Нильс-Аслак Валькеапяя

Нильс-Аслак Валькеапяя (Nils-Aslak Valkeapää), известный как Áillohaš в северном саамском языке (23 марта 1943 г. - 26 ноября 2001) был финский саамский писатель, музыкант и художник. Он родился в Enontekiö в Лапландии провинции, Финляндия. Он прожил большую часть своей жизни в Käsivarsi, недалеко от границы Швеции, а также в Шиботн в Норвегии.  Валькеапяя родился в семье традиционных оленеводов, но прошел обучение в качестве школьного учителя.

Нильс-Аслак Валькеапяя ведущий саамский автор, защитник и разработчик йойк-музыки.

 

Сергина Марина

Сергина Марина,24 года,  родилась в г. Полярные Зори, Мурманская область.

Айли Кескитало

Айли Кескитало (норв. Aili Keskitalo, родилась 29 октября 1968 года) — норвежский саамский политический деятель, президент Саамского парламента Норвегии (норв.)русск. в 2005—2007 годах, лидер Норвежской ассоциации саамов (норв.)русск. с 2008 года.

Кескитало имеет степень магистра в области государственного управления; магистерскую диссертацию, в которой она сравнивала систему высшего образования Норвегии и Гренландии на примере двух высших заведений этих стран, она защитила в 2005 году в Копенгагенской школе бизнеса.

Харузин Николай Николаевич

Харузин Николай Николаевич (1865 - 1900) - известный этнограф, историк и археолог, брат А.Н. и М.Н. Харузиных. По окончании курса в Московском и Юрьевском университетах, по поручению Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии предпринимал поездки с этнографической целью: в 1886 г. - в Крым и на Кавказ, в 1887 г. - в Олонецкую и Архангельскую губернию, в 1888 г. - в Крым, в 1889 г. - в Крым и Черниговскую губернию, в 1890 г. - в Вятскую и Пермскую губернию, в 1891 г. - на Кавказ, в 1892 г. - в Эстляндскую губернию. В 1891 г.

Горб Дина Алексеевна

Горб Дина Алексеевна родилась 27 ноября 1936 г. Таганроге в семье военннослужащего. Отец – Горб Алексей Иванович, 1905 г.р., участник Великой отечественной войны, с ноября 1941 по апрель 1945 гг. находился в плену в Германии в лагере Заненбург. После войны работал буровым мастером в Институте проектирования городского и сельского строительства Литовской ССР. Мать – Горб Елизавета Андреевна, 1912 г.р., домохозяйка. До 22 июня 1941 г. Д.А. Горб с семьёй жила в Вильнюсе. В первый день войны она вместе с матерью была эвакуирована в Ростовскую, а затем в Сталинградскую обл.

Анни-Кристина Юусо

Анни-Кристина Юусо (с.-саамск. Ánne Risten Juuso, фин. Anni-Kristiina Juuso, род. 4 мая 1979(19790504)) — финская актриса и радиожурналист саамского происхождения.

Анни-Кристина Юусо родилась в финской Лапландии, в посёлке Ивало.

Её мать — финка, отец — саам. Он с детства учил дочь саамскому языку и саамским традициям.

С 1994 года Анни-Кристина училась в Высшей школе искусств в Хельсинки, в 1998—1999 годах — в Высшей народной школе в Лахти.

Клеметти Няккяляярви

Хейкки Клеметти Няккяляярви, также Клеметти Няккяляйярви, также Клеметти Няккалаярви (фин. Heikki Klemetti Näkkäläjärvi, с.-саамск. Juvvá Lemet, род. 18 октября 1960 года в Энонтекиё) — финляндский саамский политик, переводчик с северносаамского языка, учёный в области культурной антропологии.

Биография

Чарнолуский Владимир

Владимир Владимирович Чарнолуский родился 13 июня 1894 года в Санкт-Петербурге. Его отец, В.И. Чарнолуский, был заметной фигурой в области народного просвещения в России в начале ХХ века, в дальнейшем он организовал и стал редактором издательства "Знание" в С-Петербурге, является автором многих книг.

