Марийская традиционная религия перерастает национальные рамки

Такой вывод можно сделать по итогам знакомства с малоизвестным, но весьма живучим этнокультурным феноменом  — Марий Юмын йÿла – марийской традиционной религией.

Резкая смена общественного строя на рубеже 90-х годов прошлого века дала возможность миллионам россиян в поисках смысла жизни обратиться к религиям, среди которых ведущее место заняли, естественно, православие, ислам и различные направления протестантизма. В то же время мало кто знает, что именно в России живет и здравствует у одного из финно-угорских народов традиционная народная религия.

Речь идет о марийцах, живущих не только на территории Республики Марий Эл, но также в соседних Нижегородской, Костромской, Кировской областях, Пермском крае, республиках Удмуртия, Татарстан и Башкортостан, а также во многих других регионах России. Столь широкое расселение марийцев объясняется, во-первых, изначально более широким ареалом, который занимал этот народ на момент встречи с русской колонизацией, а также жестокостью царя Ивана Грозного – 30-летнее сопротивление его войскам марийцев получило название «Черемисские войны». В ходе насильственного захвата территории марийцев было вырезано практически все взрослое мужское население этого народа. Спасаясь от террора сумасшедшего царя, марийцы десятками тысяч бежали на территории нынешних Татарстана и Башкортостана, где составили особую этнографическую группу народа под названием «восточные марийцы». Многие называют веру марийцев язычеством, но сами они категорически против такого определения: по их мнению, религия предков не может носить такое название.

Все же, несмотря на насильственную христианизацию и позднейшие гонения царских чиновников и советских органов госбезопасности, репрессировавших многих жрецов-картов, марийская традиционная религия (МТР) благополучно сохранилась до наших дней и привлекает к себе внимание не только журналистов из Финляндии, Эстонии, Германии и Франции, но и обычных россиян, все так же нуждающихся в общении с Богом. Сегодня, по данным официальной статистики, более 15 процентов жителей Марий Эл считают себя приверженцами традиционной религии, остальные делят свои симпатии между православием, исламом и другими религиями. Однако, по словам картов, в священные рощи, где происходит общение с богами, приходят не только чимари («чистые» марийцы), но и те, кто посещает храмы иных религий. Таких называют «двоеверами», но принимают их в рощах с радушием, так же как считают «своими» и только «православных» марийцев: все представители марийского народа априори считаются отдаленными потомками творца мира и великого бога Юмо и в любой момент могут вернуться к вере предков.

Есть среди марийцев даже своеобразные религиозные реформаторы, которые относятся к возникшему в XIX веке направлению Кугу сорта («Великая свеча»): его приверженцы отказались от приношения в жертву животных. МТР официально зарегистрирована как общественная организация, всего существует около 100 религиозных общин в различных регионах России. В самой Марий Эл 500 священных рощ получили статус охраняемых памятников. Существует целое жреческое сословие, выпускается литература.

В 2008 году эта небольшая рощица Ош куэр («Белая береза») решением картов получила статус главной рощи МТР

Путь на моление

В течение года проводится несколько молений, среди которых главным считается завершающее годичный цикл религиозных обрядов Всемарийское моление Тÿня Кумалтыш; в этом году его провели в роще Саваран кÿсото в Новоторъяльском районе Марий Эл 1 ноября. За проведение моления отвечает местная община МТР. К семи часам утра в священную рощу приходят карты и их помощники из числа членов общины. Карты выбирают Онапу — священные деревья, через которые молитвы будут достигать неба, такими деревьями могут быть дуб, береза, липа. В этом году жрецы выбрали пять таких деревьев – огромных берез, максимальное их число для одного моления может доходить до девяти. Вблизи от этих деревьев ставятся длинные столы-помосты, на которые укладывается принесенный людьми для освящения пресный выпеченный хлеб. Рядом же на длинных перекладинах вешаются с той же целью принесенные платки, покрывала, полотенца. На длинных рядах костров варят жертвенного быка, баранов, а также принесенных верующими гусей, также варится каша. Следует отметить, что всю работу выполняют мужчины.

Как правило, священные рощи располагаются недалеко от деревни на возвышенных местах посреди полей в виде зеленого островка. Ранее они огораживались и имели три входа: с восточной стороны для ввода жертвенных животных, с южной стороны - для подноски ключевой воды и с запада - для входа всех участников моления. Священные рощи выступали для марийцев посредниками людей в общении с богами, выполняли важную роль связующего звена между земным и небесным мирами.

Различались несколько групп священных рощ. В зависимости от числа участников моления выделялись семейные, родовые, общедеревенские рощи, а также рощи родственной группы деревень, мирские и всемарийские. В зависимости от объекта почитания различались рощи, посвященные отдельному богу или духу и святилища, в которых жертвоприношения проводились одновременно многим высшим богам и духам. Марийцы считают, что совместные моления нескольких сотен человек в роще имеют больший эффект и молитвы людей скорее достигают неба, однако молиться можно и в домашних условиях.

Вход в священную рощу

Жители ближних деревень добираются на место действия пешком, из других мест – на автомобилях. Например, в этот день около рощи остановился старенький «москвич», на котором приехал из села Тоншаево – центра одноименного района Нижегородской области – лидер тамошних марийцев Юрий Юсупов. Сзади на машине была помещена надпись на марийском языке, которая в переводе на русский гласила следующее: «Быть марийцем — значит молиться Юмо в Священной Роще!». Сам Юрий, мариец лишь по матери, ощутил сильнейшую тягу к вере предков и восстановил проведение молений в Тоншаевском районе Нижегородчины.

Патриотический лозунг марийца из Тоншаево

В этом году жрецы назначили проведение Всемарийского моления на начало ноября, тогда как ранее оно проводилось в первой половине октября. Возможно, поэтому в этот день в роще было сравнительно немного детей, которых родители не рискнули отправить в зимнюю погоду надолго из дому. Однако можно было увидеть довольно много молодых парней и девушек, были гости из Татарстана, посмотреть на моление приехал из Ямало-Ненецкого автономного округа вице-президент ассоциации «Ямал – потомкам» Хатяко Езынги.

Женщина в традиционном зимнем женском марийском костюме беседует с картом из Татарстана

 

Марийцы приносят на освящение туара – запеканку из творога, масла и яиц

Пока варится мясо, верующие могут общаться с картами, спрашивать у них совета, просить благословения.

Основы марийской веры


По словам карта Альберта Рукавишникова, возглавляющего общины Куженерского района Марий Эл, участники моления просят верховного бога МТР Ош Поро Кугу Юмо («Великий добрый белый бог») и других богов о благополучии людей, плодородии и урожайности полей и скота, успехах в делах и начинаниях. «Сегодня к нам пришли не только марийцы, но и русские, татары, чуваши, — рассказал он. – К нам могут приходить разные люди. У кого есть проблемы – он может обратиться к богу с просьбой и, если она будет искренней, бог поможет человеку. Русские сегодня потеряли свою традиционную веру, мы же ее сохранили. Поэтому с каждым годом наша вера привлекает все большее внимание – вот и сейчас к нам приехали журналисты-телевизионщики из Петербурга, с НТВ и Рен-ТВ, нами интересуются немцы, англичане».

Перенимать опыт традиционной религии к марийцам приезжали так называемые «родноверы», ратующие за возврат к неким мифическим корням русского народа, язычники эрзяне и эстонцы.

По словам А.Рукавишникова, МТР направляет своих приверженцев на благой образ мысли и земные дела. «Мы, карты, всегда просим Бога, чтобы он отвел людей от выпивки, курения, хулиганства, злого дела – и помог в благом», — подчеркнул он.

Также карт отметил, что МТР мирно сосуществует с православием, несмотря на суровые в прошлом стычки.

Принесенных верующими гусей ощипывают…

 

… и варят в котлах

 

Мужчины отделяют мясо сваренных животных и птиц от костей

 

Все остатки животных, которые не пошли в пищу, будут сожжены

Более подробно об основах Марий Юмын йÿла поведал карт Сернурского района республики Вячеслав Мамаев. В священной роще он принципиально говорил только на марийском. «Всевышний Бог координирует всю работу остальных богов и сил природы, соединяет воедино все элементы мироздания, чтобы все шло в гармоничном порядке – за это мы и молимся, — пояснил он. – Можно сравнить систему наших богов со структурой российской власти: наверху есть президент, под ним министерства, состоящие из чиновников различных рангов. Министерства сельского хозяйства, здравоохранения делают свое дело, МВД ловит преступников – и мы молимся для того, чтобы во всех областях мира все хорошо происходило. Конечно, на деле не все министерства работают для народа».

