Лингвист: «Вепсские язык и культура «по-петрозаводски» удобны власти, но ведут к исчезновению народа»

Инфоцентр FINUGOR представляет эссе лингвиста, кандидата филологических наук, доцента кафедры уральских языков, фольклора и литературы Института народов Севера РГПУ им. А.И. Герцена, одного из лидеров санкт-петербургского вепсского общества Игоря Бродского о ситуации, сложившейся в настоящее время у вепсов, разделенных между тремя регионами: Карелией, Ленинградской и Вологодской областями. Размышления ученого особенно актуальны в свете обнародованных на минувшей неделе итогов Всероссийской переписи населения, согласно которым численность вепсов с 2002 года сократилась почти на 28 процентов.

*                   *                    *

Власть и вепсы

Мы очень внимательно следим за всем, что делают правительства Ленинградской области и Карелии во всем, касающемся вепсов. Мы имеем контакты с правительством области, я имел личные контакты с министром (а теперь – вновь председателем комитета), ответственного в Петрозаводске за национальную политику. Я вижу, что делают районные власти, что думают местные муниципальные. За последние два года я уверился в смысле своих наблюдений – мы видим аккуратную, очень последовательную и целенаправленную политику решения «вепсского вопроса».

Поддержке в Ленобласти подлежат только редкие мероприятия, которые можно показать по телевизору как «возрождение вепсского народа». Это два ежегодных праздника – в Винницах и Тервеничах. На обоих праздниках вепсская речь почти не звучит, большинство выступающих и все гости праздников – не вепсы и к вепсам отношения не имеют. И Винницы, и Тервеничи – уже давно не вепсские населенные пункты. Что ж остальное? Недавно началось резкое сокращение ставок в культуре и дополнительном образовании. Клубы в вепсских деревнях закрываются обвально. «Нет денег». Чиновник областного уровня разговаривает с представителем общества: «... Да, мы вам поможем. Конечно... но только никаких денег».

Власть и язык. Где теперь можно его преподавать в вепсском населенном пункте? Только в Радогощи (южные вепсы) и в Курбе (школа понижена до начальной: старательно пытались закрыть, думаю – получится). В Радогощи преподавание теплится (там факультатив от сетки не отличишь, потому что школа микроскопическая, и все по-семейному). В Курбе было когда-то два педагога; теперь языка нет ни в каком виде. Все остальные школы в вепсских деревнях закрыты. Дети с первого класса (!) переведены в средние школы русских населенных пунктов. В этих школах – ответственно заявляем – ни следа преподавания языка нет. Там никто не разговаривает по-вепсски.

Все наши обращения по поводу поддержки языка и культуры (мы разрабатывали и подавали проекты закона о языках коренных малочисленных народов области, программу сохранения и развития языков и культуры этих народов, мы реагировали письменно на все действия власти) ушли куда-то «в стол». Отвечают обычно вежливо, но прямо: «кажется, закрытие обоснованно (по противопожарным соображениям; недостаточно детей); можно узнать дополнительно, и проч.»

Про экономическое состояние вепсских районов области и говорить излишне; это самые депрессивные окраины, и там все становится лишь хуже и хуже.

Карелия. В отношении вепсов власть поддерживает проекты Общества вепсской культуры, притом иногда очень щедро. Беда в том, что поддерживаются проекты, от которых отдачи заведомо не будет – все это прекрасно знают. Само это общество действенных проектов не выдвигает и не осуществляет. Его руководство предпочитает представлять вепсов и говорить от их имени. Кое-кто из него интересовался именно возможностью быть у власти, у ее благ и кормушки; возможностями сидеть в кабинете муссолиниевского масштаба, ездить в крупнейшую англоязычную страну и т. д.

В результате «вепсская культура» в Карелии выглядит, по меньшей мере, странно: вместо планомерного, бережного «выращивания» литературы, театра, настоящей музыки мы видим набор странных мероприятий, иногда помпезных, иногда «клубных» — но всегда не для вепсов, не во имя развития их культуры и искусств. Это развесистая клюква на потеху почтеннейшей публике; это дешевый PR.

Я как-то спросил на форуме в Интернете актрису Национального театра, выполняет ли этот театр свои основные функции – развитие национального драматического и музыкального театрального искусства вепсов и карел?.. Ведь по репертуару этого вовсе не видно. Она ответила, что основная функция их театра – это популяризация «финно-угорской» культуры среди русских.

Вепсская «газета» печатается наполовину по-русски, наполовину на «петрозаводском языке». Это, по сути, не газета – этих функций она не выполняет – а бюллетень общества (один листок выходит 11 раз в год). Её читает по-вепсски маленькая кучка людей. Существование ее бессмысленно так же, как и десятиминутной «передачи» на вепсском языке раз в неделю. Это видимость проникновения языка в сферу СМИ, и не более того. Вепсский язык преподается в школах – но ведь это не самоцель. Человека поучили немножко (в лучшем случае 2 раза в неделю) – что дальше? Язык жив тогда, когда на нем говорят дома и в обществе; он развивается, когда выходит за эти рамки, становясь языком культуры, СМИ, власти. Этого нет нигде – и не предвидится; этого никто и не допустит. Количество семей, в которых общаются по-вепсски, минимально и продолжает сокращаться: «ученые» вепсы выучили письменный петрозаводский язык, который отличается от всех диалектов и говоров. «Настоящий» вепсский язык существует только в виде диалектной речи.

О «языковых гнездах», предлагаемых как инструмент спасения языка. «Гнездо» как таковое, в самом себе, бесполезно. Его деятельность обязательно должна находить продолжение дома и в школе. Где «гнездо» проводить? – в русском окружении, куда насильственно переведены все дети – подальше от дома?.. Общение только в «гнезде» просто бесполезно, и я уверен, что в Карелии это очень хорошо понимают, но не знают уже, что делать. Я думаю, что карельское правительство (да и наше) может поддержать такие начинания, будучи прекрасно осведомленными о бесплодности этого мероприятия (но PR неплохой).

Итак, власть везде поддерживала и поддерживает лишь те мероприятия, которые не ведут к сохранению вепсского народа. Финансируются лишь пустышки в ярких обертках. Карелия должна показывать большую видимость деятельности в силу ее автономно-национального статуса. Ленинградская и Вологодская области не утруждаются и этим. Тут действия прямо вредительские: скажите, знаете ли вы, как квалифицируется международными документами закрытие школ и культурных учреждений в поселениях коренного народа, насильственное (или вынужденное) перемещение детей в иноязычную среду? Посмотрите – эти документы доступны.

Вепсский язык

Я уже писал о письменной форме нашего языка на сайте петербургского вепсского общества. Когда его со всеми текстами «грохнули», мои друзья без моего позволения выложили их сюда. Пускай лежит. Я не отказываюсь ни от одного слова. Могу и добавить.

Говоря простым языком, проблема в следующем.

В вепсском языке три диалекта. Они друг от друга отличаются, иногда – очень. Когда кто-то пишет и говорит, что это не так – он намеренно искажает действительность. Первая вепсская письменность, замученная в 1937 году, была создана для западных говоров среднего диалекта. Письменность, которую сделали в Петрозаводске в начале 1990-х годов, имеет больше черт этих говоров, но она синтетическая – проще говоря, ни для кого из вепсов не родная и целиком не понятная (особенно южным вепсам). И как ее принимать? Скажите, если вдруг явится начальствующий человек и скажет, что отныне вместо поднимать надо писать и говорить поднямехч, а вместо по деревнепрод деревения, и т. д. – что вы будете делать? Вы не будете читать такую чушь, а говорить будете по-старому. Вот это мы сегодня и имеем в вепсском языке.

Дальше, пока язык был бесписьменным, он обходился немногими понятиями, а как стал письменным, пришлось выдумывать и заимствовать массу слов, чтобы заполнить пробелы. Вначале этот процесс был более или менее упорядоченным и приемлемым, но с конца 1990-х годов он превратился в хаотический, бессистемный и чуждый языку поток странных слов. Сейчас, с выходом неправдоподобных по качеству словарей, процесс этот поистине стал лавинообразным. Да, правда, что надо спешить с лексикой, иначе ее будут додумывать уже в отсутствие живого языка. Но не так. В Петрозаводске любят превозносить свою термино-орфографическую комиссию — но результаты ее работы полны дикостей.

Петрозаводский язык в его последнем виде не пригоден ни для чего. Мы, по мере сил, исправляем его, приближая к западным говорам средневепсского диалекта — чтобы письменный язык имел хоть «почву под ногами», чтобы от него не отворачивался последний потребитель.

Из существующих учебников вепсского языка в реальном учебном процессе использовать нечего. Все, начиная с азбуки, написано для не существующих сегодня детей, с дошкольного возраста хорошо владеющих вепсским языком. Азбука не нужна ребенку, который не знает языка — тем более, такая, в которой используются без объяснений сложные грамматические формы. Остальное — это, действительно, «книги для чтения», изучать по ним язык может только энтузиаст. Сегодняшние вепсские дети могут учить свой язык только как иностранный, и им нужны соответствующие этому учебники. В Петрозаводске начали было выпускать «пособия нового поколения»; но знакомство с ними показывает, что и они оказались предназначенными для воображаемых детей. А теоретическую грамматику вепсского языка, выпущенную для школ, сегодня может прочитать только очень продвинутый студент.

