Активист: «Марийской молодежи надо идти в политику и на государственную службу»

По данным переписи 2010 года в Пермском крае проживает 4 121 мари. Основными районом проживания народа мари в Пермском крае считается Суксунский муниципальный район. Это деревни Каменка, Красный Луг, Сызганка, Тебеняки, Тукманы, Васькино, Иванково. Также есть марийские поселения в Чернушинском и Октябрьском районах.  Марийский язык в быту сохраняется в основном среди населения деревень Васькино, Иванково и Тебеняки, в остальных же им в основном пользуется только старшее поколение. Большая часть молодежи общается на русском языке. Ранее на портале было опубликовано интервью  с марийским активистом из Перми, студентом Александром Николиным. Молодая марийская активистка и независимый общественный деятель Айгуль Каландарова также поделилась с корреспондентом FINUGOR. RU своим видением ситуации с марийской молодежью города Перми.

 «Как молодежный общественный активист, я довольно часто слышу от профессионалов этой сферы, что если о тебе, твоих проектах и твоей деятельности нет информации в СМИ - значит, ты не работаешь, ты ничего не делаешь. И неважно, что ты действительно сделал мероприятия для молодежи, достиг результата. СМИ - это фактически четвертая власть: управляя общественным мнением, создает и разрушает стереотипы, влияет на масс-культуру. Чтобы деятельность была эффективной, информация о ней должна охватить массы, а для этого нужно обязательно освещать ее в СМИ.

Наберите в любом Интернет-поисковике «проекты марийской молодежи Пермского края» и вы ничего не найдете. На данный момент нет ни одной эффективной марийской молодежной ячейки даже с составом в 3 человека, производящей пусть небольшие, но социально-направленные проекты, известные в масс-медиа. Нет ни одного даже вирусного ролика, посвященного популяризации родного языка сделанного марийской молодежью Перми и Пермского края.

Я привела в пример вирусный ролик, потому что это один из самых дешевых способов реализации идеи-проекта. 

Из этой логики получается, что Центр марийской культуры «Памаш» может говорить о своей работе с молодежью, но ее по факту нет - потому что это не отображается в медиа-пространстве. Нет посыла по отношению к молодежи. «Советская» система и методы работы с молодежью сейчас часто не работают. Молодежь, а тем более марийская, не откликнется на призыв на языке «советском», несовременном. С ней нужно говорить на языке креатива. Такой язык для молодежи понятен и престижен. Он поднимет статус марийского этноса в глазах самой марийской молодежи. Жаль, что руководители организаций этого еще не поняли.

Также, хочу высказать свое мнение по поводу использования языков. Насколько я знаю, марийский язык в Республике Марий Эл как государственный используется далеко не во всех сферах и не в полном объеме. А если марийский язык не используется в документообороте во всех сферах, его не обучают в достаточной мере в детских садах и школах - то о  каком престиже марийского этноса может идти речь? Этот вопрос необходимо поднимать и прокачивать в первую очередь марийской молодежи, как наиболее здраво и живо оценивающей нынешнюю ситуацию. Для этого марийской молодежи надо идти в политику и на государственную службу. Тогда появится возможность продвигать идеи защиты и поддержки родной культуры и языка на уровне законодательной и исполнительной власти».

Народы: 

