Лидер марийцев Москвы: Быть или не быть народу мари?

Инфоцентр FINUGOR представляет аналитическую статью исполнительного директора  марийского землячества Москвы Юрия Ерофеева, посвященную анализу итогов Всероссийской переписи населения 2010 года, обнародованных в декабре 2011 года. Общественник указывает на негативные тенденции, проявившиеся в последние 20 лет, и предлагает организовать всенародное обсуждение данной проблемы с привлечением ученых, а также модернизировать межрегиональное марийское движение «Марий Мер Канаш».

*           *           *

Быть или не быть пророчеству М. Кандаратского?

События последних дней поставили перед нами ряд острых, судьбоносных вопросов, заставивших вновь вспомнить про фразу профессора Императорского Казанского университета М. Кандаратского: «Печально прошлое черемисского народа, печально настоящее, и еще печальнее – будущее».

Эти слова обрели свое звучание в декабре 1911 года. С той поры прошло целых 100 лет! Что касается оценки прошлого и настоящего народа мари, то с точкой зрения казанского исследователя невозможно не согласиться. Они стали тогда отражением сущности пройденного российскими черемисами длинного, исторического пути в условиях долгого, векового гнета со стороны царского самодержавия, столетиями насаждавшего в их сознании идеологию покорности, униженности, второсортности, отчуждения от управления собственной судьбой.

А вот касательно печального будущего, прозвучавшего в устах этого ученого в разгул реакции, вызванной в ответ на первую русскую революцию 1905 г., прокатившуюся и по марийскому краю, то в начале века трудно было предвидеть, что спустя всего каких-нибудь 5-6 лет черемисы, как и многие другие народности российской империи, окажутся в водовороте бурных февральских и октябрьских событий 1917 года, коренным образом изменивших весь мир. Именно тогда в умах группы молодых, образованных интеллигентов (В.М. Васильев, П.П. Глезденев и т.д.) родилась и другая не менее известная фраза «Мы – черемисы, но мы – тоже люди, и мы не хотим быть пасынками на родной земле!»

Поэтому в советское время, давшее марийцам государственность в форме автономии, а также образование, культуру и расцвет в сфере экономического, социального обустройства, суровый приговор М. Кандаратского в известной степени воспринимался не более как ирония, несостоятельный казус. Но вот закончилось ХХ столетие, и перед нами вновь замаячила историческая дилемма: прав Кандаратский или не прав?

Действительно, уходящий 2011 год как бы подтвердил правоту данного пророчества. Например, на днях мы с содроганием узнали, что за период между двумя последними всероссийскими переписями (г.) убыль марийского населения составила по стране 57 тысяч человек, упав до уровня 1965 года. А в сравнении с демографическим бумом, пришедшемся на последние годы советской власти, марийцев стало меньше почти на 100 тысяч человек (минус 15 % от 1989 г.).

Что это: плата за «счастье жить в капиталистическом раю» или начальная точка отсчета исчезновения черемисского этноса с лица земли, поскольку при таких темпах убыли печальная судьба ему уже как бы предначертана? Сегодня нам всем желательно понять, чем это обусловлено: смертностью людей, ассимиляцией с другими народами, массовым отъездом марийцев в поисках своей лучшей доли за границу или же преступно халатной организацией самого переписного дела? Тем более, что это кому-то очень выгодно для разного рода манипуляций с демографической статистикой, в частности, например, для сокрытия истинных показателей, связанных с падением удельного веса русского этноса, что может стать весомым раздражителем общественной стабильности. Такая постановка вопроса вполне обоснованна, ибо недоверие к властям достигла критического предела. Сомнения в итогах переписи 2010 г. подогреваются и самим фактом их обнародования в канун думско-президентских выборов. То есть, понадобилось целых полтора года, чтобы в век глобального компьютерного прогресса подсчитать, наконец-то, количество российских граждан и выдать желаемый результат за торжество проводимого курса.

