Моозес Путро (Mooses Putro (Putronen)
1848–1919
Родился в окрестностях Петербурга, в ингерманландской деревне Туутари (Tuutari), в семье зажиточных крестьян. Крестьяне в этой деревне были "государственными". Они не работали на барщине и поэтому имели достаточные возможности для духовного развития. Семья Путро отличалась подлинной интеллигентностью, внимательно следила за новостями финской общественной и культурной жизни.
Моозес поступил в Колпинскую семинарию в год ее основания, в возрасте 14 лет. После окончания этого учебного заведения он продолжил образование в Валгаской семинарии в Лифляндии, а также в Финляндии. В 1874 году Путро поступает в класс органа Петербургской консерватории. В 1878 он закончил консерваторию, получив диплом "на звание свободного художника со всеми присвоенными сему званиями правами и преимуществами". Свидетельство об окончании консерватории подписали великий князь Константин Романов и русский композитор Николай Римский-Корсаков.
Уже в 24 года молодой преподаватель и музыкант из Туутари становится органистом и кантором петербургского финского прихода св. Марии (Linnankirkko). В том же году Моозес Путро основал Финское песенное общество, председателем которого являлся последующие 47 лет, до самой смерти.
М. Путро приобрел наибольшую известность среди ингерманландских финнов как организатор и руководитель хоровых коллективов. Его хормейстерская деятельность началась в Туутари и в Колпанах в 1860-е годы, и затем стала неотъемлемой частью культурной жизни Петербурга.
Творчество Путро как композитора не велико. Им было написано всего одно, однако весьма крупное произведение для органа (музыка к "Церковному руководству финских евангелическо-лютеранских приходов Российской империи"). М. Путро также является автором 20 оригинальных хоровых миниатюр, около 10 обработок народных песен, целого ряда детских песен, а также крупное сочинение для мужского хора "Tervehdys", написанное и опубликованное в 1913 году, к 50-летию Колпанской семинарии.
Моозес Путро активно работал в газете "Inkeri". Он также проявил себя как педагог, создав новую методику обучения детей музыке и применив ее в финноязычной школе Петербурга. Произведения Моозеса Путро хорошо известны в Финляндии. В декабре 1940 года, во время проводов в последний путь бывшего президента республики Кюёсти Каллио, в кафедральном соборе Хельсинки прозвучала мелодия Путро "Ole kanssamme, Jeesus". "Nouse, Inkeri" — наиболее известное из произведений композитора. Уже в 1898 году оно присутствует в песенных сборниках под названием "Nouse, kansani". Слово "Inkeri" в четырех местах рукописи было вымарано карандашом русского цензора. В содержании песни не было ничего опасного, не было ни протеста, ни слов о тяжкой доле народа. Была лишь радость, что ночь миновала, и Ингерманландия пробуждается:
Nouse, Inkeri, jo herää työhön,
aamun koi jo sulle heijastaa.
Valoa jo elämäsi yöhön
leviää, oi armas synnyinmaa.
«Поднимайся, Ингрия, проснись в труде,
Утра нового заря вступает в силу.
Жизни свет твоей во тьме
Вширь лети, ах, край родимый, милый».
Тем не менее, слово "Inkeri" пришлось заменить на "kansani" ("мой народ").
24 ноября 1919 года Моозес Путро пошел проводить в последний путь одного из прихожан на Митрофаньевском лютеранском кладбище и не вернулся с похорон домой. Поиски тела не принесли результатов... Олави Лахтеенмяки, ректор высшей учительской школы в Турку, сказал тогда: "Может быть, Бог забрал его к себе, как библейского Моисея". Сейчас энтузиасты-краеведы собирают средства на установку памятного креста на предполагаемом месте гибели Моозеса Путро на Малой Митрофаньевской улице в Петербурге.
Источник: http://kirja1.boom.ru/mita2.htm (Из книги "Что такое Ингерманландия?" Андрея Пюккенена и Андрея Сырова)