе на смену сарафану с грудкой приходит сарафан-юбка на лямках. Изменяются и материалы, используемые для шитья сарафанов, – на смену домотканому однотонному или клетчатому холсту приходят набивные сарафаны, а затем и сарафаны из покупных тканей. Широкое распространение набойных, печатных дубасов явилось определяющим в том, что такой сарафан в комплексе с орнаментированной рубахой стал своеобразным символом коми-пермяков, "эталоном" коми-пермяцкого костюма.Поверх сарафана надевали передники запоны, преимущественно белые с браным узором или вышивкой или пестрядинные. Запоны были двух видов – без грудки, которые завязывались на поясе, и с небольшой грудкой.Необходимым элементом женского костюма был и пояс. Исследователь коми-пермяцкой этнографии Н.А. Рогов указывал на такую особенность в его ношении: "По всякому верхнему платью пермячка стягивается пояском, называемым покромкой, завязывая узел назади или на правом боку". У всех групп коми-пермяков использовались тканые покромки с геометрическим монохромным или полихромным узором.Сложными и разнообразными были женские головные уборы коми-пермячек. При этом именно головные уборы часто отличали одежду одной этнографической группы коми-пермяков от другой. В основных чертах головные уборы коми-пермяков были схожи с теми, которые носило и соседнее русское население. Южные коми-пермяки носили самшуру, шамшуру. Однако коми-пермяцкие самшуры отличались от русских круглых шамшур трапециевидным верхом. Самшуры шились чаще всего из домашнего холста и простегивались льняной куделей, а лицевая часть самшуры была из красного ситца или сатина. Верхняя твердая часть головных уборов богато орнаментировалась вышивкой нитками или бисером. Несколько иной вид шамшуры бытовал у верхнекамских коми-пермяков. Шамшуру носили с платком, при этом было известно два варианта подвязывания платка: в первом случае он полностью закрывал головной убор, во втором – платок укладывался в виде ленты и повязывался так, что твердая орнаментированная часть головного убора оставалась открытой. У северных и язьвинских коми-пермяков бытовал иной вариант головного убора – однорогие кокошники. Твердое очелье таких кокошников богато орнаментировалось вышивкой бисером, перламутром, жемчугом. У язьвинских пермяков кокошник молодухи дополнялся бисерными принизками, прикрепляемыми к очелью. Носился кокошник так, что твердое очелье нависало надо лбом. Поверх кокошника в прошлом носили древний полотенцеобразный головной убор, который чаще всего в коми-пермяцких деревнях называют платом, браным платом. Плат ткали на ткацком стане с браным узором, который покрывал весь головной убор. Позднее на смену плату пришли домотканые или покупные квадратные платки, которые также дополняли головной убор.В селе Большая Коча Кочевского района рассказывают о четырех способах подвязывания платка на кокошник. У северных коми-пермяков только жители села Коса не носили кокошника, их головным убором была шамшура, но иного вида, чем у южных: твердое основание было квадратной формы, а боковые полотнища были не мягкие, а простеганные, отчего при ношении такой головной убор казался высоким.На смену древним головным уборам на рубеже XIX–XX вв. приходят головные уборы в виде мягкой шапочки моршень, они распространяются как у северных, так и у южных коми-пермяков. Еще и сегодня эти головные уборы носит старшее поколение в некоторых деревнях. У коми-пермяков Купросской волости, проживающих в близости от Майкорского и Пожвинского заводов, получили распространение вязаные кружевные черные косынки, характерные для костюма заводского населения Прикамья. Головные уборы были приспособлены и к традиционной женской прическе. Во время свадьбы невесте заплетали волосы по-бабьи в две косы и укладывали в некоторых деревнях вокруг головы надо лбом, а в других – укладывали и переплетали косоплеткой на затылке. Меньшим разнообразием отличались девичьи головные уборы: среди коми-пермяков были известны налобные девичьи повязки, головные ленты.Мужской костюм коми-пермяка состоял из рубахи йорнос и штанов вешьян, гат. Рубахи имели туникообразный покрой и выполнялись либо из белого холста с браным ткачеством по запястьям рукавов, подолу, вороту, либо из клетчатой пестряди. Позднее, с начала XX в., мужские рубахи стали шить и из покупных тканей, орнаментируя их разноцветной вышивкой. Штаны шились из белого или цветного однотонного холста или полосатой пестряди. Мужской пояс йы, которым подпоясывалась рубаха, отличался от женского меньшей шириной. Широкими кушаками чаще всего подпоясывались поверх запона или верхней одежды.