Эпос вепсов «Virantanaz» создан в XXI веке: автор об эпосе и истории его написания

Нина Зайцева

В ноябре в Вологде прошла конференция вепсских литераторов. В своём выступлении на этом форуме доктор филологических наук, заведующая сектором языкознания Института языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН (Петрозаводск), член Союза писателей России Нина Зайцева рассказала о работе над вепсским эпосом «Virantanaz», презентация которого прошла в Карелии в августе.

*                        *                         *

В конце 90-х годов прошлого столетия вышло исследование литератур уральских народов, который подготовил известный венгерский ученый Петер Домокош. Этот материал затем с венгерского был переведен на русский язык. И Домокош пишет, что, к сожалению, мы дожили до конца XX века, и некоторые народы уже исчезают с арены, потому что они тоже – живой организм, тоже рождаются, живут и умирают. И что есть некоторые народы, которые так и не оставили после себя литературы, написанного слова. Но жизнь обернулась так, что и мы, вепсы, стали привыкать к написанному слову. Мы сами стали писать, и вот уже во второй раз собираемся на съезд  вепсских писателей, и у нас список уже довольно большой. Здесь есть как члены Союза писателей России, так и начинающие литераторы, те кто пишет на вепсском языке, те кто пишет о событиях на вепсской земле но на русском языке, как Анатолий Васильевич Петухов. Мы в большинстве своём – двуязычные, и мы этим гордимся! Знание двух языков – наше богатство!

Присутствующий здесь Маркку Ниеминен [руководитель финляндского фонда "Юминкеко", осуществляющего поддержку культуры и традиций коренных народов Карелии. - прим. ред.] сподвиг меня к созданию вепсского эпоса. Так случилось, что у карелов и финнов существует «Калевала», у эстонцев «Калевипоэг», у русских – вообще великолепное наследие… А у вепсов есть только разрозненное устное народное творчество, но не было своего эпоса. И вот книга «Обернись-ка милой кукушечкой», где представлено около ста плачей на вепсском языке, в переводе на русский язык стала одной из главных книг, которая позволила создать вепсский эпос.

Эпосы рождаются редко, и, очевидно, надо к этому времени подойти, чтобы было что объединить, было что взять, потому что нельзя его придумать одному человеку, должна быть народная основа. Также в работе над эпосом я использовала сборник вепсских народных сказок, книгу Рюрика Петровича Лонина «Фольклор моего народа», вепсские частушки… Кроме того, пригодились свои собственные наблюдения о жизни вепсского народа, поскольку я сама вепсянка, жила в этом мире, знаю его изнутри.

Эпос я назвала «Virantanaz». Vir - это вепсское мужское имя, tanaz – подворье. Это – основа села, которое заложил вепс по имени Vir. Сама родом из Войлахты Вологодской области, и у нас там три деревни: Вирантан, Маркунтан и Пуст. Название одной из них и стало названием эпоса.

Вепсы – лесной народ. Неслучайно в эпосе много эпизодов, связанных с лесом. Причём, во многих фольклорных сюжетах повествуется о том, что Хозяином, нашим древним прародителем, был – медведь. Вепсы всегда чтили этого зверя. И я даже словами медведя начинаю повествование эпоса.

«Virantanaz» это события XV-XVII веков. Было довольно сложно собирать сведения в эпос. К сожалению, вепсы не оставили после себя письменного наследия, мы упоминаемся только в русских летописях. Поэтому мне пришлось в различных источниках искать различного рода сведения. Я уже говорила, что основатель поселения  в эпосе – Vir, а в жены ему я выбрала представительницу саамского народа, поскольку, как исследователь, я знаю, что вепсы очень много контактировали с саами. В настоящее время этот народ живёт в разных странах, часть у нас в России на Кольском полуострове. И я нашла такой сюжет, такую канву, чтобы объединить вепсов с саамским народом, чтобы получилась семья.

Здесь разного рода герои, но это эпос, у него должен быть единый сюжет, и здесь у меня сюжет выдержан. Главные герои – Vir и его жена Aira, Anni, Talli, пастушок Vallöi и так далее.