По его словам, научная картина мира вовсе не противоречит религиозным представлениям марийцев: просто их боги и богини, в том числе мать земли Мланде Ава, мать Солнца Кече Ава, мать Огня Тул Ава, мать изобилия Перке Ава и многие другие, находятся как бы над физической природой, включающей те же Солнце, Луну, звезды и нашу родную планету. Верховный бог Ош Поро Кугу Юмо является творцом мира и самим этим миром. Кроме того, боги марийцев имеют духов-помощников. В их число входят пÿрышö – предопределитель судьбы, Юмын ава – мать бога, пиямбар – пророк, предстоящий перед богом, суксо (ангел) или витньызе (докладчик) – исполнитель повелений бога. «Существует физический мир, как он объясняется в школьных учебниках, но наши боги выше этого мира, они управляют им», — сказал карт.

Как пишет в одной из своих работ исследователь МТР кандидат философских наук Галина Шкалина, одним из ключевых понятий, раскрывающих суть основанной на традиционной вере культуры марийцев, является внутренняя сила «Ю». В буквальном переводе «Ю» - живительная сила, мощь, энергия, благодаря ей растут трава, деревья, злаки, животные, от нее зависит здоровье и благополучие человека. Сила «Ю» распространена на небе и в земле, это нечто всеобъемлющее, заполняющее все пространство мира, она царит во всем, соединяет человека и остальной мир природы. Ощущающий «Ю» видит не только одну сторону вещи, у него не линейное восприятие мира, а объемное. Поскольку вещи и предметы пребывают в процессе постоянного изменения, «Ю» представляет собой то, что пребывает в покое, порождая жизнь, существование вещей. «Ритуализированная этика мари актуализирует необходимость следования «Ю». Это значит: «человек следует Земле, Земля следует Небу, Небо следует «Ю», а «Ю» следует естественности», - пишет ученый.

Наличие личной мощи «Ю», владение этой силой, заключенной в природе, свойственны общественным лидерам, например, жрецам, колдунам, лекарям, вождям. По мнению Г.Шкалиной, понятие «Ю» у марийцев очень близко по своему значению концепциям «дао» в китайской, «брахма» в индийской, «логос» в античной культуре. Среди финно-угров аналогичное понятие vagi есть у эстонцев.

Миф о творении человека

Однажды весной верховный бог Юмо отправил свою дочь Юмынÿдыр по шелковой лестнице на Землю пасти скот. У родника с кристально чистой водой пастушка встретила красивого парня мари. Они полюбили друг друга, но разница положений не позволяла им соединить судьбы. Юмынÿдыр предложила мари выкрасть ее, оставив на месте встречи платок – вероятно, этим объясняется проведение молений около источников и приношение на них платков и полотенец. Юмо разгневался на первого человека и наслал на Землю неурожай, голод и смерть. Однако через три года, когда молодые пришли к нему с ребенком на руках, верховный бог подобрел и простил их: так от союза дочери Юмо и первого мужчины появился марийский народ. Этот миф находит прозрачные параллели в мифологии других финно-угорских народов, например, у коми дочь бога Ена Зарань, спустившаяся по радуге на Землю, предпочла жизнь с молодым охотником Перой благополучию на небесах – они стали прародителями народа коми.

Однако младший брат Юмо Керемет завидовал мари и сам хотел жениться на Юмынÿдыр. Он растерзал тело первого мужчины и разбросал его останки над Землей. На местах падения праха погибшего выросли березы и дубы, которые особо почитаются в священных рощах марийцев. Юмынÿдыр окончательно переселилась на Землю для воспитания своего сына. Она стала покровительницей марийских женщин, научила их жить в гармонии с миром, растить детей, ткать и вышивать, вязать и прясть. Поэтому вплоть до недавних времен женщина-марийка занимала достаточно высокое положение в традиционной семье. По представлениям марийцев, Юмынÿдыр прядет нитки, ее прялкой является ось мира, а веретеном – звезда. Своей работой дочь Юмо приводит в движение весь мир.

Этот миф объясняет и появление в мире зла. Аналогичная ситуация существует и в мифологии коми, где братья-демиурги Ен и Омöль, вначале совместно сотворившие мир, затем ссорятся и расходятся по разные его стороны (один остается верховным богом на небе, второй опускается под землю), олицетворяя добро и зло.

Жизнь в марийском стиле

Почитатели МТР признают Единого Бога Ош Поро Кугу Юмо – как вечного, всемогущего, вездесущего, всеведущего и всеправедного Бога, а также девять его помощников (проявлений). Верующие ежедневно три раза читают молитву, один раз в год принимают участие на коллективном или семейном молении, в течение жизни не менее семи раз проводят семейное моление с жертвоприношением, регулярно проводят традиционные поминки в честь умерших предков, соблюдают марийские праздники, обычаи и обряды. Впрочем, как отмечалось выше, в МТР достаточно спокойно относятся к вопросам соблюдения всех этих условий.

«Наша вера дает людям все – силы, жизнь, духовное здоровье, изобилие во всем, охраняет и оберегает в дороге, на работе, в семье, в том числе от стихийных бедствий, — отметил В.Мамаев. – Мы стремимся к тому, чтобы было согласие и понимание между людьми, в том числе с другими религиями».

По его словам, хотя в МТР нет четкой кодифицированной системы предписаний, как в христианстве, существуют моменты, регулирующие жизнь каждого верующего марийца – в их числе запреты на совершение плохих поступков, убийств, краж. «Нельзя также ругаться, плеваться, драться. Даже думать плохое нельзя и желать плохого нельзя, — подчеркнул он. – В священную рощу надо приходить с чистой душой, за неделю до моления нельзя пить спиртные напитки, курить и сквернословить – и неделю после моления тоже».

Как пояснил карт, главный принцип существования человека, заложенный в МТР, — это жизнь в гармонии с природой, тогда как построенная на основе христианства европейская цивилизация стремится возвысить человека над природой, сделать господином над ней. Смысл жизни приверженца МТР заключается в поддержании правильных отношений с космосом, умении соответствовать движению мира. Мир изначально совершенен, его не нужно переделывать.

Основной посыл вытекающей из МТР марийской традиционной этики – сдержанность, уважение другого человека, народа, природы. Так, прежде чем рубить дерево, мужчина просил у лесного духа разрешения взять у него самое необходимое, обещая взамен посадить 12 деревьев.

В ритуале молений мариец получает рецепт правильного поведения в любых жизненных обстоятельствах. Обращаясь к богам, мариец просит мира, благополучия, изобилия и здоровья не только себе и своим сородичам, но и русским, татарам и другим народам-соседям. Ритуал освобождает марийца от эгоизма, приучает жить в коллективе, настраивает на позитивное отношение к жизни. Не зря достаточно низкий, к сожалению, уровень доходов жителей Марий Эл по сравнению с более благополучными соседними регионами Поволжья, не говоря о Москве и Санкт-Петербурге, не приводит к специфическим последствиям в виде высокого уровня депрессий, самоубийств и алкоголизма.

В марийской религии статус святых могут получить люди за особые заслуги, например, таким статусом обладает легендарный Курык Кугыза («Хранитель горы»), который в давние времена научил марийский народ всем необходимым для жизни занятиям и ремеслам, а также указал, как надо молиться. Любопытно, но Иисус Христос также получил «прописку» в марийском пантеоне – наравне с Курык Кугыза. Статус святых могут получить, например, герои Великой Отечественной войны.

Министр сельского хозяйства Марий Эл Александр Егошин (на фото слева) каждый год посещает моления и приводит на них жертвенное животное, чтобы урожай во вверенной ему отрасли удался на славу

Согласно верованиям марийцев, бог судьбы при рождении ребенка определяет всю его дальнейшую жизнь, однако МТР не подходит к вопросу о свободе воли столь же примитивно, как политеистические религии разных народов мира. По словам В.Мамаева, каждый человек может своими поступками повлиять на продолжительность и «качество» своей жизни. «Если человек будет плохо жить – воровать, ругаться – его жизнь намного укоротится, а если человек совершит много добрых дел, то бог судьбы может продлить время его жизни», — пояснил карт. Впрочем, выбор человека предопределяется не только божественной или человеческой волей, но и вмешательством сил зла.

Все люди в равной мере обладают умом и добродетелью. Человеку дана возможность регулировать свои чувства, контролировать поведение, осознать свое положение в мире, вести облагороженный образ жизни, активно творить и созидать, заботиться о высших частях Вселенной, защищать животный и растительный мир, окружающую природу от исчезновения.

Являясь разумной частью природы, человек наравне с Богом должен постоянно работать над самосовершенствованием. Руководствуясь совестью, соотнося свои действия и поступки с окружающей природой, человек неустанным повседневным трудом ведет свое хозяйство, облагораживает окружающий мир – и тем самым совершенствует самого себя. В этом и состоит смысл и назначение человеческой жизни.

Правильный выбор в любой жизненной ситуации можно сделать лишь познав самого себя, соразмерив свою жизнь, повседневные дела и поступки со Вселенной - Единым Богом. Имея такой духовный ориентир, верующий становится подлинным хозяином своей жизни, обретает независимость и душевную свободу, спокойствие, уверенность, рассудительность и размеренность чувств, непоколебимость и настойчивость в достижении поставленной цели. Его не тревожат жизненные невзгоды, социальные пороки, зависть, корысть, эгоизм, стремление к самоутверждению в глазах окружающих. Будучи подлинно свободным, человек обретает достаток, спокойствие, разумную жизнь, защитит себя от любого посягательства со стороны недоброжелателей и злых сил.

Исполняя свое предназначение, человек восходит на новые ступени бытия. Согласно концепции МТР, человек за предпринятые усилия получает достойное вознаграждение: он значительно облегчает свою жизнь на этом свете и участь в загробном мире.

Однако марийцы не знают, что происходит с душой человека после смерти его бренного физического тела. «Душа отправляется в другой мир, другое измерение – согласно жизни конкретного человека в рай или в ад, но мы не знаем, куда именно, ведь оттуда еще никто не возвращался», — с усмешкой поведал карт.

Путь карта

У марийцев картом становится человек, отличающийся особой энергетикой. По словам моих собеседников-марийцев, картами становятся уважаемые в округе люди, достигшие успехов в земной жизни. «Если в общине нет карта, люди просят других картов о помощи, и те решают, что надо выбрать нового карта для этих людей. Выбирают подходящего молодого человека – карты чувствуют, что именно этот мариец может стать жрецом – и передают ему необходимые сведения о религии. Он много молится, знание веры копится в нем. Постепенно он научается всему, что нужно, и начинает служить общине: молиться, поддерживать связь народа с Богом, — рассказал В.Мамаев. – Чтобы человек прочел книжицу и стал картом – так не бывает. Надо иметь нужные знания и определенную энергетику. У многих картов была нужда выбрать этот путь, иногда их к этому подталкивало какое-то несчастье, случившееся в их жизни».

Карты не берут ничего за то, что читают для людей молитвы, однако марийцы в благодарность обычно дают жрецам рубашки, полотенца, небольшие деньги. «В обычной жизни все карты – трудяги, — подчеркнул мой собеседник. – Многие из них разводят пчел. Их скот имеет большой приплод, да и детей у них, как правило, немало. Они зарабатывают деньги точно так же, как и окружающие их люди». Марийские жрецы приходят провести моления и обряды по случаю рождения ребенка, свадьбы, поминок по усопшему, на новоселье, обычные семейные моления. При этом карту запрещено требовать вознаграждения за совершение молитв, хотя они могут забирать немало сил, после чего иногда требуется несколько дней для восстановления.