Так называемые «конкурсы знатоков вепсского языка» также ничего не меняют: на них привозятся специально отобранные дети, которые учили свои тексты заранее, которых натаскивали целенаправленно. Обычно побеждают школьники из Ленобласти, потому что там все еще говорят на языке в некоторых семьях. В Карелии такую семью найти почти невозможно. Ясно, что, вернувшись назад, эти дети благополучно забывают обо всем вепсском.

Петрозаводск vs Петербург

Изданные в Петрозаводске учебники — библиографическая редкость (как и любая вепсская книга), они написаны насыщенным терминами тяжелым языком, запутаны до предела. Поэтому в Петербурге мы пользуемся моей рукописью учебника на русском языке (к нам больше не приходят абитуриенты со знанием языка).

Кого мы готовим? Так же, как и Петрозаводск — вепсскую интеллигенцию, которая потенциально может помочь в сохранении языка, принять научную и педагогическую эстафету. Кадры для школ мы, ясное дело, готовить не можем: для них нет работы. Точно то же делают в Карелии. В отличие от нашего РГПУ, вепсские студенты в Петрозаводске учат в пять раз больше финского языка, чем вепсского. Это плохо, просто очень плохо. Они и вепсский потом знают «с финским акцентом», заменяя слова, путая синтаксические конструкции. Мы, к счастью, от этого избавлены. Кроме того, у нас и исследовательские кадры лучше, и подготовка научных кадров ведется (есть две аспирантки) — это несомненный плюс Санкт-Петербурга.

Вообще же, формирование вепсской интеллигенции — самое полезное и реальное из того, что действительно удается сделать.

Выводы

Каковы итоги деятельности Общества вепсской культуры в Петрозаводске?

Была такая видимость автономии — «Вепсская национальная волость». Я тогда в ней бывал. Не зная, что это вепсская волость, догадаться об этом было невозможно: на улицах, в магазинах, везде — русская речь. Ни вепсского флага, ни вепсской надписи на учреждениях. И где эта волость?.. Ее давно нет. Кто жалеет об этом? Из местных жителей — никто, потому что волость эта была ВЕПССКОЙ только на бумаге. Никто не наполнил ее вепсским национальным содержанием. А это было главное.

Вепсский язык Петрозаводска — это не достижение, это бедствие для народа. Отдаленный от диалектов, написанный непонятными латинскими буквами, он сразу потерял основных носителей языка — вепсов старше 40 лет (сегодня — старше 60-ти). А другие общаются между собой по-русски, да и язык знают на порядок хуже.

Педагогика призвана восстановить языковую среду (другого не надобно) — этого карельская школа не умеет.

Филологическая «наука», занимающаяся вепсским языком в Карелии такова, что Трофим Денисович Лысенко в сравнении с ней — светоч мысли.

Где вепсская культура?.. Где литература? Отметили юбилей Николая Абрамова; хороший поэт, ничего не скажешь, только уже 15 лет ничего по-вепсски не пишет. Откуда исходит 99 процентов художественных текстов, написанных на вепсском языке за эти годы?.. Из города Петербурга. Где музыка?.. Простите — я человек с консерваторским образованием, и для меня самодеятельный фолк музыкой не является. Музыки нет. Нет необходимых хоровых праздников; нет ничего по-настоящему вепсского даже в музыкальных школах. Театр? Что вы, и речи нет. И т. д. И это Общество вепсской культуры?.. И эти люди представляют вепсский народ в Консультативном комитете Всемирного конгресса финно-угорских народов? Кажется, кто-то один из них «умеет по-вепсски». Представителя нашего общества к этому конгрессу на пушечный выстрел не подпустят.

Такие «усилия» грех не поддержать — и вот мы держим в руках объемистые красиво изданные тома — или беспомощные по содержанию, или никем не читаемые. Ставится много «галочек» — а вепсский язык в Прионежье вымирает ускоренными темпами. А рекламы-то сколько!..

А мы что?

А мы просто стараемся говорить людям то, что есть. Мы стараемся, по мере сил, хоть немного исправить чьи-то ошибки, заполнить оставленную зияющую пустоту вепсской культуры. Мы не заработали «на вепсах» ни квартир, ни должностей; мы не получили ни копейки от государства. У нас чиста совесть. И за это нас не то, что не терпят — просто ненавидят некоторые. Маленький курьез: некоторые люди, написавшие что-то на «стене» нашей группы в Контакте, немедленно получили послания с предупреждениями: «Это люди, которые не любят вепсский народ, не ходите в их группу». А написание комических кляуз на меня и моих коллег-филологов?.. Взламывание сайтов?.. Все было бы смешно, если бы не... и так далее.

Увы! С некоторых пор я пессимист: петрозаводская группировка удобна власти, красиво смотрится и прочно сидит. И вымрет вместе с народом и его языком...

Комментарии

  1.  Мы тихо все умрем по одиночке...Не больно мне,но сердце обрыдалось.Не страшно мне-но в ужасе душа.Лишь умирать по одиночке нам осталось.На кухнях тихо в ноль себя кроша... (Глеб Калинин)
  2. Ну, Игорь, насчёт 15 лет, в течение которых я не пишу по-вепсски, ты преувеличил ровно в 10 раз. Кстати, сейчас готовлю сразу две книжечки для детей на вепсском языке - стихи и проза. Остальное комментировать не берусь. 
  3.  Трагедия вепсов - это трагедия всех коренных народов Ленинградской области . И нужно не искать "виновных" - нужно искать решение .... Конечно проще упрекнуть  , чем спросить у Николая Абрамова о творческих планах .... Одни заставляют писать явку с повинной , Игорь Бродский - писать стихи.....  Наверное , я скоро  умру от тоски....  Все это похоже на судилище , судилище над "тунеядцем" Иосифом Александровичем Бродским ... Из приговора Бродскому.... (http://www.politnauka.org/library/russia/vigdorova.php)  Бродский систематически не выполняет обязанностей советского человека по производству материальных ценностей и личной обеспеченности, что видно из частой перемены работы. Предупреждался органами МГБ в 1961 году и в 1963-м - милицией. Обещал поступить на постоянную работу, но выводов не сделал, продолжал не работать, писал и читал на вечерах свои упадочнические стихи. Из справки Комиссии по работе с молодыми писателями видно, что Бродский не является поэтом. Его осудили читатели газеты "Вечерний Ленинград". Поэтому суд применяет указ от 4. V. 1961 года: сослать Бродского в отдаленные местности сроком на пять лет с применением обязательного труда. Все свидетели обвинения начинали свои показания со слов: «Я с Бродским лично не знаком…» , перекликаясь с формулировкой времён травли Пастернака: «Я роман Пастернака не читал, но осуждаю!..». -------- Утренняя почта для А. А. Ахматовой из города СестрорецкаВ кустах Финляндии бессмертной,где сосны царствуют сурово,я полон радости несметной,когда залив и Комаровоосвещены зарей прекрасной,осенены листвой беспечной,любовью Вашей -- ежечаснойи Вашей добротою -- вечной. 1962    Бродский И.А.  p
  4. Игорь, вот почему б тебе, человеку с консерваторсикм образованием, да еще и практикующему музыканту, не заняться созданием профессиональной вепсской музыки - неважно в каком стиле и форме? 
  5. Вот-вот!!!!! Почему бы не начать с себя самого!? Мы привыкли обвинять других. Все со стороны кажется легко и просто, и все, кажется, занимаются ерундой.  Вы спрашиваете ГДЕ ЛИТЕРАТУРА?!  Дерзайте!Простите, но для меня "самодеятельный фолк" имеет большее отношение к музыке, чем "Kalarand" к литературе...
  6. Мне кажется, что для народа, численность которого по последней переписи меньше 6 тыс. человек, как раз с музыкой - всё нормально обстоит.  Свидетельство этому - 9 место на конкурсе «Liet International» группы "NOID" из Петрозаводска. Само попадание туда - уже успех. Хотя, справедливости ради, стоит сказать, что в некоторых вепсских коллективах среди музыкантов преобладают не вепсы. Увы - малочисленный народ, не хватает талантов. 
  7. Чтоб сделать мазыку человеку с муз образованием хватит и одного , максимум двух и одного лаптопа с трактором . 
  8. У меня такое подозрение, что автор текста больше всего обеспокоен тем, что членам вепсского общества СПб не дают мест  в Консультативном комитете Всемирного конгресса финно-угорских народов.Потому что я не нашел в статье ни одного конкретного предложения и ни одного внятного результата деятельности этого самого питерского вепсского общества.Особенно меня забавляет мнение о музыке. Какая нужна музыка-то? Опера что ли? Так возьмите да напишите оперу, делов-то... Займитесь делом вместо того, чтобы ныть.Кстати, в Noid, насколько мне известно, солирует девушка с консерваторским образованием. Мощная нынче самодеятельность пошла...
  9. Игорь, вы по национальности вообще не вепс, и язык вепсский у вас выученный! Так что не вам судить о вепсском народе, языке и культуре. И вообще, постыдились бы критиковать тех, кто помог вам стать тем, кем вы сейчас собственно являетесь...
  10. Вы знаете, очень легко инкогнито оскорбить человека, который едва ли не единственный не боится говорить правду о истинном положении дел в вепсском языке.
  11. Вот как всегда -  где есть возможность что-то урвать  в смысле денег и грантов. то всегда "замыливаются" проблемы и переходят на личности. а ведь в статье при всей поверхности суждений встаёт один вопрос - а что происходит сегодня с вепским языком? никто не говорит о плюсах и минусах латинизации вепкого языка, о диалектах языка. А если есть "накрученный" язык. то почему на "бытовом языке" говорят в семьях. а не "накрученном". Есть ли здесь проблема? Конечно, потому что не только "натаскивание" языку необходимо мальчику или девочке из вепской семьи, но и проникновение и развитие в  вепскую культуру, традиции и обычаи.  Если мы думаем и подходим к своей культуре по-русски. то никакой "накрученный"  язык не даст возможность хотя бы затормозить  ассимиляцию вепсов.  на длительное время сохранить этнос.
  12. Никогда не понимала и не смогу понять людей,которые вечно осуждают других.Вы мягко говоря "опустили" всех тех,кто хоть как-то пытается что-то сделать.Если уж все так плохо.то что можете предложить именно Вы?проще всего вот так вот пустословить и самому ничего не делать.предложите сначала что-то взамен,а критиковать умеют абсолютно все.
  13. Игорь, вы, наверное, давно не читаи газету Кодима. В последнее время она стала ещё интереснее и выходит не на  "одном листке 11 раз в год", а на четырех 12 раз в год. (А это значит, что материала хватает!!!!!!). Что касается радийных передач, они уже давно не десятиминутные, а сорокаминутные. На вепсский язык выделено 40 минут эфира в неделю. Ровно столько, сколько выделено на карельский (оба диалекта) и финский. Помимо этого, ежедневно выходят сюжеты на вепсском языке и периодически (приблизительно раз в месяц) тематические передачи.Если в последнее время мало пишет Николай Абрамов, почему бы Вам не написать пару сборников стихотворений.  Я думаю, человеку, написавшему первый роман на вепсском языке, это по зубам!!!   
  14. Обратите внимание вот на эту фразу:Вепсский язык Петрозаводска — это не достижение, это бедствие для народа. Отдаленный от диалектов, написанный непонятными латинскими буквами.Кириллица нужна вепсским диалектам!!!
  15. Латиница- кириллица - буквица... -а можно я иероглифы напишу? Да при чем тут это? - важно как ты свою мысль выразил!!! По большому счету - язык - это образ мышления - менталитет!!! ДА ты хоть рисунками свою мысль выражай - полностью и адекватно не отобразишь её графически. Толку объяснять упертым. Если даже два человека, говорящих на одном и том же родном языке, не понимают друг друга - какой может быть разговор об алфавите? Интонации, эмоции, контекст - да еще чего-нибудь? - пробуйте каким-нибудь особым алфавитом передать? Как в христианстве!!! - (заранее прошу извинения) - всего 3 чела говорят на одном языке - зато 10 сект и 5 направлений исполнения обрядов.    Удачи!!!
  16. Почитал отзывы с интересом. Могу даже приблизительно вычислить, каким "гостям" принадлежат некоторые высказывания.Чтобы вы знали: материал напечатал не по моей инициативе. Но это не значит, что я с ним не согласен. Я ещё раз подписываюсь под каждой буквой.А музыка, литература (как и учебные языковые материалы) и у меня, и коллег в СПб имеются В ИЗОБИЛИИ. Только их никто в Петрозаводске никогда не напечатает, и потому дамам оттуда нечего упрекать СПБ вепсское общество, что его информационная активность - в основном, в сети. Нас никто заботливо не финансирует ))
  17. Если что, то комментарий о кириллице, нужной вепсским диалектам, написал я (Максим).
  18. Игорь, ты бы засунул свой далеко не вепсский язык в ширинку. Ты не помнишь как дневал и ночевал у своих "учителей" в Петрозаводске. Годы стирают память. Вернись в сознание, скрипач