Американский историк раскритиковал пророссийский курс премьера Венгрии и посоветовал брать пример с финнов

Виктор Орбан и Джон Лукас

Известный в международных кругах американский историк венгерского происхождения Джон Лукас направил письмо премьер-министру Венгрии Виктору Орбану, в котором подверг критике курс Будапешта на сближение с Москвой в последнее время, сообщает Hungarian Spectrum.

Напомним, 14 января этого года президент РФ Владимир Путин и премьер Венгрии В.Орбан провели переговоры в Москве, в том числе по вопросу модернизации венгерской АЭС «Пакш». Предварительно речь идет о российском кредите для Венгрии размером до 10 миллиардов евро на строительство двух новых энергоблоков на венгерской АЭС, ее обслуживании и переработке отработанного топлива.

Инфоцентр FINUGOR представляет перевод открытого обращения Д.Дукаса.

*                                 *                            *

Почти 67 лет назад я покинул страну моего рождения. Но и после этого судьба моей страны и моего народа затрагивала мое сердце, однако я никогда не был связан с венгерской политикой и ничего не писал о ней. Это так и сегодня, когда мне уже 90 лет. Все же что-то побуждает меня сделать это. Я думал над этим в течение двух долгих ночей.

Российско-венгерское соглашение по [атомной электростанции] «Пакш» беспокоит меня.

Я не получаю венгерских газет, очень редко читаю венгерскую периодику. По утрам я в течение нескольких минут смотрю сайт газеты Népszabadság. Насколько я знаю, многие венгры читают эту газету. Вот почему я отправляю это письмо туда – возможно, мои слова прочитает несколько сотен читателей.

Нынешний премьер-министр оказывал мне уважение в течение многих лет со всем вниманием и дружелюбием. Однако я чувствую, что должен выразить свое мнение в этом письме для него. Я знал его идейный настрой в течение долгого времени – более 20 лет. И насколько я мог видеть его, даже до 1989 года у него было определенное отвращение к тому, что называется Западом, Западной Европой и Англией.

Но сегодня он дошел до пограничной черты. Я не согласен с теми, кто обсуждает экономические последствия соглашения по «Пакшу». Станет ли электричество дешевле или, наоборот, дороже в течение следующих 10 лет, пока не завершится проект [по модернизации АЭС]? Мои дорогие венгры, мы не можем знать этого, но даже если бы знали, это не важно. Сущность страны, ее судьба заключается не в экономической статистике. Сущность страны это – кто мы есть и к чему мы относимся.

История не повторяется сама по себе. История народов повторяется редко и в малой мере. Меньше всего меняется характер людей. Вероятно, в будущем это станет самым глубоким вопросом для венгров, и это не недостаток чувства самоуважения у венгерского народа (хотя и это тоже!). Но – кто мы, к чему относимся, каким путем нам идти?..

Наш Святой Иштван [король Венгрии в 1000-1038 годах. - прим. ред.] был не только святым, не имевшим равных себе, но и великим основателем Венгерского государства. В то время, более тысячи лет назад, громадная православная Византия почти полностью подчинила себе Карпатский регион. Если бы [король] Иштван выбрал подстраивание под Византию, он мог бы получить огромные выгоды в краткосрочном периоде времени. Но он выбрал другой путь – он выбрал католицизм, приглашение папского легата, западную жену [дочь герцога Баварского], Европу (хотя концепция Европы еще не существовала). Это был его выбор, который определил нашу веру, характер венгерского христианства в течение следующей тысячи лет.

Западные державы, как правило, ничего не делали или делали очень мало для нас. А когда лидеры Венгрии несколько раз делали выбор в пользу «Востока» - это всегда заканчивалось катастрофой. В недавнем прошлом суть и происхождение тирании, поработившей Венгрию, заключалась не в коммунизме, а в русской оккупации. В конце Второй мировой войны великий Черчилль, который заранее понимал, что русские могут оккупировать всю Венгрию, постоянно твердил Рузвельту (к сожалению, тщетно), что Венгрия относится не к Восточной, а к Центральной Европе. Венгры в большинстве отвергли «Восток» в 1956 году и в 1989 году.

Чего мы можем ожидать, какого рода выгоды от Великой Русской империи? Ничего. [Иштван] Сечени и [Лайош] Кошут уже увидели это. Следует понять, что с русскими надо обращаться так, как это делают наши далекие родственники финны. Но мы так не делаем. Договоренности с ними не должны ставиться во главу угла в наших делах. Мы уважаем их достижения, их великих деятелей искусства. Но сама венгерская ментальность, венгерский ум, венгерские литература и искусство являются западными – не русским, и даже не американскими. Те, с кем мы сегодня общаемся, несмотря на все их величие, не равны таким фигурам как Толстой, Достоевский, чтобы стоять наравне с Данте, Шекспиром, Паскалем, Гете и Токвилем. Запад часто становился для нас крестом, но мы должны поднимать его, потому что это также наша звезда. Мы должны ценить наших русских соседей, но мы не должны приспосабливаться к ним или заискивать перед ними, потому что тесный союз [с Россией] может стать длительной ношей и нанести вред венгерскому народу в течение долгого времени.