Вепсы – большие почитатели природы, и у нас есть пословица: «Mecas kaikutte pu nägeb i kuleb» (В лесу каждое дерево слышит и видит). Поэтому вести себя в лесу надо соответственно. Мы в этом году были в экспедиции с Маркку Ниеминеном, жили в селе Ладва, в доме нашего поэта Николая Абрамова, и его мама рассказывала – какое важное место в жизни занимает берёза. Я, под этим впечатлением, написала трогательные строки о берёзе, которая даёт сок, из бересты плетут лапти, из веток делают веники для бани и так далее. И вот в эпосе у меня что-то вроде молитвы к берёзке, которая помогает нам всегда.

Здесь также много заговоров различных. И весьма важная героиня эпоса – уточка. Наша вепсская поэтесса Валентина Лебедева написала прекрасную песню о серой уточке, и с разрешения Валентины Васильевны я вложила в уста одной героини эти строки, которые украсили эпос:

Lendi linduine, da lendi sorzaine,
Meren tagapäi, da kodirandale.
Ahav tulleine da leta abuti…

Летела птичка, летела уточка
Из-за моря, да к берегу родному
Веете-ветерок да лететь помогал…

Я пишу, что вепсы жили среди лесов, но они чувствовали себя свободными. Главное правило вепсов – не навредить лесу, поскольку там каждое дерево и слышит, и видит…

И здесь даже комары могли исполнить свою «Песнь свободного комара», повествуя: « Я сильный комар, нос мой крепок, и если я укушу, то все будут в крови и даже лошадь меня боится, когда я прыгаю у нее на носу…»

Весьма интересная мифология у вепсов, связанная с переходом в мир иной. В эпосе несколько плачей. Вепсы считали, что и после смерти они будут жить такими же родственными кланами, так же будут вместе. И также, когда кто-то начнёт переходить в мир иной, то именно родственники придут и помогут перейти через запутанные корневища, через глухой лес, через мостик по зыбкому болоту и на светлой воде встретят на лёгкой лодочке! Именно плачи помогли мне построить эти картины.

Считается, что кукушка не имела крепкой семьи. Но у нас, вепсов, считается, что кукушка объединяет мир живых и мёртвых, летая туда-сюда.

Вепсы рассказывают, что был случай, который в XVII веке якобы произошёл на самом деле. Жил охотник Мартьянов, о котором слава шла по всей Руси. Один князь из Москвы приехал в вепсские леса, в Шимозерье, познакомился с Мартьяновым…  Далее сюжет развивается так, что князь на охоте влюбился в вепсскую девушку, они поженились. И этот князь говорит вепсам: «Как же хорошо вы устроились в жизни – вы двуязычные, и живёте в таких красивых местах!»

Стиль эпоса такой, что он состоит из абзацев, каждый из которых включает в себя 12 строк. Всё произведение написано не одним стихотворным размером. Рифма здесь – как живое существо.

Как мне стало известно, следующий год в Финляндии объявлен «Годом эпосов». И я очень надеюсь, что в 2013 году вепсский эпос будет переведён и на русский язык. У нас есть уже договоренность с поэтом Олегом Мошниковым. А Маркку Ниеминен обещал перевести на финский язык, и, таким образом, жизнь вепсского народа среди лесов будет более известна!

Подготовил для Инфоцентра FINUGOR Николай Абрамов

*** Фонд "Юминкеко" совместно с действующим в Карелии Обществом вепсской культуры провел в 2012 году Год вепсской культуры. В рамках тематического года был опубликован ряд изданий на вепсском языке, проводились выставки, семинары, праздники и прочие культурные мероприятия - как в Финляндии, так и на Вепсской земле: на территории бывшей Вепсской национальной волости в Карелии, а также в вепсских деревнях и селах Ленинградской и Вологодской областей.

В 2012 году Год вепсской культуры проводится уже в третий раз. На его проведение фондом ”Юминкеко” получена финансовая поддержка от Фонда Альфреда Корделина.

Издание эпоса «Virantanaz» и его сокращенного варианта для детей осуществлено на средства фонда "Юминкеко".

*** Последним по времени создания эпосом финно-угорских народов являлся эпос "Масторава", созданный ученым-фольклористом Александром Шароновым в 1980-х годах на основе собранных им и другими исследователями эрзянских и мокшанских преданий.

