Активист: «Марийской молодежи надо идти в политику и на государственную службу»

По данным переписи 2010 года в Пермском крае проживает 4 121 мари. Основными районом проживания народа мари в Пермском крае считается Суксунский муниципальный район. Это деревни Каменка, Красный Луг, Сызганка, Тебеняки, Тукманы, Васькино, Иванково. Также есть марийские поселения в Чернушинском и Октябрьском районах.  Марийский язык в быту сохраняется в основном среди населения деревень Васькино, Иванково и Тебеняки, в остальных же им в основном пользуется только старшее поколение. Большая часть молодежи общается на русском языке. Ранее на портале было опубликовано интервью  с марийским активистом из Перми, студентом Александром Николиным. Молодая марийская активистка и независимый общественный деятель Айгуль Каландарова также поделилась с корреспондентом FINUGOR. RU своим видением ситуации с марийской молодежью города Перми.

 «Как молодежный общественный активист, я довольно часто слышу от профессионалов этой сферы, что если о тебе, твоих проектах и твоей деятельности нет информации в СМИ - значит, ты не работаешь, ты ничего не делаешь. И неважно, что ты действительно сделал мероприятия для молодежи, достиг результата. СМИ - это фактически четвертая власть: управляя общественным мнением, создает и разрушает стереотипы, влияет на масс-культуру. Чтобы деятельность была эффективной, информация о ней должна охватить массы, а для этого нужно обязательно освещать ее в СМИ.

Наберите в любом Интернет-поисковике «проекты марийской молодежи Пермского края» и вы ничего не найдете. На данный момент нет ни одной эффективной марийской молодежной ячейки даже с составом в 3 человека, производящей пусть небольшие, но социально-направленные проекты, известные в масс-медиа. Нет ни одного даже вирусного ролика, посвященного популяризации родного языка сделанного марийской молодежью Перми и Пермского края.

Я привела в пример вирусный ролик, потому что это один из самых дешевых способов реализации идеи-проекта. 

Из этой логики получается, что Центр марийской культуры «Памаш» может говорить о своей работе с молодежью, но ее по факту нет - потому что это не отображается в медиа-пространстве. Нет посыла по отношению к молодежи. «Советская» система и методы работы с молодежью сейчас часто не работают. Молодежь, а тем более марийская, не откликнется на призыв на языке «советском», несовременном. С ней нужно говорить на языке креатива. Такой язык для молодежи понятен и престижен. Он поднимет статус марийского этноса в глазах самой марийской молодежи. Жаль, что руководители организаций этого еще не поняли.

Также, хочу высказать свое мнение по поводу использования языков. Насколько я знаю, марийский язык в Республике Марий Эл как государственный используется далеко не во всех сферах и не в полном объеме. А если марийский язык не используется в документообороте во всех сферах, его не обучают в достаточной мере в детских садах и школах - то о  каком престиже марийского этноса может идти речь? Этот вопрос необходимо поднимать и прокачивать в первую очередь марийской молодежи, как наиболее здраво и живо оценивающей нынешнюю ситуацию. Для этого марийской молодежи надо идти в политику и на государственную службу. Тогда появится возможность продвигать идеи защиты и поддержки родной культуры и языка на уровне законодательной и исполнительной власти».

Регион: 
Народы: