Колтта-саами вышли в Интернет

В Интернете 13 августа по адресу kolttasaamelaiset.fi открылся веб-сайт Фонда культуры колтта-саами, сообщили Инфоцентру FINUGOR в Обществе М.А.Кастрена (Хельсинки). Дизайн сайта разработал Теро Рискиля, наполнением страниц контентом будет заниматься Фонд. Не все страницы пока актуальны, но уже сейчас можно найти обширную информацию на многих страницах сайта.

Фонд культуры колтта-саами был основан в 2008 году. Цель его создания - оказание поддержки и ревитализация колтта-саамского языка и культуры колтта-саамов, обеспечение их сохранения в будущем. Фонд занимается поддержкой акций и проектов в населенных пунктах Севеттиярви, Неллим и Кеваярви в коммуне Инари на севере Финляндии, где проживают колтта-саами.

Справка Википедии:

По информации, озвученной на конференции «История и современное положение саамов-скольтов», прошедшей 18 октября 2011 года в Мурманске, общее число скольтов составляет около 1000 человек: 600 — в Финляндии, 250 — в России, 150 — в Норвегии. По другой информации число скольтов в Финляндии составляет 500 человек, в России — 400 человек.

В настоящее время колтты (скольты) живут в Финляндии в населенных пунктах Севеттиярви, Кевяярви, Неллим и их окрестностях, в России — в Мурманской области (на севере и западе Кольского полуострова), в Норвегии — в деревне Нейден.

Колтты относятся к восточной группе саамов. Их исконный язык — колтта-саамский, однако на нем могут в той или иной степени говорить лишь около 400 человек в Финляндии (язык общения финских колттов — в значительной степени финский) и около 20 человек в России. Российские саамы говорят на так называемом нотозерском диалекте колтта-саамского саама. Среди нейденских колттов носителей языка уже не осталось.

Традиционные промыслы саамов-скольтов — оленеводство, охота и рыболовство.

В XIX веке колтты в Норвегии подвергались насильственной норвегизации. Как сказал в 2011 году епископ Пер Оскар Хёлос, «в Норвегии нет другого меньшинства, как сколты, жившего в условиях такого угнетения со стороны местного населения и государства в целом».

По Тартускому мирному договору между РСФСР и Финляндией (1920) земля колттов была разделена границей на две части: западную (Петсамо) перешедшую к Финляндии, и восточную, перешедшую к Советской России. Граница стала серьезным препятствием для занятия колттами традиционными промыслами, нарушив тем самым их уклад жизни.

До Второй мировой войны на колтта-саамском говорили в четырех деревнях в районе Печенги, в том числе в Петсамо (Печенге) и Суоникюля. После cоветско-финской войны (1939—1940), Финляндия утратила свою часть полуострова Рыбачий, а после cоветско-финской войны (1941—1944) Финляндия передала СССР область Петсамо. Перед передачей этой территории Советскому Союзу, саамское население было эвакуировано в деревни Инари, Севеттиярви и Неллим в общине (коммуне) Инари.

В настоящее время большинство колттов придерживаются православной веры. Традиция православия связана с деятельностью Трифона Печенгского (Трифона Кольского, 1495—1583), который крестил колттов и других саамов в в XVI веке и почитается как «Просветитель лопарей».

Известным колтта-саамским писателем был Аскольд Бажанов (1934-2012), который творил на русском языке.

Читайте также:
Loading...