Оньыжа народа мари Анатолий Иванов: Развиваясь, мы идем вперед

Председатель Всемарийского Совета – Мер Каҥаш Анатолий Иванов подвёл итоги работы марийского общественного движения в 2013 году. Статья на марийском языке первоначально вышла на странице газеты «Марий Эл». Его можно прочитать на сайтах – http://mer-kanash.ru и http://mari-arslan.ru.

*                             *                          *

- В нашу жизнь всё настойчивее входит понятие «глобализация» и постепенно становится одной из ведущих тенденций современного социально-экономического развития. И это уже касается не только западных народов, но и затронуло малочисленные народы финно-угорских народов. Если ещё 100 лет назад каждый народ отличался своим нарядом, по вышивке на одежде можно было определить род человека, теперь и  в деревнях каждый день не увидишь даже на пожилых женщинах платья с марийскими вышивками. В благодарность, ещё участники самодеятельных коллективов иногда надевают марийские наряды, а в праздники можно встретить марийскую интеллигенцию в костюмах с марийской вышивкой. А что говорить о языке? Традиции соблюдают только в деревнях, также культработники пытаются их сохранить, но уже чувствуется веяние нового времени.

И численность народа уменьшается. По сравнению с 1989 годом, в 2010 году численность народа мари уменьшилась на 14,3 процента, с 2002 по сегодняшний день – на 9,4 процента (56 тысяч человек). Значит, каждый год народ мари уменьшается на семь тысяч человек! Это же население одного посёлка. Причин много.

Есть вина и общественных организаций: иногда не хватает храбрости, плохо ведётся работа с родителями, которые не хотят учить своих детей родному языку. На самом деле, 25 процентов представителей мари своим родным языком называют русский. Таких у народа коми 40 процентов, у удмуртов – 38, у мордвы – 35 процентов. По сравнению с другими финно-угорскими народами мы, мари, больше уважаем свой родной язык. Получается, нельзя говорить, что общественники совсем ничего не делают. В этом большая заслуга активных людей, учителей, марийской интеллигенции.

Что сделал Всемарийский Совет?

Основная задача Всемарийского Совета: сохранение и развитие национального самосознания, традиций и обычаев предков, языка, культуры народа. При этом среди других марийских организаций Мер Каҥаш выполняет роль главного, поэтому в компактно заселённых народом мари  регионах активно работают члены Совета - они выполняют одну из трудных задач по сохранению народа мари в субъектах страны.

В настоящее время важно развитие чувства толерантности, т.е. уважения и понимания между народами. В своей статье «Россия: национальный вопрос» (23 января 2012г.) Президент России Владимир Путин отметил: «Для России  – с её многообразием языков, традиций, этносов и культур – национальный вопрос, без всякого преувеличения, носит фундаментальный характер. Любой ответственный политик, общественный деятель должен отдавать себе отчёт в том, что одним из главных условий самого существования нашей страны является гражданское и межнациональное согласие». В силу всего сказанного, Мер Каҥаш несёт ответственность за марийцев, проживающих в разных уголках страны.

А чем занимается Всемарийский Совет? Марийские форумы можно назвать одним из главных мероприятий Мер Каҥаш по сохранению и развитию родного языка, культуры и традиций. Форум собирает активистов из всех регионов, где компактно проживают марийцы. Они обсуждают самые актуальные вопросы, определяют планы для работы.

В 2013 году Марийский форум прошёл весной и осенью. 24-25 апреля в Общественно-политическом центре Республики Марий Эл (г.Йошкар-Ола) поднимали тему «Общественная деятельность в сфере культуры» . Встреча проходила в рамках Межрегиональной научно-практической конференции «Состояние и проблемы марийской традиционной культуры». Так, были рассмотрены более обширные вопросы сохранения и развития культуры и народных традиций. Кроме этого, главный марийский карт Александр Таныгин рассказал о порядке проведения марийских традиционных праздников. А о работе марийских национально-культурных автономий Удмуртии, Татарстана и Ленинградской области проинформировали их руководители Анатолий Радыгин, Олег Третьяков и Раиса Факаева. Молодёжное крыло Всемарийского Совета организовало тренинг для молодёжи.

Во второй день форума состоялся Пленум Мер Канаш, где говорили об осуществлении планов IX Съезда марийского народа.

Осенняя сессия марийского форума прошла 1-3 ноября в Моркинском районе. В первый день во Дворце культуры п.Морки обсуждали итоги работы V съезда финно-угорских народов РФ «Финно-угорские народы России и сохранение стабильности многонациональности Российского государства». Во второй день в зале конференций администрации Моркинского района состоялся пленум Всемарийского Совета. Участники форума заслушали выступление главы администрации района Сергея Григорьева о жизни народа мари в районе. Руководитель методкабинета местного отдела образования Светлана Александрова в своём докладе подняла актуальные вопросы изучения родного языка в школах района.

Участники форума также посетили Коркатовский лицей, открыли мемориальную доску классику марийской литературы С.Чавайну в Аринской школе, познакомились с Литературно-этнографическим комплексом им. С.Чавайна в д.Чавайнуре.

Осенний форум завершился Общественными молениями в Новоторъяльском районе.

В регионах, компактно заселённых народом мари

В течение года была проделана большая работа в марийском мире, которая направлена на сохранение и развитие марийского языка и традиционной культуры народа мари. В начале года в Янаульском районе Республики Башкортостана местное отделение Всемарийского Совета провело общее собрание, где рассмотрели вопросы по выполнению плана 2012 года и определению задач на 2013 год. Встреча завершилась большим мероприятием, посвящённым первому главному редактору газеты «Война увер» на марийском, удмуртском и чувашском языках, крёстному альманаха «Марла календарь» («Марийский календарь») Валериану Васильеву.

Выступая перед собравшимися, я отметил: «В целях сохранения нашего родного языка мы в первую очередь должны прививать любовь и уважение молодого поколения к языку, народу, его культуре. Это – большая работа школ, которую мы только вместе сможем развивать. Работники культуры, общественники более настойчивее должны вести просветительскую работу в области национальной культуры. Мы должны знать традиции своих предков. Таким образом, сможем передать их новому поколению и продлить жизнь народ на многие века».

22 июня в Актанышском районе Республики Татарстан собрался президиум Мер Каҥаш – была дана оценка работе активистов Всемарийского Совета. В следующий день члены президиума приняли участие в Республиканском празднике Семик в д.Мари-Суксы. От имени Всемарийского Совета вручил благодарности местным активистам.

В Нефтекамске Республики Башкортостан активная работа ведётся членом Всемарийского Совета, главным редактором газеты «Чолман» Игорем Губаевым. В апреле 2013 года провели День национального героя, в июне – Агавайрем, Пеледыш пайрем. В ноябре прошёл месяц марийской культуры: в школах состоялись фестивали, посвящённые марийской культуре, дети писали сочинения о родном народе и его героях, знакомились традициями предков. Всё это завершилось 30 ноября во Дворце культуры большим мероприятием, организованным под руководством И.Губаева. В этот день также праздновали 25-летие Марийского национально-культурного центра Башкортостана. В честь праздника первый заместитель мэра Нефтекамска Ш.Халитов вручил компьютер. Слова благодарности произнесла депутат Государственной Думы РФ Лариса Яковлева и пожелала дальнейших успехов в нелёгкой деятельности по сохранению и развитию языка, культуры, традиций народа.

В честь Дня матери также были организовано много значимых, интересных мероприятий.