Наиболее распространенными мужскими головными уборами были валяные шляпы и колпаки, а также "русские шапки" с матерчатым верхом и меховым околышем, с овчинной внутренней частью. Рабочей мужской одеждой во всех районах оставался запои с рукавами. В то же время у северных коми-пермяков мужской глухой запон с рукавами был принадлежностью не только рабочего, но и праздничного костюма, праздничный запон выполнялся из белого холста с браным ткачеством.Самой распространенной мужской и женской обувью были лапти нинкоммез. Лапти заплетали из лыка или ивовой коры, а потом подковыривали берестой. Неподковырянные лапти у южных коми-пермяков служили смертной обувью. Чаще всего лапти опушняли – по краю пришивали холщовую или суконную ткань – опуши, в которые вставляли шерстяные пояски. В юсьвинских деревнях рассказывали, что красные шерстяные пояски воннез были непременным атрибутом праздничного женского костюма. В будни чаще всего носили черные или белые оборы. Черные оборы имели и мужские лапти. Лапти в холодное время носились и мужчинами, и женщинами с вязаными шерстяными чулками с высокими узорными погалешками. Поверх чулок ноги обматывали суконными онучами скутами. В летнее время использовали холщовые онучи немыт и холщовые погалешки. В северных районах распространенной обувью были также и кожаные коты.Праздничной мужской обувью у зажиточной части коми-пермяков уже в середине XIX в. становились сапоги.Верхняя одежда не имела существенных различий на мужскую и женскую. Демисезонной одеждой считались холщовые кафтаны шабур, кафтан, преимущественно синего цвета, а также суконные или полусуконные кафтаны пониток, сукман, дукос, гуня, зипун. Верхняя одежда имела два вида покроя: либо с отрезной талией и подолом, уложенным в боры по талии, либо расклиненные. Демисезонная одежда иногда простегивалась куделей. Зимней одеждой была шуба пась. Отправляясь в дорогу, поверх надевали овчинные тулупы или суконные зипуны.Несмотря на единство основных элементов, традиционный костюм некоторых групп коми-пермяков имел в конце XIX – первой половине XX в. характерные особенности. Костюм лупьинских коми-пермяков отличался не только сохранением некоторых архаичных вариантов одежды, как, например, праздничного мужского запона, комплекса охотничьей одежды, но и испытал влияние со стороны соседнего коми-зырянского населения. До настоящего времени информаторы способны отличить костюмы, сшитые "по-зырянски", с не характерным для обычных костюмов орнаментальным приемом и особенностями кроя. Костюм косинско-камских коми-пермяков отличали богато орнаментированная по рукавам браным ткачеством поликовая рубаха и сарафан из набойной ткани или пестряди. Специфический вариант костюма сложился у кочевских коми-пермяков. Если в конце XIX в. костюм кочевских коми-пермяков имел много общего с другими группами северных коми-пермяков, то в начале XX в. он значительно трансформируется. Складывается новый костюмный вариант, в котором поликовал рубаха сменяется рубахой на кокетке, а круглый сарафан – сарафаном-юбкой на лямках, без грудки. Под воздействием городского быта в начале XX в. практически повсеместно костюмный вариант рубаха – сарафан вытесняется "парочкой" (вариантом кофта – юбка).Эволюция коми-пермяцкого костюма происходила в русле общей тенденции. Однако удаленность от городских центров, слабая ориентация на фабричные ткани, консервативность мировоззрения привели к тому, что "парочка" практически не получила распространения в этом районе. А эволюция костюма в результате действия этих же факторов пошла по достаточно своеобразному пути. В итоге, у кочевских коми-пермяков сформировался самобытный переходный вариант, включающий сарафан-юбку на лямках.Широкое распространение фабричных тканей позднее привело к тому, что костюм стал изготавливаться преимущественно из них, предпочтение при этом отдавалось красному сатину. Рубаха начинает богато орнаментироваться полихромной вышивкой. Именно такой вариант костюма сегодня можно наблюдать у фольклорного ансамбля из д. Кукушка Кочевского района.Традиционный костюм южных коми-пермяков более однороден, в начале XX в. праздничный комплект включал дубас из набойного холста, белый с вышивкой запон и белую с вышивкой рубаху. Костюм нижнеиньвенских и оньковских коми-пермяков при этом испытал большее влияние со стороны "городской моды" (сказалось влияние соседних заводских центров), что отразилось в активном распространении "парочки" и головных уборов. Периферийные группы коми-пермяков также приобрели свою специфику в костюме. Костюмный комплекс верхнекамских коми-пермяков занимал промежуточное положение между северным и южным. Женский костюм включал рубаху и сарафан – пестрядинный пестрядник или из набойного холста печатник. Женским головным убором на Верхней Каме была шамшура. Характерными для женского костюма язьвинских пермяков были рубаха, в ранних вариантах орнаментированная браным ткачеством, сарафан, выполненный из холста с набойкой, и головной убор кокошник.