Александр Зенкин: самоубийство в среде финно-угров и путь человечества

Инфоцентр FINUGOR представляет статью марийского философа Александра Зенкина, посвященную острейшей проблеме финно-угорских народов - феномену самоубийства.

*                           *                       *

Если нация готова умереть, потому что действительность,
которую человечество создало, ей не нравится,
то она точно способна стоять насмерть за тот мир, который хочет.
Александр Зенкин

Анализу самоубийств у меня посвящен целый том романа-триптиха «Проклятие гениев», где на примере самоубийств известных людей, начиная с мифической фигуры Иуды Искариота и далее на образах  Гая Гракха, Клеопатры, Нерона, Николая I, Александра Радищева, Сергея Есенина, Марины Цветаевой, Джека Лондона я пытаюсь разобрать феномен самоубийства. Анализ их жизни и деяний — для творческих личностей творчества — позволил многое осмыслить, но что-то  до сих пор и не понято — человек все-таки большая загадка! Принято считать, что стремление к самоубийству всегда итог болезни, но это не совсем так. Для части самоубийц, я уверен, данный выбор был  вполне осознанным, внутренне обоснованным. В силу нынешней ситуации в стране попробуем данную тему разобрать с несколько иной стороны, с точки зрения в целом развития человечества…

Александр Зенкин

В наше время, когда вымирают многие народы России, в том числе и русский народ, никто не имеет права делать вид, что ничего не происходит. Мало того, никто не имеет права не то что делать вид, что ничего не замечает, но и каждый обязан действовать! И главный вопрос тут: почему люди вымирают? (Последние какие-то сомнительные сведения некоторых СМИ о росте численности российского народа, озвученные при так и неопубликованных данных последней переписи, мы игнорируем пока как бездоказательные,  к тому же речь идет в целом о ситуации и условиях развития!). И вопрос второй, его я уже задаю себе: почему я, мари, серьезно задумываюсь над этим? Я из угро-финского племени, из того племени, где наибольшее количество самоубийц на душу населения. Так как все это взаимосвязано? Кто есть такие самоубийцы и в чем причина самоубийств людей? А вымирание, массовый алкоголизм — это разве не все то же самоубийство? Так что есть такое самоубийство личности, когда все человечество развивается так, что словно бы желает гибели себе, самоуничтожения? И что значит более частое число самоубийств среди именно определенных народов, в том числе среди тех народов, которые имеют достаточно высокий уровень социального развития? Все это я хотел бы ясно и четко разобрать в данной статье.

Самоубийство — это самовольный отказ от жизни, это такая ситуация, при которой  в силу обычно сложившейся реальности и определенных причин — как социальных, так и личных — жизнь для человека видится невозможной. Самоубийство — это обычно неверие в будущее развитие, отсутствие надежды на будущее, а отсюда и отказ от будущего. При таком крайне потребительском развитии человечества это нередко, получается, выход наиболее совестливых людей, имеющих повышенные требования к действительности, Идеал, заметно, расходящийся с тем, что есть вокруг. Они идут на самопожертвование, показывая, что так жить невозможно. Так жить все равно самоубийственно, бессовестно, не по-человечески!

Но отсюда ни в коем случае нельзя делать вывод, что самоубийство действительно выход и имеет в себе нечто положительное (кроме конкретного самопожертвования, которое в действительности способно спасти многих!). Обычно же самоубийство человека — это серьезнейшее преступление против Мироздания, которое миллионами лет взращивало каждого из нас и довело до рождения и прихода в данный Мир. Самоубийство лишь потому тяжелейшее преступление против Мироздания (большинство мировых религий это признают, за исключением отдельных, где самоубийство имеет другое значение), что человек насильственно прерывает возможность своего развития! Саморазвития!

Человек создан Мирозданием очень совершенно, об этом я постоянно говорю в своих выступлениях, человек создан настолько совершенно, что ему дана свобода, в том числе и убить себя, но убить себя — это преступление как раз именно против свободы, ибо подлинная свобода для человека — возможность его бесконечного гармоничного развития.