Комментарии

  1. Да, Калатарова, "малая академия гос. управления". Идите все в чиновники! Больше чиновников!
  2. А кто вам мешает "идти в политику", быть "креативными", а не "советскими"? Может стоит начать с себя? Ты же пришла в "Памаш", не нашл там общего языка, ушла и все... Также тебе чего-то о ком-то наговорили и ты наивно поверила... Извините, наши нежные молодые, все проблемы в вас самих. У вас всегда кто-то виноват: то родители, то вот старшие товарищи в нац. движении... А на себя то дорогих посмотрите! Вы все ужасные недалекие эгоисты, чье самолюбие зашкаливает за все пределы разумного. Вы не умеете работать в коллективе, поскольку думаете лишь о себе прекрасной, великой. Больны вы сами, а не старшие товарищи, каландаровы...
  3. Чиновники, политики. Все ясно. Хоть бы кто захотел идти в сельские врачи и учителя. А ведь по факту только на селе реальная культура и жизнь российских финно-угров.
  4. Упс...задело за живое,господа "обиженные"?))) Уважаемые "взрослые"-давайте писать конструктивно-а то у вас сейчас от обиды идет общение на уровне "Дурак!-Сам дурак!". У кого-то хватит смелости признать,что родители и пожилые тоже виноваты?
  5. Я за свои слова несу ответственность, как и за поступки. В меру своих возможностей делаю столько, сколько могу. Не имея ни денег, ни связей. По поводу МАГУ - образование НИКОГДА не бывает лишним! Знать о своем государстве как можно больше - это нормально для человека, который мечтает прожить счастливую жизнь на своей родине, а не "свалить за бугор, ведь там лучше". В "Памаш" я не получила возможности проявить себя, зато сделала это на Международном фестивале KAMWA - 2015! А еще в родном университете в научной сфере. Молодежь проявляет себя там, где ей дают возможность. Судьба народа - общая ответственность, и взрослых и молодежи! Для сравнения, загуглите, как живут марийцы в Свердловской области. Даже живя в Екатеринбурге, огромном мегаполисе, местные марийцы не забывают о своей культуре. Простите, что я молодая, и в чем-то некомпетентная! Однако я учусь, везде и у кого только смогу. В отличие от вас "взрослых". Вы же "взрослые", самые умные, все знаете, можете просто упрекать. Знания передавать не нужно, учиться и учить других не нужно. Если я не права, приводите конкретные факты. Конструктивной критике всегда рада, и новым знаниям тоже!
  6. "не забывают о своей культуре" - это не политика. не путайте политику и культуру на уровне типа топотушки "ший кандра".
  7. В отличие от пермской молодежь в свердловской области прекрасно говорит на родном диалекте, также хорошо владеет литературным языком. Я жила в Малой Тавре несколько лет. Вышивка, ткачество - сложные навыки, требующие мастерства, сейчас возродили, школьники приходят после уроков и занимаются. Некоторые элементы традиций и обрядов существуют до сих пор. Например, сватовство. Ни одна марийская девушка, которая себя уважает, не станет жить с парнем, если он ее не сосватал, как полагается. Проводы в армию,также. Я это вижу на примере, одноклассников, друзей и знакомых.
  8. Мне кажется, заголовок сообщения не совсем относится к статье. Я не знаком с г-жой Каландаровой и ничего о ней сказать не могу – кроме как по приписываемым ей высказваниям. И тут, как кажется, дело вот в чём. Учиться всегда хорошо и важно. Вопрос вот в чём – чему, где и как? Этнограф-исследователь – превосходно. Человеку с таким образванием всегда есть что дать своему народу, помочь ему в чём-то. А учиться быть «активистом», «общественником», а дальше – чиновничком – вот это удивляет. Прилично ли это, этично ли для национальной интеллигенции (уверен, что г-жа Каландарова причисляет себя к ней)? Мне кажется, или существенная часть тех, кто называет себя «независимыми активистами», весьма зависима (Российский союз молодёжи, МАГУ и др.)? Примеры их деятельности в финно-угорских регионах имеются во множестве… Вот, например, на Карелию сегодняшнюю посмотрим: как там выглядят «молодёжные активисты»?.. Уверены ли вы, что если получите кусочек власти и жалованье, то у вас будет возможность сделать что-то действительно полезное для своего народа и языка?.. Вот сказано: «Марийской молодежи надо идти в политику и на государственную службу. Тогда появится возможность продвигать идеи защиты и поддержки родной культуры и языка.» Вы в этом уверены? Возможно, человек, получающий жалованье – неважно, какой возраст у него – будет делать только то, что хотят выплачивающие ему это жалованье, подумайте над этим. Замечены ли в последние 20 лет эти «выплачивающие» в желании сохранить языки и культуры, как вы думаете?
  9. Я вижу эту проблему немного со сторонней позиции. Постоянно натыкаюсь на сообщения о том, что часы на марийский язык в школах урезают. Фактически дети учат его как иностранный. После того, как английский станет обязательным к сдаче ЕГЭ, не уменьшат ли часы на марийский до минимума? А ведь Марий Эл - республика марийская. Разве наш язык не государственный? Тогда почему его не учат в обязательном порядке с детского садика в должном объеме (имею ввиду по часам)? Я сравниваю с ситуацией в Татарстане, где знают татарский все, независимо от национальности с детсада. Учить марийский в семьях - кому это надо? Даже своих старших я заставляю говорить на родном со мной, чтобы не забыть хоть родной диалект. А ведь между собой они общаются на марийском. Все из научной среду, кого я знаю, говорят, что для сохранения культуры В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ надо сохранить язык. Возникает вопрос, так почему наш язык никто не защищает среди чиновников и политиков? Почему позволяют этой ситуации ухудшаться? Я согласна, что эта проблема с языком сложная и многофакторная, здесь нужно многое учитывать. Только я задаюсь вопросом, смогут ли учителя марийского языка выстоять за свои часы перед чиновниками и политиками, не имея там голоса поддержки? Я не утверждаю, что вся молодежь должна идти во власть, я говорю, что там нужны харизматичные сильные лидеры. Если их нет сейчас, вдруг все-таки появятся в будущем? Кто-то ругает тех, кого не любит, а кто-то идет и вместо них меняет мир. Я не утверждаю истину, я лишь отражаю свое видение проблемы. Когда я давала это интервью, знала, что могут быть проблемы. Не раз сталкивалась с ситуациями, когда мне запрещали выражать свое мнение, говорили, что, кому и как говорить. В моем интервью много критики, некоторых это видимо сильно задевает. Спасибо автору за конструктивные вопросы. Благодаря вам есть над чем подумать.
  10. Айгуль,вы умница, все правильно. Всем остальным очень выгодно, чтобы мари не шли в политику и не занимали гос. посты. Это нужно только самим мари. Да, нам жизненно необходимо быть активными и "зубастыми", умными и образованными, и продвигаться, имея высокие цели - только так мы выживем как этнос.
  11. А когда марийская молодежь шла в политику? Марийскую молодежь даже в советское время не интересовала политика - всех назначали по разнарядке цк кпсс из москвы в том числе чемоданова и посибеева.
  12. У марийской молодежи в советское время политика завершалась в пионерской организации. в комсомол редко шли и то по принуждению в вузе, армии, на заводе итп. После армии комсомольские билеты в основном выкидывали, если не поступали в вуз. В политику по блату пристраивали детей предколхозов, директоров школ или парторгов колхоза.
  13. Айгуль, мне нравится многое, что вы пишете ) Просто пару вопросов. Менять мир вам дадут ли? Не будете ли вы в роли человека, организующего танцульки с песнями на камеру для красивой картиночки по спущенному сценарию? Вы правда хотите быть политиком, и есть ли у вас мнение о государственной политике в отношении уральских народов? И ещё. У марийского языка ведь состояние-то неплохое в сравнении в другими. Много носителей, дети говорят во многих местах. Устоявшийся литературный язык, литература неплохая. Правда, сравнение финно-угорских субъектов с тюркскими резко не в нашу пользу. Но вы-то в субъекте, в котором марийцев мало, там "титульные" не они. Тут вообще всё грустно. Надо бы всё досконально задокументировать, записать, заснимать, пока ещё живы... много работы! А язык - да, это всё. Нет языка - нет народа.
  14. Я согласна, что никто не даст менять мир. Вряд ли я стану политиком или чиновником, ведь нет у меня связей и денег. У меня есть позиция о политике по отношению к уральским народам лишь исходя из личного опыта попытки работы в этом направлении то тут, то там. Для некоторых вещей я еще неопытная. По моему щелчку лучше не станет и мир не изменится в раз. Но знаете, вода камень точит. Я начала со своей семьи и друзей. В отношении языка, всех моих младших племянников учат сначала марийскому языку. Дома со всеми малышами говорим на родном, читаем книжки на родном, которые привозим из РМЭ. Пусть не весь мир, но свое окружение я способна изменить, повлиять на него. Показывать возможности на личном примере. Мы конечно не "титульные", если сами о себе не позаботимся, за нас это никто не сделает. Ну и я молодая еще, зеленая, жизнь не трепала, потому и верю в лучшее.
  15. Молодец, девушка. смело. каждый должен с себя и родных начинать....но вопросы и к руководству пермского края есть. почему в свердловской области и екатеринбурге(там очень сильное не только марийское, но и удмуртское движение) созданы условия для сохранения и развития нетитульных национальных движений, ак в пермком нет..
  16. Айгуль, я согласен с Вашей основной мыслью. В том состоянии, в котором находится нынешнее т.н. Марийское национальное движение - работать в нем - только время терять.