Потаенная Финноугрия. Немда-река

У краеведов-славянофилов есть мнение, что река Вятка, да и сам Вятский регион получили свое название от имени славянского племени вятичей. Однако археологии историки доказали, что вятичи, да и вообще все древние славяне никак не могли оказаться в тех местах, где сейчас расположен город Киров. Исконными жителями этой земли были финно-угорские народы.

Так что же означает название Вятка?

В эпоху раннего средневековья (IX-XIII века) бассейн реки Вятки населяли племена древних марийцев и удмуртов. Одно из удмуртских племен называлось «ватка», что и послужило основой для наименования главной реки и самого края. По другой версии, удмуртское племя «ватка» именовалось от реки. Есть несколько гипотез объясняющих этимологию этого названия. Например, по одной из них в основе лежит удмуртское слово «вод» — выдра, бобр. Лингвист М. Фасмер возводил слово «вяда» к древне-финно-угорскому «венто» — медленный, спокойный, глубокий.


Антропологический облик жителей Вятской земли в раннем железном веке (Ананьевская культура)

Согласно другой версии в языках финно-пермской группы существует диалектное слово «вете», что значит «вода». Это название родилось не в языке местных жителей, а в языке ближайших пермских соседей и преобразовано из того слова, каким они называли жителей реки (Вятки). В данном случае от слова «вете» образовывались другие, однокоренные ему: «видки», «ветке» или «ветьке», обозначавшие людей, которые живут вблизи этой реки, и по ее берегам.

В своем виртуальном путешествии в Вятскую землю остановимся подробнее на ее юго-западной марийской части – долине реки Немды.


Долина реки Немды

О ней рассказывает московский этнофутурист и краевед Андрей Малышев побывавший там прошлым летом.

Территория Кукарского (Ныне Советского) района изрезана множеством рек, ручьев, оврагов среди которых наиболее знаменита река Нёмда.  Необычный и неповторимый облик реки — высокие скалистые берега над голубой лентой воды, пещеры и карстовые воронки — связан с тем, что она на своем относительно небольшом пути 162 км течет по центральной зоне Вятского увала, к которому приурочен выход на поверхность таких карстовых пород, как известняки верхнеказанских отложений пермского возраста. Издавна эти земли населяли финно-угорские народы — мари, удмурты, являющиеся потомками культур раннего железного века  — Ананьевской, Пьяноборской и Азелинской.


Нижневодское городище

В ходе своей поездки с друзьями по святыням Кукарского района мы посетили Нижневодское городище, принадлежащее Ананьевской археологической культуре раннего железного века на реке Нёмда.

Подобно былинной скале кугыза Чумбылата Нижневодское городище представляет собой скальный утёс высотой 30 метров. Расположено оно вблизи деревни Фокино на куртом скальном правом берегу реки. Этот утес — окрайная часть древнего рифового массива. В его образовании главная роль принадлежит илистым отложениям, которые накапливались у подножия морских корраловых рифов.


Ров и вал городища

Со стороны материка городище защищено глубоким рвом и валом из земли вперемешку с камнем. С южной стороны конец этой насыпи подходит к огромным каменным ступеням. На одной из ступеней лежит камень правильной прямоугольной формы размером более 2 метров в длину и 1.5 метра в ширину.

Местные жители говорят, что под камнем лежит клад и закрыт подземный ход. Подземные ходы действительно не редкость на ананьевских городищах Вятской земли.

На соседнем Пижемском городище в устье реки Пижмы, между валом и обрывом высокого берега, археологами был открыт полузаваленный колодце образный ход, сложенный из больших, правильной формы, каменных глыб. Местное предание гласит, что их предки с этого городища имели подземный ход в слободу Кукарка, где жили их соплеменники.

Так это или нет, но археологи посчитали этот ход местом шаманских жертвоприношений.

Ещё до первых раскопок площадка Пижемского городища была изрыта крестьянами, которые искали клады и добывали кости жертвенных животных — кости десятками пудов отправлялись в Кукарку. Не считая костей и керамики, число находок на городище достигает 2000.