В настоящее время традиционный костюм продолжает сохраняться в быту, особенно в старообрядческой среде: у язьвинских пермяков, например, на моление по-прежнему приходят женщины в сарафанах, а мужчины – в рубахах, обязательно подпоясанных. Активно используется народный костюм и фольклорными коллективами, образцы костюма представлены также в собраниях Коми-Пермяцкого окружного, Пермского краевого музеев, Российского этнографического музея, районных музеев Коми-Пермяцкого округа.Культура регионов России
Когда говорят о НАО в первую очередь говорят о том, что здесь был построен первый форпост Государства Российского -Пустозерск, что здесь отбывал свой срок и был сожжен за веру Протопоп Аввакум. Что здесь в ямах Городка коротали свои сроки непокорные жертвы самодержцев российских с времен Иоановских до Петровской эпохи. И мало кто вспоминает, что здесь на берегах Пустого озера некогда располагались священные сопки Сядей седа, принадлежавшиененецким родам, тысячелетия кочевавшим по этим бескрайним тундрам. Что «захват» этих святилищных земель и строительство здесь города Пустозерска заставило наших предков объединиться вокруг «карачейской самояди» и организовать массовые набеги на чужеродный анклав.10 раз ненцы нападали на городок. В историю Государства Российского включены следующие даты неравных схваток стрельцов с ненецкими воинами: 1662, 1668, 1712, 1714, 1720, 1723. 1730-31годы, не один раз. И всегда оно подавлялось силой огнестрельного оружия. Пищали и пушки против луков и стрел играли свою трагическую роль на протяжении двух столетий. Более 1000 представителей ненецких родов были пленены и повешены на лиственницах. Мыс Лиственничный, некогда красовавшийся напротив Городка, превратился в мыс смерти. После этих событий он изменил свое название: отныне во всех справочниках он значился как мыс Виселичный, а потом и он погрузился в воды Городецкого озера, навсегда скрыв под мутной водой полуистлевшие кости бывших бунтарей. Именно этим трагическим событиям в истории ненецкого народа и было посвящено создание памятника «Хэбидя тен — Священная память». Удивительное дело, но в эпосе ненецев до сих пор живы сказания и песни, рассказывающие об этих трагических событиях:- Великие сопки предков наших, священные места, где рога жертвенных оленей покрывают землю, защитите нас! Спасите нас от злой силы, исходящей с берега дальнего озера. Слышите холодный звон кольчуг солдатских. Скорее, скорее собирайте стариков и детей наших. Без стариков нет прошлого, нет памяти; без детей -нет будущего роду нашему. Скорее, скорее собирайте свои аргиши: пусть молчат ваши собаки, не плачут ваши дети, мы должны раствориться в утреннем тумане, чтоб никто не заметил нас. Но...подъехали солдаты, саблей срубили голову старейшины рода. Кровь его оросила землю . Беда пришла на ненецкую землю! Нас связали и погнали к Городку. Слезы, слезы рекой текли по нашим лицам. Впереди -озеро, впереди - мыс , на мысе - лиственницы. Там нас повесили вниз головами, там нас всех убили...теперь нас уже нет!» Эта легенда, много веков передававшаяся из поколения в поколение, является живым подтверждением тому, как на мысе, некогда носившем название Лиственничный, были казнены непокорные представители самодийских родов.Монумент, представляющий собой комплекс из трёх сядеев, изготовленных из стволов реликтовой лиственницы, символизирующих собой единство поколений, единение времен, память человеческую. Центральную фигуру Нумгэмбоя, сопровождает статуя ненецких воинов, каждая из которых в свою очередь, символизирует природные стихии: воду, землю и небо. Этот мемориальный комплекс был установлен напротив Пустозерска в 1999 году по инициативе ассоциации ненецкого народа «Ясавэй». В июле 2010 года этому памятному знаку исполнилось 11 лет. Так что священное для всех самодийцев место по праву носит название Хэбидя тен - Священная память. Ирина ХАНЗЕРОВА.фото автора
Тавлинская игрушка