Эльза Лаула Ренберг (Elsa Laula Renberg)

Одна из первых саамских женщин, которая оставила заметный след в саамском движении, это Эльза Лаула Ренберг - саами из южной  Швеции.  Она уже в то время обратила внимание общественности на саамское сообщество. Осветила вопросы промышленного освоения и влияния на изменение саамской культуры и традиционный уклад коренного народа. Ее политические взгляды были выражены в письменной форме и связаны с этническим движением саамов и одновременно указывалось на новые способы представления народа саами.

Надежда Большакова

Надежда Большакова – создатель музея саамского народа. В Ревде открыт первый и единственный пока такого рода музей саамской литературы и письменности имени Октябрины Вороновой, первой саамской поэтессы. Расположен музей в трехкомнатной квартире, купленной Мурманским отделением Союза писателей России, на третьем этаже, прямо над библиотекой поселка, в структуру которой он и входит.

Октябрина Владимировна Воронова

Воронова Октябрина Владимировна (1934–1990), саамская поэтесса. Писала на саам. яз. Родилась в д. Чальмны-Варрэ на Кольском п-ове. Мать В. принадлежала к древнейшей фамилии саам. охотников и знатоков фольклора Матрехиных, отец, по нац. русский, из семьи ловозерских православных священников. В. окончила Ленинградский гос. пед. ин-т им. А.И. Герцена (1958), в 1980 – заочную аспирантуру в НИИ нац. школ. Много лет работала библиотекарем в пос. Ревда Мурманской обл.

Афанасьева Нина Елисеевна

Афанасьева Нина Елисеевна родилась 01.02.1939 году в деревне Варзино в саамской семье, родной язык – саамский (кильдинский диалект, варзинский говор).

Образование высшее, закончила в 1963 году Ленинградский государственный педагогический институт имени А.И.Герцена, учитель, по специальности филолог, владеет прекрасно русским, немецким языками, северо-саамским, финским языком со словарём.

С 1963 по 1983 годы работала в вечерней средней общеобразовательной школе (город Апатиты, Мурманск), преподавала русский язык, литературу, немецкий язык.

Богатырь Ляйне
 

Главный герой саамского народа - богатырь Ляйне. Народ наделил его высокими моральными и волевыми качествами, несокрушимой физической силой: "Кто Ляйне не знал? Все знали, и свои, и чужие".

 

Антонова Александра Андреевна

«Подвижники нужны, как солнце. Составляя самый поэтический и жизнерадостный элемент общества, они побуждают, утешают и облагораживают. Их личности – это живые документы, указывающие обществу, что, кроме людей, ведущих спор об оптимизме и пессимизме, пишущих от скуки неважные повести, ненужные проекты и дешевые диссертации, развратничающих во имя отрицания жизни и лгущих ради куска хлеба, есть еще люди иного порядка, люди подвига, веры и ясно осознанной цели».

Мари Бойне Персен

Мари Бойне Персен (родилась 8 ноября 1956 года), более известная как Мари Бойне — норвежская саамская певица.

Петроглифы Кольского полуострова

Я верю в то, что связь первобытного человека с животными и деревьями была очень сильна, они относились к ним как к братьям. Это учит нас. Мы могли бы поучиться у древних этому отношению к природе, будь то деревья, киты, лисицы или олени. Мы все живём на одной земле. Я думаю, что это основной урок, который мы можем получить от наскальных рисунков древних.

Обряд нойда «Костер Единения и исполнения желаний»

По представлениям саамов, нойда (саамский шаман) осуществляет связь людей с потусторонним миром, обладает способностью привлекать обратно ушедших оленей, лечить болезни, наладить счастливую супружескую жизнь, умеет разъяснять вещие сны и предсказывать будущее. Дикий олень является обязательным спутником саамского шамана в его путешествиях в загробный мир. Непременной принадлежностью обрядов саамских нойдов является магический бубен. Он имеет в основе округлый, овальный, иногда расширенный к верхней части обод. Обод обтягивается оленьей кожей.

Легенда о четырех ветрах

 Известно из преданий, что лапландцы (саамы, лопари) умели повелевать ветрами. Легенда финских саамов рассказывает, что ветра не могли разобраться меж собою, дули когда хотели: северный - летом, а южный - зимой. Один старый шаман решил навести порядок, собрал все ветра и завязал их в мешок."Покуда не договоритесь меж собою, я вас не выпущу" - сказал шаман и лег спать. Но каждый ветер нашел свой выход из мешка. С тех пор у лапландской (финской) шапки четыре хвоста по числу ветров. А ветры и сегодня дуют когда хотят.