В местах компактного проживания народа мари представители Всемарийского Совета проявляют достаточно большую активность. Июнь прошлого года в Мишкинском районе Башкортостана запомнился большим праздником Сабантуй (Агавайрем), а в Янаульском районе – праздником Сӱрем. Летом в с.Калтаса более тысячи человек собрал вместе Межрегиональный фестиваль «Ший кандыра» («Серебряная верёвка»), а потом в Калтасинском районе прошёл вечер воспоминаний к 100-летию со дня рождения марийского писателя Аптулая Пасета. В декабре – Межрегиональный конкурс «Яндар йӱк – 2013», где своё мастерство проявили молодые таланты в области исполнения песен на родном языке.

20-летие местной марийской общественной организации и ансамбля «Чолман йӱк» отметили в апреле прошлого года в г.Сарапул Республики Удмуртия. В этом же месяце в Алнашском районе было организовано мероприятие, посвящённое 20-летию Фестиваля марийской культуры и ансамблю «Варалей». В июне в Граковском районе отпраздновали Семик. В ноябре в г.Ижевске прошли пленум Союза удмуртских марийцев и фестиваль марийской культуры.

В апреле представители народа мари Пермского края под руководством Всемарийского Совета собрались вокруг круглого стола для обсуждения вопросов по сохранению и развитию Фестиваля марийской культуры и марийской традиционной религии.

Фестиваль марийской культуры, посвящённый композитору Д.Кульшетову, прошёл в мае в г.Уржум Кировской области. А в июне Пижанском районе отметили Пеледыш пайрем (Праздник цветов). Август по традиции связан с поклонением национальным героям Акпатыру и Полтышу в с.Большой Кетяк Малмыжского района и городе Малмыж.

Марийская национально-культурная автономия Санкт-Петербурга под руководством Мер Каҥаш также провело много мероприятий: например, в апреле – День национального героя, в мае – во время Дня города Агавайрем и фестиваль «Ший кандыра» («Серебряная верёвка»), в сентябре – фестиваль «Шӧртньӧ шыже» («Золотая осень»).

Молодое поколение

16 мая в Царевококшайском кремле (г.Йошкар-Ола) прошла акция «Мый марла ойлем» («Я говорю по-марийски»). Организаторами выступили общественная организация «ВийАр» и молодёжное крыло Всемарийского Совета. Участники акции могли проявить себя в национальных играх, петь и плясать. В мероприятии приняли участие в основном студенты вузов, также по инициативе директора Верхушнурской школы Советского района, члена Всемарийского Совета Валерия Галкина учащиеся его школы порадовали своим выступлением.

7 июня впервые прошёл Пеледыш пайрем (Праздник цветов) для детей под названием «Изи мӧр пеледыш» («Маленький цветок клубники»), который собрал детские коллективы из разных уголков Марий Эл. Каждый из них поделился своим мастерством. В 2014 году детский Пеледыш пайрем должен пройти в Сернурском районе. А инициатива такого праздник исходит от члена Мер каҥаш В.Галкина.

Один из значимых и крупных мероприятий Всемарийского Совета с марийской молодёжью – V Всероссийский слёт марийской молодёжи. Он открылся 6 июля при Сотнурской школе Волжского района. По традиции собралось около 120 молодых представителей народа мари со всего марийского мира. В течение недели они учились быть лидерами, работать в команде, управлять своим временем. В этот раз тема встречи была связана с Молодёжным Правительством, а итогом работы стали проекты, разработанные участниками Слёта.

С.Чавайну – 125 лет

2013 год в марийском мире запомнился как год основоположника марийской литературы С.Г.Чавайна. В честь 125-летия со дня рождения писателя были организованы и проведены Всемарийским Советом и Министерством культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл различные мероприятия. Праздник открылся 28 июня в п.Морки большой конференцией. Артисты Республиканского театра юного зрителя показали спектакль «Чавайн» по пьесе Г.Гордеева. Участники конференции также посетили д.Чавайнур и музей-комплекс им. С.Чавайна, где обсуждали традиционные вопросы по сохранению и развитию родного языка, культуры, традиций и обычаев народа.

В рамках конференции прошёл конкурс чтецов «Яндар йӱкан турийже» («Жаворонок со звонким голосом»), посвящённый С.Чавайну.

6 октября в честь Чавайна прошёл ещё одни большой праздник в Чавайнуре в литературно-этнографическом комплексе им. С.Чавайна. В нём приняли участие родственники писателя. Гости праздника посадили саженцы в роще, о которой писал Чавайн в своём стихотворении «Ото» («Роща»). А любители спорта пробежали 125 км. от Йошкар-олы до Чавайнура.

Деятельность Мер Каҥаш в Марий Эл

Язык живёт – народ жив, язык умрёт – не будет и народа. Так говорят в народе. Мы об этом не должны забывать, наша задача: быть продолжателями своего рода, народа. Мы обязаны сохранить наш язык, культуру и традиции для наших детей, внуков. С этой же целью представители Всемарийского Совета в начале 2013 года встретились со студентами Марийского государственного университета. Они поделились работой Мер Каҥаш, говорили о возможности стать активистом марийского общественного движения.

2 февраля прошлого года в п.Сернур вокруг «круглого стола» «горячо» таже обсуждался вопрос по сохранении и развитию родного языка, преподавания его в школах, вузах Марий Эл. В нём приняли участие директора, учителя школ, представили министерства образования и науки республики, местной администрации, преподаватели Марийского государственного университета.

В феврале также состоялась научно-практическая конференция по вопросам языка в Общественно-политическом центре республики. Бурную дискуссию вызвал у собравшихся учителей марийского языка и других активистов доклад заместителя министра образования и науки Марий Эл Александра Иванова. Некоторые учителя поделились своим опытом работы.

В День театра большое количество марийской интеллигенции собрали у бюста М.Шкетана (г.Йошкар-Ола) для возложения цветов.

По решению президиума Мер Каҥаш, 5 апреля Марийский национальный театр драмы им. М.Шкетана показал спектакль «Морко сем» по пьесе М.Рыбакова во Дворце культуры Моркинского района. После спектакля состоялись обсуждения на тему «Развитие марийской культуры».

26 апреля весь марийский народ отмечает День национального героя. В этот день марийские активисты зажигают свечи и возлагают цветы у памятников нашим героям. А в Олорской средней школе Параньгинского района в прошлом году провели на республиканском уровне конкурс «Марий талешке» («Марийский герой»), где определили самых активных молодых людей района. При этом парни отличились и в  интеллектуальной игре, и в спорте. В наступившем году такие соревнования должны пройти в каждом районе республики.

Надо отметить работу Союза женщин мари «Саскавий». Им проведено много мероприятий, связанного с популяризацией роли женщины (бабушки, мамы, сестры) в современной жизни. Представители Союза проводят вечера с участием известных мариек, посвящённые их судьбам. В декабре гостьей первой встречи стала диктор Марийского телевидения Роза Рябцева, чей голос знаком не одному поколению жителей республики. А в журнале «Марий сандалык – Марийский мир» выходит блок "Саскавий", который рассказывает о жизни известных женщин и простых тружениц.

Доброй традицией Общественного объединения «Марийский национальный конгресс" стало открытие мемориальных досок не только в городе, но и в деревнях.

Для сохранения марийского духа многое делают землячества. Особо хотелось бы отметить работу Горномарийского землячества. Врачи, юристы, спортсмены и культурные работники, проживающие в г.Йошкар-Оле, не только помнят свою малую родину, но и выезжают в район, разговаривают с местным населением, проверяют их здоровье, при необходимости помогают лечиться. При этом такие встречи согревают марийские песни и танцы.

Активизировалось Новоторъяльское землячество под руководством В.Наумова. И другим землячествам желаю в новом году быть активными и  укрепить связь с родной стороной.

