Юрий Ерофеев: Социально ориентированные некоммерческие организации как новая реальность российского общества

Публикуя статью исполнительного директора Землячества Марий Эл в Москве Юрия Ерофеева о такой относительно новой форме объединения граждан как «социально ориентированная некоммерческая организация», редакция рассчитывает на продолжение разговора. Возможно, в финно-угорских регионах кто-то уже давно взял на вооружение новое законодательство и успешно функционирует в этом качестве. Надеемся на то, что таковые поделятся с читателями сайта своим опытом.

Прошло два с половиной года с момента введения в обиход очередного законодательного понятия «социально ориентированная некоммерческая организация». Тем не менее данная новация, казалось бы, выстраданная всем ходом нынешнего общественного строительства с присущими ему плюсами и минусами, так и не стала предметом для широкого обсуждения и, самое главное, не получила заметного практического воплощения в нашей жизни. Причина тому – правовая непросвещенность, царящая как среди общественных функционеров, так и членских масс, вовлеченных в различного рода общественные структуры. Вторая причина обусловлена тем, что далеко не всегда принимаемые поправки к законам, да нередко и сами законы подкрепляются бюджетным финансированием. В противном случае «народ» быстро бы освоил правовые премудрости и сам потянулся к денежным источникам.

Проще говоря, до сих пор мало кто вразумительно скажет, что собой представляет социально ориентированные некоммерческие организации. Тем более что фактическое большинство общественных объединений разных видов и организационно-правовых форм изначально создается для решения тех или иных социальных целей.

Например, известное понятие «общественное движение» соответствующий Федеральный закон «Об общественных объединениях» расшифровывает как массовое объединение, «преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели». Это же касается и «органов общественной самодеятельности», создаваемых для решения «различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы».

Данная новация, связанная с введением категории социально ориентированных некоммерческих организаций предполагает не только законодательное закрепление за ним конкретных функций, но и прописывает процедуру их признания и оформления в данном качестве, а также порядок получения определенных льгот, а в некоторых случаях и прямой поддержки со стороны государственных и муниципальных органов власти.

Цель моей статьи заключается в том, чтобы стимулировать марийские этнокультурные объединения (организации, фонды, учреждения, движения, органы общественной самодеятельности), а также национально-культурные автономии местного и регионального уровней к действиям, направленным на максимальное использование возможностей новой законодательной практики.

Поскольку все вышеперечисленные общественные объединения согласно ФЗ №275 от 12.01.1996г. признаны некоммерческими организациями, что находит обязательное отражение в их Уставах, то мы, прежде всего, обязаны знать перечень видов деятельности, признаваемых в качестве социально-ориентированных.

Статья 2 указанного Закона в пункте 2.1 к ним относит:

— социальную поддержку и защиту граждан;

— подготовку населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных и иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

— оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных и иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;

— охрану окружающей среды и защиту животных;

охрану объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;

— оказание юридической помощи на безвозмездной или льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельности по защите прав и свобод человека и гражданина;

— профилактику социально-опасных форм поведения граждан;

— благотворительную деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества;

— деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта, а также содействия духовному развитию личности.

Федеральный закон допускает отнесение к социально ориентированным видам и других направлений общественной деятельности, касающихся решения социальных проблем, развитии гражданского общества в Российской Федерации, как в целом, так и в рамках отдельных ее территорий.

Очевидно, что для признания того или иного общественного объединения в статусе социально ориентированной некоммерческой организации  в качестве доказательства потребуются наработанный опыт конкретной практической деятельности и достижение определенного общественного авторитета на заявленном поприще.

На это указывает статья 31.2 данного Закона, свидетельствующая о том, что социально ориентированные некоммерческие организации подлежат включению в социальные реестры, формируемые федеральными, региональными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, в которые заносятся следующие сведения:

— полное и (если имеется) сокращенное наименование, адрес (место нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, регистрационный номер в Едином госреестре в качестве юридического лица;

— идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

— информация о видах социально ориентированной деятельности.

В случае получения поддержки (льготы по уплате налогов и сборов, денежные субсидии и т.д.) со стороны федеральных, региональных и муниципальных органов власти в реестр также вносится запись о форме, размере и сроках оказанной помощи и возможных допущенных нарушениях при нецелевом использовании предоставленных средств.