После 1989 года мы несем ответственность за наш выбор, за то, что мы делаем и о чем мы думаем. Характер и дух венгров не являются восточными. Pax Vobiscum! [Мир вам! – на латыни, прим. ред.] Это заключительные слова старой католической мессы. Идите с миром! Pax Nobis! [Мир нам! – прим. ред.] Мир пребудет с нами!

----------------------------------------------

Д.Лукас (Янош Альберт Лукас) родился в Будапеште в 1924 году и покинул родину в 1946 году, решив, что СССР втянет Венгрию в блок коммунистических стран под эгидой Москвы. Год спустя он приступил к преподаванию в католическом женском колледже Честнут Хилл в Филадельфии, США, где и проработал до 1994 года, причем до 1974 года возглавлял кафедру истории. Д.Лукас также преподавал в университете Джона Гопкинса, Колумбийском университете, Принстоне и некоторых других вузах США, в Будапештском университете.

Как ученый Д.Лукас занимался изучением истории США в XX веке, Второй мировой войны, исследовал биографии Адольфа Гитлера и Уинстона Черчилля – последнего он считал самой выдающейся фигурой XX столетия, а Великобританию – страной, лучше других сохранившей западный образ жизни. Всего ученый написал более 30 книг, вышедших до настоящего времени.

Д.Лукас всегда считал свои взгляды консервативными и даже называл себя реакционером, однако в начале 1950-х годов он опубликовал несколько статей с критикой американского сенатора Джозефа Маккарти, развернувшего охоту на коммунистов, считая его вульгарным демагогом. Д.Лукас в своих трудах вслед за Алексисом де Токвилем обосновывал тезис о том, что в западном мире происходит процесс замены аристократической элиты на демократическую, которая опирается на массы. В книге «Конец эпохи», вышедшей в 2002 году, он заявил, что современный буржуазный этап, начавшийся в эпоху Возрождения, подошел к концу.

Д.Лукас выступает за возвращение к «старым добрым временам», он не любит современную масс-культуру и все то, что связано с ней. Наибольшей угрозой цивилизации он считает популизм, из которого, по его мнению, выросли национал-социализм и коммунизм как идеологии и общественные движения.

Ученый, что довольно необычно для эмигранта-антикоммуниста, критиковал политику США в Холодной войне – он считал, что СССР является довольно слабым в военно-экономическом отношении соперником, поэтому Америке не стоит тратить жизни граждан и национальные богатства на гонку вооружений и конфликты. В 2003 году Д.Лукас осудил вторжение войск США в Ирак.

Будучи консерватором Д.Лукас ранее поддерживал курс В.Орбана и в целом венгерских правых. При первом орбановском кабинете ему присудили медаль Корвина, которой регент Венгрии Миклош Хорти награждал с 1930 по 1943 год за достижения в науке, литературе и искусстве, причем число награжденных ограничивалось цифрой 12. В.Орбан возродил эту традицию и Д.Лукас был среди первых 12 лауреатов. В 2009 году Д.Лукасу присудили почетную степень доктора университета Петера Пазманя.

Комментарии

  1. Нормальная, такая,  практика: эндемический угр с чуждым (англосакским) гражданством несется с благою вестью (самый умный ведь! Ять, историк с именем Вася Иванов! Вона! Перец с таким же точно  именем изучает историю Мальчишников  в Вегасе прямо в ГоломВуде ). Далее сценарий один: Югославии и Сирии, Ирака  и ОкраИны... И механизм то  описан уже как 25 веков назад желтым Сунем. Описан и доведен до совершенства еще до нашей эры. Но неграмотность  -  рассадник глупости. А Глупость – мать войн. Скоты.
  2. Достаточно искренне изложена точка зрения, которая обоснована знанием своего предмета. Хоть и говорят, что единственное, чему учит история, это то, что она ничему не учит, все равно есть некоторые тенденции, от которых автор доброжелательно предостерегает Орбана.  
  3. Восток.. - дело тонкое, Джон, лучше Орбану,на нек. время, продать Путину свое к нему расположение за 10 млрд. евро, нужные для экономики Венгрии, виртуозно играя на скрипке и далее для своего народа, чем к 90 годам писать на родину истерические письма ни о чем.  
  4. Что характерно, первые венгерские короли через одного носили имя Владислав, славяне в отдельные периоды составляли больше половины населения Венгрии, но великий венгерский историк находит корни своего народа исключительно в северо-западной части Европы: Шекспир, Гёте, Черчиль, вот они истинные протоугры, ну в крайнем случае еще м.б. финнский маршал Маннергейм. :)
  5. "А когда лидеры Венгрии несколько раз делали выбор в пользу «Востока» - это всегда заканчивалось катастрофой."Жаль не расшифровано, когда это было. Если брать XX век, то к катастрофе Венгрию привел как раз выбор в пользу "Запада" в 1938-41 годах, после чего в 1945 у нее уже никакого выбора было.