"Мари", а не "черемисы". Что произошло 100 лет назад

В феврале 1918 года на национальном областном съезде народа мари, прошедшем в Казани, было принято решение заменить официально бытовавшее тогда название "черемисы" на национально-историческое имя "марий". Рост национального самосознания, стремление быть административно представленными в Советской России —​ всё это завершится через два года созданием Марийской автономной области. "Idel.Реалии" рассказывают, о чём мечтали и что делали представители марийской интеллигенции ровно сто лет назад.

О ВТОРОМ СЪЕЗДЕ

В 1918 году состоялось два съезда народа мари. Оба они прошли в губернском центре — Казани. Февральский должен был обсудить проблемы национальных воинских формирований мари, стал внеочередным съездом народа. Из-за неявки делегаций костромских, нижегородских и пермских марийцев его назвали национальным областным. Он проходил 12-24 февраля. На двенадцати заседаниях приехавшие делегаты обсуждали ситуацию в стране и губернии и важные для национальной культуры и просвещения вопросы.

ЧТО ПРЕДЛАГАЛИ ДЕЛЕГАТЫ

После недавних революционных событий в Советской России ещё сохранялась административно-территориальная система павшей монархии. Но в обществе уже обсуждались различные варианты её изменения. Марийский край в нынешних границах республики Марий Эл был поделён между тремя губерниями: Нижегородской, Вятской и Казанской. Уже на втором заседании представитель Помарской волости (нынешний Волжский район Марий Эл) заявил о необходимости исключить её из Чебоксарского уезда и присоединить к Царевококшайскому.

Следующее предложение касалось права каждого народа на самоопределение. Один из делегатов сказал о том, что представители мари могут и должны замещать административные должности на территории, населённой марийцами. Это диктуется тем, что "для выполнения сложных хозяйственных преобразований нужен административный аппарат, пользующийся полным доверием населения, а оно будет более доверчиво относиться к своей национальной администрации".

Собравшиеся обсуждали приближающийся рост цен на продовольствие, хлебную госмонополию и перспективу голода в некоторых районах с марийским населением. Предлагали провести точный учёт всех хлебных запасов, запретить частную торговлю хлебом и "кумышковарение" (самогоноварение).

Отдельное заседание на съезде было посвящено культурно-просветительской деятельности. Делегаты говорили о введении в школах родного языка, дошкольном воспитании, издании учебников на марийском языке и создании литературно-педагогического и историко-этнографического журнала, развитии литературного марийского языка.

Общественный деятель и педагог Иван Коведяев предложил финансировать различные национальные культурно-просветительские проекты за счёт Национального фонда, в который бы все представители мари перечисляли по 5 копеек каждый месяц.

ОТМЕНИТЬ НАЗВАНИЕ "ЧЕРЕМИСЫ"

На заседании 21 февраля 1918 года с критикой национальной политики самодержавия выступил литературовед и этнолог Владимир Мухин. В качестве примеров разжигания властями царской России межнациональной розни он привёл запрет украинского языка, уничтожение национальных польских просветительных учреждений, поощряемые антисемитизм и "рознь между армянами и татарами на Кавказе".

"Теперь не должно быть места политике национального угнетения, обрусительным тенденциям господствующей нации; нет места и национальной вражде… Вместо национальной конкуренции должно быть сотрудничество свободных народностей", — сказал Мухин. Он обратил внимание, что инициатива создания "Татарско-Киргизского штата" может разделить народ мари: "около ста тысяч восточных мари (башкирских) искуственно отрываются от остальной массы и, конечно, по осуществлении этого проекта не придётся говорить о нашем национальном объединении".

Владимир Мухин предложил создать "национальный комиссариат" народа мари и соблюдать национальную пропорциональность при формировании органов исполнительной и законодательной власти.

После доклада по национальному вопросу съезд постановил отменить существующее название "черемисы" ввиду его ненационального происхождения и заменить его на исторически-национальное имя "марий".

ЧТО ИЗВЕСТНО О СТАРОМ НАЗВАНИИ

Мари никогда сами себя не называли словом "черемисы", они считали это название оскорбительным.

Однако, в исторической литературе народ упоминается именно под этим названием. В 961 году хазарский каган Иосиф, перечисляя в письме платившие ему дань народы, упомянул "цармис". Летописец Нестор в "Повести временных лет" упоминает народ черемисы в числе других народов, платящих дань Руси.

Происхождения этого этнонима, считают лингвисты (окончательной версии нет), имеет уральские корни. Наиболее распространены трактовки: черемис — человек из племени чере (чар, сар) и — воинственный, лесной человек.

О САМОНАЗВАНИИ

Марий, мари — означает "человек", "мужчина", "муж". Учёные-лингвисты и историки говорят о том, что марийское население использовало для своей национальной идентификации именно этот термин и не принимало стороннее имя "черемисы".

"НУЖНО ГОРДИТЬСЯ, ЧТО МЫ БЫЛИ КОГДА-ТО ЧЕРЕМИСАМИ"

Этнограф Никандр Попов проанализировал информацию с первого съезда марийцев, состоявшегося в июле 1917 года в Бирске (нынешняя республика Башкортостан). Он изучил документы и сделал вывод, что уже тогда название "черемисы" употребляли считанные единицы делегатов. Это сделали несколько делегатов и гостей в начале съезда. А в последние дни работы перевес в употреблении "мари" был подавляющим, термин "черемисы" был попросту вытеснен из употребления.

— Понятия "нация", "национальность", "национальная организация", "национальная школа" и так далее стали привычными в средствах массовой информации, использовались и в общественной жизни. Некоторые участники первых съездов решились назвать марийцев нацией во многом под влиянием развернувшегося в стране национального движения. Гражданская же идентичность у мари к этому времени еще не сформировалась, — считает Попов. — Объективных причин назвать марийцев нацией к этому времени не было. Марийское сообщество должно было пройти как минимум культурную унификацию, индустриальную революцию, осуществить экономические преобразования, повысить образовательный уровень, развить национальную культуру, понять необходимость своего национально-государственного образования, осознать ориентиры самостоятельной политической деятельности в сфере государственной власти и экономики. Всё это не было характерно для мари.

Что происходило после решения поменять "черемисы" на "мари"? Прежде всего, перестраиваться пришлось соседям марийцев других национальностей, прежде всего русским. Поначалу они продолжали называть их по-старинке, но со временем переняли общепринятое новое название.

Название "черемисы" исчезло из официального и бытового оборота и в советское время считалось обидным и оскорбительным. Но сказать, что оно сейчас неизвестно для жителей Марий Эл, нельзя.

— Нужно гордиться, что мы когда-то были черемисами, — считает Никандр Попов. — Это был, прежде всего, свободолюбивый и воинственный народ. Достаточно вспомнить о 30-летней войне черемис, которую они вели после присоединения Марийского края в состав Московского княжества. Термин "Черемисские войны" ввели в оборот еще дореволюционные историки. Официальное признание самоназвания сыграло важную роль в национальном самоопределении народа, дало ощутимый толчок этнической консолидации, объединению усилий народа в формировании национально-культурной автономии, дальнейшему социально-экономическому и культурному развитию. В 1918 году просто не были известны многие факты из истории черемисов.

 

Народы: