Министр культуры РФ: «Финно-угорские народы России – это часть русского мира»

Россия – это сердце финно-угорского мира. Такое заявление сделал министр культуры РФ Владимир Мединский на открытии VI Всемирного конгресса финно-угорских народов в венгерском городе Шиофоке 5 сентября.

РФ – крупнейшее полиэтническое государство в мире, заявил В.Мединский. «В России проживают 193 народа, они говорят на 227 языках и диалектах. И каждый народ рассматривается как коренной народ РФ. В полной мере это относится и к финно-угорским и самодийским народам – это коренные народы. Финно-угорский мир не какой-то особый мир, это часть русского мира. Здесь оформился карело-финский эпос «Калевала», зафиксирован и последний эпос – «Масторава», - подчеркнул министр.

В.Мединский напомнил, что в период Российской империи расцветали таланты филологов - финно-угроведов Матиаса Кастрена, Хейкки Паасонена, Андреаса Шегрена, Фердинанда Видемана. «Недавно мы отметили 200-летие окончания русско-шведских войн и вхождения Финляндии в состав России – Финляндия тогда получила невиданное самоуправление. Благодаря этому сохранились и финская культура, и язык. А в Швеции только два года назад официально начали преподавать финский язык в школах для финнов. Если бы Финляндия не вошла в Россию тогда, сейчас в ней было бы как в Швеции, - увязал историю с современностью чиновник. – Нам этот подход к поглощению одной нации другой чужд. Мы считаем, сила РФ – в признании самобытности и уникальности народов. В то же время считаем, что у каждой страны свой путь поддержки идентичности. Единых правил нет. Иначе не было бы кризиса европейского мультикультурализма. Единого рецепта нет».

Предложенную финнами методику «языковых гнезд» министр культуры назвал оригинальной идеей, но личного энтузиазма в ее отношении не высказал. «У меня трое детей подходящего возраста, и я не хотел бы, чтобы они попали туда…» - заявил В.Мединский.

«Ничего не надо навязывать. Надо, чтобы все развивалось естественным путем. Россия обеспечивает развитие всех языков – как и записано в Конституции РФ. Ведь еще 150 лет назад не было у языков малых народов ни письменности, ни алфавита. А сейчас есть эпосы, литература, поэзия, образование, собственная драматургия, мюзиклы. Работает ряд финно-угорских центров. В Саранске недавно прошел первый Совет по межнациональным отношениям при президенте России. Я побывал на нем и убедился, что, несмотря на мировой кризис, мы не останавливаем финансирование самобытных культурных финно-угорских учреждений в России. Так, в Мордовии за несколько лет из бюджетов всех уровней на строительство культурных учреждений было направлено 550 миллионов евро. В Саранске построен Государственный национальный театр оперы и балета, Мордовский драматический театр, здание Института национальной филологии, общежитие для студентов Института, Дворец культуры… В Марий Эл – новое здание театра оперы и балета, национального кукольного театра, интернат для детей из сельской местности – а это мари в первую очередь. И в других областях, где проживают финно-угорские народы, - всем равно уделяется внимание. На фоне уменьшения численности финно-угорских народов число ханты и манси растет, сету – растет. Я посмотрел бюджет Ханты-Мансийского автономного округа за последние годы – почти 80 миллионов евро затрачено на огромное количество программ по поддержке культуры и социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера. На Ямале действует замечательная программа поддержки хозяйствования КМНС, в результате в округе более трети мирового поголовья оленей», - рассказал министр.

«Мне кажется, главное – чем отличались Россия и СССР, и что надо усиливать сегодня – не противопоставлять одни народы другим, а обращать внимание на их уникальность», - подчеркнул В.Мединский.

В заключение чиновник рассказал исторический анекдот, произошедший с гостем из Франции маркизом Астольфом де Кюстином, посетившим Россию для изучения страны и оказавшимся на балу у императора. Любознательный визитер спрашивал у самодержца о посетителях бала, пришедших в разнообразных ярких костюмах, и всякий раз оказывалось, что это представители нерусских народов, включая, в частности, финнов. «А где же русские?» - вопросил напоследок недоумевающий гость. «А все вместе это и есть мои русские», - ответствовал император.