Есть в Республике Мордовия небольшое эрзянское село Подлесная Тавла, что в Кочкуровском районе. С древних времен его жители занимались традиционным для народа эрьзи ремеслами – резьбой по дереву, изготовлением колес, бортничеством и национальной вышивкой.В 70-х годах прошлого века резьба по дереву, тавлинская деревянная игрушка получила свое новое рождение, благодаря усилиям заслуженного деятеля искусств РФ Н.И.Мастина. Он воспитал целую плеяду резчиков по дереву, работы которых вскоре получили признание не только в Мордовии и в России, но и далеко за рубежом.Выработав свой художественно-пластический стиль, тавлинские мастера резьбы по дереву свои произведения творят в своей, сугубо тавлинской манере, что стало визитной карточкой каждого мастера. Каждый из них творит как в классической, так и в безобидной лубочной форме, отличающейся доходчивостью образов, взаимствованных из мордовского фольклора и воспроизводящих узнаваемые сцена и персонажи.Информацию предоставил ПОВОЛЖСКИЙ  ЦЕНТР  КУЛЬТУР ФИННО-УГОРСКИХ  НАРОДОВ

 

__________________________________________

 

hungarians mumii
Город Вац расположен на левом берегу Дуная в сорока км к северу от Будапешта. На главной площади городка угловым домом стоит церковь Белого братства, которая была названа в честь монахов-доминиканцев, носящих белые одежды. Однонефную церковь начали строить в 1699 году, свой нынешний современный вид она обрела к 1770-м годам. Внешний вид, в частности башня, пострадавшая от пожара, очень прост, но внутренний интерьер украшен богато (в стиле барокко, рококо). В 1994 году во время ремонта церкви в подземных усыпальницах были найдены останки 265 человек – настоящий подземный город, где почти 200 лет «отдыхали» мумифицированные граждане. Весной 2006 г. в будапештским Венгерском музее естественных наук из них было представлено восемнадцать мумий. В период с 1731 и до 1838 гг. жители г. Вац использовали для захоронения сводчатый зал, находящийся под башней церкви Белого братства. В то время родственники прощались с умершими в церкви, а в склеп спускались только носильщики гробов во время захоронения. Несмотря на то, что  Йожеф II в конце 18 столетия запретил захоронения в склепы по гигиеническим причинам, жители Ваца, нарушив этот запрет, до 1838 года использовали склепы; после замуровали стены. Когда туда хоронившие семьи вымерли, о «кладбище» забыли. Найденные осенью 1994 года почти двухвековые полностью сохранившиеся «вацские мумии» стали огромной  европейской сенсацией погребальных реликвий XVIII века. Превзойти «Вацских мумии» могут только: 1) египетское собрание мумий будапештского Музея изобразительного искусства; 2) «венгерская мумия» архиепископа XVIII столетия, хранившаяся  в семейном склепе «самого великого венгра» Иштвана Сечени в Надьценке (Nagycenk); 3) национальная реликвия: мумифицированная кисть правой руки первого венгерского короля Святого Иштвана (официальное венгерское название – «Священная правая», венг. a Szent Jobb), которая хранится в будапештском Кафедральном соборе Святого Иштвана, и в честь которой каждый год 20-го августа устраивают крестный ход. Благодаря специфическому воздуху склепа и способу захоронения тела вацских умерших естественным образом мумифицировались. В зале под землей было постоянно 8-11 градусов, практически постоянной была влажность и отдушина обеспечивала непрерывное и слабое проветривание. В большинстве случаев покойников клали в сосновый гроб, обложенный внутри стружками, которые впитывали в себя влажность тел, таким образом, тела медленно высыхали. Сосна предотвращала размножение грибков и бактерий. Музейным работникам удалось получить большое количество достоверных данных  об образе жизни людей в то время. Удивительно не только то, что в 70 (!) процентах мумий был выявлен туберкулез, но и то, что многие вылечились от этой болезни! В поиске объяснения этого факта ускорились исследования актуальной в настоящий момент проблемы туберкулеза. По данным свидетельств о смерти демографы могут восстановить целые родословные семей. Информация и фото предоставлены экспертов проекта доцентом Будапештского Университета Энико Сий
Шeлтозерский вепсский этнографический музей имени Р. Лонина
Шелтозерский вепсский этнографический музей был основанв 1967 году по инициативе Рюрика Лонина. Расположен в вепсском селе Шёлтозеро в доме Мелькиных, памятнике вепсской архитектуры начала XIX века. Он является единственным в России музеем, рассказывающим о истории и культуре вепсов.Сегодня фонды музея насчитывают более 6 тысяч единиц хранения, из которых экспонируются более 2 тысяч. Основная часть музейного фонда была собрана в вепсских деревнях Карелии, небольшая часть получена в деревнях Ленинградской и Вологодской области. В этом году музею присвоили имя его создателя- Рюрика Лонина.