Саамские игрушки

Для детских игр использовались оленьи косточки (бабки) разных размеров. Косточки большего размера - олени, косточки поменьше - пастух, маленькие косточки - собачки. Узкая длинная косточка - хорей. В "упряжку" могли впрягать разное количество "оленей".

Через игру дети оленеводов приобретали практические навыки, копируя поведение взрослых мужчин.

Информация и фото предоставлены Шерстюк Татьяной Валентиновной, Ловозерская библиотека, с. Ловозеро, Мурманская область

"Китткэмь" - саамская люлька

"Китткэмь" - саамская люлька. Изготавливалась из дерева, обтягивалась оленьей кожей. На дно укладывался мох, обрезки оленьих шкур. Имелись петли для шнуровки кожаными ремешками. Китткэмь украшалась бисером, бусинами, цветным сукном. К ней прикреплялись обереги в зависимости от пола ребенка. Китткэмь имела выверенный центр тяжести, что придавало особую устойчивость; даже при попадании в воду китткэмь держалась наплаву, как маленький кораблик, обеспечивая ребенку безопасность.

(фото из музея с.Ловозеро)

Саамская кадриль

Саамская кадриль - веселый, зажигательный танец. Любимый у саамов. В прежние времена молодежь арендовала у хозяев на вечер избу, где устраивались молодежные танцы. "Сиррпэррт" - "сирр" - игра, забава, развлечение; "пэррт - жилище, комната. Любимые танцы саамов - кадриль, "восьмерка". Устоять на месте невозможно, это точно!

Информация и фото предоставлены Шерстюк Татьяной Валентиновной, Ловозерская библиотека, с. Ловозеро, Мурманская область

Каньги, яры - прародители лыж!

Особое внимание саамы уделяли качеству и практичности обуви, так как во время перекочевок и на промысле им приходилось преодолевать большие расстояния. Изготовлением обуви занимались только женщины. Они обрабатывали шкуры, выделывали замшу, делали нити, готовили инструменты, раскраивали шкуры на заготовки, а затем шили из них различные виды обуви. Материалом для шитья служили шкуры оленя, нерпы, тюленя. Вся зимняя обувь шилась из меха, летняя - из кожи. Промысловую обувь делали в основном из шкуры нерпы.

Саамские головные уборы

Головные уборы шили из шкур оленя, сукна, хлопчатобумажных тканей фабричного производства. Опушку к зимним головным уборам делали из меха лисицы, песца, выдры, зайца, волка. Женские головные уборы скандинавских саамов в XIX - XX вв. отличались от головных уборов, которые носили женщины на Кольском полуострове. Это были мягкие чепцы разнообразных форм с наушниками. Их шили из шелка (праздничные) и сукна красного, синего и желтого цветов. Украшением этих головных уборов служил разноцветный кант и шелковые ленты. Зимой поверх чепцов надевали большие клетчатые шерстяные платки.

Саамская письменность

Работа по созданию саамской письменности российских саамов начала проводиться в тридцатые годы, в период так называемого языкового строительства. Первый саамский алфавит был разработан в Институте народов Севера в 1933 г. на латинской основе и содержал 38 букв. В 1936 г. алфавит был переведен на русскую графическую основу. Тогда появились первые саамские буквари 3. Чернякова (1934 г.) и А. Эндюковского (1936 г.).

Саамский нож

Свое происхождение этот нож ведёт от одного из самых первых и примитивных орудий, которое взял некогда в руки лапландец - исконный обитатель арктических районов Норвегии, Швеции, Финляндии и Кольского полуострова России. Вероятно, точнее будет сказать, что вложила его в руки лапландца сама природа этого сурового края. Многие века он нужен был его владельцу, как воздух тундры - соорудить чум, разделать оленя, развести костёр, оградить себя, семью и оленей от волка, медведя, росомахи, злого человека, а в случае беды, им же, даже в вечной мерзлоте, вырыть могилу.

Страницы