В Эстонии хотят улучшить защиту священных мест Эстонской традиционной религии Maausk

Жертвенный камень в священной роще рядом с деревней Самма в Вырумаа. Фото с сайта Maavald.ee

Правительство Эстонии рассматривает пакет поправок в законодательство страны, направленных на улучшение режима защиты священных мест Эстонской традиционной религии Maausk ("Родная вера"). Об этом Инфоцентру FINUGOR сообщил активист общины ЭТР Maavalla Koda, координатор Международного Консультативного комитета финно-угорских народов от Эстонии Андрес Хейнапуу.

По его словам, в Эстонии сейчас находятся под охраной государства до 500 объектов, имеющих сакральное значение для приверженцев ЭТР. Охрана их осуществляется сразу по двум направлениям: и как природных объектов, и как исторических, археологических, культурных памятников. Однако действие ранее принятой госпрограммы охраны природных священных мест заканчивается в этом году, поэтому активисты ЭТР инициировали внесение поправок в законы об охраняемых природных объектах и об историко-культурных памятниках с целью создать фактически новый вид охраняемых объектов - священные объекты Maausk. Приверженцы Maavalla Koda предлагали принять отдельный закон по культовым местам Maausk, передать ведение этих объектов в некий новый орган государства и принять новую программу их защиты и обустройства. "Но мы понимаем, что при существующих возможностях эстонского государства это нереально, поэтому пошли путем внесения поправок в действующие законы", - отметил собеседник.

Священное дерево в Вана-Вырумаа вблизи границы с Латвией. Фото с сайта Maavald.ee

"Суть наших предложений в том, чтобы лучше защитить священные места, сделать их более удобными, доступными для членов Maausk. Ведь если другие памятники истории мертвые, то наши священные рощи живые, в них ходят люди. Пока же если речь идет об объекте в природном заповеднике - например, священной роще - то доступ туда без специального разрешения закрыт, нельзя разводить костры и т.д. А если это археологический памятник, то археологи однажды придут и раскопают его, фактически, уничтожат - а ведь для нас это святое место", - пояснил А.Хейнапуу.

По его словам, пока инициатива приверженцев ЭТР натолкнулась на обычные бюрократические проволочки. "Никто не хочет исключений в своей вотчине", - заметил активист по поводу позиций ведомств, ответственных за охрану природных объектов и историко-культурных памятников.

Также не удалось ускорить процесс принятия поправок в парламенте. "Мы попытались дать кому-либо из депутатов проект поправок с тем, чтобы его поскорее внесли в парламент и рассмотрели, но почему-то никто не захотел заниматься этим вопросом. В результате дело идет обычным путем, сейчас происходит согласование в правительстве - это занимает очень много времени, и не знаю, когда поправки дойдут до парламента", - резюмировал А.Хейнапуу.

Моление

*** По данным исследования Евробарометра в 2005 году, Эстония имеет самый низкий показатель среди европейских стран по доле населения, верующей в единого Бога, - всего 16 процентов. Зато жители Эстонии отличаются верой в разнообразные сверхъестественные силы, окружающие людей, - таковых насчитали 54 процента. Впрочем, согласно опубликованным результатам переписи населения 2011 года, в Эстонии 29 процентов населения отнесло себя к приверженцам какой-либо конкретной религии, причем православие вышло на первое место (16 процентов), на втором месте лютеранство (10 процентов). 54 процента жителей страны в возрасте 15 лет и старше не относят себя ни к одной из религий. По сравнению с 2000 годом до 14 процентов возросло число тех, кто не хотел отвечать на вопросы о религии. Отношение к религии осталось неизвестным почти у 2 процентов населения.

Календарь "языческого летоисчисления" древними рунами. Выпускается Maavalla Koda

Maavalla Koda приводит данные опроса, проведенного в 2002 году по заказу парламента Эстонии, согласно которым 11 процентов респондентов назвали Эстонскую традиционную религию "наиболее близкой сердцу". В том же году Талиннский университет провел исследование "Окружающий мир и мы": 82 процента опрошенных заявили, что природа вокруг священна, а ее объекты имеют души.

Опрос 2010 года, проведенный по заказу Совета церквей Эстонии, показал, что 20 процентов назвали Maausk "подлинной религией эстонского народа".