Один из основных праздников народа мари – Пеледыш пайрем (Праздник цветов). В 2013 году республиканский праздник прошёл 15 июня. Он был юбилейным: исполнилось 90 лет со дня проведения первого Праздника цветов в Йошкар-Оле.

В день Пеледыш пайрем главные улицы столицы Марий Эл превращаются в поляны с разными цветами и вокруг поют соловьи. Представители каждого района, региона одеваются в самые нарядные марийские костюмы, приглашают с собой гармонистов, барабанщиков, вспомнив песни предков, поют, пляшут.

Кто чему горазд! Праздник цветов восхваляет трудолюбивых, талантливых людей. В этот день наградили учителей марийского языка и литературы, коллективы марийских национальных школ, отличившихся рабочих и предприятии сельского хозяйства, самых активных общественных деятелей. Прошёл конкурс между кудо - подворьями, где можно было познакомиться с изделиями мастеров декоративно-прикладного творчества. Также были организованы национальные детские и спортивные игры.

26-28 сентября в г.Саранске прошёл V съезд финно-угорских народов РФ. В нём приняли участие самые активные представители финно-угорских общественных движений.  Народ мари был представлен в количестве 51 человека из Республики Марий Эл, Башкортостана, Татарстана, Удмуртии, Кировской области, Пермского края, г.Санкт-Петербурга. Они работали в разных секциях – поднимали актуальные вопросы сохранения и развития финно-угорских народов.

10 декабря в г.Йошкар-Оле отметили 15-летие со дня официального празднования Дня марийской письменности. Знаменательно, накануне праздника в прошлом году впервые в истории развития марийской письменности прошло всеобщее написание диктанта на марийском языке «Марла чын возена» («Пишем правильно по-марийски»), где приняло участие более 500 человек в разных уголках Марий Эл и страны в целом, также Австрии. Победителей отметили на Дне марийской письменности, который прошёл в Республиканском театре юного зрителя (г.Йошкар-Ола). Среди победителей были журналисты, литераторы, учителя и учащиеся.

13 декабря в с.Шиньша Моркинского района открыли бюст первому председателю ЦИК Областного Совета Марийской автономной области Ивану Петровичу Петрову в честь его 120-летия. Деньги для бюста были собраны при продаже билетов на благотворительных концертах в п.Морки и г.Йошкар-Оле. Мероприятия прошли по инициативе Всемарийского Совета и землячества моркинцев в Йошкар-Оле при поддержке Марийского национального театра драмы им. М.Шкетана и Администрации Моркинского района.

Активисты Мер Каҥаш участвовали и в других масштабных мероприятиях, которые были организованы в 2013 году. Например, принимали участие в организации и проведении юбилеев известных людей, Межрегионального слёта «Марий юнкор-2013», праздников деревень.

Мы очень часто говорим о сохранении и развитии родного языка. На самом деле за нас это никто не сможет сделать. Мы сами должны уважать и знать свой язык и передавать его нашим детям и внукам. Как говорится, всё в наших руках! Кто нам запрещает изучать язык, читать книги на марийском языке, выписывать газеты и журналы на родном языке такие, как «Марий Эл», «Кугарня», «Ямде лий», «Ончыко», «Марий сандалык – Марийский мир», «Кече-Солнышко» и т.д.

У Всемарийского Совета на 2014 год намечены большие планы по сохранению и развитию языка, культуры, традиций и обычаев народа мари.

Нам надо больше уважать в себе свою индивидуальность, т.е. отношение к определённому этносу!

Пусть год будет плодотворным! Удачи нам!

Комментарии

  1. Цитата "...На самом деле, 25 процентов представителей мари своим родным языком называют русский. Таких у народа коми 40 процентов, у удмуртов – 38, у мордвы – 35 процентов. По сравнению с другими финно-угорскими народами мы, мари, больше уважаем свой родной язык. Получается, нельзя говорить, что общественники совсем ничего не делают. В этом большая заслуга активных людей, учителей, марийской интеллигенции..." Анатолий Николаевич, общественники Всемарийского Совета на самом деле мало что делают...Тусовками избранных на всемовзможных финно-угорских мероприятиях и пафосными речами культуру народа не сохранишь и не приумножишь...А то,что народ еще хранит свою культуру-заслуга простого народа,рядового мари, который в силу своего упрямого характера еще цепляется за свое,родное...Вас совесть не мучает вообще,за народ?
  2. Мер Канаш несет ответственности за марийцев во всех уголах страны!!! Что мешает наладить взаимоотношения с Марий Ушемом, московским землячеством и другими? Или за марийцев состоящих в этих органирзациях в ответственности не несете? Какими бы они не были  они также ратуют за народ мари.
  3. В установлении памятника Валериану Васильеву Мер Канаш вообще никак не участвовал - деньги на него собирали мари в районах Башкортостана. А отчитывается, будто за свое дело.
  4. То, что появился такой годовой отчет - однозначно факт хороший. Иванов в этом выгодно отличается от всех предыдущих Оньыжа. Похвально и то, что отчет опубликован на марийском языке. 
  5. факт хороший, если учесть что на него работают два освобожденных от других обязанностей и высокооплачиваемых человека, состоящих в штатах общественно-политического центра Марий Эл людей, это Мочаев В. и Иванов В..  а также Куклина Э. и статья ее рук дело.
  6. Понятно... У Козлова таких преференций и освобожденных помощников не было, а духа боевого, задора в марийцах тогда было больше. 
  7. А кто он такой то вообще, не слышал раньше ничего про него. Козлова я знаю и уважаю, очнь многое для нашего народа делает.
  8. Анатолий Николаевич.Побывайте в Коми, посмотрите как там относятся к государственному языку народа коми, может тогда хватит воли и внесете законопроект и в Марий Эл об обязательном изучении марийского языка всеми жителями республики, а мы поддержим.Как Всемарийский Совет поддержал братьев Удмуртов, ведь они тоже  встали на защиту удмуртского языка?
  9. К сожалению, в работе общественности ничего конкретного: одни цветы и конференции...
  10. МЕР канаш стал фиктивной организацией. Марийцы сами по себе, мер канаш сам по себе живет. Ответственность  за народ мари несут не активисты мер канаша.
  11. Поро кече всем!Больше уважать в себе свою  индивидуальность......Да сегодня для всех нас важна согласие и активная жизненная позиция каждого мари. Ибо только совместными усилиями, оказывая друг другу поддержку мы можем обустраивать Республику. Богатейшее культурное наследие, сотни имен, которыми нельзя не гордиться, ко многому нас обязывает. В краю Чавайна, Колумба, Эшпая и др. это в двойне принципиально. Поэтому в Республике поддерживают одеренную молодежь, проводятся музыкальные конкурсы имени знатных земляков и т.д. Желаю успеха в воплощении в реальность намеченных планов на 2014 год. Быть добру!
  12. Министерство финансов разработало законопроект, согласно которому губернаторов предлагается увольнять за долги. Проект закона был сегодня опубликован на портале раскрытия правовой информации."Президент Российской Федерации вправе отрешить высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) от должности в случае, если в результате действий (бездействия) <...> реализуемые меры плана восстановления платежеспособности субъекта Российской Федерации не привели к сокращению просроченной задолженности по долговым и (или) бюджетным обязательствам", - говорится в законопроекте.