Всем ясно, что задержка с итоговыми данными переписи была напрямую связана с подгонкой общей цифры населения с виртуальным количеством избирателей как по стране, так и по субъектам федерации, чтобы в победных отчетных реляциях с мест ненароком не вылезла несуществующая запредельность голосов, поданных за партию власти. В этом смысле перепись 2010 г. имела не столько социально-экономическую цель, сколько политический характер. Не случайно, например, только что поступило сообщение о росте почти на 1,5 миллиона численности жителей города Москвы, в чем вообще-то трудно усомниться, хотя в подъезде, где я живу, имеющем 88 квартир, переписчиков как таковых никто и в глаза не видел. Одновременно стало также известно, что российская столица вошла в современную историю и своими «грязными» избирательными технологиями. Говорю это не с чужих слов, поскольку сам видел, как за час до закрытия участка, где я лично голосовал, группа молодых людей под руководством своих инструкторов без предъявления положенных открепительных талонов получала избирательные бюллетени, а затем опускала их в урны с позволения участковой комиссии. На мой вопрос: «Откуда вы, ребятки?» они, ухмыляясь, быстро ретировались, поскольку «карусельщиков» уже ожидали в других местах.

Оценивая состоявшиеся думские выборы, попутно замечу и другое. В настоящее время в столице живут и работают сотни тысяч российских граждан молодого и среднего возрастов, в том числе и прибывшие из Марий Эл. Последние, с кем я общался, на мой интерес: выезжали ли они голосовать домой или выполняли свой избирательный долг на основе открепительных талонов, откровенно отвечали, что никуда не выезжали и в выборах вообще не участвовали.

В данных обстоятельствах виртуальные итоги переписи населения «умело» накладывались на виртуальные показатели думских выборов с использованием таких же виртуальных избирателей. Реально разобраться с этим теперь уже невозможно. «Родимые пятна» ельцинской эпохи дали необратимые метастазы, провоцирующие в свою очередь протестную реакцию в виде многочисленных митингов «за чистые выборы».
Но возвращаясь к теме падения численности марийцев, живущих в России, следует, на мой взгляд, на одном из интернет-сайтов вывести в самое ближайшее время всю цифровую статистику в масштабах каждого региона, где зафиксировано присутствие наших соплеменников. Для этих целей необходимо мобилизовать всех активных, неравнодушных граждан, с помощью которых одновременно выверить количественную трансформацию нации с указанием ее основных причинно-следственных характеристик.

Далее, к оценке происходящих демографических процессов привлечь ученых, аспирантов, обеспокоенных судьбой нации, а также имеющиеся в различных субъектах РФ марийские общественные объединения (организации, центры, фонды, национально-культурные автономии). Возглавить эту работу на общественных началах, как мне кажется, могли бы старейшая организация «Марий ушем» и Центр-музей имени В. Колумба. Безусловно, нужно будет искать поддержку и со стороны предпринимательских структур и их национально ориентированных лидеров. Вполне допускаю, что на каком-то этапе следует образовать широкий общественный фронт по сохранению и спасению марийского этноса.

И здесь невольно возникает вопрос о месте и роли «Марий Мер Канаш» во главе с экс-депутатшей Госдумы Яковлевой Л.Н., планирующих в апреле 2012 г. провести свой очередной съезд под патронажем республиканской власти и от имени всего марийского народа, что сразу же делает его нелегитимным, поскольку в стране нет закона о съездах народов. А это означает, что общественное объединение, пусть даже и всероссийского формата, не может состоять из народа или народов. Членами и участниками общественного объединения существующее федеральное законодательство признает только конкретных физических лиц и юридических лиц в виде общественных структур. Всякие попытки «Марий Мер Канаш» приватизировать весь народ, а тем более обманным путем организовать с помощью региональных чиновников нелегитимные по процедуре выборы делегатов якобы от его имени, по существу являются незаконными. Парадокс состоит и в том, что объявленное на ноябрьском пленуме «Марий Мер Канаш» количество делегатов базируется на ныне уже несуществующей численности этноса (604 тысячи человек), в то время как она упала до 547 тысяч. А кроме того (это показал последний съезд от 16-19.04.2008 г.), распределение делегатских мест происходит, как правило, только в рамках 14 субъектов Российской Федерации, в результате чего определенная часть марийского населения, живущая в иных регионах страны, фактически не участвует во всемарийском форуме.

Госпожа Яковлева вместо того, чтобы модернизировать «Марий Мер Канаш» в соответствии с существующим законодательством на основе организационной вертикали в форме региональных отделений, состоящих из граждан, достигших 18 лет, по–прежнему под ширмой съезда марийского народа, предполагающего в своих статистических рядах и новорожденных младенцев, пытается скрыть истинную численность марийского общественного движения.

«Марий Мер Канаш», являющееся по факту не более чем обыкновенным межрегиональным общественным объединением, кстати, до сих пор, как мне известно, официально незарегистрированным, вместо того, чтобы проводить свою очередную отчетно-выборную конференцию, продолжает инициировать организацию съезда марийского народа. Видимо, четырехлетнее пребывание Яковлевой в высшем законодательном органе страны не выветрило из ее сознания дремучий правовой нигилизм.

Претендуя на роль единственного выразителя чаяний всего марийского народа, разбросанного по необъятной России, руководство «Марий Мер Канаш» таким образом как бы осознанно берет на себя степень ответственности за его физическое, духовное, нравственное здоровье. А способны ли члены исполкома «Всемарийского Совета» дать вразумительный, исчерпывающий ответ по длинному перечню проблем, характеризующих сегодняшнее состояние марийской нации? Или все опять ограничатся лишь рассказами об «успехах» отдельно взятой титульной Республики?

Ответы потребуются и по итогам прошедших думских выборов. Делегатов, безусловно, будет интересовать представительство марийцев и других жителей, населяющих Марий Эл, в органах федеральной законодательной власти, имея в виду Госдуму и Совет Федерации.

Резонным может стать вопрос и о том, как полученный главой РМЭ Л.И. Маркеловым единственный депутатский мандат был передан никому неизвестному бизнесмену из г. Тулы Шемякину? Мог ли господин Маркелов как гарант Конституции РМЭ, поклявшийся «верно служить республике Марий Эл, защищать ее интересы» поступить иначе, скажем, вопреки диктату «Единой России»?

Делегаты и гости последнего VIII съезда народа мари хорошо помнят речь уважаемого Леонида Игоревича о необходимости роста национального самосознания, этнической и духовной консолидации нации, о важности сохранения и развития марийского языка, самобытной культуры и традиций.

Но может ли нация считать себя полноценной, если ей закрыт доступ в органы федеральной власти и управления, что случилось сегодня при медведевской и путинской власти?! Такого никогда не было ни во времена советской власти, ни даже в годы ельцинского правления. Возможно, это своего рода наказание за строптивость мариэловцев, за неумение «правильно» голосовать? А может, это следствие устойчивого мнения среди высокопоставленных чиновников о нас как о потенциальных «националистах» и «сепаратистах», умышленно сформированного за последние годы с подачи пришлых «варягов», подрядившихся с позволения Московского Кремля на роль современных бояр – поводырей черемисского рода, обставляющих его путь в «новое грядущее» символами усмирения в виде памятников воеводе Елецкому?

Такая недальновидная, лицемерная политика последнего времени служит напоминанием спустя столетия о прошлом бесправном положении марийского народа. Для того, чтобы окончательно закрепить его, федеральная власть даже обратилась к услугам некоторых придворных ученых. Их циничные, по сути, оскорбительные сентенции в виде «в республике есть  радикально(?) настроенная марийская интеллигенция, которая претендует на большую власть и представительство, чем это позволяют ее демографические и политические ресурсы, а также реальная поддержка избирателей», умело используются для научного обоснования отчуждения марийцев от политического процесса и выступают в качестве недоверия демократическим устремлениям, нарождающимся в недрах народа в полном соответствии с духом и буквой действующей Конституции Российской Федерации. Дело дошло до того, что простые граждане разных национальностей вынуждены вставать на защиту Основного закона страны от произвола чиновников.

А что могли бы по данному поводу сказать делегаты первого, действительно исторического съезда черемис, собравшего в июле 1917 г. в городе Бирске Уфимской губернии свои лучшие умы, которые предложили революционную программу пробуждения от многовековой спячки, вызванной царским колониальным гнетом?
Любопытным было бы узнать на этот счет реакцию основоположника марийской литературы Сергея Чавайна – автора строк:

Мир еще окутан тьмою,
Но неведом сердцу страх.
Ночь не властна надо мною,
Свет горит в моих глазах!

