Не консервировать, а сохранять. Как танцует Финно-угрия

Настоящий, или аутентичный, хоровод, каким он описывается в книгах по народной хореографии, можно было увидеть на лугу музейно-этнографического комплекса «Лудорвай» на открытии третьего регионального фестиваля финно-угорских народов «Воршуд». Собравшиеся образовали два больших круга, один внутри другого, и пошли в разных направлениях. Будто солнце заиграло лучами, пытаясь разогнать собиравшиеся над землей дождевые тучи. Потом хороводящие разбились на пары и начали выписывать разные узоры. Рядом с удмуртскими костюмами - финские, эстонские, чувашские... Организаторы фестиваля назвали этот блок современным искусствоведческим термином - хэппенинг и этим подчеркнули связь фольклорного начала с актуальным искусством, а именно в этом заключена суть этнофутуризма, в стилистические рамки которого был заключен праздник. Этот фестиваль, а организовал его ГУК «РДНТ-Дом молодежи», посвящен традиционному финно-угорскому танцу. И потому здесь все танцевали. Танцевали под песни, под гармошки и баяны и редкие народные инструменты. «Мы из Татарстана - с родины писателя Михаила Петрова, из деревни Монашево Менделеевского района», - говорят красивые девушки, все как на подбор с ярким румянцем. Ансамбль «Возжойка» сразу же у ворот приветствовал гостей этнографического музея под открытым небом удмуртской песней с подходящими к этому случаю словами: «Разрешите мне войти в ваш дом, разрешите по полу вашему ходить, петь песни и плясать...». «Показываем на «Воршуде» те формы танцевального фольклора, которые до сих пор в быту, которые помнит старшее деревенское поколение. Это и есть основной танцевальный репертуар. И потому здесь представляются аутентичные коллективы, те, что сохранились сегодня. Круговые танцы, парные, переплясы, массовые и сольные импровизации... В каждой деревне они свои. Мы хотели представить все фольклорное многообразие, существующее сегодня в удмуртском и финно-угорском мире, - говорит автор концепции фестиваля Андрей Прокопьев. - Мы не вычленяли танцы из обрядов, неотделимой частью которых они являются, и потому в прологе показываем эти обряды». Зрители увидели на подворьях двух удмуртских усадеб архитектурного музея проводы в армию, часть свадьбы в исполнении киясовцев, глазовчан, малопургинцев и других. Чем рисунок удмуртского танца в корне отличается от марийского, русского, финского и других? А. Прокопьев подчеркивает, что в нем есть общее, типологическое, и есть особенное. Особенность удмуртского танца - лексика ног. В сравнении с пластикой тела движения ног многоообразны, что дает сильное индивидуальное начало всему удмуртскому танцу. Распространены танцы прыжкового типа - с дробью, дробными ходами, подскоками. Марийские удмурты из деревни Большой Карлыган Мари-Турекского района привезли свои сюрпризы. Ансамбль «Зардон» - частый гость Удмуртии, летом он побывал на Гербере. «Мы исполняем и марийские, и удмуртские, и татарские, и даже венгерские танцы, - рассказывает руководитель Мария Главатских. - А нам самим, шошинским удмуртам, как нас называют, свойственен женский кружащийся танец - апай сямен, в котором женщины показывают свою красоту, и мужской - темпераментный, заводной. У нас сохранились народные танцы и песни, и на праздниках бабушки показывают их молодежи, а мы переносим их на сцену». Полил дождь, но артистов это только раззадорило. На эстраде, установленной возле мельницы, развернулось хореографическое представление «Живая деревня», поставленное Михаилом Бегишевым. Дотемна отстукивали каблуки, кружились пары, выкидывали ловкие «коленца» народные таланты. Что такое современный народный танец, показал финский хореограф Маркку Рюунянен. Он не только сам танцевал, но и руководил постановкой лудорвайского танцевального марафона. Удивительное сочетание народности с современностью показал американский музыкант Патрик Хейзел. Закончился концерт танцевальным сейшном-импровизацией, в который включились все. А на следующий день «Праздник танца» встречала деревня Бобья-Уча Малопургинского района. Гости «Воршуда» отметили вместе с можгинцами их День города, порадовав своим зажигательным искусством. Научным итогом стала конференция, в которой приняли участие ученые, специалисты из Москвы, Эстонии, Ижевска, Архангельска, Петрозаводска, Казани и других городов. «Я убедилась в том, что Удмуртия - это красивейшая во всех отношениях земля. Прекрасна природа, ландшафты, обозреваемые уже с самолета, здесь живут красивые и скромные люди. Скромные, потому что, будь такой фестиваль в каком-нибудь другом российском регионе, его бы давно обозвали всемирным и международным, - удивлялась заместитель директора Государственного Дома народного творчества России профессор Тамара Пуртова. - Я могу определенно сказать, что сегодня в России нет такого фестиваля, который бы не боялся экспериментировать с аутентичными традициями, соединяя их с современными формами. Это уникальный проект. Не консервировать, а сохранять основу - это меня больше всего привлекает в вашем празднике». "Удмуртская правда", Нина ПУЗАНОВА