Обилие костей животных, обломков посуды, орудий труда свидетельствует о длительном пребывании тут людей, причём слоёв середины I тысячелетия до н.э. до X-XI вв н.э. перерыва в его обитании не было.

Вернемся к утёсу Нижневодского городища. Местная легенда гласит, что в этом городище, или как его называют местные «кургане» (от слова круг, так как насыпь вала идет полукругом, дугой), жили богатыри-великаны, древнейшие обитатели края.

Тут мы сталкиваемся с классическим сюжетом о панах-великанах, распространённой от Прибалтики и Севера, до Средней Волги и Урала, которая обозначает древний финно-угорский культурный ареал. (Смотрите статью Князья-великаны и каменный топор. Наши легендарные первопредки)

Существует множество рассказов о лежащих в этом утесе кладах, что они нередко показываются людям в различных образах, преимущественно в виде старика.

Рассказывают, что иногда на утёсе слышаться какие-то вопли, что мимо, по пролегающей внизу дороге, ночью нельзя проехать без невольного ужаса, от которого шапка сама падает с головы, о русалках, водящихся в Нёмде, протекающей у подножья городища, о том, что зимой в большие морозы из продушин в каменном берегу под утёсом выходит пар или дым, от дыхания, живущего в этих расщелинах или пещере Змея, иногда вылетающего с огненным хвостом…

Кстати главная достопримечательность городища, собственно утес над Нёмдой, носящий имя «Буржацкий» сейчас потерян, если не в научном отношении, то в эстетическом – определенно. В 1969 г., чтобы получить камень для строительных целей, директор совхоза «Фокинский» распорядился взорвать верхнюю часть утеса. В результате красивейший памятник природы был обезображен и к тому же совершенно напрасно: вместо камня люди получили осыпь мелкого щебня и пыли – эти известняки непригодны для строительства.

От взрыва обрушилась наиболее высокая часть утеса, образовался желоб, исчезли ступени, и пещера из которой ранее в морозы видели пар…

Буквально в паре сотен метров от городища находятся другие памятники природы. Это Бересняцкий водопад — глубокий, узкий каньонообразный овраг. Каменное дно этого каньона образует шесть уступов высотой (сверху вниз) – 1 м, 2,5 м, 1,5 м, 2,2 м, 4 м, 7,5 м. Это целый каскад водопадов, бегущих по каменному жёлобу ручья. Водопад назван именем бывшей деревни Береснята, которая некогда стояла в верховьях ручья.

Рядом с водопадом находятся скальные обнажения известняков. Там находится небольшая «стенка» высотой до 14 м, протяженностью несколько десятков метров.  По обе стороны от нее по лесу причудливо громоздятся лишь отдельные останцовые глыбы. Начинается она сразу от Буржатского утеса и тянется 250 м до оврага с водопадом у бывшей д. Береснята.

Обнажающийся здесь плотный монолитный массив в одном месте как бы разломился, образовав глубокую расщелину. Уникальность ее в том, что она представляет собой естественный срез немдинской пещеры, трещины оседания, только идущей не параллельно, а перпендикулярно речному берегу. Возможно эти неповторимые природные урочища, как и Нижневодское городище эпохи ананьинской культуры – одно из древнейших и малоизученных поселений финно-угров в Вятском крае, у наших предков использовались в их культовой практике. Об этом говорят многочисленные свидетельства большого числа посетивших это место туристов слуховых галлюцинаций.

Преимущественно, галлюцинации носят субъективный характер, чаще всего они возникают у одиночных посетителей городища во время прогулки по густому лесу, под живописным скальным массивом, на вершине которого и располагалось поселение древних. Изредка характерные звуки может слышать целая группа людей. Характер галлюцинаций-звуки многочисленных человеческих голосов откуда-то из глухого леса, шум крупного поселения.

Эти загадочные явления науке еще предстоит разгадать…
 

Регион: 
Автор материала: 
Читайте также:
ВОЙДИТЕ, ЧТОБЫ ОСТАВЛЯТЬ КОММЕНТАРИИ