При этом право увольнять у президента будет тогда, когда долги превысят 10% от суммы доходов бюджета региона. Ранее Министерство финансов уже заявляло, что у российских регионов накопилось слишком много долгов. В конце декабря министр финансов огласил данные, согласно которым дефицит бюджетов регионов РФ в 2013г. может составить 300-400 млрд руб., а в 2014г. - 210-220 млрд руб."Регионам сейчас как никогда сложно, потому что они недополучат от плановых назначений около 1 трлн руб. по налогу на прибыль. Вместо его роста на 10-12% мы получили падение - минус 15%. При этом расходная база регионов растет", - сказал министр финансов.Напомним, что в октябре 2013г. власти Смоленской области обратились к фракции "Единая Россия" в областной думе с просьбой содействовать списанию долга региона перед федеральным бюджетом. По словам вице-губернатора Игоря Скобелева, сумма задолженности превышает 21 млрд руб., что составляет 60% от годовых доходов региона. На обслуживание долга в 2014г. планируется потратить 850 млн руб."Государство списывает долги беднейшим африканским странам, а своим регионам - нет, требует отдавать. Я считаю, что это неправильно. Тем более что госдолг сегодня - проблема не одной Смоленской области, а целого ряда регионов", - заявил И.Скобелев.Читать полностью:http://top.rbc.ru/politics/13/01/2014/899102.shtml
  13. Ого! Так это открывает отличную возможность обратиться с таким предложением по Маркелову - у РМЭ долги скоро составят почти 100% бюджета.
  14. Хех, рассмешили, пятиклассник сочинение "Как я провел лето" лучше раскроет и отчитается, чем здесь понаписали :)  А один факт раскрылся: вот думали на некоторых людей, что ставленники правительственные, так оно и есть  - не зря фамилии их в статье озвучены, ох, не зря....
  15. "Мер Канаш" ничего не сделал и в РБ, все делалось активистами на местах по велению души. Почему тут вошел в отчет Сабантуй (Агавайрем), Сӱрем, фестиваль «Ший кандыра» («Серебряная верёвка»), вечер воспоминаний к 100-летию Аптулая Пасета и тем более «Яндар йӱк – 2013»?!
  16.  Статья заслуживает внимания, трепетно все описано. К личности Анатолия Николаевича у меня нет вопросов, он достойный человек, даже при том, что мне не удалось голосовать за его кандидатуру на последнем Всемарийском съезде в связи с закрытостью работы представителей "Мер канаш" в регионе Санкт-Петербург и Ленинградская область.  Но есть моменты, которые я обязана поправить у редактора и составителя статьи, чтобы исправить надуманное и своевольное присвоение Санкт-Петербургского и областного марийского движения. 1. Хочется задать вопрос: кем же они, члены и представители МАОО "Мер канаш",  себя считают? До этого столь частым было упоминание о себе , как о "марийской элите", а сегодня они себя называют «марийская интеллигенция». Это два разных понятия. На заметку: "Интеллигент" во втором издании словаря В. Даля, как «разумная, образованная, умственно развитая часть жителей» (см. сл. Даля 1881, 2, с. 46).2. "Мер Каҥаш несёт ответственность за марийцев, проживающих в разных уголках страны." - Какую ответственность несет данная организация за ситуацию в СПб? Что предприняла МАОО "Мер канаш" за пять лет, чтобы гармонизировать ситуацию разногласия в СПб? Ситуация до сих пор не стабильна.3. Очень смутная информация и абсолютно неграмотное предложение: "Марийская национально-культурная автономия Санкт-Петербурга под руководством Мер Каҥаш также провело много мероприятий: например, в апреле – День национального героя, в мае – во время Дня города Агавайрем и фестиваль «Ший кандыра» («Серебряная верёвка»), в сентябре – фестиваль «Шӧртньӧ шыже» («Золотая осень»)."Я, как представитель марийской молодежи от СПб и ЛО, не могу себе позволить оставить без внимания подобное высказывание о своем регионе. Не буду говорить об уровне этих мероприятий; о том, как активно земляки и мари желают их посещать,о впечатлениях уважаемых гостей, но в защиту этой организации я обязана высказаться:Во-первых: "Марийская национально-культурная… автономия …провелА ..".