Комментарии

  1. Удивительно! Какой же это, должно быть, огромный труд - прочитать, просмотреть тысячи плачей и сказок, напитаться этим богатством так, чтобы твоя песня легко и свободно вылилась в эпос... Уважаю! 
  2. ))) Вы мне льстите. Назову три главных отличия. t - мужчина. Он умнее. У него парадоксальный тип мышления. Правда, t? ) 
  3.  t   -  мучина ?          Парадоксальный тип мышления -  противоречивость  здравому смыслу...         :-)   
  4. Сколько же в этом Арво злобы! Ходит и брызжет ядовитой слюной,как старый тролль.
  5. Витя , достал ты уже всех своей "парадоксальностью"...     :-)   Пысатель ты наш.
  6. Не надо ругаться перед НГ...Такой хороший праздник не будем омрачать ссорами. В парадоксальном мышлении много хорошего: эвристичный подход, неожиданный ракурс, много творчества, много риска. А здравый смысл иногда даже следует отбрасывать... Когда есть неразрешимые противоречия, и надо выходить за рамки системы. 
  7. Когда есть неразрешимые противоречия здравого смысла  , нужно лечиться. Пускай  с Витей санитары ссорятся и врачи разбираются в его "парадоксальном мышлении" , я свою точку зрения уже давно высказал - за ноги и апстену...     :-)  Приятного Вам Нового Года в "парадоксальной" компании ...
  8. ) Жизнь соткана из противоречий, которые каждый пытается примирить. С переменным успехом. К сожалению... в моей компании мало парадоксалистов... один Мишулька, пожалуй, ...а было бы креативней! :) 
  9. Я подойду к берёзке                                                                                                                                                          И как на свидании краснею                                                                                                                                                Олицетворение твоё в ней                                                                                                                                                Я вижу,вдыхаю,лелею                                                                                                                                                        И взяв аккуратно за ветви                                                                                                                                                 Обняв стан её стройный                                                                                                                                                     Кружусь я в вальсе весеннем                                                                                                                                              Свидания глотком опьянённый         
  10. Если наступит... завтра                                                                                                                                                    Кукушке скажу: Спасибо                                                                                                                                                    Умоюсь росой прохладной                                                                                                                                                 Соберу цветы для любимой                                                                                                                                                Я подойду к кроватке                                                                                                                                                        На дочку взгляну с благоговением                                                                                                                                   Шепну: просыпайся,...Карелия                                                                                                                                           И нежно прижму,с умилением                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           
  11. Если станет виснуть сайт,ты к морю подойди                                                                                                                   Прикоснись губами и море обними                                                                                                                                      То.. - море слез моих,то море - я                                                                                                                                        Ты подойди и обними меня                                                                                                                                                Не плачь.. и так солёный привкус у меня                                                                                                                          Ты улыбнись.. ни как..свидание с морем у тебя                                                                                                                Нашла ли ты любовь свою?                                                                                                                                                Хоть что-то ты нашла?                                                                                                                                                      Так хочется,чтоб ты счастливою была                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          Я обниму волнами,прижму,вдохну душой..                                                                                                                          Ты..прикоснись губами..поговори со мной..                                                                                                                                    
