Марийский активист: «В наших традициях и родном языке заложена сила и вера, которая передается по роду из поколения в поколение»

В нынешнее время можно часто слышать о духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей и молодежи. Если в советские годы этим профессионально занимались пионерские и комсомольские организации, то на данный момент в этой сфере в основном задействованы школа и церковь, с активным участием военно-патриотических клубов. Детям по больше части прививаются христианские ценности и традиции, любовь к Родине и русской культуре.

Способствует ли современное духовное и патриотическое воспитание сохранению и развитию национальных культур и традиционных ценностей народов России? Какие вопросы национального воспитания актуальны сегодня и требуют скорейшего рассмотрения?

Об этом корреспондент Инфоцентра FINUGOR.RU пообщался с активным участником молодежного крыла екатеринбургской общественной организации «Урал кундем», Светланой Пермикиной (Тимиряшевой):

- Сейчас многие мари живут в городах и оторваны от мест традиционного и компактного проживания. А современная городская среда стремится сглаживать национальные культуры и сама по себе не способствует сохранению традиционного уклада жизни, - считает Светлана -  В городе все чаще наблюдаются смешанные браки разных национальностей. В таких условиях трудно уберечь культуру и традиции малого народа.

К сожалению, в настоящее время среди марийской молодежи многие не знают своего родного языка, истории, обычаев и основ веры предков. Причем такое часто уже встречается и в деревнях. В этом году я впервые была на марийском молении в священной роще рядом с деревней Малая Тавра (село в Свердловской области – прим. корреспондента). Народу было не много. Обратила внимание на то, что в основном были люди взрослые и пожилые, преимущественно коренные деревенские жители. Молодёжи из ближайших деревень и сел не было, возможно, они уже и не знают об обрядах в священной роще.

          - На ваш взгляд, почему детей и молодежь не приобщают к древним народным традициям?

- Мы задали пришедшим вопрос, почему не берут детей с собой на моление – а в ответ тишина, хотя на молении и школьный преподаватель была.

Я считаю, что сейчас у людей иные ценности. Мы стремимся занять положение в обществе, живем здесь и сейчас, зачастую не думая о будущем. Эта тенденция началась еще с молодости моих родителей, уже их поколение часто не придерживалось традиционной религии и обычаев - возможно, потому что стали разъезжаться по разным городам, нарушая традиционный уклад жизни. Сейчас очень многие деревни вымирают, а передать знания уже некому.

- Какие пути выхода из ситуации Вы видите?

- Сейчас марийская культура начала развиваться через танцы и современные песни. Это  благодаря тому, что во многих городах стали проводить марийские концерты и дискотеки, которые посещают молодые марийцы. Получается, они создают эпицентр городской марийской культуры, создают общность. Также, развиваются группы в социальных сетях с информацией о жизни марийцев. Во многих регионах есть национальные организации мари, которые тоже вносят свою значимую лету в дело сохранения и развития традиций и культуры. Это объединяет, что очень важно.

Например, наша екатеринбургская организация «Урал кундем» организовывает этновечеринки на марийском языке, мероприятия, приуроченные к праздничным датам. Мы ежегодно праздновали обрядовый праздник Шорыкйол, а в этом году впервые в Екатеринбурге прошел праздник  Ага-Пайрем во Дворце народного творчества.

Необходимо транслировать на марийских мероприятиях ближайшие праздники через объявления, либо буклеты с календарем событий и их описанием. Такой же календарь создать в социальных сетях, подключать общественные организации. И было бы хорошо, если бы создали марийское спутниковое телевидение. Это было бы большим подспорьем в деле объединения и культурного роста марийского народа. Сейчас в интернете об этом много пишут, будем надеяться, что это не останется просто словами.

Было бы замечательно для детей в музейных центрах, на летних общественных праздниках, перед началом концертов устраивать выставки и мастер-классы на различные творческие темы: вышивка, шитье, резьба по дереву, изготовление кукол и оберегов. Сейчас это направление очень актуально, потому что наблюдается рост мастерских по народному творчеству во всех торговых центрах, проводятся мастер-классы на многих городских праздниках.

- Как вы считаете, какова роль семьи и традиционной веры (марийских картов) в воспитании детей и молодежи?

- Роль семьи в воспитании детей и молодежи особая. Все начинается с семьи - это основа, фундамент становления личности. Родителям обязательно нужно стремиться обучать детей в домашних условиях - прививать любовь к родному языку, культуре и творчеству, чтобы они почувствовали атмосферу родной культуры, интересовались процессом созидания.

 Воспитание это личный пример, это обстановка и предметы быта в которой мы живём, мироощущение. Из своего детства от бабушек и дедушек я помню запах сена и коровьего молока, свежий хлеб из печки, тканые цветные дорожки, вышитые полотенца и постельное бельё, баня с натуральными мочалками. Все это в нашей памяти и мы неосознанно повторяем это в своей повседневной жизни.

К примеру, мои родители устав от городской суеты построили себе деревянный домик в саду и живут в гармонии, наслаждаясь - ухаживают за домашними животными (курицы, утки и кролики). Папа с братом самостоятельно учатся на гармошке играть марийский мелодии, а меня тянет к народным национальным танцам. Мама готовит хлеб и кровяную колбасу (сокта) по бабушкиным рецептам. Дома родители говорят между собой только на марийском языке - мы все понимаем, но не говорим на нем, к сожалению. Так что, можно сказать что мы пропитаны марийским сознанием, хоть и живём в городе и не говорим на родном языке.

А марийские карты - это воспитатели духовности каждого мари, независимо от его возраста. Это наставники и учителя нравственности, хранители обычаев и древних сакральных знаний народа. Думаю, в последующем их роль будет только возрастать.

Да, конечно, сегодня есть доступ к любой информации через интернет, но, не прожив и не прочувствовав культуру и национальные особенности вживую, мы не сможем передать все многообразие нашего народа и истинные эмоции нашим детям.

- Почему нужно знать родной язык и традиции?

- В наших традициях и родном языке заложена сила и вера, которая передается по роду из поколения в поколение.

Как говорил Александр Куприн: «Язык - это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры».

 

 

Regions: 
Народы: 
Читайте также:
ВОЙДИТЕ, ЧТОБЫ ОСТАВЛЯТЬ КОММЕНТАРИИ