Преподаватель эрзянского языка: «Необходимо перетянуть центр сохранения языков из сел в интернет и в городскую среду»

Язык является неотъемлемой частью самобытности и идентичности каждого народа. Если будет жить язык - будет жить и народ. Вероятно, осознавая это, молодежь в последние годы начала проявлять интерес к изучению родных языков. Чтобы повысить эффективность в изучении языка, молодое поколение успешно использует интерактивные технологии.

В 2014 году эрзянские активисты организовали оnline-школу «Изучение эрзянского языка через Skype «Эрий кель». О школе и результатах проделанной работе рассказала организатор, квалифицированный преподаватель эрзянского языка, кандидат филологических наук Ольга Богданова (Сусорева).

- Ольга Михайловна, как появилась идея этого проекта? Каковы цели и задачи курсов?

До создания проекта я работала учителем эрзянского языка в одной из саранских школ, реализовывала проект «Этношкола в библиотеке», а затем, после переезда в Тольятти, вела видеозанятия по эрзянскому языку. То есть, мы набрали в городе группу желающих изучать эрзянский язык и снимали все занятия на видео. К моему удивлению, эти занятия обрели большую популярность, и количество просмотров видеоуроков на сегодняшний день составляет около 20 тыс. Уроки проходили по 1,5 – 2 часа 2-3 раза в неделю. Сначала проект финансировал «Мордовский культурный центр г. Тольятти», а после того как финансирование прекратилось, видеокурсы пришлось отменить.

Было решено, что будет правильным продолжить проект, но уже в другом формате - оnline-школы. Тем более, у нас уже имелся определенный опыт и огромное количество материалов по изучению эрзянского языка. В сентябре прошлого года в нашу школу «Эрий кель» (что в переводе с эрзянского означает «Живой язык») мы уже набирали первую группу учеников. Нашу работу поддержали все эрзянские активисты, национальное общество «Эрзянь вайгель», лингвисты, журналисты и, собственно, сами мои ученики. Правда, наш проект пока так никто и не финансирует. За занятия платят сами слушатели. Учитывая опыт проведения видеозанятий, я пришла к выводу, что необходимо предоставить ученикам большое количество форм обучения от индивидуального до минигруппового (до 3 человек) и группового (до 6-7 человек). Подобного рода курсы организованы в России впервые. Ни у одной финно-угорской республики опыта в таком проведении занятий нет, и в этом состояла очень большая сложность.

 - На основе какой методики функционируют курсы эрзянского языка? Как построен учебный процесс?

Необходимо вначале сказать о том, какие методики по изучению языков малых народов России существуют до сих пор. В основном, традиционный метод – грамматический. По этой методике ведутся занятия во всех региональных ВУЗ-ах. Недостаток методики в том, что ученик всего лишь знакомится со структурой языка, но не учится говорить. И как правило, после 3-х месячных курсов люди кроме слов «здравствуйте» и «до свидания» ничего не знают. Это первый момент, второй – по финно-угорским языкам издано много всевозможных разговорников. Недостаток такой методики - ученик не понимает правил присоединения суффиксов к основе слова. А при изучении всех финно-угорских языков этот фактор имеет основополагающее значение, т.к. наши языки относятся к агглютинативным - это, когда к основе слова могут присоединяться от одного до шести суффиксов, которые меняют значение основного слова. И как результат, людей, самостоятельно изучивших финно-угорские языки, практически нет. А те, кто все-таки выучил, с такими ошибками говорят на языке, что иногда просишь перевод на русском.

Мы не стали допускать подобной ошибки - после видеозанятий стало очевидно, что результатов можно добиться только при совмещении традиционного (грамматического) и  коммуникативного (разговорного) методов. Кстати, именно по такой методике изучаются все иностранные языки. Поэтому пришлось разрабатывать учебник эрзянского языка совершенно нового формата. Я называю это учебник «универсальным» - по принципу «универсальный солдат». В этот учебник входит полный курс грамматики, практики, всевозможных фольклорных песен, аудирование, разговорники, тематические словари: материалы эрзянско-русского словаря, словаря синонимов и антонимов, фразеологизмов и этимилогического словаря. По большому счету ученику для изучения языка требуется только одна эта книга.

Однако, даже по такой книге изучать язык придется 2 года. Именно столько длятся наши курсы для начинающих. Предвижу возражения, мол, почему так долго, нельзя ли как-нибудь сократить, отвечаю - чем древнее язык, тем сложнее его изучать. Английский язык, к примеру, можно выучить по экспресс-программе всего за несколько месяцев. Не потому что методика уникальная, а потому, что английский сам по себе очень легкий язык и сравнительно молодой, его ни в коей мере нельзя сопоставлять с нашими древними языками. Когда мои ученики начали изучать эрзянский, они просили меня сократить программу. А уже через несколько месяцев изучения стала слышать вопросы: «Неужели этот язык можно за два года выучить?». Можно. После наших курсов мне не стыдно будет их отправлять в эрзянские села, к примеру - потому что они смогут свободно разговаривать на языке.