Не менее интересным могло бы стать и мнение о сегодняшнем времени Олык Ипая – одного из талантливых поэтов ХХ столетия, когда-то жизнеописавшего тяжкую судьбу родного народа:

Наш край марийский окружая,
Стоял дремучий лес стеной.
Рабочий люд терзала стая
Вельмож, что правили страной.
Мариец умирал. Бедою
Грозила пустота в ларе,
Гонимый, загнанный нуждою
Он сох, как жерди, на дворе.

С той поры, конечно, бытие кардинально видоизменилось. Города Марий Эл, как никогда ранее, засветились огнями роскоши и мнимого благополучия. Появился даже свой Царевококшайский Кремль в каменном обличии как олицетворение несокрушимости новой власти на месте так называемого «мари-парка», где в далеком прошлом проходили революционные сходки, а в советские годы по вечерам веселилась студенческая молодежь. Сняты и барьеры к свободному выезду в страны западного мира желающим продолжить там образование или самореализоваться в той или иной форме.

Однако мы воочию видим, как сегодняшний день возвращает нас в формационную модель прошлого времени. История марийцев, не прошедших стадию капитализма, без чего якобы они представляют собой не народ, а всего лишь народность, дает шанс им пройти весь цикл этнической трансформации. Но каким по содержанию и последствиям - жертвам станет данный зигзаг, и как долго он будет продолжаться?

Свершится ли за это время неминуемое пророчество подлинно русского интеллигента Михаила Федоровича Кандаратского (1854 – 1912 г.г.), посвятившего свою научную деятельность исследованию социально-экономических причин вымирания луговых черемис Казанской губернии?

Современная действительность в очередной раз проверяет народ мари на прочность духа, на готовность консолидироваться в нацию, на способность заявить о себе как о потомках тех, кто создавал и защищал общую Родину – российское Отечество, на твердое желание жить в едином многонациональном государстве, где возможность участия в управлении страной и собственной судьбой должна декларироваться не только в Конституциях РФ и РМЭ, но и на деле. Причем, как в дни выборов в Госдуму или очередного президента, так и повседневно и повсеместно.

Настало время также сказать веское, решительное «НЕТ» всем, кто на федеральном и региональном уровнях позволяет себе безосновательно с имперских позиций приклеивать марийцам ярлыки «националистов», прикрывая тем самым свое нежелание и неумение ладить с титульным народом, уважать его законные права, свободы и человеческое достоинство.

52 процента голосов, полученных (?) партией власти на думских выборах, - это реальный показатель снижения уровня доверия жителей республики и, прежде всего, городского населения к местным чиновникам. Такая тенденция, думаю, сохранится и в событиях 4 марта 2012 года при выборе президента страны.

Обстановка в стране такова, что главным оппонентом криминальной власти становится уже не пролетарий марксовой эпохи, а сам бизнес, вошедший в объективное противоречие со сложившейся системой неэффективной экономики и бюрократическими оковами в части управления государством и обществом. Ему, как и среднему классу, есть что терять, особенно в условиях вступления России в ВТО. Расширяющееся броуновское движение все больше захватывает умы здравомыслящих ученых, творческой интеллигенции, молодежи и интернет-сообщество, которые, прозрев, вдруг увидели тупиковость развития страны. Пелена сакральности власти спала, вместе с ней исчез и страх перед ней. Лозунги перемен стали основным аргументом общественных сил. К сожалению, те, кому они предназначены, упрямо не хотят адекватно их воспринимать. Хуже того, нас в очередной раз под предлогом нависшей опасности над Россией хотят повенчать с т.н. «культом личности» конкретно взятого человека. Видать, это болезнь свойственна не только большевикам.

И последнее. При всем моем уважении к ученому – медику М.Ф. Кандаратскому, проявившему проникновенную заботливость о здоровье дореволюционного черемисского населения, лично мне очень не хотелось бы признавать его правоту по части печальной будущности марийского этноса. Это послужило основанием рождения данных строк:

Кто мы есть, сыновья Марий Эла?
Есть ли дух, чтоб подняться с колен,
Есть ли в гордых сердцах сила, вера
Обуздать предначертанный тлен?
Знаю я, что придет наше время,
Время вместе собраться в кулак,
Дабы сбросить смертельное бремя
Навсегда в исторический мрак!

С Новым 2012 годом вас, уважаемые земляки – соплеменники, и надеждой на ожидаемые добрые перемены в вашей жизни вопреки объявленной миру глобальной депрессии!
31.12.2011 г.