Во-вторых: какая именно Автономия? (где информативность,ценность статьи?)– Общественная организация местная Марийская национально-культурная автономия муниципального округа Большая Охта г. Санкт-Петербурга «Ош кече». Источник: http://to78.minjust.ru/node/2730). Единственная общественная организация, которая зарегистрирована как местная  НК автономия.В третьих: "...Агавайрем..."- прошу, уточняйте, что это Марийское моление "Агавайрем", иначе люди других национальностей не поймут что это за мероприятие в день города. Также не буду комментировать  сочетание в один день обрядового праздника и светского.4. «…под руководством Мер Каҥаш…»- как активист многих лет впервые вижу подобную фразу(!), чтобы МАОО "Мер Канаш" руководил Автономией Санкт-Петербурга (!). Вы даже не способны заглянуть в достоверные источники, чтобы убедиться в достоверности информации о правильном названии автономии, чтобы так заявлять.  Я считаю, что это элементарное не уважение к деятельности руководителей автономии, которую вы упоминаете!Редактору: Редактор, вы можете взять ответственность за Отчет, чтобы не пострадала репутация организации? Хочется даже спросить - кто-либо читал кроме составителя эту статью? Даже по своему региону могу сказать, что это кидание высокопарными словами. Высший орган управления, коим вы себя называете, обязан хотя бы раз в год задуматься о том, что вы пишете и о ком пишете. Я по данной статье вижу, что регион Санкт-Петербург и Ленинградская область вас не интересует как потенциальный регион для сотрудничества по уровню упоминания о нем в своей статье. Также, к теме отчетов, имею право высказаться об отчетах, которые мне удалось слышать на Всемирном Конгрессе Ф-У народов 2012(г.Шиофок) и Конгрессе Ф-У народов РФ 2013(г.Саранск), что это не отчеты о деятельности. Простите, если грубо выскажу лично свое мнение, то это "Сочинение на тему, как нам, марийцам хорошо живется сегодня в Марий Эл и за ее пределами", т.к. не было упоминания ни об одной проблеме, только восхваление себя. Должна быть здоровая критика проблем и здоровые результаты от их решения. В другом случае организация будет терять свой рейтинг среди других.Я рада, что активная группа земляков, с которой работаю я,  не имеет никакого отношения к данной статье, к данной организации и к данным "интеллигентам" . Могу пожелать в следующем году нанять специалиста по составлению отчетов. P.S. Мне даже не хочется скидывать вам, хотя я обещала В.А.Мочаеву 21.12.13, свой богатый план мероприятий на 2014 год, чтобы, не дай бог, вы от своего имени опубликовали и сказали, что вы его составили. Я ценю свой труд, надеюсь, что все активисты и люди, искренне желающие сохранить традиции нашего народа в своих регионах,  станут ценить свой труд бережнее.С уважением ко всем, Орина Мирнова. 
  17. Поро кече!Марийцы станьте близкими друг для друга, любите друг друга. Помогайте друг другу. Наша сила в сплочении и единстве. Именно сплоченность была гарантией нашего самосохранения в течение многих тысячилетий. Благодаря этому мы шагнули в сегодня. Давайте научимся ошибки говорить в лицо, а хвалить за спиной! Славные имена Чавайн, Шкетан, Колумб,Эшпай и др. Чтобы мы дорожили этими именами, гордились родством с ними и были достойны их памяти. Быть добру!
  18. Поро! Ну-и-ну-у! Нестыдно было путать, кто первый гредактор первой марийской газеты "Война увер". Как это вы "сумели" приписать Валериану Васильеву? Организатором, спонсором и редактором был Павел Глезденев? Неужели такие неучи? И "Война увер" никогда не издавалась на чувашском языке. Что с вами, мерканашовцы... Теперь уже, когда вдруг отпраздновали 100-летие газеты "Марий Эл", наверное, убедились, что гнали пургу оказали неуважение к истории родного народа мари. Хотя львиную долю из того, что сделали марийские общественники, просто и нагло приписали себе.