Занятия у нас проходят 2 раза в неделю по 2 часа. Урок начинается с языковой разминки, после идет грамматический справочник и упражнения для закрепления материала, далее музыкальная пауза, на которой мы отдыхаем. Урок завершается разговорником и тематическим словарем.

Что особенно важно, книга разделена на отдельные занятия, которые идут в системе. Первая часть учебника содержит около 900 страниц. Кроме того, после каждого раздела проводятся контрольные работы. Это делается не для оценок, а для того, чтобы посмотреть с каким результатом ученик выучил данную тему. Здесь ведется рейтинговая система (или бальная) - конечно, это не ЕГЭ, но все же. Еще очень важный момент: для хорошего изучения языка наиболее приемлемым вариантом является либо индивидуальное обучение, либо мини-группы до трех человек. Так каждому ученику уделяется максимальное количество времени и сил.

- Курсы эрзянского языка длятся второй год. Каких результатов достигли слушатели за это время?

Результаты учеников стали мне заметны уже после месяца обучения. Во-первых, улучшилось их произношение. Через полгода они уже могли самостоятельно разбираться в суффиксах существительного и составлять словосочетания, так как программа построена по принципу «от простого к сложному». Сейчас они могут составлять простые предложения, тексты, делать переводы как с русского на эрзянский, так и наоборот, и главная победа - они могут говорить на эрзянском языке на основные темы, т.е. поддерживать беседу. Многие переписываются между собой на эрзянском в социальных сетях, общаются при встрече. Но все же окончательно об успехах моих учеников можно будет судить по итогам второго года. Кстати, по окончании курсов всем будут вручены соответствующие сертификаты.

 - Трудно ли дается обучение слушателям Вашей школы? В чем проявляются основные сложности?

Конечно, учиться трудно, и главная трудность заключается в том, что логика эрзянского языка кардинально отличается от логики русского языка, к которой мы привыкли. Поэтому ученики не просто изучают язык, они на себе примеряют мировоззрение нашего народа, и, как оказалось, что эта логика им больше нравится, потому что генотип народа никакие силы стереть не могут. Обучаемые, которые неукоснительно слушают рекомендации преподавателя - всегда радуют хорошим результатом. Те же, кто вначале скептически смотрели на мою систему, через несколько месяцев сами стали спрашивать советов. Хочу отметить еще одну очень важную закономерность: необходимо изучать финно-угорские языки с участием преподавателя, потому что самостоятельно изучить наши языки очень сложно, даже если мы напишем уникальный учебник, но фактор «помощь учителя» никто не отменял.

 - Какая возрастная группа преобладает среди ваших слушателей?

 В основном это молодежь и люди среднего возраста.

- Каковы перспективы данных курсов в будущем?

Я не очень люблю говорить наперед. Скажу лишь, что уже с ноября этого года у нас открываются курсы по новой четырехмодульной программе с культурным компонентом. Что это такое? Кроме изучения эрзянского языка, можно будет изучать культуру нашего народа. Изучать культуру любого народа правильнее всего начинать с языка, потому что только в языке отражаются все важнейшие стороны духовной и материальной жизни народа. Если необходимо будет отвечать на некоторые вопросы жизни народа, то ответы следует искать, прежде всего, в языке, он барометр жизни любого народа. Поэтому сохранению языка уделяется такое важное значение. Мы и ранее изучали культуру и эрзянский фольклор, но сейчас материалов о культуре будет больше.

- Если к Вам обратятся за консультативной помощью представители других финно-угорских народов, готовы поделиться опытом?

С большим удовольствием, при удачном проведении проекта, можно даже говорить об открытии финно-угорской онлайн - школы по изучению наших языков. Хорошие специалисты есть у представителей всех финно-угорских народов, проживающих на территории РФ. На самом деле, сейчас, когда села стали вымирать, необходимо перетянуть центр сохранения языков из сел в интернет и в городскую среду. Теоретически это возможно, единственное, что нам остается, трудиться и знать, что Бог будет нам помогать.

***По всем вопросам желающие могут обращаться по e-mail: susolmi@mail.ru. Чтобы записаться на курсы, необходимо заполнить анкеты, которые размещаются в разделе «Документы» группы «Эрий кель» в социальной сети «ВКонтакте».

Регион: 
Народы: 

Комментарии

  1. Отлично! Молодцы! Теперь нужно внедрить эту систему и другим финно-угорским народам