Мне в жизни с детства приходилось сталкивается с самоубийством. В нашей деревне, где я родился — деревня Первая Лесная Исменецкого сельсовета Звениговского района Марийской АССР — на нашей улице несколько молодых мужчин покончили с собой, это было еще в семидесятых годах. Одно самоубийство произошло лично при мне, мы не успели взломать вовремя дверь в сени и человека не спасли! Это был Аркадий, наш сосед, отец нескольких детей мал мала меньше. Тогда я впервые задумался очень серьезно: почему он сделал это? Причем он до этого несколько раз пытался убиться — один раз его снял с петли мой дед. Так в чем же дело? Что заставляло его так упорно готовить себе казнь петлей, казнь, которая считается, в отличие от расстрела, достаточно позорной, поэтому так казнили, допустим, нацистских преступников, цареубийц и т.д.? Что заставило его, перед тем как встать на табурет, надеть новенький пиджак, включить на полную громкость транзистор? Он устроил себе словно бы праздник! Он был физически абсолютно здоров, так, может, ему надо было бы быть инвалидом, ибо инвалиды обычно как раз крепко цепляются за жизнь? Может, к этому подтолкнули материальные проблемы? Но я заметил, что самоубийство как раз не слишком зависит именно от материальных проблем (убивают себя и богатые, успешные, признанные!), хотя самоубийцы в прощальных записках как раз и погрязают в несущественных мелочах, это еще отмечал Ф. Достоевский. Так в чем же дело? Почему такая решимость принести себе жуткую боль и муки? Стреляться из ружья в голову, так что голова в крошево! Пить уксус и умирать жутко в течение многих часов, как Радищев? Откуда такая злобная жестокость к себе или ненависть к своим ближним?.. Откуда такой чудовищный эгоизм? Откуда такая обида на эту жизнь, которая как будто в чем-то жутко обманула, предала? Иль человек сам предал? Зачем такой Вызов? Усталость очень древнего народа? Предупреждение наиболее мудрого народа остальным?..

В чем уникальная особенность марийского народа, вообще угро-финнов? Глубина нашей языческой веры позволяет очень остро ощущать безграничность Мира и невозможность в нем смертности как окончательной бесповоротной смерти. Отсюда бесстрашие перед смертью, небоязнь самоубийства? Самоубийство воспринимается как возможность изменения в дальнейшем? Каждый должен прекрасно понимать, что человек создан так сильно, что ему легче убить себя, чем себя переделать. Биология ясно признает, что детерминирован всем заложенным будущим уже зародыш человека, отсюда ребенок особенно по-своему воспринимает социальное воспитание, получаемое с детства, все это способствует тому, что почти каждый человек особенен, уникален, неповторим! И вдруг в итоге самоубийство?.. Почему самоубийство столь распространено именно среди творческих личностей, особенно писателей? Мироздание тратит громаднейшие усилия, ввергая огромное количество молодежи на путь художественного творчества, но становятся известными писателями, художниками, музыкантами лишь немногие, а  остальные нередко спиваются, начинают асоциальную жизнь… Обида особенная тут заключается в том, что признанность кого-то вовсе часто вовсе не связана как раз с его талантом, особенно в наше время всевластия денег! Так, может, тут есть Закон, который мы не знаем?.. Так почему такие огромные усилия на творчество, и прежде всего художественное?..

Все эти вопросы — а я сейчас формулировал в основном лишь вопросы, причем вовсе не риторические, а требующие ответа, — наверное, задавали многие себе, но многие ли нашли на них ответы? А ведь ответ есть! Он, в сущности, в высказанных вопросах уже дан, и он достаточно прост, он на виду, он на поверхности! Человек лишь тогда себя счастливо и гармонично чувствует и неподвластен никаким серьезным смятениям и уж тем более мыслям о самоубийстве, когда он подлинно саморазвивается внутренне, нравственно, любое отклонение от этого пути немедленно начинает вести к душевным разломам! И разломы эти нельзя подавить в себе никакими способами, кроме поиска пути правильного (критерий правильности как раз без труда определяется исчезновением смятения внутри!) развития, иначе они обязательно выльются в жуткие агрессивные действия или по отношению к себе, или по отношению к близким! И это должен усвоить каждый (все это на биологии человека я уже объяснял в другой своей статье). При этом путь потребительства Европы (в том числе финнов, венгров) как раз не путь истинного саморазвития, а уход от него, то есть на самом деле заметное развитие социальных условий, то, что у нас сейчас принято за эталон успешной жизни, по сути, маскирует и закрывает неразвитие подлинное многих, особенно молодежи, к тому же не всегда имеющей гарантию социальной востребованности — вот истинная задача всякой власти! — в результате все это формулирует и готовит протест против жизни, который обычно вырывается в виде беспорядков, бунтов, а то и мировых войн, когда на смерть идут многие, чуть ли не все.

Самоубийство финнов, как и марийцев, других угро-финнов как особенно высокая возможность связано с тем, что у этих древнейших народов — как бы мудрейших старцев Европы — глубинное знание главного смысла жизни — необходимость внутреннего гармоничного развития, что невозможно без нравственного совершенствования, являющегося сутью и основанием планетарного мышления, но при этом более молодым народам, которые вокруг них находятся, истинное понимание смысла жизни и цели человека менее четко присуще, они живут и стремятся жить иначе, как бы более молодецки, «на все сто», и ни финнам, ни венграм, ни кому бы то ни было еще не удается даже чуть сдвинуть данную ситуацию. У них, получается, совершенно нет свободы как именно своего пути! Кроме того, процесс заметно усугубляется тем, что в исторической памяти угро-финнов заложено, что в целом когда-то они были могущественным народом, заселявшим огромные земли в Евразии, именно из этого пространства сформировалась их особенная биология — обостренное чувство потерянности, одиночества, смертности, а отсюда и поиск всеобщности, взаимопонимания! Они-то и повлияли на их древнюю религию, носящую космологический характер, и это особенно давит на совесть и не дает возможность обмануть ее  тайные, иррациональные позывы, особенно тогда, когда мир явно идет, подталкивает к крайнему обострению индивидуализма и эгоизма каждого.

Принято считать, что вымирание российских народов связано с непониманием нынешнего развития России, его бесцельностью, и это действительно так. Процесс особенно был жуток в переходные 90-е годы, когда и количество самоубийств возросло значительно. Все это понятно. Собственное бесцелие жизни да еще и бесцелие жизни некогда огромной могущественной страны, которую буквально растаскивают по кускам… Но не будем врать, я жил в марийской деревне и видел, как много самоубийств было среди марийцев уже в семидесятые, столь, казалось бы, благоприятные брежневские годы. Так почему? А все потому же, что и тогда уже марийцы чувствовали, что на самом деле серьезного всестороннего развития нет и общество идет к светлому будущему весьма сомнительным путем! Нет чувства истинной бесценности каждого человека! То есть весь путь есть во многом самообман и обман! (Что вообще-то было не совсем так. Здесь надо понимать, что не каждый человек может осознать, что строить совершенно иное общество в отдельной стране, окруженной государствами наживы, можно подлинно лишь тогда, когда значительно опередишь эти страны в своем всестороннем, и в том числе, экономическом развитии!.. Отсюда значительные усилия направлялись на материальное воспроизводство, и людям было очень нелегко, ведь им надо было противостоять и справиться с производительностью труда систем, приученным веками из человека выжимать все!..)

То есть с исчезновением Советского Союза при этом обман не уменьшился — как это ни парадоксально! — но возрос именно в мировом масштабе, по сути, вселенски. Поскольку попытка строительства светлого будущего была в целом шансом человечества все-таки попытаться построить цивилизацию социальной справедливости. В результате теперь все пытаются сделать вид, что у человечества есть только один безальтернативный путь развития, что совершенно не соответствует действительности, и такое понимание жизни выгодно лишь кучке толстосумов, захвативших на уровне спекулятивной экономики и юридических контентов — всегда у людей сомнительных — права чуть ли не на половину ресурсов Земли.

Таким образом, еще раз повторимся, ни у финнов, ни у эстонцев, ни у тех же марийцев и т.д. нет свободы именно своего выбора внутреннего развития, исходя из собственной веры — причем шансы на эту свободу все более подавляются — что неизбежно будет вести к росту отказа от жизни, и не только среди угро-финнов, но и среди жителей всех стран Европы. С каждым годом все более и более будет выясняться то, что мы своей жизнью объедаем своих будущих детей и внуков, нет, мы даже как бы поедаем их! Не зря Джонатан Свифт удивлялся: почему люди не едят своих детей, ведь это так выгодно? Но он зря удивлялся, поедание происходит уже давно.  Так зачем, уничтожая свою среду обитания, ждать хорошей для себя и своих потомков жизни? Зачем доходить до того, когда страдания от собственных нечистот будут сродни принятому уксусу или царской водке?.. И уж тем более до того момента, когда, получается, ты сам поднесешь своему внуку яд для мучительнейшей смерти!..

Самоубийство всегда есть протест, при этом вымирание народов все тот же протест, только скрытый, иррациональный почти. Самоубийства во время войн, тиранства, казалось бы, случаются меньше, но сама война, тиранство, деспотизм власти — это именно прямое самоубийство.

Увеличенный процент самоубийств среди творческих личностей имеет те же корни, что и самоубийство среди угро-финнов. Дело в том, что главной целью подлинного творца — в литературе, в живописи и т.д. — является воссоздание Идеала человека и пути к нему как истинное сосозидание с Миром. Этим особенно серьезно занималась великая русская литература. Невозможность убедить людей в необходимости поиска Идеала в себе вызывает в творце чувство своей слабости, нищеты своего таланта как потерю Связи с Волей Мира! У кого-то хватает сил бесконечно здесь биться, у кого-то нет… Кто-то, ища Идеал, пошел не тем путем и выразил в своем творчестве лживый идеал, и так предал себя и людей… Последний случай — почти всегда неминуемый путь к убийству себя, особенно если человек очень талантлив, но вступил на путь компромисса и личной выгоды… Здесь каждому пишущему — и в Интернете тоже — надо помнить, что за свои слова человек отвечает особенно строго, потому что словами оцениваются именно мировоззрения людей, их идеи и смысл жизни, их самая суть, а значит, возможность или невозможность их будущего. При этом надо помнить и то, что значимость идеи всегда определяется ее практическими последствиями, а особенность людей заключается в том, что они легко берут в практику или оболганные истины, или же вообще  лживые идеи, так как такие идеи всегда имеют подоплеку внешней выгодности, а то и материальной заинтересованности, которые обычно прикрываются обилием очень красивых слов…

Все сказанное сейчас вовсе не означает то, что угро-финны иль кто бы то ни было еще есть обязательная жертва, все они обречены и непременно вымрут. Отнюдь! Если бы в Мироздании все было так ясно и просто, то мы бы все давно погибли бы, убили б себя. На самом деле здесь следует помнить еще следующее. Первое, когда народ исчезает, он становится особенно силен. Мало того, в таком народе обычно рождаются Титаны духа, которые способны очень серьезно повлиять на процесс вымирания, по крайней мере, его значительно отсрочить, до новых витков космической Эры. Второе, если народ вымирает тогда, когда все человечество явно идет к осознанному самоубийству и гибели, это всего лишь означает, что данный народ особенно понимает, куда все идет и именно, в том числе, и так внутренне противостоит этому. Но он готовит и другие инструментарии! Третье, надо всегда помнить, что полностью народ биологически вымереть не может, но он может исчезнуть как народ. А исчезновение любого из народов — это огромнейшее преступление человечества против Мироздания. Таким образом, те, кто лелеет мечту о захвате территорий и ресурсов России, должны знать, на что они идут. Должны знать и нынешние властители, что означает то, например, что с 2002 по 2012 годы на 56 тысяч марийцев стало меньше; это число озвучил Анатолий Иванов на последнем Всемарийском съезде, но боюсь, что это еще слишком мягкая величина.

В свете всего сказанного можно вполне понять, и на что работают выступления олигарха Прохорова, желающего убрать национальные республики в России. Что ж, на это можно предложить другое решение: начать объединяться Республике Коми, Карелии, Удмуртии, Марий Эл, Мордовии и другим угро-финским народам в единую Угро-финскую республику как субъект Российской Федерации! И это только один из путей для начала подлинного развития! Здесь надо помнить еще, что никакие социальные проблемы не идут ни в какое сравнение с проблемами смерти и уж тем более бессмертия! Но мы как раз готовы именно к бессмертию, у нас для этого практически все есть и все заложено, а отсюда значит, социальные проблемы потенциально могут быть  разрешены очень стремительно…

Александр ЗЕНКИН

Комментарии

  1. Тяжелая тема. Каждый из нас так или иначе соприкасался с темой финно-угорских самоубийств, поскольку явление действительно трудно объяснимое на уровне обычных понятий. Да, 90-е годы были пиком. Помню, в нашей деревне за одну зиму покончили с жизнью семеро (!)  мужчин разного возраста...  слишком много даже по нашим меркам... кто-то потерял жену, кто-то - свой небольшой бизнес, кто-то по причине болезней - как объясняли знавшие этих людей. Надо в общественном сознании запретить такой способ решения проблем, внести в свод религиозных правил. Нельзя оставлять поле боя, ведь уход от жизни - это значит, проредить строй своего народа.    
  2. В час, когда прервется звук, когда утихнут страсти И станет слышен Бог. Мир, в котором я живу, не делится на части Пока в нём есть любовь .
  3. Спасибо за статью. Очень надеюсь, что Твоя статья поможит многим финно-уграм понять себя, выжить и ПОДНЯТЬ СВОЙ ДУХ. Спасибо.
  4.      Действительно, наше миролюбие, стремление к сотрудничеству, можно даже сказать непротивление злу (прямо по Толстому) - отличительная черта. Казалось бы, чего проще - пойти покарать, уничтожить обидчиков.     Но в перспективе тысячелетий оказывается, что такая модель поведения более эффективна, чем захват, обман или порабощение сопредельных народов: предложить сотрудничество, в случае отказа или агрессии адекватно отреагировать на него, и спустя какое-то время ...вновь предложить сотрудничество.  
  5. МОДЕРАТОРУ. Тон малы, купленный, что-ли? К информации уважаемого Зенкина последние два дня пытался комментарий дать. Три раза. И где они?И к "избранию" говночиста Можгинского главой Удмурт Кенеша тоже каменты снёс модератор.  Нехорошо.
  6. Возможно, помешал спам-фильтр. Поскольку этот комментарий вы смогли оставить, попробуйте еще раз. Приносим извинения за усиление спам-защиты, сайт Инфоцентра буквально заваливают спам-сообщения.
  7. Да тема тяжелая, но очень нужная, у нас тоже есть эти проблемы. Мне недавно прислали статью Эдуардо Дурана, американского психолога, который изучает психологические травмы и последствия этих трамв на весь род. К сожалению, работа на английском, но если кому-то нужно, могу переслать! Мы думаем о большой конференции и заявлении более четкой позиции в отношении коренных народов, их переселений с родовых мест и влияния ассимилиции. надеюсь получится хороший разговор! Провели небольшую по масштабам, но значимую по содержанию конференцию "Северный алкоголизм: мифы и реальность" и пришли к мнению,  с чем и согласна с автором: "массовый алкоголизм — это разве не все то же самоубийство?" Еще какое самоубийство!!! Хотелось бы побольше комментариев и обсуждения! Спасибо, Александр, за статью и поднятую тему! Мне это очень близко, в нашей семье есть эти примеры(((
  8. В детстве, когда нас спрашивали, у кого родные воевали в ВОВ, вставал весь класс. Но то была ВОВ, война - официальная и всеми признанная, где погибших считают героями. Но - если нас спросят, у кого есть родные, покончившие с жизнью суицидом, - так же встанет весь класс... Жертвы тихой, неслышной, но жестокой и беспощадной войны.  
  9. Рыжие собаки идут сюда. Каждый из рыжих псов слабее ВОЛКА, но их слишком много.Лучше УМЕРЕТЬ в БИТВЕ, чем спасаться бегством, хотя для многих будет последней.Это будет хорошая охота!
  10. t я же тебе человеческим языком сказал уже, сбрызни из эфира. Мусор у тебя в голове. Не засоряй эфир, иди, хоть на балалайке учись играть, и то польза будет. Кто был никем тот станет всем!