На Ямале больше шансов сохраниться ненецкому языку

По оценкам ученых, угроза исчезновения нависла примерно над 40 % языков мира. Каждые две недели, как установили лингвисты, умирает один язык. Каковы причины их исчезновения? Что теряет при этом человечество? Как сохраняют языки коренных народов в Югре?

Корреспондент «Новостей Югры» побеседовала с младшим научным сотрудником Отдела урало­-алтайских языков Института языкознания РАН Марией Амелиной.

– Есть мнение, что исчезновение языков – естественный процесс, что в глобальном мире передавать информацию сложнее в условиях языкового разнообразия.

– Я соглашусь, что исчезновение языков – процесс естественный и, наверное, закономерный. По емкому замечанию исследователя мансийского языка Евдокии Кузаковой, «родные языки утрачиваются с быстротой бегущего оленя».

Но надо помнить, что с исчезновением языка мы теряем часть большой картины мира, неповторимую систему взглядов. Любой язык уникален и несет знания об окружающем нас мире, эти знания потребуются следующим поколениям. В языках некоторых северных народов, например, встречаются десятки слов для обозначения снега, поскольку со снегом связана хозяйственная деятельность: выпас оленей, охота, рыбная ловля. Русский язык, например, не сможет передать все нюансы состояния снега, они для нас не столь важны.

– Вы были в лингвистических экспедициях в Ханты-­Мансийском автономном округе. Чем для вас в научном плане были интересны эти поездки?

– Задача ученых – задокументировать, зафиксировать язык путем видео­ и аудиозаписи, оцифровки, чтобы потом можно было при желании его восстановить. Мне удалось найти носителей юкондинского диалекта мансийского языка, который считался утраченным, это для ученого большая удача. Дело в том, что мансийский язык ранее разделялся на четыре диалектные группы: северную, западную, восточную и южную. Непроходимые болота и большие расстояния способствовали «непохожести» этих диалектов друг на друга. Северная (сосьвинская) диалектная группа в настоящее время – самая большая. И это неудивительно: когда в тридцатых годах прошлого века утверждалась языковая государственная политика, сосьвинский диалект послужил основой для мансийского литературного языка. На этом диалекте издаются учебники, газеты, его преподают в школе. До XIX века существовали еще три диалектные группы мансийского языка.

До последнего времени считалось, что восточные диалекты – кондинский (по реке Конда) и юкондинский (распространенный по берегам реки Юконды, левого притока Конды) – тоже исчезли. Однако в 2013 году мне посчастливилось найти носителей юкондинского диалекта.

– В какой степени на состояние родного языка влияет традиционная хозяйственная деятельность?

– В значительной. Язык утрачивается быстрее, когда прекращается традиционная хозяйственная деятельность. Это хорошо видно на примере ненцев – самого крупного из коренных малочисленных народов Севера: сейчас ненцев более 40 тысяч человек. Живут ненцы на территории более миллиона квадратных метров в Ямало-­Ненецком и Ненецком автономных округах, на Таймыре. Я работала год в школе­-интернате в Ямальском районе, и к нам из тундры привозили в первый класс детей, не знающих ни одного слова по-­русски. А вот в Ненецком округе их ровесники русский знают, а родной ненецкий далеко не всегда. Объяснение этому нашлось. В Ямальской тундре высок процент оленеводов­-частников, ведущих традиционный образ жизни. Они ставят чумы и носят зимой малицы. В Ненецком же округе оленеводство развивается преимущественно через совхозные бригады. Здесь оленеводы живут в брезентовых палатках, ходят в городской одежде, страшно неудобной в тундре. Их дети часто живут в поселках и изучают родной язык больше как иностранный. На Ямале же тундровые дети кочуют вместе с родителями и говорят с раннего детства на родном языке. Поселковые учителя порой знают ненецкий гораздо хуже, чем эти дети. На Ямале больше шансов у ненецкого языка сохраниться, там ненецкий язык полноценно функционирует и развивается.

– Какие языки северных народов России сегодня находятся под угрозой исчезновения?

– Языки коренных малочисленных на­родов Севера, Сибири и Дальнего Востока уязвимы в силу малого количества их носителей. Например, осталось несколько десятков носителей ижорского языка, живущих в Ленинградской области. Исчезающим можно назвать также водский язык. В Красную книгу языков следовало бы занести и селькупский язык, и кетский, на котором говорят в районе бассейна Енисея. Риск исчезнуть высок для нганасанского и энецкого (Таймыр), удэгейского и ительменского языков (Дальний Восток).

– Сейчас во многих северных регионах предпринимаются дополнительные меры по сохранению языков коренных народов: поддержка традиционных промыслов и ремесел, преподавание родного языка в школах. В Югре есть детские сады, в которых реализуется проект «Языковое гнездо». Там дети из числа коренных народов говорят на родном языке.

– Все это важные меры для сохранения языка. Особенно это касается общения на родном языке в детских садах. Но главный способ сохранить язык – это говорить на нем в семье, в быту. Родители сегодня считают, что их дети быстрее адаптируются в современном мире, если будут говорить на русском языке с самого детства. Но если родной язык будет востребован, если знать его будет престижно, появится шанс и на спасение самого этноса. Ведь за исчезновением языка следует исчезновение народа. И, наверное, уже на государственном уровне нужны меры по стимулированию сохранения родного языка в семьях.

Изучение родных языков коренных малочисленных народов Югры организовано:

– в 10 детских садах (Березовский, Октябрьский, Белоярский, Нижневартовский и Ханты-Мансийский районы) с общей численностью воспитанников 255 детей (данные на оды);

– 29 общеобразовательных организациях (Белоярский, Березовский, Нефтеюганский, Нижневартовский, Сургутский, Кондинский, Октябрьский и Ханты-Мансийский районы) с общей численностью воспитанников 1 612 человек;

– 5 учреждениях дополнительного образования детей (Лангепас, Ханты-Мансийск и Березовский район) с общей численностью воспитанников 294 человека.

 

Народы: 
Читайте также:
Loading...