Люди приносили выпечку, платки и деньги с просьбой о материальном благополучии. Карты эти деньги не используют – они идут на оплату расходов местной общины на проведение моления

По словам В.Мамаева, в МТР нет канонических текстов молитв. «Слова разные бывают у разных картов, но направление – одинаковое. Наши молитвы нельзя читать, как Библию, слова должны течь как бы из души человека. Карт тогда будет читать молитву хорошо, когда стоящие рядом люди будут внутренне настроены на связь с Богом, будут помогать жрецу мысленно, а если рядом стоит человек, который не верит, карту будет очень тяжело», — пояснил он.

Как поведал собеседник, и в былые времена, и сейчас карты помогают своими молитвами лечить людей от недугов. «Но шаманства у нас нет, — подчеркнул В.Мамаев. – Мы не творим заговоры, лишь просим милости у Ош Кугу Юмо. В быту бывает, что женщина хочет приворожить к себе мужчину, или человек хочет наслать на другого человека нечто плохое – карт сразу отказывает в такой просьбе. К нам надо приходить только с хорошими просьбами».

Между тем, как отметил присутствовавший на молении гость с Ямала Х.Езынги, действия картов на священной церемонии очень напоминали ритуальные моменты обрядов, которые проводят ненецкие шаманы. «Оказывается, у марийских жрецов и наших шаманов много общего», - сказал он.

Карты в общении оказались чрезвычайно живыми и остроумными людьми, их речь полна шуток, метких выражений, которые не всегда понятны обычным людям. Это наводит на мысли о параллелях в других религиях, например, среднеазиатском суфизме, парадоксальных изречениях даосских и синтоистских мудрецов. Возможно, такое специфическое общение является проявлением некоей специальной техники наведения подготовленных адептов веры на нужные мысли.

Фактически, у марийцев существует тщательно разработанная религиозно-мифологическая система, которую нельзя сводить к стандартно понимаемому политеизму. А факты включения в орбиту МТР богов других религий свидетельствуют о мощи традиционной веры марийцев, выступающих в этом наравне с миллиардом индуистов, а также сотнями миллионов даосистов и синтоистов Китая и Японии.

Моление

Прибывшие на моление верующие приносили из соседнего леска охапки еловых веток. Во время молитвы надо вставать на колени, а в зимних условиях лучше подложить что-нибудь под колени.

Неожиданно народ быстро сгруппировался около помостов с приношениями, люди опустились на колени, карты вышли вперед, выполняя роль посредников между земным миром людей и небесным миром богов. Раздались приятные, немного печальные звуки кÿсле — традиционного струнного марийского инструмента, напоминающего карельско-финское кантеле. Карты читали молитвы: верховный карт Александр Таныгин громким речитативом повторял несколько фраз, у другого помоста разные карты обращались к богу по-своему. Периодически люди кланялись, снимая с головы шапки. Примерно через 20-25 минут чтение молитв закончилось, и верующие стали разбирать освященные хлебы, после чего отправились к кострам, где им наливали полные миски жирного наваристого бульона с кусками мяса сосредоточенные мужики. Чуть погодя поспела каша. Буквально через пять минут вся роща покрылась усевшимися на землю вкушающими людьми. Приготовленная пище оказалась достаточно вкусной, приятные ощущения оставил марийский квас, напоминающий густой коми сур, только без градусов.


 

Верховный карт Александр Таныгин, подняв лицо вверх, читает молитву

Оставшиеся в процессе готовки кости и внутренности животных и птиц, перья гусей, весь мусор отправили в огонь, куда подложили дополнительно дрова. По словам картов, души птиц отправляются на небеса, туда же устремляется дым от сжигаемой плоти – они воссоединяются на небе, где предстают перед богами.

Религия марийцев – экологически чистая

По завершении трапезы верующие подходят по очереди к картам, благодарят за проведенную церемонию и молитвы, направленные на решение их проблем. Карты вручают людям подарки – освященные платки, полотенца.

Каша оказалась потрясающе вкусной

Духовная опора помогла марийцам пережить самые суровые испытания последних пятисот лет истории – помогает и сейчас. Карты и многочисленные сторонники МТР уверены, что Марий Юмын йÿла – религия будущего, доказательством чего является рост рядов верующих за счет немарийцев.

Юрий Попов,

Читайте также: