Марийская молодежь Перми: «Молодые люди стесняются говорить на родном языке»

По данным переписи 2010 года в Пермском крае проживает 4 121 мари. Основными районом проживания народа мари в Пермском крае считается Суксунский муниципальный район. Это деревни Каменка, Красный Луг, Сызганка, Тебеняки, Тукманы, Васькино, Иванково. Также есть марийские поселения в Чернушинском и Октябрьском районах.  Марийский язык в быту сохраняется в основном среди населения деревень Васькино, Иванково и Тебеняки, в остальных же им в основном пользуется только старшее поколение. Большая часть молодежи общается на русском языке.

Корреспондент Инфоцентра FINUGOR. RU  пообщался с молодым активистом из среды марийской молодежи города Перми, студентом Александром Николиным.

- Чем живет марийская молодежь Перми и края?

- Свободное время марийская молодежь в Перми проводит так же, как и их сверстники из любого другого города: заняты учебой и работой. В общественной же жизни, считаю, молодежь марийского народа не особо активна. Полагаю, это связано с их возрастом. В период студенческой жизни многие не всерьёз воспринимают этнокультурные мероприятия.

- Воспитывает ли старшее поколение детей и молодежь в национальных традициях?

К сожалению, очень часто родители не используют марийский язык во внутрисемейной коммуникации и не прививают своим детям родную культуру. Попробую разобраться в причинах. Во-первых, есть контингент, который считает обучение языку бессмысленным, потому что потенциальных носителей языка в нашем регионе чрезвычайно мало. Во-вторых, у некоторых родителей бытует мнение, что обучение детей родному языку будет препятствовать их развитию в дальнейшем. Примером «препятствия» могут служить кажущиеся сложности в освоении школьной учебной программы, где источники информации только на русском языке, а также есть уроки иностранных языков. То есть, зачем ребенку лишняя нагрузка, думают родители - и жертвуют родным языком. В-третьих, часть людей, которые живут вне марийского языкового и информационного поля, «отвыкают» от родного языка, редко его используют в быту. Однажды, обычно с возрастом, в них пробуждается марийское самосознание. Они вдруг осознают, что их дети это продолжение их рода, продолжение марийского народа. А время уже упущено – их дети стали взрослыми, личность сформирована, речь поставлена, а заниматься воспитанием и обучением своего любимого чада уже поздно. Если родители не привили любовь к своей культуре в детстве - потом уже тяжело что-либо изменить.

Кроме того, не вся молодежь всерьёз воспринимает информацию о своей национальности, потому что не считает это нужным и значимым. Значительная часть марийской молодежи Пермского края не говорит на родном ему языке из-за того что не умеет этого делать, а также просто стесняются. Стесняются не только употреблять марийские слова в своем лексиконе, но и стесняются своей принадлежности к марийскому народу. Возможно, многие подумают, что я описываю ситуацию слишком скептически, но это так, к сожалению.

Как ни обидно это услышать многим родителям, но во многом виноваты вы сами! И мне, как потомку богатого на историю и на культурное наследие народа, больно смотреть, как он вымирает. Я считаю, что знание языка это самое важное. Пока жив язык, жив и народ.

Тем не менее, не только язык является гарантом сохранения культуры. Важно, чтобы сформировавшаяся личность, помимо знания языка, считала себя мари, знала традиции и историю своего народа, семьи. На моей памяти я редко встречал ребят, которые больше одной минуты могли повествовать про свою национальность. И это связано далеко не со скудным словарным запасом или ораторскими способностями, а с тем, что попросту не знают свою историю. Родители не рассказывают детям о марийском народе, его истории, обычаях и вере. В этом проявляется неуважение к своему народу. Соответственно, дети просто не имеют своего «я» перед детьми других национальностей. Отсюда и нет понятий «национальная гордость», «самоуважение». Часто дети, не зная, что они марийцы - автоматически относят себя к русским. В школе им учат русскую историю, полную ярких героических страниц и богатую культуру. У ребенка с марийскими корнями есть любимые русские герои и кумиры. К примеру, если взять парня, то для него, как и для многих других парней, кумиром является русский богатырь Фёдор Емельяненко. В то же время он знать не знает, что есть и другой отличный боец, только марийского происхождения - Олег Тактаров.

По моему мнению, ребенку с детского возраста необходимо давать как можно больше поводов гордиться своим народом. Именно это и рождает у ребенка интерес к культуре.

А есть ли в Пермском крае марийские общественные организации?

- В г. Пермь существует марийский национально-культурный центр «Памаш» («Родник»). Руководителем является Попова Раиса Шамратовна. Определенная работа центром ведется и есть стремление находить активную марийскую молодежь. Но в городе с населением в миллион человек нашей марийской молодежи не так много. В основном здесь люди пожилого возраста, а их дети уже не интересуются своими корнями. Организация «Памаш» участвует в различных городских и краевых мероприятиях - от конкурса чтецов до крупных массовых мероприятий.

- На Ваш взгляд, чего не хватает для сохранения и развития национальной идентичности молодежи в данном регионе?

- Россия многонациональная страна. И некоторые народы имеют свои национальные каналы теле - и радиовещания. Было бы очень здорово иметь и нам свой телевизионный канал, в программу которого будут входить не только передачи на марийском, но и на русском языке - или, хотя бы с русскими титрами. Что бы и русскоязычные мари понимали, о чем идет речь и учили родной язык, просматривая канал.

Так же, важным моментом был бы выпуск брошюры, где есть краткая информация о народе и контакты основных марийских общественных организаций, коллективов. Возможно, была бы актуальна федеральная программа, по которой подписка на газеты или журналы национальных меньшинств была полностью бесплатной. Не менее важным является целевая поддержка молодых исполнителей песен на национальных языках и этнических танцев.

- А зачем вообще нужно сохранять свою культуру, свой родной язык?

- Можно бесконечно говорить о проблемах народа мари. Но одно дело говорить... Лично мне неприятно думать о том, что через много лет про мой народ забудут вообще. Забудут предков, их подвиги и культуру. Не хотелось бы, чтобы такое случилось. Потому что нашему народу есть чем гордиться, есть что хранить и приумножать. Мы должны сохранить то культурное наследие, которое нам передали наши предки, храня и развивая его из поколения в поколение. Уважать себя - значит уважать свои корни и свой народ.

 Призываю марийских родителей заниматься полноценным воспитанием детей как личностей, полноценных граждан России и достойных представителей народа мари.  Обязательно надо обучать детей родному языку и культуре. Дальше они уже сами, будучи взрослыми, решат надо это им или нет. Но если они узнают про свою принадлежность только в зрелом возрасте, то им будет обидно, что вы не дали им того минимального багажа знаний о народе. Мне и самому обидно, что родители меня не учили родному языку. Приходиться исправлять их ошибки самому.

- Интересуются ли пермские марийцы политической и культурной ситуацией в Марий Эл, поддерживают ли связь с республикой?

- Безусловно, община марийцев Перми интересуется новостями из Марий Эл.  Всегда приятно и радостно увидеть по ТВ, к примеру, репортажи из Марийской края. Для меня Марий Эл - прежде всего родина марийского народа, символ его государственности. Каждый, кто считает себя марийцем, должен побывать в Марий Эл - на прекрасной земле и удивительных местах, где зародилась его нация.

Народы: 
Читайте также:

Комментарии

  1. Житель РФ
    Молодежью надо заниматься не "для галочки",а ради будущего народа...."Совки" этого не понимают,видимо...
ВОЙДИТЕ, ЧТОБЫ ОСТАВЛЯТЬ КОММЕНТАРИИ