  12. Опять...бреду я по бульвару..                                                                                                                                             Ногами листья вороша.. - ищу...                                                                                                                                         Ищу листок.. в гербарий..уж не первый..                                                                                                                          Ищу тот.. взгляд...ищу..ищу..ищу..
  13. а лучше... -  я уйду.  сотру свой ник. подглядывать не собираюсь. да и возвращаться. нет желания.общайтесь. загубили,запоганили мою любовь к Финно-Угории. на сайте.    в душе она останется.   можете нагадить напоследок. вам не привыкать.                                                                                                                                            
  14. Замечательно, что вепские поэты и в частности уважаемая Нина Зайцева так творчески подошла к наследию своего народа. Эпос - это масштабно...
  15. t!! Переходите на другой финно-угорский сайт!  Вы стерли много своих красивых комментариев,но мы их помним! 
  16.  ) прывет,катюня. да вспомнил,как в конце 2011-го самозахоронился на сайте от прочитанного.) осталось то,не стер.   дурдом.)                 
  17. ) Привет! Ничего подобного, с чего это вдруг такое определение?) Вы же читаете наши мысли!))) 
  18. Можно сказать, что сайт - это санаторий для болеющих душевно за Великую ФинноУгорию...) 
  19. да я не в прямом определении. ни к кому. смешно просто порой и от нек. своих,и от нек.)ваших комментариев..)   Тем более..)) - читая ваши мысли)
  20. ) бывает, иногда..в пылу скоростного обмена коммами, особенно в ответ на Ваши провокации) А какой - самый смешной?
  21.  ) есть. не мало. не хочу перед сном воспоминания ворошить. да сами все читаете. знаете.
  22. ладно. общайтесь.  сп.н.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     С Ув. к вепсским литераторам и Николаю Абрамову в частности.  Да пусть простят меня. Они поймут.    я знаю.                                                                                                                                                             С Ув.
  23. Талантливая поэма, доказывающая работоспособность автора. Действительно, литература.Но почему "Эпос"? Удивительно, что сама автор уверенно выступает, везде говоря об "эпосе". Правда, теперь это понятие толкуют очень уж расширительно. Если эти и есть род авторского эпоса, то он решительно отличается и от Лённрота, и от Кройцвальда. У вепсов нет мифологии - здесь её элементы сочинены. Не только всё это о медведе. Не только о "потусторонних кланах". "У нас, у вепсов, кукушка объединяет мир живых и мертвых" - такого даже Винокурова осторожно не написала. Важно понимать, что это всё не вепсское, это зайцевское. Что совсем не плохо. Автор ясно указала на это в конце: Starinoita teile vepsäks, midä eilend, то есть: Рассказать вам по-вепсски о том, чего не было.Нет таких вепсских имён - Вир, Талли, Айра, Анни. И не доказать, что были, даже фантазируя на топонимической основе. Бард, Айра - это же из Пулькина, кажется? А уж то, что Вирова жена - лопарка - это верх творческой фантазии.Текст, в основном, авторский. Фольклорные вставки и стилизации попадаются нечасто. Непонятно, как можно в текст авторского эпоса вставить авторское произведение другого человека, и его "разрешение" тут ничего не меняет. После многократного издания своих стихов вполне городской человек Валентина Васильевна народным сказителем уже называться не может...И вот ещё что: "я написала трогательные строки" - нескромно как-то.Вот как-то так.
  24. Это никакой не эпос, а дурная по виду поэмка, построенная на фантазиях автора. Это опасно, читать будут и думать, что у вепсов и правда так было.
  25. И ничего страшного! Какой ни есть, но эпос-то свой! ;) Есть одна северная страна, которая, например,  и вовсе присвоила себе чужой эпос. Наверное, как контрибуцию, за уничтожение языка данного народа на своей территории…. ;) Все, типа, как у братьев – братьев Каина и Авеля. ;)   
  26. Опанька дорогой, а у Лённрота сколько чистой отсебятины? Он кого из основных героев придумал? Никого. Всё карельское. А тут одна фантастика авторская. "Какой ни есть, но эпос-то свой!" - да не свой никакой. У вепсов нет и не может быть народного героического эпоса. И эта поэмка никакого национального духа не поднимет, ничему не поможет. А судить по ней будут о вепсах. Это скверно. 
  27. Искренне рад тем, что сатрап Вами был опознан безошибочно! ( опаньки еще раз, настоятельно, отмежевался от ассоциации данного государства и финского народа в частности, так как  большая часть финского народа, зри, генетические карелы!!!) ;)Однако, поверьте, и у дедушки Элиаса отсебятины так же предостаточно. Только мы, с нашей временной позиции, воспринимаем отсебятину ту, как данность. Ну и не режет отсебятина эта глаз наших!;)ПС. Случилось так, что опаньки, как большой карельский шовинист, вообще считал, что весь есть малая карельская субэтнось, но, судя по всему, опаньки ошибался. :)В добрый путь, весь - путины дети! :) 
  28. А судить по ней будут о вепсах. Это каким  образом? Те, кто в состоянии ее прочитатать и так о вепсах имеют преедставление, а те, кто не в состоянии, то и судить по этой книге ничего не смогут.
  29. ;)  а те, кто не в состоянии прочесть,  будут судить по гаранту. Еще примеры нужны? ;)ПС. Сами-то Вы читали? ;)
  30. Не читал, не настолько полиглот, но и писать голословно, что поэмка "дурная" не готов. Видимо скоро увидим эпосы води и ливов, год эпосов опятть же. Ну и весь не больше карельский субэтнос, чем карелы финский.
  31. Зачем спорить? Про субэтносы речь обычно заходит тогда, когда кто-то кого-то хочет ассимилировать и ищет для этого предлог поуважительней.)
  32. Страницы