«Delve». Возрождая наследие ливов

В Латвии есть район Видземе – культурно-исторический край, находящийся на северо-востоке страны. Это историческая часть древней Ливонии, земли финно-угорского народа ливов, вместе с балтскими племенами ставшего основой для латышского народа.

Эта земля радует в любое время года не только своей природой и кристальным воздухом. Видземе по праву гордится своими старинными городами Валмиера, Цесис, Лимбажи, которые, как и Рига в средние века были членами Ганзейского союза. Построенный ливонскими рыцарями в XIII веке Цесисский замок сохранился в прекрасном состоянии, и хранит магию минувшей эпохи. Многие из этих мест построены на месте древних городищ финно-угров.

В Видземском округе Лимбажи существует фольклорная группа «Delve» возрождающая наследие ливов. Название группы с ливского языка означает "медвежья лапа" - в нём скрывается как игривость, так и сила. Члены этой группы имеют оба этих свойства, они знают, как превратиться в шаманском танце в медведей.

У «Delve» визуально очень красивые наряды, которые они используют в своих песенных и праздничных ритуалах. Это костюмы – реконструкции, основанные на ливской археологии. Они сделаны своими руками. 

Корреспондент инфоцентра FINUGOR Андрей Мерянин взял у основательницы группы «Delve» Айны Тобе интервью.

— Здравствуйте, Айна. Летом этого года у вашей группы «Delve» вышел долгожданный видео-клип. Расскажите о чем песня и какой смысл вы вкладывали в ваш видео-клип.

 

 

Здравствуйте! Да, это так, наш первый профессиональный видео-клип вышел на свет этим летом. Принцип, которым мы руководствовались, снимая его - очень простой: если хочешь достичь, обрести то, чего у тебя еще не было, и нет, ты должен делать то, чего еще никогда не делал!

Сначала появилась мелодия песни называемой в латышской культуре – «dainas». Такая песня часто содержит в себе не только некие повседневные истории из жизни людей, но и магические заклинания описывающие древние языческие ритуалы. Наша «dainas», как и другие подобные песни, по своей природе – песня Силы. Когда мы начали исполнять ее на концертах и праздничных ритуалах Годового Круга, она нам и нашим слушателям показывала «картинки», «образы» которые нам захотелось визуализировать в реальности. Поэтому мы взялись за работу.

Как древний, так и современный Мир имеет двойную природу, мы люди видим мир Света и мир Тьмы – обе стороны Мира имеют Силу. Шаман идет между ними как по лезвию ножа, используя в своих действиях оба этих Источника, но не привязываясь ни к тому и не к другому…

В нашем клипе тоже действуют эти Силы олицетворенные – Девушкой – светлой сущностью с длинной косой, и – Черной Матерью. Обе они идут одними Тропами.

Лошадь присутствующая в клипе это – древний символ целеустремленности и воли. В конце трека песни многократно повторяется припев: «Я скачу через Ночь, я скачу через Темноту, в свете огненных искр, вылетающих из под копыт моего быстрого коня». Это слова заклинания Жизненной Силы.

— Какой половинке латышской Души соответствует внутренняя суть песни - Дайны - балтской или финно-угорской? Или эти половинки в Дайне и латышской Душе нельзя разделить?

Историки говорят, что на территории современной Латвии о старо латышском языке можно говорить, только начиная с 15 века. До этого времени на землях Ливонии сосуществовали языки разных племен. Финно-угры ливы жили рядом с балтами.

Конечно, можно задаться вопросом: Старинные ли латышские «dainas»,и как измерить их возраст, столетиями или тысячелетиями?

Некоторые люди думают, что «dainas» выросли на очень древней основе и их сущность древнее финно-угорских и балтских языков, особенно если вести речь о мифологическом слое этих песен. Слово «daina» переводится как «песня» и заимствовано в латышском языке из литовского языка. Поэтому есть мнение, что латышские «dainas» наследие балтской традиции, особенно если говорить о короткой четырех строчной форме куплета. Но в латышской фольклорной традиции существуют не только песни с короткими куплетами, но и длинные песни, которые пришли в нашу культуру от наших ливских бабушек. И действительно, у многих латышей в жилах течет финно-угорская кровь.

 - Как вы и другие люди участники группы Дэлве пришли к фольклору, музыке, мифам?

 Участников нашей группы объединяет интерес к древности и архаике, хотя каждый пришел в нее по своим мотивам.