Кроме того, пункт 3 статьи 31.1 Закона предполагает:

— возможное оказание имущественной, интеллектуальной, консультативной поддержки со стороны государственных и муниципальных органов, а также поддержки в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций;

— размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Следует отметить, что Закон не ограничивает получение помощи и в других формах, в том числе за счет бюджетных возможностей федерального, регионального и местного уровней, а также со стороны государственных специальных фондов. Так, пункт 6 статьи 31.1 обновленного ФЗ «О некоммерческих организациях» выделяет форму поддержки путем передачи социально ориентированным некоммерческим организациям во владение или в пользование государственного и муниципального имущества. При этом в пункте 7 данной статьи говорится о льготных ставках арендной платы.

Конечно, все вышесказанное хорошо звучит на бумаге, забывая «про овраги».

На практике зачастую все может обстоять иначе. Чиновники найдут массу причин для непризнания той или иной общественной структуры в качестве социально ориентированной некоммерческой организации, чтобы не допустить ее включения в соответствующий реестр и исключить доступ к источникам финансирования. И здесь, безусловно, во внимание будет браться степень их лояльности к органам власти. Возникает и другой вопрос, связанный с криминализацией, когда одним («своим») с целью получения «откатов» возможны послабления при назначении финансовой, имущественной и льготной поддержки, а других могут кормить обещаниями. То есть, нужно быть ко всему готовым и не питать чрезмерных иллюзий. Но биться за свои права необходимо!

Лично мне представляется, что этим правом вполне могла бы воспользоваться, например, некоммерческая организация «Центр-музей В.Х. Колумба» из г. Йошкар-Ола, которая успешно занимается просветительской работой в сфере литературы, культуры, науки, искусства, образования, духовного развития граждан мари и других национальностей, а также в сфере охраны объектов и территорий, имеющих историко-культурное, культовое значение.

Именно благодаря продуктивной деятельности данной некоммерческой организации появились многотомные сочинения поэта Валентина Христофоровича Колумба, труды известного ученого Стефана Кировича Кузнецова «Святыни. Культ предков. Древняя история», посвятившего свою жизнь исследованию этнографии и религии мари и других народов Поволжья, и многое другое. Думаю, не случайным явилось посещение Центра-музея В.Х. Колумба летом текущего года федеральным инспектором администрации президента РФ в Марий Эл Р.А. Берсеневым, что позволяет надеяться на его поддержку в плане обретения музеем статуса социально ориентированной некоммерческой организации.

Сегодняшний содержательный уровень его работы во главе с В.Н. Козловым вполне достоин внимания со стороны высокопоставленных чиновников и из самой администрации РМЭ. Более того, с этой целью московскими земляками прорабатывается идея презентации Центра-музея В.Х. Колумба в российской столице, на которую планируется пригласить ученых, литераторов, журналистов, зарубежных гостей, общественных функционеров и т.д.

P.S. У читателей по прочтении материала могут возникнуть вопросы: «А к кому следует обращаться, чтобы зарегистрировать некоммерческую организацию в специальном реестре? Каков порядок данной процедуры?»

Как мне стало известно, вопрос о том, кто будет вести реестр социально ориентированных некоммерческих организаций до конца еще не решен. Также, видимо, до настоящего времени нет и соответствующего Постановления Правительства РФ о порядке получения финансовой и иной поддержки социально ориентированным НКО.

Так, например, по Москве ведение специального реестра поручено пока Комитету общественных связей города и непосредственно Московскому Дому общественных организаций  (г. Москва, ул. Мосфильмовская,40) в лице конкретного исполнителя – О.В. Авдеевой (тел.8-499-143-87-91), которая и сообщила мне, что на сегодняшний день в реестр по Москве включено более 400 некоммерческих организаций самых разных профилей.

Сама регистрация выглядит следующим образом: к исполнителю Авдеевой стекается вся информация из префектур, департаментов, комитетов и служб, входящих в систему городской исполнительной власти, а также из муниципальных органов о предоставлении той или иной некоммерческой организации финансовой и иной поддержки за проведенную социально ориентированную деятельность с указанием необходимых для ведения реестра учредительных и регистрационных данных на ее получателя.

По итогам поступившей информации на каждую такую некоммерческую организацию заводится учетное дело, где фиксируется форма полученной поддержки, ее сроки и размеры. На работника-исполнителя также возлагается функция контроля за правильным использованием полученных субсидий, пособий и т.д.

Более подробную информацию можно получить через интернет- www.mosportal.ru, реестр НКО.

Что касается иных субъектов РФ, то ответственность за ведение реестра СОНКО может быть возложена на самые разные органы исполнительной власти