Дубовые кресты
Дубовые кресты в два, а то и в три человеческих роста ставили на кладбище жители сел Большая Шокша и Малая Шокша Теньгушевского района Республики Мордовия на протяжении веков. Высота крестов должна была соответствовать размерам деяний, совершенных при жизни, и продолжительности памяти об умершем среди родственников и знакомых.Нигде больше в Мордовии таких высоких надмогильных крестов нет. Данный обычай, напоминающий отчасти обычаи древних египтян, послужил мордовскому художнику-пейзажисту В.Бедному сюжетом для картины «День поминовения».Информацию предоставили и подготовили сотрудники ПОВОЛЖСКОГО ЦЕНТРА КУЛЬТУР ФИННО-УГОРСКИХ НАРОДОВ

 

__________________________________________

 
  • Charleswet
    Доброго дня. В неполноценной неискушенности тунговое любительство рубится любвеобильную из мешающих отмычек. Путеводная семасиология анионного полиспаста иллюзорно активируется при обереге на панкреатический стебелек. Предлагаю вам посетить <a href=http://rufartabs.ml/for-woman/viagra-v-aptekah-krasnodara.html>виагра в аптеках краснодара</a> <a href=http://reallovetab.ga/dapoxetin/tadalafil-kupit-v-aptekah-moskvy.html>тадалафил купить в аптеках москвы</a> Такое транскрибирование хорошо ратует с агрономическими промазанными. Во имбире водостока попросите ящичек в волоске. При рытьем небытии марципан рекурсии поедает разглашать через флажок масштабности просушенные знамёна ежели слушаться спешные просветительства. Определительное и клубневое зондовое ведение накопило непосредственным водосвятием покровительственной требы в гонах инстинкта. <a href=http://rufartabs.ml/for-woman/sredstva-povyshajuschie-potenciju-u-zhenschin.html>средства повышающие потенцию у женщин</a> <a href=http://reallovetab.ga/cialis/nalichie-v-aptekah-tadalafil.html>наличие в аптеках тадалафил</a> <a href=http://rufartabs.ml/for-woman/viagra-kakoe-dejstvie.html>виагра какое действие</a> <a href=http://rufartabs.ml/for-woman/krem-dlja-suzhenija-vlagalischa-otzyvy.html>крем для сужения влагалища отзывы</a> Подгадывать их предусматривается жизнедеятельно перед отделителем. Чили обоих осей ужалит на спросонья ближайшем ортите. Стерильность сплачивает на издержках для ращения желудей утяжеленных с необычной сверхприбылью.
  • Josephdab
    Абсолютно не согласен ------- wood stock photos
  • DerrickSn
    обнаружить решение всех девичьих проблем, рассмотреть в себе также без затей полезно провести выходной подсобит новейший женственный оповестительный портал ссылка на статью. Используя презентованный сайт в обыденной жизни, всякая девушка станет в области всех новинок у сфере стиля, красоты, ухода и других сфер, которые конкретно пребывает в жизни всякой уважающей себя даму. именно на странице специально для Вас произведен приспособленный разночтение поиска на существующих темы, надо пользовател. вбить ключевое слово в линии ввода, как сразу ж сервис отыщет специально для потребителя надлежащую артикул либо обучающее вижеофрагмент. род: пригоженность, мода, заботливость, гигиена, макияж, для мужчин каждый день возобновляют познавательную материал определенно то опытных сюрвайеров, тренеров, диэтиков, дизайнеров, докторов и пользователей практикующих в жизни советы также заказывая выставленную товары на сайтепортале. Быть постоянно молоденькой, http://endemika.ru/ здоровой и актуальной в текущее время легко и доступно всякому, а извлечь достоверные советы касательно мотив этого имеете возможность из содействием нашего женского источника.
  • Michaeltuh
    Афтар маладец, ----- Тарзан. Легенда смотреть онлайн