Я выросла в сельской местности в окружении природы, помню, что с детства очень любила петь, рисовать и мечтать. Окончила колледж прикладного искусства и наверное училась бы дальше, если бы не встретила своего будущего мужа Гвидо Тобис. Мы создали семью, у нас появилась дочь, и мы переселились жить на хутор, начав создавать там свою волшебную реальность. Наш старый хутор стал Местом Силы нашей творческой деятельности и духовного полёта.

По-моему, ценность жизни определяется не по счету вдохов-выдохов, но по тем мгновениям, когда наше дыхание останавливается от наступившего озарения и вдохновения.

Люди иногда боятся творить и быть творцами, они говорят: я не умею, я не знаю, я не могу… Но креативность – это цель пребывания Души здесь на Земле. Земная жизнь это обучение тому, как ответственно и мудро Творить. Креативность - это аспект любви. Творческая сила – это самый большой дар Судьбы, которую нужно использовать, ибо это наше право от рождения.

Мы все вольны творить! А там где Воля, там и волшебная Дорога)

Айна Тобе «Dudinieks» «Волынщик»

— А какие аутентичные латышские инструменты вы используете в практике вашей группы и в личной практике?

Первый инструмент, который появился у нас в доме, были коклес (гусли). Мой муж, также участник группы Delve, Гвидо Тобис сделал их своими руками. Из старой березы и они очень хорошо звучат. В молодости я любила гулять в лесу и полях, созерцать красоту мира и играть на традиционной деревенской дудке. Но в последнее время меня увлекли ударные инструменты. Это разнообразные  перкуссии, особенно люблю свой шаманский бубен, с которым у меня установились тесные отношения. Бубен прекрасно гармонирует с звучанием дуды (волынки) на которой играет мой муж Гвидо. Особые сильные вибрации звучат при игре на варгане, который мы так же широко используем. Этот инструмент в Латвии называется «большой зуб». Нам нравятся все природные архаические звуки, которые можно извлечь из дерева, кости, камня.

Finugor - Айна, я знаю, что вы не только шаман и музыкант, но и художник. Что проявилось в вас раньше, желание петь или желание рисовать?

Когда я рисую, то чувствую что это занятие для меня очень близкое к моей душе. Мне верится, что я этим занималась всегда, изначально и много. Как будто это увлечение и знание идет ко мне через предыдущие прожитые жизни. В отличии от моих музыкальных практик, в которых я каждый раз учусь новому. Музыка для меня духовный вызов и особое задание, которое я должна выполнить в своей жизни.

Айна Тобе «Ziemas elpa» «Зимнее дыхание»

— К какому течению в искусстве вы могли бы себя причислить?

Трудно сказать… Моя живопись приходит из образов, которые я вижу во снах и на яву.

Может быть мой путь в живописи можно назвать фэнтези-арт… Потому что во многих моих полотнах присутствуют мифологические сюжеты. Однажды на выставке один мой друг и коллега художник, с шуткой, смеясь, спросил: Айна, ты вообще, что-то нормальное нарисовать можешь? У тебя все получается как-то по сказочному… 

Finugor - Над каким сюжетом вы сейчас работаете?

В основном я рисую зимой. Белизна зимних заснеженных холмов моей родной земли похожа на белизну чистого холста. Это вдохновляет! Летом я много путешествую и делаю много интересных для меня Практик. Это сильно обогащает. Летом копятся идеи и эскизы образов, наброски мыслей, которые я воплощаю в темные зимние вечера, когда ночи становятся длиннее дня.

Айна Тобе «Lača Sirds» «Сердце Медведя»

— Что вы хотели бы пожелать финно-угорским традиционалистам, читателям портала Finugor?

Я желаю, что бы каждый день был прожит осознанно! В повседневной жизни ничего не надо преувеличивать, живите проще. А дни праздников пусть станут для вас днями благодарности за то, что у вас есть – имеется – осознается. Что бы дни вашей жизни были полны природы, ее запахов и звуков. И что бы каждое мгновение стало для вас особенным по-своему.

Радостно приветствуйте каждый новый день! «Вчера» это история. «Завтра» это тайна. А «сегодня» это подарок. Откройте свои глаза и свой ум. Освободите свою душу, ваш дух знает, как летать над холмами и реками, над вершинами вечных лесов. Как бабочка, как ястреб, как ветер Свободы.

Ammõ jõvvõ! Jumālõks! Всего доброго! С Богом!

Айна Тобе «Pietiek ar mirkli» «Мгновение»

Регион: 
Народы: